Пугачева Оксана Юрьевна
Проектно-исследовательская деятельность «Маленький муравей в большом мире» с детьми 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие 1.
Тема «Маленький гость».
Цель: Расширение представлений детей о насекомых на примере муравья.
Задачи:
- Развивать интерес к предстоящей совместной деятельности.
- Формировать умение понимать и принимать цель деятельности и необходимость получения новых знаний.
- Активизировать, уточнять и расширять знания детей о муравьях.
- Учить слушать других детей, принимать отличное от своего мнение.
- Учить задавать вопросы по поводу совместной деятельности.
Публикация «Проектно-исследовательская деятельность „Маленький муравей в большом мире“ с детьми 5–6 лет» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Муравьи. Все о муравьях для детей
- Муравьи. Конспекты занятий
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2020
- Вовлекать детей в совместную деятельность по составлению плана действий в доступной наглядной форме.
- Способствовать развитию у детей стремления обсуждать увиденное и услышанное, рассказывать о впечатлениях.
-Учить сравнивать образец с результатом, находить и исправлять ошибки (с помощью педагога).
- Развивать умение совместно давать эмоциональную оценку деятельности.
- Учить использовать полученную информацию в проектной деятельности.
- Формировать у детей бережное отношение к природе.
Образовательные результаты:
Дети:
- Проявляют интерес к предстоящей коммуникативно-познавательной деятельности.
- Учатся понимать и принимать цель предстоящей деятельности, обозначенной педагогом.
- Слушают и понимают речь педагога и других детей.
- Задают вопросы по поводу деятельности, высказывают возникающие затруднения.
- Делятся впечатлениями из личного опыта.
- Пытаются принимать мнения других детей.
-Сотрудничают с другими детьми в процессе деятельности, оказываю помощь друг другу.
- Участвуют в беседах и обсуждениях.
- Участвуют в определении последовательности действий предстоящей деятельности, учатся действовать по плану.
- Сверяют свои действия и результат деятельности с образцом под руководством педагога.
- Рассказывают о своих наблюдениях, действиях.
- Совместно с педагогом делают несложные выводы по результатам деятельности и, дают эмоциональную оценку деятельности.
Оборудование и материалы:
- Иллюстрации муравья, муравейника.
- Муляж муравья.
- Презентация о муравьях.
- Мультфильм «Путешествие муравьишки».
- Настольно-печатная игра «Букашки».
- Ноутбук.
-Фотоаппарат.
1. Орг. момент.
Стимулирование познавательного интереса детей. Загадка.
Педагог рассказывает детям о том, что сегодня с утра вместе с маленькими ребятами в детский сад пришёл еще кто-то более маленький, почти невидимый. Но несмотря на это у этого маленького гостя очень важные и трудоёмкие дела. Взрослый предлагает отгадать, кто же этот гость с помощью загадки:
Трудится с утра до ночи,
Строит дом высокий очень.
Муравейник – теплый дом,
Миллионы комнат в нем.
Строит кто? Скажи скорей!
Это крошка - … (муравей).
2. Основная часть.
2.1. Беседа о муравье.
Педагог организует беседу с детьми о муравье. В ходе беседы воспитатель интересуется у детей:
- Кто такой муравей?
- Где можно увидеть муравья?
- Как можно узнать муравья среди других маленьких насекомых?
Педагог просит детей поделиться друг с другом этими сведениями о муравье.
2.2. Рассказы детей о муравьях (личный опыт).
В ходе рассказов из личного опыта дети делятся друг с другом знаниями об изучаемом насекомом. Педагог уточняет и корректирует ответы детей.
2.3. Беседа по картинке.
Воспитатель выставляет муляж муравья и предлагает ребятам рассмотреть его и назвать внешние признаки, по которым муравей отличается от других насекомых:
- длинное тело, состоящее из головы с усами и щупальцами, спинки и длинного брюшка, 6 лапок.
