Получи документы

Проектная работа «Шахматы для всех»

Зоя Михайленко
Проектная работа «Шахматы для всех»
▼ Скачать + Заказать документы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад № 2 «Теремок»

Творческий проект

ШАХМАТЫ ДЛЯ ВСЕХ

Автор проекта : Калинкина Полина

Руководитель: Михайленко Зоя Евгеньевна

Эльдикан

2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Титульный лист… 1стр.

2. Оглавление…. 2стр.

3. Паспорт проектной работы…3-4стр.

4. Введение… 5стр.

5. Основная часть…

Теоретический раздел 6-9

Публикация «Проектная работа „Шахматы для всех“» размещена в разделах

5.1. История возникновения шахмат

5.2. Шахматная доска и фигуры

Практический раздел … 10 стр.

6. Результат 11 стр.

7. Заключение…. 11стр.

8. Литература и интернет-источники 12стр.

9. Приложение № 1 13-14 стр.

10. Приложение № 2 15-16 стр.

Паспорт проектной работы

Руководитель проекта : Михайленко З. Е.

Участники проекта : дети старшей группы детского сада «Теремок», воспитатели, родители.

Вид проекта : среднесрочный (1 неделя, индивидуальный.

Проблема: Дома я часто наблюдала, как моя сестра Оля играет в шахматы. Мне очень понравилась эта игра, и я многое о ней узнала. Оказалось, что ребята нашей группы ничего не знают о шахматах. Мне очень захотелось познакомить их с шахматной доской и фигурами.

Тема: Шахматы для всех.

Цель: ознакомить детей старшей группы с игрой в шахматы.

Задачи:

1. Узнать из книг историю игры в шахматы.

2. Познакомить ребят с шахматной доской и фигурами.

3. Вызвать желание научиться играть в шахматы.

Методы работы : изучение художественной и научно-популярной литературы, просмотр видеоматериала, оформление «Шахматного альбома», сбор материала совместно с родителями. для «Шахматной шкатулки», изготовление атрибутов для «Шахматного театра», шахмат из кеглей, игра, инсценирование сказок.

Предполагаемый результат:

1. Воспитанники должны знать названия шахматных фигур (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король).

2. Знать шахматные термины : белое и черное поля, ход, партнеры, диагоноль, вертикаль, горизонталь.

3. Оформить «Шахматный уголок».

План работы над проектом

Этапы:

Подготовительный (1 день)

На данном этапе мы определили тему проекта, поставили цель, составили план работы и обеспечили ребят шахматными досками и фигурами.

Организационный (4 дня)

Мы изучали информацию о истории игры в шахматы и шахматных фигурах.

Вместе с родителями изготовили атрибуты для инсценирования шахматных историй.

Родители искали в сети интернет загадки и сказки про шахматы.

Посмотрели мультфильм «Смешарики в шахматном королевстве», Прослушали сказку «Сказка про шахматы и шаха».

Подготовили для шахматного уголка книги о шахматах.

Основной (4 дня одновременно с предыдущим этапом)

На основном этапе работы мы знакомились с шахматной доской и фигурами, с некоторыми шахматными терминами.

Рисовали шахматные фигуры для альбома.

Играли в дидактические игры про шахматы.

Изготавливали фигуры из кеглей.

Знакомились с загадками про шахматы.

Итоговый этап (1 день)

На итоговом этапе мы участвовали в постановке сказок из «Шахматного театра», используя изготовленные вместе с родителями атрибуты.

Продуктом нашей работы стало создание «Шахматного уголка.

Введение

Шахматы – интереснейшая игра с древнейшей историей, популярный вид спорта, которым увлекаются миллионы людей во всех уголках планеты. Учёными доказано, что игра в шахматы способствует развитию воображения и логического мышления, укрепляет память, учит сравнивать и планировать свою деятельность.

Неоспорима польза игры в шахматы для детей. Начиная увлекаться этой игрой в раннем возрасте, ребенок получает мощный толчок в развитии, как в интеллектуальном, так и в личностном плане.

