мария александровна харьковская
Проектно-исследовательская работа «Лови момент» по фотографии
▼ Скачать
Тема проектно - исследовательской работы :
"Лови момент"
Содержание
1. Введение
2. Библиография
3. Из истории фотографии
4. Современная экологическая фотография
5. Экологические проблемы края глазами детей, через фотообъектив
6. Заключение
7. Список литературы
1. Введение.
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
Публикация «Проектно-исследовательская работа „Лови момент“ по фотографии» размещена в разделах
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Н. Луконин
Сегодня все мы, кто ответственен за наших детей, думаем о том, что ещё нужно сделать для того, чтобы пробудить в юных душах интерес к миру красоты, добра творчества.
С давних времен человек и природа тесно взаимосвязаны. Провозгласив себя царем среди всех живых существ, человек забыл, что сам является частью природы, венцом ее творения. Как сохранить природу? Как жить с нею в согласии? А может лучше научиться понимать её и бережно относиться к ней с самого раннего детства. В настоящее время слово «экология» чаще стоит в сочетании со словами «природа», и «окружающая среда». Но сама жизненная практика подсказывает, что экология природы несовместима без экологии души.
Человек – творец, хранитель, но он же и разрушитель. Открыть секрет гармонии с природой у взрослых получается не всегда, а вот детям это удаётся даже очень легко. В нашем проекте дети занимались фотографированием природы и природных явлений, через фотографии они старались привлечь внимание окружающих к красотам природы и экологическим проблемам. Ведь волшебство рассветов и закатов, дождя и радуги, сказочный мир растений и животных ещё на успели стать для них чем-то обычным. Ведь если не помочь ребёнку открыть в себе способность выражать свой восторг перед красотой цветов, деревьев, грозовых туч, то со временем художник в нём может угаснуть, а природа перестанет быть источником – питающим душу.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что повысить уровень экологической культуры детей и взрослых можно посредствам экскурсий, наблюдений, фотографии природных объектов.
Цель работы : создать условия для организации взаимодействия взрослых и детей с природой, и организации работы по улучшению экологического состояния природы посредствам фотографии.
Для её достижения необходимо решить следующие задачи:
-посетить департамент сельского хозяйства Брянской области и проконсультироваться со специалистами для выяснения экологического состояния нашего края;
-посетить завод "Брянск сельмаш";
-посетить ФГБУ "Центр химизации и сельскохозяйственной радиологии "Брянский" Мичуринского филиала ФГБОУ в Брянском государственном аграрном университете";
-посетить фотовыставку "Живи Брянский лес!";
-познакомиться с биографией фотографов-натуралистов Игоря и Николая Шпиленков;
-провести фотофиксационные работы по теме исследования;
-встретится и проконсультироваться с профессиональным фотографом;
-организовать фотовыставку в детском саду;
-целевые прогулки наблюдения и экскурсии в поселки Брянской области: Выгоничи, Журавка, Мичуринский, Ковщевское лесничество;
- связывая теоретический и практический материал, обобщить и систематизировать знания детей об экологии;
-провести тематические мероприятия "День березки ", "День Земли";
-помочь детям занять активную экологическую позицию посредством вступления в общество "Эколята - друзья природы".
-провести озеленение территории детского сада и субботник по уборке территории детского сада.
-создать фотокниги "Живая природа" и "Красоты нашего края" для просмотра в детском саду;
-создать альбом рисунков детей на тему "Природа нашего края";
-создать группы " Друзья деревьев" (совместно с родителями);
-принять участие в выставке поделок из природного материала "Осенняя фантазия";
Объект иследования: природные ланшафты и животный мир родного края.
Предмет исследования: экологические проблемы в природе.
Хронологические рамки: 01.09.16г. -15.03.17г.
Этапы создания работы : консультации с сотрудниками департамента сельского хозяйства брянской области Шаповаловым Сергеем Григорьевичем заместителем директора по экономическим вопросам, Поленок Анастасией Григорьевной ведущим специалистом отдела растениеводства, а также сотрудниками ФГБУ "Центр химизации и сельскохозяйственной радиологии "Брянский" Мичуринского филиала ФГБОУ в Брянском государственном аграрном университете" Прудниковым Петром Витальевичем доктором сельскохозяйственных наук, директором ФГУ "Брянскагрохимрадиология", Леоновой Натальей Васильевной -кандидатом сельскохозяйственных наук, начальником радиологического отдела, а также сотрудниками завода "Брянсксельмаш" Хоухлянцевым Денисом Юрьевичем заместителем генирального директора по продажам и маркетингу, Шулиным Андреем Сергеевичем заместителем начальника конструкторско- технического отдела,фотографом фотостудии Любишиным Алексеем Николаевичем, директором фотостудии "Светлячок".