На голове муравья имеются глаза. Но ни смотря на это, муравьи видят только на небольшом расстоянии (3-4 см). Хорошо ориентироваться муравью помогают усики (антенны). С помощью них муравьи чувствуют, из каких веществ состоит воздух а также потоки ветра. На 6 лапках есть коготки, Благодаря им муравьи способны цепляться за различные поверхности и ползти вверх.
2.4. Показ презентации о семье муравьёв.
Воспитатель, демонстрируя презентацию, рассказывает детям о том, что муравьи живут в семье, где каждый муравей выполняет свои обязанности:
Рабочих муравьё в муравьиной семье больше остальных. Они заботятся о других муравьях в семье.
У муравьёв-солдат большая голова. Они охраняют своё жилище от непрошенных гостей.
Главная в муравейнике — матка. Она откладывает яйца, из которых впоследствии появляются другие муравьи. Все муравьи беспрекословно ей подчиняются. А помогают выращивать и кормить маленьких муравьё муравьи-няньки.
Муравьи-пастухи выращивают домашних животных — тлю и цикад. Тля для муравья — это то же самое, что и корова для человека. Тли и цикад вырабатывают сладкое вещество, которое у них и забирают муравьи. Для тли и цикад муравьи даже сооружают жилища, в которых можно спрятаться от врагов.
Медовые муравьи похожи на бочки. Они хранят в себе жидкий сладкий корм, который отрыгивают его для других муравье, если те голодны.
2.5. Демонстрация мультфильма по сказке В. Бианки «Путешествие муравья». Обсуждение мультфильма.
2.6. Составление плана дальнейших действий.
Педагог спрашивает у детей, интересно ли им было сегодня познакомиться с муравьём и что бы еще они хотели узнать о маленьком насекомом. После предлагает вместе нарисовать понятный план, который поможет ребятам день за днём узнавать новые сведения о муравьях для того, чтобы сделать выставку своих достижений и показать её другим ребятам и своим родителям то, что смогли сами узнать и сделать.
Дети высказывают свои предложения, воспитатель помогает ребятам оформить свои мысли и нарисовать план действий на три дня. Демонстрирует образец рисунка, которым можно обозначить их сегодняшние действия.
3. Итог.
Педагог просит детей поделиться своими впечатлениями о деятельности, в которой они участвовали (вспомнить, что делали, зачем, что больше понравилось, а также отметить общие достижения всех детей на доступном уровне).
Также взрослый предлагает ребятам помочь ему подготовиться по плану на следующее путешествие в гости к муравьям : самостоятельно или при помощи других взрослых (родителей, нянь, бабушек и др.) узнать, как называется дом муравья и как он выглядит.
Занятие 2.
Тема «В гости к муравью».
Цель: Расширение представлений детей муравьях и муравейнике на основе распознающего наблюдения.
Задачи:
- Мотивировать детей к предстоящей совместной деятельности.
- Формировать умение понимать и принимать задачи деятельности и необходимость получения новых знаний.
- Активизировать, уточнять и расширять знания детей о муравьях, муравейнике.
- Учить задавать вопросы по поводу совместной деятельности.
- Способствовать развитию у детей стремления обсуждать увиденное и услышанное, рассказывать о впечатлениях.
- Учить использовать полученную информацию в проектной деятельности.
- Вовлекать детей в совместную трудовую деятельность по собиранию природного материала для изготовления муравейника.
-Закрепить способы работы с природным материалом.
-Развивать фантазию и творчество.
-Учить действовать по плану, по образцу.
-Учить сравнивать образец с результатом, находить и исправлять ошибки (с помощью педагога).
-Учить адекватно воспринимать оценку взрослым результатов деятельности.
- Развивать умение совместно давать эмоциональную оценку деятельности.
- Формировать у детей бережное отношение к природе.
Образовательные результаты:
Дети:
- Проявляют активность во взаимодействии друг с другом и педагогом для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Учатся понимать и принимать задачи предстоящей деятельности, обозначенные педагогом.
- Слушают и понимают речь педагога и других детей.
- Задают вопросы, необходимые для организации деятельности и сотрудничества друг с другом.