Проблема поиска эффективных методов развития интеллекта очень актуальна в наше время. Идея использования игры в шахматы при формировании интеллектуальных способностей у детей успешно реализуется во многих странах мира.

Поэтому цель нашей работы – ознакомить детей старшей группы с игрой в шахматы, вызвать желание научиться играть.

В ходе работы дети узнают историю возникновения игры в шахматы, знакомятся с шахматной доской и фигурами.

Основными источниками информации о зарождении и правилах данной игры являются статьи С. Н. Гультяевой «История возникновения шахмат» на сайте «chessok.net» и «Шахматная доска и фигуры» на сайте «openchess.ru».

Игровые методы обучения детей шахматам подробно раскрыты в книге Сухина И. Г. «Шахматы Для самых маленьких» и мастер – классе по данной теме на сайте «dohcolonoc.ru/master-klasy».

В практической части ребята оформили «Шахматный уголок», куда вошли собрание книг о шахматах, «Шахматная копилка» с загадками, стихами, играми, сказками о шахматах, «Шахматный альбом» с нарисованными детьми шахматами, «Шахматный театр» с атрибутами для костюмированных шахматных игр и сделанные своими руками из кеглей фигуры для игры в шахматы.

Значимость нашей работы заключается в создании «Шахматного уголка», который является средой для развития интеллектуальных способностей детей нашего сада.

Важным достижением проекта можно считать возросший у детей интерес к шахматной игре и желание научиться играть в эту развивающую, дисциплинирующую игру.

Основной этап (Теоретический)

История возникновения игры в шахматы

В наше время существует множество шахматных сайтов, где можно узнать правила игры, историю её и даже научиться играть в шахматы в режиме онлайн.

Опираясь на большинство интернет – источников, можно сказать, что многие исследователи считают, что игра в шахматы возникла в Индии. Слово шахматы дословно переводится с персидского языка, как «властитель умер» (шаху мат).

О точном времени возникновения игры в шахматы до сих пор разгораются споры, но большинство учёных пришло сошлись во мнении, что шахматы возникли в первом веке нашей эры в Северной Индии.

Существует несколько вариантов легенд о появлении шахмат.

Первая легенда (chessok.net) гласит, что один умный крестьянин пришёл к королю и рассказал о чудесной игре.

Игра очень понравилась правителю, но взамен крестьянин просил выполнить одно условие, и тогда бы он рассказал более подробно о своей игре. Король согласился. Условия было такое: положить на каждую клетку шахматной доски зерно с таким учетом, чтоб с каждым разом количество зерен увеличивалось вдвое. То есть, на первую клетку - 1 зерно, на вторую клетку - 2 зерна, на третью клетку - 4 зерна, и так далее. Король рассмеялся и сказал, что без труда выполнит данное условие. Он приказал открыть царский амбар и позвал слуг. Все начали делать подсчеты, но поняли, что выполнить данное условие просто невозможно. Такого количества зерна нет на всей планете.

Король не выполнил своего условия, но крестьянин не расстроился и объяснил все досконально об игре в шахматы. В награду король выдал все запасы зерна из амбаров и отдал крестьянину.

Согласно второй легенде, шахматы были изобретены человеком по имени Сиса, воспитателем принца. Сиса создал игру, чтобы объяснить своему ученику, что король ничего не стоит без поддержки своих подданных.

В награду за изобретение Сиса попросил зернышко пшеницы за первое поле шахматной доски, два зернышка за второе, четыре за третье и так далее, удваивая число зерен с каждым последующем полем. Это казалось скромной просьбой, но выяснилось, что общее число зерен превышало весь мировой запас зерна!

В третьей легенде (2ls.ru/istorija-shahmat) говорится, что Индией правил молодой, легкомысленный раджа Баграм. Он постоянно воевал со своими соседями и почти довёл Индию до разорения. Придворные мудрецы придумали игрушечную войну (шахматы). Придумал эту игру хитроумный Назирь. Раджа с тех пор стал вести сражения лишь в шахматы и стал более сдержанным. В конце легенды Назирь захотел получить вознаграждение пшеничными зёрнами.