Особым этапом данного проекта стало посещение фотовыставки "Живи Брянский лес", авторы Игорь Шпиленок, Николай Шпиленок. Посещение выставки вызвало у детей желание фотографировать природу, делать выставки фотографий, стараться обратить внимание окружающих на красоту природы, а также экологические проблемы.
Также была проведена серия целевых прогулок по городу Брянску и поселкам Брянской области, где проживают родственники детей, которые помогли детям провести фотофиксационные работы на местах.
Практическая часть состоит из создания фотокниг для проросмотра в детском саду: "Живая природа нашего края", "Красоты природы нашего края", фотовыставки в детском саду " Природа родного края глазами детей". Вступление в ряды общества "Эколята - друзья природы". Создание групп из семей воспитанников "Друзья деревьев" для ухода за деревьями на территории детского сада. Проведение мероприятий "День земли" и "День березки".
Отличительной чертой работы является использование программ: С. Н. Николаевой "Юный Эколог", Н. А. Рыжовой "Наш дом природа", а также учебного пособия "Азбука природолюбия" Т. В. Зотовой, благодаря которой воспитанники познакомились с героями-эколятами друзьями и защитниками природы.
Структура работы : работа состоит из двух частей: текстовой(00 страниц) приложений (00наименований).В полном варианте работы помещено множество фотографий, фотоотчет о выставке "Живи Брянский лес", фотоотчеты о целевых прогулках и экскурсиях, фотокниги.
2. Библиография.
Используемую для создания работы литературу можно разделить на две группы:
-справочную: словари, энциклопедии, справочники. Среди них особенно хочется выделить Энциклопедию "Природа вокруг нас" авторы Клер Астон, Стив Паркер (Харьков, Белгород "Книжный клуб" 2007г.). С помощью этой энциклопедии дети познакомились с удивительным миром природных зон, узнали как разтения и животные приспосабливаются к различным условиям обитания, а также узнали какой урон природе наносит непродуманная хозяйственная деятельность человека.
Так же оказалась полезной иллюстрированная энциклопедия "Природа России" авторы Т. Романова, В. Свечников ("Махаон" 2015г.). В этой энциклопедии наиболее полно отражены представители флоры и фауны, встречающиеся на территории нашей страны.
Информация о фотографии бала получена из книги Фотография. Энциклопедия ("Росмен-Издат" 2004г.).
-методическая группа представлена программой С. Н. Николаевой "Юный Эколог" ("Мозаика-Синтез" 2010г., которая подчеркивает что, экологические знания — не самоцель, а лишь средство формирования отношения к природе, которое строится на эмоционально-чувствительной основе, проявляемой ребенком в разных видах деятельности.
Програмой Н. А. Рыжовой "Наш дом природа" (М. "ЛИНКА-ПРЕСС" 1996г.) , которая способствует воспитанию гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ней. Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней.
Благодаря учебнму пособию "Азбука природолюбия" Т. В. Зотовой ( Москва: Межрегиональная общественная орг. содействия сохранению природного наследия регионов "Природное наследие нации" : Русское географическое о-во, 2012г., воспитанники познакомились с героями-эколятами друзьями и защитниками природы.
3. Из истории фотографии.
Желание сохранить красоту быстротечной жизни создало удивительный вид искусства – фотографию. История фотографии - это захватывающая история зарождения и воплощения в жизнь мечты о фиксации и длительном сохранении изображений окружающих нас явлений и предметов, один из самых ярких и бурных этапов развития современной информационной технологии. Фотография оказала огромное влияние на развитие современной культуры, науки и техники, экологии.
Првый снимок был сделан в 1825 году, его автором был француз Нисефор Ньепс. В течении многих лет фотография развивалась и сегодня ни у кого из нас не вызывает сомнений тот факт, что художественная фотография является искусством, отражающим творческое видение фотографа как художника. Однако еще на заре развития фотографии в течение нескольких десятилетий о стоял вопрос о том, можно ли отнести фотографию к искусству или это просто не более чем средство фиксации и передачи информации об окружающем нас мире. Долгие годы потребовались фотографии на то, чтобы отвоевать собственное место в мире искусства, наряду со скульптурой, кинематографом, живописью и театром. Зато теперь любой фотограф может выразить свое отношение к окружающему миру и явлениях посредством таких средств фотографии как ракурс, цвет или выбор момента съемки. Это искусство предполагает наличие фотографа-художника. От него требуется тщательная избирательность, особое личностное "видение", позволяющее отличать достойное внимания от внешнего, случайного, неполного. Не каждый отснятый кадр становится художественным произведением. Так же, как художник постоянно, ежедневно делает эскизы, фотохудожник тренирует свой глаз, своё фотовидение мира. Ежедневная работа позволяет отшлифовать технику исполнения и выработать устойчивые принципы морально-этического и эстетического отношения к возможным объектам фотоискусства.