- Участвуют в беседах и обсуждениях.
- Пытаются высказывать своё мнение и принимать мнения других детей.
- Рассказывают о своих наблюдениях, действиях.
- Используют полученные ранее знания для реализации творческого практического задания.
- Проявляют фантазию.
- Действуют по плану и правилам проводимых игр.
- Сверяют свои действия и результат деятельности с образцом под руководством педагога.
-Учатся принимать различные роли в играх: победителя, побежденного.
- Сотрудничают с другими детьми в процессе деятельности, учатся бесконфликтным способам взаимодействия.
- Совместно с педагогом делают несложные выводы по результатам деятельности и, дают словесную оценку деятельности.
Оборудование и материалы:
- Иллюстрация муравейника.
- Муляж муравья.
- Презентация о муравейнике.
- Ноутбук.
-Корзина.
-Природные материалы, клей, ножницы, картон, пластилин
-Лупа.
-Фотоаппарат.
1. Орг. момент.
Педагог выставляет картинку с изображением плана 2 дня и просить детей вспомнить, чем сегодня на занятии согласно плану они будут заниматься. Он уточняет представления детей о предстоящей деятельности и выбирает помощников из тех детей, кто вместе с родителями смог выполнить задание узнать о муравейнике.
2. Основная часть.
2.1 Показ презентаций о муравейниках, подготовленных детьми вместе с родителями.
2.2 Наблюдение за муравьём на прогулке.
Педагог предлагает детям отправиться в гости к муравью на улицу. Он ставит детям задачу – ориентируясь на знания о внешнем виде муравья, попытаться отыскать его среди других насекомых и доказать, что это муравей.
Дети находят муравьев, сравнивают их с изображением муравья на картинке и муляже.
Воспитатель фотографирует маленького муравья и, увеличив его изображение, демонстрирует детям. Дети с помощью педагога доказывают, что найденное насекомое- муравей.
Дети наблюдают за муравьями, их способностью быстро передвигаться, их возможностью переносить строительный материал для муравейника больше и тяжелее своего размера и веса.
2.3. Подвижная игра «Шустрые муравьи».
2.4 Наблюдение за муравейником.
Воспитатель задаёт детям вопрос «Для чего муравьи собирают веточки? Куда они хотят их отнести?» и предлагает детям проследовать по пути муравья – к муравейнику.
Дети вместе с педагогом рассматривают муравейник снаружи. Воспитатель обращает внимание ребят на особенности строения муравейника : форму в виде конуса (кучи, мелко разрыхленную землю, мелкие веточки, соломенки и еловые иголочки, располагающиеся в муравейнике. Педагог рассказывает детям о том, что дом муравьёв большой, внутри его нельзя рассмотреть потому, что нельзя разрушать жилище маленьких насекомых, которые с огромным усердиям строят и ремонтируют свой муравейник на протяжении многих лет. Взрослый показывает картинку с внутренним строением муравейника. Объясняет, что одному муравью сложно построить муравейник. В строительстве участвует вся семья.
2.5. Сбор природных материалов для создания макета муравейника.
Педагог предлагает детям подумать, как самостоятельно можно сделать муравейник, похожий на настоящий и что для этого необходимо.
Воспитатель вместе с детьми находит и собирает в корзину такой же строительный материал (тонкие веточки, хвоинки, как собирают муравьи для своего муравейника.
Педагог раскладывает перед детьми собранный ими строительный материал, картон, ножницы, пластилин и предлагает подумать, как из всего материала можно сделать муравейник, похожий на настоящий.
2.6 Изготовление макета муравейника.
Воспитатель вместе с детьми обсуждают строительство будущего макета муравейника. Педагог показывает детям отдельные приёмы работы с бумагой, картоном, пластилином и природными материалами и помогает собирать муравейник.
3. Итог.