Как мы видим, в данных легендах различаются лишь лица, научившие властителя игре в шахматы, всё остальное же остаётся практически неизменным.

Многие ученые полагают, что современные шахматы произошли от древней игры "чутуранга", в которой было 4 игрока, а ходы делались в соответствии с результатами бросания игральных костей. Каждый игрок имел по четыре фигуры (колесница (ладья, конь, слон, король) и по четыре пешки. Ферзя не было вовсе. Для выигрыша в партии нужно было уничтожить всё войско противников.

Позже это игра стала называться «чатурраджа» (игра четырёх царей, и фигуры в ней уже стали располагаться на 64-клеточный доске, но в разных углах. Так как 64-клеточная доска появилась именно в это время, то возникновение шахмат принято датировать именно с этого момента.

К 11 веку шахматы стали известны всем странам Европы. В 15 веке появились первые шахматные клубы, а в 19 веке начали проводиться международные турниры.

Первый шахматный журнал «Паламед» начал издавать в 1836 году французский шахматист Луи Шарль Лабурдонне.

Первым чемпионом мира по шахматам стал Вильгельм Стейниц.

Знаменитыми шахматистами стали наши соотечественники: Александра Алёхин, Юрий Авербах, Анатолий Карпов, Гарри Каспаров.

Шахматная доска и фигуры

Шахматная партия играется на доске, состоящей из 64 попеременно белых и чёрных квадратов. Ряды полей называют линиями, которые могут быть вертикальными, горизонтальными и диагональными.

Вертикальные ряды полей-клеток обозначаются латинскими буквами от a до h слева направо, а горизонтальные ряды - цифрами от 1 до 8 снизу вверх. Соответственно каждое поле обозначается сочетанием этих букв и цифр.

Доска располагается так, чтобы у каждого партнёра справа было белое игровое поле.

Правая сторона доски (от играющего белыми фигурами) называется королевским флангом, левая — ферзевым.

В шахматах существует 6 разных фигур: король, ферзь, ладья, слон, конь и пешка. Ферзь и ладья считаются тяжёлыми фигурами, конь и слон лёгкими. Всего в шахматах два набора фигур – белые и чёрные. В каждом наборе по 16 фигур: 1 король, 1 ферзь, 2 ладьи, 2 слона, 2 коня и 8 пешек. Каждая из этих фигур ходит по шахматной доске по-своему.

Король – самая важная фигура на поле. Невозможность защитить короля от противника может привести к мату, а значит и к проигрышу. Ходит король только на одно поле по вертикали, горизонтали или диагонали. Шахматный король во всех языках обозначает верховного правителя.

Ферзь – вторая по важности фигура на поле. Слово "ферзь" в русский язык пришло из персидского. Предположительно, оно переводится как «мудрец, советник, визирь». Из Европы пришло к нам разговорное название ферзя – «королева». У этой фигуры самые большие возможности в плане передвигаться по полю. Ходит на любое число полей по вертикали, горизонтали или диагонали. Фигура обычно увенчана небольшим шариком в отличие от короля, который, как правило, увенчан крестом.

Ладья в индийской игре - это боевая колесница. Она изображалась вместе с упряжкой коней и правящей ею возницей. Видимо, отсюда произошло персидское название колесницы - рух. Та самая Птица Рух из сказок "Тысячи и одной ночи". И изображать фигуру тоже стали в виде птицы. А на Руси фигуру стали называть ладьёй, потому что изображением птицы Рух украшали нос древнерусского судна - ладьи. В Европе же эту фигуру принято называть ладьёй, что значит «башня». Ходит ладья на любое число полей по прямой, то есть только по вертикали или горизонтали. Фигура обычно имеет вид круглой крепостной башни.

Слоном в древних шахматах была фигура, изображающая боевого слона с наездником. Ее название на Руси перевели дословно, получилось "слон".

