Лобанова Елена
Проектная работа по ранней профориентации детей подготовительного дошкольного возраста на тему «Профессии моих родителей»
Разработала :
Воспитатель
МАДОУ Детский сад №259 ГО г. Уфа РБ
логоп. гр. №8 «Смешарики»
Лобанова Елена Владимировна
Мастерами, увы, не рождаются,
И становятся ими не все:
Ведь к таланту и труд полагается,
Чтоб достигнуть вершин в мастерстве.
Паспорт проекта.
Название проекта : «Профессии моих родителей»
Тип проекта : творческий, смешанный.
Публикация «Проектная работа по ранней профориентации детей подготовительного дошкольного возраста на тему „Профессии моих родителей“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
Участники: Дети подготовительной группы, семьи воспитанников, воспитатель.
Возраст детей : 6-7 лет
Продолжительность:краткосрочный, 2 недели.
Продукт детской деятельности:
• Выставка детских работ : «Кем я стану, когда вырасту?»
Продукт проектной деятельности :
• Викторина для детей «Профессии, какие они?».
Цель проекта :
• расширить и систематизировать знания детей о мире профессий на примере профессий родителей;
• обобщить знания детей о профессиях их родителей в процессе совместной и самостоятельной деятельности;
• помочь накопить детям определенный социальный опыт.
Задачи проекта :
Познавательное развитие
• создать условия для повышения интереса воспитанников к профессиям родителей;
• формировать начальные представления о профессиях родителей;
• помочь определить и понять значимость профессиональной деятельности взрослых;
• расширять кругозор воспитанников;
• способствовать развитию познавательного интереса, внимания, памяти, мышления.
Речевое развитие
• обогащать словарь воспитанников путём введения новых слов («профессия», «профессионал», «трудолюбие», «лодырь» и т. п.) и выражений (поговорки, пословицы);
• учить воспитанников поддерживать беседу (вести диалог, отвечать на заданные вопросы, делать выводы;
• развивать связную речь, умение высказываться по теме.
Социально-коммуникативное развитие
• способствовать обогащению детско-родительских отношений;
• вовлекать родителей воспитанников в совместную с детьми и педагогами познавательно-творческую деятельность;
• обогащать опыт общения сверстников друг с другом;
• воспитывать гордость и уважение к труду родителей, к труду других взрослых.
Художественно-эстетическое развитие
• ознакомить воспитанников с произведениями художественной литературы по теме проекта;
• выучить пословицы и поговорки о труде и лени, помочь понять их смысл.
Формы и методы реализации проекта :
Образовательные области Виды деятельности
Познавательное развитие 1. Познавательные занятия и беседы
• «История профессии»
• «Профессии»
• «Профессии будущего»
• «Мир профессий»
• «Труд человека»
• «Кем я стану, когда вырасту?» и др.
2. Дидактические игры:
• «Для чего нужен этот предмет?»,
• «Кем я хочу стать?»,
• ««Знаю все профессии»,
• «Собираемся на работу»,
• «Угадайте, что я делаю»».
• «Кто знает больше профессий»
• «Произнеси правильно»
• «Добавь словечко»
• «Что сначала, что потом»
3. Настольные игры:
• «Профессии»
• «Кому нужны инструменты»
• «Собери картинку»
• «Дорожные знаки»
4. Рассматривание картин, альбомов, иллюстраций на тему «Профессии».
Художественно-эстетическое развитие 1. Рисование (совместно с родителями) : выставка рисунков «Кем я стану, когда вырасту?»
Физическое развитие 1. Подвижные игры:
• «Почтальон»
• «Водители»
• «Летчики»
• «Изобрази профессию»
• «Пожарные на учениях»
Социально –коммуникативное развитие
1. Сюжетно-ролевые игры:
• «Магазин»
• «Аптека»
• «Школа»
• «Ателье»
• «Читальный зал библиотеки»,
• «Больница»
• «Салон красоты»
• «Строители»
2. Составление творческих рассказов:
• «Профессии моих родителей»
• «Кем я буду, когда вырасту большой»
3. Трудовое воспитание:
• Беседы о труде взрослых в детском саду;
• Трудовая деятельность на прогулке:
- подметание дорожек, веранды сортировка выносного материала;
• Дежурство в уголке природы, по столовой, на занятиях;
• Хозяйственно – бытовой труд:
- приучать наводить порядок в группе; убирать постель после сна, подклеивать книги, ремонтировать игрушки, стирать кукольную одежду.
Речевое развитие 1. Чтение художественной литературы:
• С. Маршак «Почта»,
• Д. Родари «Чем пахнут ремесла»
• С. Михалков «А что у вас?»; «Дядя Степа», «Дядя Степа-миллиционер»,
• В. Маяковский «Кем быть?»
• Б. Заходер «Строители»
• Б. Житков «Железная дорога»
2. Беседы с детьми:
• «Мир профессий»,
• «Труд человека»,
• «Кем я стану, когда вырасту?
3. Вечер загадок о профессиях.
4. Заучивание пословиц, поговорок о профессиях.
Взаимодействие с родителями Консультации для родителей
Ожидаемые результаты проекта :
• заинтересованность темой «Профессии наших родителей» воспитанниками группы;
• более обогащённые знания по теме данного проекта;
• умение воспитанников делиться полученными знаниями со сверстниками и педагогами;
• понимание детьми значимости труда и необходимости профессиональной деятельности взрослых.