Педагог просит детей поделиться своими впечатлениями о деятельности, в которой они участвовали (вспомнить, что делали, зачем, что больше понравилось, а также отметить общие достижения всех детей на доступном уровне). Отмечает, что муравейник получился потому, что все дети действовали вместе, как муравьи в семье и в то же время каждый выполнял своё дело. Только так маленькие муравьи могут выжить вместе в большом мире. Взрослый просит детей продумать, а как это знание поможет им в их жизни. Дети высказывают вои мнения. Педагог подводит итог: Вместе интереснее и легче справится с любым делом.
Тема «Зачем муравью «колючий домик?».
Цель: С помощью элементарного эксперимента выявить свойства и особенности хвои, полезные и удобные для использования её муравьями в качестве строительного материала муравейника.
Задачи:
- Развивать у детей интерес к новым формам работы на занятии.
- Воспитывать интерес к природе, формировать бережное отношение к ней.
- Выявить внешние отличия листа лиственного дерева и хвоинки ели, исследовать свойства листа и хвоинки.
- Вызывать у детей желание рассказывать о своих ощущениях и впечатлениях об увиденном, услышанном, замеченном.
- Учить детей делать совместные выводы по результатам эксперимента и деятельности на занятии.
Образовательные результаты:
Дети:
-подготовлены к восприятию нового материала, заинтересованы предстоящей деятельностью.
- проявляют коммуникативную и познавательную активность в совместной деятельности.
- действуют по разработанному плану под руководством педагога.
- получают сведения о качестве природного строительных материалов муравейника посредством их сравнения и анализа в экспериментах.
- высказывают свои предположения, учатся формировать своё мнение по поводу проведения и результатов деятельности.
- совместно с педагогом делают несложные выводы по результатам экспериментов и деятельности в целом, дают эмоциональную оценку деятельности.
Оборудование:
- Картинка-план действий.
- Фотография муравейника.
- Листы лиственного дерева и хвоинки ели по количеству детей.
1. Орг. момент.
Педагог выставляет картинку с изображением плана 3 дня и просить детей вспомнить, чем сегодня на занятии согласно плану они будут заниматься. Он уточняет представления детей о предстоящей деятельности, предлагая их ответить на вопрос «Зачем муравью колючий домик?».
2. Основная часть.
2.1. Выставляется фотография муравейника. Педагог организует беседу с детьми.
В ходе беседы с детьми педагог предлагает детям ответить на вопросы:
- Почему у муравья колючий домик? Как они понимают выражение «колючий домик»?
- Из каких природных материалов состоит муравейник?
- Почему муравьи предпочитают строить муравейник из хвоинок?
Взрослый уточняет и корректирует ответы ребят, обращая внимание на то, что муравейник всегда похож на стог сена, по форме напоминает конус. Прежде всего, конус — отличная крыша, дождь скатывается по нему во все стороны, не позволяя скапливаться воде в одном месте и протекать внутрь муравейника. И таким образом муравейник остается защищенным от лишней влаги. Чем гуще трава и больше падает тени на муравейник, тем конус выше тянется к солнцу. Без солнца жизнь лесных муравьёв невозможна : они обязательно должны прогревать своих личинок и куколок. Для этого в солнечные дни их укладывают в самые верхние камеры. Куча, или конус муравейника, сложена из многочисленных хвоинок и палочек. Педагог предлагает ребятам узнать. Для чего муравьи укладывают конус муравейника хвоей с помощью небольшого эксперимента.
2.2. Эксперимент 1.
Перед каждым ребенком воспитатель раскладывает листок лиственного дерева или растения и хвоинку ели и просит детей поэтапно сравнить два листка по запаху, строению, прочности и ответить на вопросы:
- Какой листок издает аромат? Какой это запах?
- Как отличаются листок и хвоинка по цвету, размеру, форме?
- Что прочнее: листок или хвоинка? Листок и хвоинка предварительно рвутся.