4. Современная экологическая фотография.
Многие современные фотографы снимают природу, но привлекли внимание ребят работы наших земляков, фотографов- натуралистов Игоря Петровича Шпиленока и Николая Петровича Шпиленока. А так же большое впечатление произвело знакомство с биографией этих фотографов. После посещения выставки "Живи брянский лес", авторами которой являются Игорь и Николай Шпиленок, у ребят появилось желание фотографировать природу.
Игорь Петрович Шпиленок основатель и первый директор заповедника "Брянский Лес". Он занялся фотографией еще в детстве и привела к этому удивительная история. Мысль начать фотографировать природу пришла к Игорю в 13 лет, когда в своих странствиях по весеннему Брянскому лесу он обнаружил удивительную поляну с сотнями подснежников. Ему показалось несправедливым, что эту красоту видит только он один из нескольких миллиардов людей, живущих на земле. Две недели он уговаривал бабушку купить камеру, но когда с новенькой «Сменой-8М» он вернулся на поляну, понял, что опоздал. На месте цветов выросла высокая летняя трава. Целый год он ждал следующей весны и одновременно учился фотографии. 25 апреля 1974 года он вернулся на поляну и не поверил своим глазам. На месте подснежников чернела перевернутая гусеницами тракторов почва, громоздились штабеля свежесрубленной древесины. Это было одно из самых сильных отроческих потрясений, определивших его будущую жизнь. С тех пор фотокамера — его сильнейший и верный союзник в борьбе за спасение Брянского леса — того места, где он родился и живет.
У Николая Петровича Шпиленка свой особый подход к фотографии. В дальних и экзотических странах он побывал, снимал там продуктивно, его репортажи публиковались в "ГЕО" и "Вокруг света", но экзотика его мало задела. Свою главную тему - Брянский лес - он начал развивать еще в школьные годы. Причем сначала его съемки шли по всему Брянскому лесу, потом он начал работать в радиусе двадцати-тридцати километров от своего лесного дома, а последние годы ему хватает интересных тем в радиусе одного километра от порога. Он почти не снимает тех животных, которых принято снимать крутым фотографам : зубров, медведей, лис, кабанов и орлов. Зато на ежиков или комаров может потратить многие месяцы. Николай может провести несколько часов стоя в озере в болотных сопагах, стараясь получить эксклюзивный кадр, напримнр рождения стрекозы из личинки или полета комара. Не чурается снимать жителей местных деревень. Его фото-очерки, которые появились в результате длительного наблюдения за животными, птицами, насекомыми, растениями Брянского леса, - прекрасный материал, чтобы рассказать своему ребенку о том, как живут комары, стрекозы, жабы, сорокопуты, аисты.
Для того чтобы поделиться своими впечатлениями от увиденного на прогулках и экскурсиях, ребятами было принято решение фотографировать природные объекты и природные проблемы.
Во время фотографирования мы узнали интересную историю лебедей на Ковшовском озере. Эту историю мы напечатали в учительской газете.
5. Экологические проблемы края глазами детей, через фотообъектив.
Во время прогулок и экскурсий ребята обратили внимание на то, как много мусора в лесу, в парках, за городом. Проводя выставки фотографий, ребята привлекали внимание взрослых и детей к данной проблеме. Проблеме мусора в лесах и парках посвящена серия фотографий. Так же проводились субботники с родителями по уборке и озеленению территорий, чтобы частично решить эту проблему.
Так же ребята узнали о Чернобыльской катастрофе. Прошло уже более тридцать лет с того самого момента как произошла авария. Брянская область числится одним из самых экологически неблагополучных регионов: чернобыльское облако накрыло, что называется, «с головой» фактически треть территории области. Две другие трети тоже оказались затронутыми. Основными загрязнителями стали долгоживущие радиоизотопы. Из хозяйственного оборота пришлось вывести 35 тысяч гектаров земли, включая 16 тысяч гектаров пашни. Загрязнёнными оказалась почти треть лесов региона. Об этом мы узнали в департаменте сельского хозяйства Брянской области, а в лаборатории "Химизации и сельскохозяйственной радиологии" в Брянском государственном аграрном университете нам объяснили, что на сегодняшний день некоторые ранее загрязненные земли уже можно распахивать. Так же мы рассмотрели карту загрязненных земель. Во время экскурсии на завод "Брянсксельмаш" Хоухлянцев Денис Юрьевич нам объяснил что для обработки земель,которые долго не использовались, выпускаются специальные гусеничные комбаины.