Методы и приемы реализации проекта :
• игровая деятельность (настольно-печатные игры, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры);
• НОД – познание, коммуникация, художественная литература;
• продуктивные виды деятельности - рисование;
• наблюдения;
• работа с научно-познавательной литературой (словарями, детскими энциклопедиями);
• просмотр иллюстраций;
• чтение познавательной художественной литературы;
• отгадывание загадок о профессиях;
• изучение пословици поговорок о труде;
• викторина.
Актуальность проекта :
Дошкольное детство – важный этап вхождения ребенка в человеческое общество. В этом возрасте у ребенка происходит адаптация к различным социальным ситуациям, приобретения опыта социальных отношений. Ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в установлении их контактов со взрослым миром. Формирование системных знаний детей о труде взрослых предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами, преобразование человеком предмета труда в продукт (результат труда). Знакомство детей с трудом взрослых - это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми.
Воспитание уважения к людям, интерес к природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить, - единственная возможность формирования сознательного отношения к труду, стремления к созидательной деятельности.
Ознакомление с профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его ценностям, обеспечивает удовлетворение и развитие половых познавательных интересов мальчиков и девочек дошкольного возраста. Поэтому и возникла идея создания данного проекта. Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, развитию доказательной речи. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех.
План реализации проекта :
I.Этап - Подготовительный (разработка проекта).
• определение проблемы;
• постановка цели, задач;
• обсуждение проекта с родителями;
• подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; аудио записей; загадок; консультаций; дидактических игр; разработка бесед, загадок, презентаций.
II. Этап- Основной
• Беседы: «Мир профессий», «Труд человека», «Кем я стану, когда вырасту?»;
• Презентация для детей : «История профессии»; «Профессии»; «Профессии будущего»;
• Рисование совместно с родителями : «Кем я стану, когда вырасту?»;
• Разгадывание загадок о профессиях;
• Разучивание подвижных игр: ««Почтальон», «Водители», «Летчики», «Изобрази профессию», «Пожарные на учениях»;
• Знакомство с пословицами о труде, мастерстве и профессиях;
• Чтение художественной литературы:
- С. Маршак «Почта»;
- Д. Родари «Чем пахнут ремесла»;
- С. Михалков «А что у вас?»; «Дядя Степа», «Дядя Степа-миллиционер»;
- В. Маяковский «Кем быть?»;
- Б. Заходер «Строители»;
- Б. Житков «Железная дорога».
• Проведение сюжетно ролевых игр: «Ателье», «Больница», «Аптека», «Магазин», «Школа», «Читальный зал библиотеки», «Строители», «Салон красоты»;
• Составление рассказов о профессиях родителей.
III.Этап – Заключительный
• Выставка детских работ;
• Викторина для детей «Что мы знаем о профессиях?».
Работа с родителями :
• Консультации для родителей :
- «Все работы хороши, или знакомство детей с профессиями»;
- «Как сформировать положительное отношение к труду у детей дошкольного возраста через ознакомление с профессиями».
• Составление рассказов с детьми на тему профессии мамы и папы.
Результаты реализации проекта :
В результате реализации проекта ярко проявилась такая форма работы, как совместная, партнерская деятельность воспитателей, детей и родителей :
• Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
• У дошкольников появился интерес к данной теме;
• Сформировалось целостное представление о трудовой деятельности взрослых.
• Дети знают и называют большое количество профессий, пословиц, поговорок о труде, орудиях труда, могут составить описательный рассказ о профессии.
• Дети стали более раскрепощены и самостоятельны. В свободной деятельности широко применяют знания о профессиях, используют в играх атрибуты.
• У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.
Список литературы:
1. Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ № 38 – 2018г
2. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим - М. : "Педагогическое Общество России", 2000.
3. Алябьева Е. А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты: КН I – М. : ТЦСФЕРА, 2006.
4. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий : Учебно-методическое пособие: Изд-во "Николаев", 2004.
5. Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых // Дошкольное воспитание. - 1978.- № 10.
6. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет-М. : ТЦ Сфера, 2008.
7. Приобщение дошкольников к труду. Практическое пособие для старших воспитателей, методистов и педагогов ДОУ. – Авт. -сост. : Бондаренко Т. М., Воронеж: ООО «Метода», 2014 – 208 с
8. Профессии родителей // https://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/proekt-professii-nashikh-roditelei
9. Викторина «Пожарным можешь ты не быть…» //https://gudzlena.ucoz.ru/publ/viktorina/pozhar/3-1-0-16
10. Рассказываем детям про милиционеров. https://www.detsad.com/23fevralia_v_detskom_sadu_rasskazivaem_pro_milicionerov
11. Детям о профессиях : профессия врач. https://pochemu4ka.ru/load/detjam_o_professijakh/detjam_o_professijakh_professija_quot_vrach_quot/56-1-0-1169
12. Организованная деятельность по ознакомлению с окружающим: Знакомство с профессиями продавец, шофер, повар, врач. https://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/organizovannaya-deyatelnost-po-oznakomleniyu-s-okruzhayushchim-znako
13. Мы в профессии играем. // https://www.solnet.ee/holidays/s9_22.html