Но в Европе название не знали такого животного, поэтому перевели с персидского, как шут. В древних европейских шахматных книгах можно увидеть, что эту фигуру изображали как человечка в шляпе с бубенчиками. Позже в разных странах эта особа, приближенная к королю, получила более почетные звания: епископ, гонец, стрелок, охотник. В России раньше эту фигуру тоже принято было называть "офицер". Только потом за ней официально закрепили древнее русское название "слон". А вид фигурки оставили прежний, европейский. Поэтому шахматный слон похож не на слона (зверя с хоботом, а на человека в высокой шляпе (епископа, офицера).

Ходит слон на любое число полей по диагоналям. В начале игры у игрока два слона, и каждый ходит по своим диагоналям, один по светлым, второй по темным. Верхняя часть имеет вид капли с заострением вверх, напоминая собой одежду священника.

Конь. В древних шахматах эта фигура изображала собою "кавалера" - всадника на коне. Со временем ее изображение упростили, оставив только коня. Но во многих европейских языках шахматного коня продолжают называть наездником. Ходит конь русской буквой «Г». Коня называют «прыгающей» фигурой, так как при ходе он может перешагивать через свои и чужие фигуры. Фигура имеет вид головы коня на подставке.

Пешка. Слово "пешка" однокоренное с "пеший", "пехота". Это название означает "пеший солдат". Ходит пешка на одно поле по вертикали только вперёд. Из исходного положения может сделать один ход сразу на два поля вперёд. Бьёт на одно поле по диагонали тоже только вперёд. Если в процессе игры пешка достигает последней горизонтали, то она превращается в любую фигуру, по желанию игрока, кроме короля.

Расстановка фигур

Первый горизонтальный ряд занимают фигуры, второй - пешки.

Начиная с крайней левой клетки фигуры расставляются так:

Белые фигуры - Ладья, конь, слон, ферзь, король, слон, конь, ладья.

Черные фигуры - Ладья, конь, слон, король, ферзь, слон, конь, ладья.

Разница в местоположении короля и ферзя. Чтобы запомнить расстановку обычно говорят, что Ферзь любит свой цвет, то есть белый ферзь стоит на белом поле, черный - на черном.

Ходом называют перемещение фигуры с одного поля на другое, свободное либо занятое фигурой противника. Ход на поле, занятое фигурой противника, означает ее взятие, и она должна быть немедленно снята с доски. Первым делает ход партнер, у которого белые фигуры. Затем, пока игра не закончится, ходы делают поочередно. Цвет фигур партнеров в любительских партиях определяется жребием. Ход считается сделанным, когда играющий, переместив на свободное поле фигуру, отнял от нее руку.

Практический раздел

Работа над практической частью проекта по ознакомлению с шахматами началась с чтения сказки «Про шаха и шахматы», которую нам прочитал воспитатель. Из сказки мы узнали о том, что игра в шахматы появилась в Индии, и придумал эту интересную игру для шаха Шеран – Ширхана придворный мудрец.

Далее началось знакомство с шахматными фигурами. Я рассказала ребятам, как называются шахматные фигуры. Мы придумывали, на что они похожи. Запомнить названия фигур нам помогли загадки, которые собрали наши родители в «Шахматную копилку».

Чтобы лучше запомнить названия фигур, мы играли в дидактические игры («Чудесный мешочек», «Приглашение на бал», «Большая и маленькая», «Запретная фигура», «Школа», «По росту», рисовали шахматные фигуры и предметы – ассоциации, на которые они похожи, создавая «Шахматный альбом».

Дома вместе с родителями мы изготавливали атрибуты для инсценирования пьесок из «Шахматного театра». Для этого мы переделали известные всем народные сказки «Колобок», «Репка» и «Теремок».

Немного пофантазировав, мы изготовили из кеглей шахматные фигуры для игры.

Выучив названия всех фигур, мы приступили к знакомству с шахматной доской, на которой чередуются поля белого и чёрного цветов. Мы узнали, что ходить фигуры могут по горизонтали (слева направо, по вертикали (сверху вниз) и по диагонали (наискосок). Также мы научились правильно расставлять шахматные фигуры на доске.

Закрепляя знания о шахматной доске, мы выкладывали на доске линии, по которым двигаются фигуры; играли в игры «Кто быстрее расставит фигуры», «Какой фигуры не хватает», «Первый-второй» (придумали сами); из кубиков двух цветов выкладывали фрагмент шахматной доски; раскрашивали часть листа тетради в клетку, как для игры в шахматы.