6. Заключение.
В результате выполненной работы нам удалось доказать гипотезу исследования: повысить уровень экологической культуры детей и взрослых можно посредствам экскурсий,наблюдений, целевых прогулок, фотографирования природных объектов. деревьев".
А так же нам удалось посетить департамент сельского хозяйства Брянской области и проконсультироваться со специалистами. Посетить завод "Брянсксельмаш", так же проконсультироваться со специалистами завода, от которых мы узнали какие трудности встречаются в обработке запущенных земель и какая техника для этой цели выпускается. Мы посетили ФГБУ "Центр химизации и сельскохозяйственной радиологии "Брянский" Мичуринского филиала ФГБОУ в Брянском государственном аграрном университете", где много узнали о чернобыльской аварии и её последствиях. Воспитанник группы Николай Харьковский вместе с семьёй посетил фотовыставку "Живи брянский лес" и поделился с ребятами своими впечатлениями. Также ребята рассмотрели фотографии с выставки. Воспитанники познакомились с биографией фотографов Игоря и Николая Шпиленок обратившись к интернетсайтам. Нам Удалось встретиться и проконсультироваться с директором фотостудии "Светлячок" Любишиным Алексеем Николаевичем.
Ребята из своих фотографий организовали в детском саду фотовыставку "Природа родного края глазами детей". Так же были проведены целевые прогулки наблюдения и экскурсии в поселки Брянской области: Выгоничи, Журавка, Мичуринский, Ковщевское лесничество, на которых ребята фотографировали экологические проблемы, природные объекты, которые производили на них наибольшее впечатление. Проведены мероприятия: "День Земли", "День Берёзки",создано общество "Эколята - друзья и защитники природы, проведён праздник вступления в ряды эколят. Так же, совместно с родителями проведены субботники по уборке и озеленению территории детского сада. Созданы фотокниги "Живая природа" и "Красоты нашего края", альбом рисунков детей на тему "Природа нашего края"для просмотра в детском саду. Созданы группы " Друзья деревьев" (совместно с родителями,каждая семья принявшая участие в этом мероприятии взяла на себя обязанности по уходу за определенным деревом или кустарником. Ребята приняли участие в выставке поделок из природного материала "Осенняя фантазия".
Одной из главных задач проектно - иследовательской работы было : помочь детям занять активную экологическую позицию, что удалось благодаря фотографированию. Особо трудоёмким и интересным был процесс фотографирования живой и неживой природы, природных явлений. Воспитанники поняли, что иногда мы просто не замечаем окружающей нас красоты. Например мы никогда не замечали как красиво цветет голубая ель, хотя ели растут в соседнем дворе. Ребята готовы были ждать интересный кадр, так мы поджидали пугливых Ковшевских лебедей. Воспитанники не побоялись выскочить в град на улицу чтобы его сфотографировать. Фотофиксационные работы велись на протяжении, после чего ребята сделали выводы:
- необходимо беречь природу;
-необходимо соблюдать правила поведения в природе;
-нельзя быть равнодушным к экологическим проблемам, необходимо прилагать активные действия по улучшению состояния природы;
-можно и нужно делиться с окружающими своими впечатлениями с помощью фотографии.
7. Список литературы.
1. Астон К., Паркер С. энциклопедия "Природа вокруг нас"/Харьков, Белгород "Книжный клуб" 2007г.
2. Жданова, И. К. Географический атлас для детей "Мир и человек"/И. К. Жданова. -М. : Винницкая картографическая фабрика, 1991.
3. Зотова Т. "Азбука природолюбия" / Москва : Межрегиональная общественная орг. содействия сохранению природного наследия регионов "Природное наследие нации" : Русское географическое о-во, 2012г.
4. Молодова Л. П. "Игровые экологические занятия с детьми"/Минск "Асар" 1996г.
5. Масленникова О. М., Филиппенко А. А. "Экологические проекты в детском саду" издание 2-е / Волгоград "Учитель".
6. Николаева С. Н. "Юный Эколог"/ "Мозаика-Синтез" 2010г.
7. Рыжова Н. А. "Наш дом природа"/ М. "ЛИНКА-ПРЕСС" 1996г.
8. Романова Т., Свечников В. энциклопедия"Природа России" /"Махаон" 2015г.
9. Хеджкоу Д. " Фотография. Энциклопедия. ""Росмен-Издат" 2004г