Педагог объясняет детям, что хвоинки пахнут смолой, которая позволяет своим запахом отгонять других насекомых. Кроме того, смола липкая и позволяет муравьям склеивать между собой хвоинки на конусе муравейника. Она долго не позволяет гнить палочкам и хвоинкам, из которых состоит крыша муравейника. А прочные хвоинки, пропитанные липкой смолой, задерживают воду (капли дождя, не впитывают ее. Поэтому муравейник внутри под такой прочной крышей (форма –конус, хвоя со смолой) внутри остается сухим. Ну совсем как наши квартиры под прочной крышей во время дождя. На улице идет дождь, а мы сидим в сухом доме.
2.3. Эксперимент 2.
Педагог предлагает ребятам убедиться в том, что хвоя не намокает, не пропускает воду. Для этого просит одного ребенка вылить из небольшого стаканчика воду на тарелку, усыпанную хвоинками. Все дети наблюдают как вода скатывается с хвоинок и частично остается на поверхности хвои, но не проникает внутрь.
2.4. Выводы по результатам наблюдения.
Воспитатель просит детей поделиться своим мнением о том:
- какой опыт понравился больше.
- для чего проводили опыты.
- что помогли узнать нам эти опыты.
Педагог помогает детям прийти к выводу о том, что хвоя –прочный материал для строительства муравейников.
2.5. Подвижная игра «Муравьи в муравейнике».
По просьбе взрослого дети делятся на «муравьев» и «муравейник».
Муравейник : дети берутся за руки и образуют круг. Дети-«муравьи» заходят в круг.
По сигналу «утро» дети-«муравейник» поднимают руки вверх, а дети-«муравьи» выходят из круга и отправляются на работу; по сигналу «вечереет» дети-«муравейник» медленно опускают руки, дети-«муравьи» спешат попасть в круг до сигнала «ночь», когда дети-«муравейник» опустят руки вниз. Не успевшие «муравьи» выбывают из игры.
3. Итог.
Педагог просит детей поделиться своими впечатлениями о деятельности, в которой они участвовали (вспомнить, что делали, зачем, что больше понравилось, а также отметить общие достижения всех детей на доступном уровне).
Занятие 4.
Тема «Наши достижения».
Цель: Коллективное оформление выставки достижений детей в деятельности.
Оборудование и материалы:
-Картинки –планы действий.
-Фотографии с фиксацией детской деятельности.
-Рисунки, подделки, макет муравейника.
- Листочки с загадками.
- Коробка.
-Стенд для оформления работ.
1. Орг. момент.
Педагог выставляет картинку с изображением плана 4 дня и просить детей вспомнить, чем сегодня на занятии согласно плану они будут заниматься. Он уточняет представления детей о предстоящей деятельности.
2. Основная часть.
2.1. Ознакомление с предстоящей деятельностью. Сюрпризный момент.
Воспитатель ставит перед детьми большую коробку и говорит о том, что сможет открыть ее и показать содержимое после того, как ребята вспомнят и расскажут, чем же они были заняты на протяжении нескольких дней.
2.2 Составление коллективного рассказа по плану о проведенной деятельности.
Для этого взрослый последовательно раскладывает перед детьми четыре картинки с планом действий, которые педагог и дети придумывали вместе и просит одного ребенка рассказать с помощью картинок о том, что делали в 1 день, во 2, третий и чем будут заниматься в 4 день. Остальные дети слушают и помогают или исправляют в случае возникновения необходимости.
2.3. Педагог открывает коробку и показывает продукты детской деятельности : рисунки, подделки, макет муравейника, фотографии. Затем предлагает ребятам аккуратно разобрать коробку, разложив все материалы под соответствующей картинкой-планом. Воспитатель объясняет детям, что свои действия необходимо объяснять и проговаривать вслух для всех ребят.
Когда все работы будут разложены, взрослый положительно оценивает огромную работу всех ребят, объясняет, что одному ребенку было бы сложно её выполнить, а вместе они справились – также, как в дружной семье муравьев.
2.4. Оформление «выставки достижений».
Дети под руководством педагога оформляют выставку достижений продуктами совместной и индивидуальной деятельности (стенд и полочки).
3. Итог.
Под руководством воспитателя дети пробуют словесно оценить получившийся результат совместной деятельности и свой вклад.