На итоговом этапе мы участвовали в постановке сказок из «Шахматного театра», используя изготовленные вместе с родителями атрибуты, оформляли уголок любителей игры в шахматы.

Результат

Мы ознакомились с историей игры в шахматы, выучили фигуры, узнали строение шахматной доски и научились правильно расставлять фигуры на ней.

Продуктом нашей работы стало создание «Шахматного уголка», куда вошли собрание книг о шахматах, «Шахматная копилка» с загадками, стихами, играми, сказками о шахматах, «Шахматный альбом» с нарисованными детьми шахматами, «Шахматный театр» с атрибутами для костюмированных шахматных игр и сделанные своими руками из кеглей фигуры для игры в шахматы.

Заключение

Итак, цель работы была достигнута. Нам удалось заинтересовать детей этой интересной игрой и обогатить развивающую среду детского сада.

Научить играть в шахматы можно каждого, но для этого необходимо запастись терпением. Наша главнейшая цель – прививать интерес к мудрой игре.

Важным достижением проекта можно считать возросший у детей и их родителей интерес к шахматной игре и желание научиться играть в эту интеллектуальную игру. Совершенствованию в шахматах нет предела, всегда есть чему учиться и чему удивляться.

Источники

1. Гультяева С. Н. История возникновения шахмат, https://chessok.net/article/5-istoriya-vozniknoveniya-shahmat.html

2. Соколова Л. В. Волшебный мир шахмат - infourok.ru/proekt-dlya-detey-starshego-doshkolnogo-vrzrasta, 2015

3. Сухин И. Г. Шахматы Для самых маленьких - Издательский дом Аст, Астрель, 2007

4. Мастер – класс по игре в шахматы dohcolonoc.ru/master-klasy/7132-master-klass-po-obucheniyu-igre-v-shakhmaty, 2014

5. Шахматная доска и фигуры, https://www.openchess.ru/pravilaChess.php

Приложение № 1

Дидактические игры

«Волшебный мешочек». По очереди прячьте в непрозрачный мешочек шахматные фигуры и просите малыша на ощупь определить, какая фигура спрятана. Для большего эффекта позвольте и ребенку прятать фигуры, а сами угадывайте, какая фигура в мешочке. Иногда вы «не угадаете», и малыш с восторгом укажет на вашу ошибку. В другом варианте игры в мешочек прячутся все фигуры сразу, и ребенок на ощупь ищет определенную фигуру.

«Шахматный теремок». Сделайте из деревянной шахматной доски «теремок». Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди забегут шесть разных белых фигур: от пешки до короля. Король может забраться на «теремок» и уронить его, а остальные фигуры помогут «теремок» «построить» – поднять.

«Шахматный колобок». Дидактическую игру-инсценировку сказки «Колобок» можно провести так: «Дед» – король, «Баба» – ферзь, «Заяц» – пешка, «Лиса» – конь, «Волк» – слон, «Медведь» – ладья, а Колобок – шарик или клубок. Малыш должен назвать все шахматные фигуры, от которых убегает Колобок. Но в конце сказки «Лиса» Колобка не съест – он от нее убежит.

«Шахматная репка». Посадите «репку» – клубок. Около него малыш по росту выстраивает белые или черные фигуры, поясняя: «Дедка» – это король, «Бабка» – ферзь, «Внучка» – слон, «Жучка» – конь, «Кошка» – ладья, «Мышка» – пешка.

«Большая и маленькая». Поставьте перед ребенком шесть разных шахматных фигур. Попросите выбрать самую высокую, назвать ее, отставить в сторону. Потом малыш выделит самую высокую из оставшихся фигур и т. д.

«Запретная фигура». Поставьте шахматные фигуры перед ребенком в один ряд. По вашей просьбе малыш будет называть показываемые фигуры, кроме «запретной», которая выбирается заранее. Вместо названия «запретной» фигуры надо сказать «секрет». Затем поменяйтесь ролями и, называя фигуры, на которые указывает малыш, иногда «ошибайтесь». Если ребенок не заметит вашу ошибку, сами укажите на нее.

«Школа». Переверните шахматную доску клетками вниз, в углубление поставьте шахматные фигуры и скажите ребенку: «Это твои ученики. Как зовут этого ученика?. А этого?.»

«По росту». Попросите ребенка по росту расставить шесть разных шахматных фигур одного цвета, называя эти фигуры.

«Приглашение на бал» Скажите, что в шахматном королевстве часто устраивают балы. Вот и сегодня все приглашены на бал, попросите ребят помочь фигурам украсить себя. Предложите взять листочки с изображением контуров фигур и фломастеры.

«Кто быстрее соберет фигуры для сражения»

Скажите детям, что больше всего на свете шахматные фигуры любят проводить сражения. Перед сражением войска выстраиваются в строгом порядке. Попросите детей запомнить расположение фигур на доске. В первом ряду в углах доски должны стоять ладьи, за ними кони, слоны, в середине король и ферзь. Ферзь стоит всегда на поле своего цвета. Во втором ряду выстраиваем пешки. Затем попросите убрать войска в коробочку и по сигналу самим расставить их, кто быстрее.

«Какой фигуры не хватает?» Правильно расставьте все фигуры на доску. Затем попросите детей закрыть глаза и уберите одну фигуру. Дети должны угадать, какой фигуры не хватает.

«Первый – второй» Расставьте фигуры на доске. Затем, рассчитывая их на первый – второй, попеременно с ребёнком проговаривайте названия фигур.

Приложение № 2

«СКАЗКА ПРО ШАХА И ПРО ШАХМАТЫ» Пантелеева М. А.

Давным-давно, 1,500 лет назад, в одной прекрасной стране с названием Индия жил да был один очень могучий, сильный и богатый шах Шеран-Шихран.

Было у него множество дворцов, крепостей и огромная армия ЧАТУРАНГА, с которой он совершал набеги на своих недругов-соседей. Вскоре он всех противников победил-покорил, потому что в его армии было сто тысяч пеших воинов, тринадцать тысяч закованных в латы боевых коней и всадников, быстрые и мощеные колесницы, а самое главное – непобедимые слоны. Раньше, когда не было танков и ракет, слоны считались самым грозным в мире оружием!

Никто не мог их остановить. Ни человек, ни непроходимый лес, ни стена! Всё они могли преодолеть, всё разрушить на пути.

И вот, когда воевать стало не с кем, заскучал великий государь. Это сейчас можно прийти домой, и посмотреть мультики или поиграть на компьютере. Раньше не было ни телевизоров, ни магнитофонов, ни прочей всяческой техники. Царская охота ненадолго развеяла скуку нашего шаха. Очень скоро все слоны да бегемоты были выловлены, все страшные тигры да крокодилы на цепь посажены. Ни войны, ни охоты!

Посидел Падишах на троне да на печи неделю-другую и закричал от скуки страшным голосом: «Скучно! Подать мне сюда всех великих мудрецов да чародеев! Прибежали испуганные мудрецы: «Что тебе надобно, царь-государь?» «Развеселите меня! Придумайте забаву царскую, чтоб не грустилось мне. Как угодите мне – велю золота отсыпать, сколько унесёте, а нет – мой меч – голова с плеч!» - Так раньше у царей водилось.

Опечалились мудрецы, пригорюнились и пошли думать, как грозному шаху-падишаху угодить. Дал на все думы царь лишь три дня и три ночи. Начали мудрецы лбы морщить да головы себе чесать. Время назначенное проходит, зовёт их грозный владыка к себе. «Ну что, придумали?» - спрашивает. Один чародей достаёт кубики золотые, цепочки серебряные.

Поиграл цепочками царь, побросал кубики. Не понравилось! «С глаз долой!» - закричал. Хорошо ещё, казнить не велел. Второй мудрец вынул шары изумрудные да кегли мраморные. Покатал правитель шары, тоже не обрадовался этой «детской» забаве. Скоро все мудрецы были прогнаны, лишь один самый известный из них остался. «Ну, а у тебя, что за игрушка?» - спрашивает грозный царь.

Достаёт самый старый мудрец из мешка деревянный ящичек и раскрывает его, а там – деревянные фигурки. Закричал царь, затопал ногами: «Что это такое! Другие мне золото, бриллианты приносили, а ты что принёс!»

«Не всё то золото, что блестит!» - мудрец отвечает.

Посмотрел внимательнее царь и узнал в деревянных фигурках всё своё войско: и коней, и пехоту, и крепости и своих генералов, а в одной фигуре узнал даже самого себя.

Мудрец достал шахматную доску и на одном краю выстроил армию белого короля, а напротив, на другом краю доски, чёрное войско.

Падишах с усмешкой спрашивает: «Ты считаешь, что я, великий воин, победитель всех народов, имеющий самую могучую армию в мире, не смогу справиться с небольшим отрядом деревянных игрушек?»

Мудрец молвил: «Давай, повелитель, попробуем!» - объяснил царю правила игры, и они начали сражение. И вскоре индийский правитель увидел, что управлять небольшим отрядом шахматных фигур гораздо сложнее, чем целой армией. Так понравилась ему игра, что все дни и ночи проводил он за ней. Мудреца велел шах по - царски наградить.

Когда царь добирался до шахматного короля противника, то он по своей былой военной привычке окликал врага: «Эй, шах!» А когда вражеский король падал сражённый, то великий падишах с грустью говорил: «ШАХУ МАТ!» Сражение ведь кончилось на этом.

А царь так любил воевать. В переводе на русский язык слова царя означали, что король погиб.

С тех пор игра стала называться ШАХМАТЫ.

Публикации по теме:

Гостевой лекторий «Здоровье детей осенью» Проектная работаГостевой лекторий «Здоровье детей осенью» Проектная работа Свежий воздух благотворно влияет на нервную, сердечно -сосудистую, дыхательную системы. Прогулка не только предоставляет прекрасные возможности.

«Сравнительная сила фигур». Конспект занятия внеурочной деятельности кружка «Шахматы» Цель: дать представление детям о ценности фигур. Задачи: • развитие внимания и логического мышления; • обучение шахматным терминам; • воспитание.

Исследовательская работа «Тайна жизни». Проектная деятельность во втором классе Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Березовская средняя общеобразовательная школа №3» «Тайна жизни» исследовательская работа.

Проектная работа «9 мая — День Победы!»Проектная работа «9 мая — День Победы!» Проект «9 мая — День Победы» Каждый год наша страна отмечает самый главный Праздник- День Победы. Много лет прошло с того дня, как наша.

Проектная работа «Чистюли» в младшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Солнышко» с. Верхние Киги МР Кигинский район РБ. Проектная.

Проектная работа «МЫ за мир!»Проектная работа «МЫ за мир!» Руководитель проекта: воспитатель МБОУ "Школа №23 г. Благовещенска" Ядренцева Е. С. Тип проекта: информационно – творческий Участники проекта:.

Проектная работа «Наши любимые игрушки» МАДОУ Янгантауский детский сад Салаватский район Республики Башкортостан ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Наши любимые игрушки» Выполнила: Сафина З. К.

Проектная работа «От Москвы до самых до окраин…» 1. Аннотация проекта Современное дошкольное образовательное учреждение – это детский сад, который имеет возможность устойчиво развиваться.

Проектная работа по познавательному развитию «Жизнь древних славян» Саратовская область г. Аткарск МДОУ «Детский сад комбинированного вида №1» «Ласточка» «Жизнь Древних Славян» Проектная работа.

Проектная работа по теме: «Метод моделирования в экологическом воспитании дошкольников» Экологическую культуру нельзя привезти в страну, как какую-либо вещь, экологическая культура - есть знание, понимание природы как необходимого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная работа «Шахматы для всех»
Опубликовано: 14 февраля 2016 в 06:34
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектная работа «Шахматы для всех»» (включая файлы) размещена пользователем Зоя Михайленко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД