Жукова Виктория Геннадьевна
Проектная деятельность в старшей группе «Волшебница зима»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад № 299» г. Ростов-на-Дону
Проектная деятельность в старшей группе по теме :
«Волшебница зима!»
«Волшебница зима»
Тип проекта : познавательно-исследовательский, творческий.
Участники проекта : дети старшей группы, родители, воспитатели
Продолжительность: краткосрочный.
Публикация «Проектная деятельность в старшей группе „Волшебница зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2020
Актуальность: Все дети любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега. Предоставить детям возможность в течение двух недель работать над одной темой, чтобы получить ответы на интересующие их вопросы.
Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень. Проект «Зима» предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.
Цель: дать знания о живой и неживой природе зимой. Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней. Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Зима!"
Задачи:
• Учить устанавливать связи между живой и неживой природой (погода – состояние воды, снега; время года – состояние растений, анализировать, делать выводы.
• Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность.
• Знакомить с явлениями неживой природы (морозы, сильные ветры, идет снег, метут метели, замерзли водоёмы, свойствами снега (белый, хрустящий, рассыпчатый, холодный, пушистый, липкий).
• Уточнять и расширять об образе жизни диких животных зимой (заяц, лиса, волк, медведь и белка). Расширять представления о разнообразии птиц (снегири, синицы, воробьи, способах добывания пищи, приспособлении к зимним условиям жизни.
• Создавать условия для выявления свойств и качеств снега и льда. Познакомить с процессом превращения воды в лёд, льда и снега в воду.
• Развить любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность, желание ухаживать за животными и растениями, экологическую воспитанность дошкольников.
• Развивать коммуникативные навыки, память, внимание, творческие способности.
• Вызывать положительнее эмоции, чувства восхищения природой.
• Воспитывать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю погоду.
Предполагаемый результат:
• Дети должны уметь устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе.
• Осознанно правильно относиться к растениям и животным.
• Расширить знания о природе зимой, укрепить исследовательский интерес к природе.
• Участие семей группы в конкурсе «Новогоднее украшение».
• Оформление групповой комнаты и выставочного стенда по теме «Зимушка - Зима».
• Проведение утренника к Новому году.
Подготовительный этап
• Создание необходимых условий для реализации проекта.
• Разработка и накопление методических материалов.
• Создание развивающей среды.
• Подбор художественной литературы по теме.
• Разработка мероприятий.
План работы с детьми по осуществлению проекта
«Волшебница зима!»
Образовательные области
Формы работы с детьми
Познавательное развитие
1 «.Как лесные звери – белка, заяц, медведь, лиса – проводят зиму в лесу»
2.«Какого цвета снег»
Конструктивно- модульная деятельность
1. «Волшебные снежинки»
2. «Снеговик»
Художественное творчество. Рисование
1. «Зима» «Зима. Деревья в инее»,
Рисование гуашью «Деревья в снегу»
Беседы: «Как живут птицы зимой», «Встреча с зимой», «Зима в нашем крае».
Цикл наблюдений:
- за изменениями зимней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, снегом) -за красотой и богатством зимних красок - за птицами - за деревьями, растущими на территории детского сада
Экспериментирование: проведение опытов и экспериментов со снегом.
Ситуативная беседа: «Как звери к зиме готовятся», «Прошла зима холодная», «С кем ель дружит», «Приметы и поговорки о зимних месяцах».
Речевое развитие
Творческое рассказывание детей по темам:
• «Приметы зимы»,
• «Кому нужна зима»,
• «Если бы не было зимой снега…».
• Рассматривание картин о зиме и составление по ним описательных рассказов.
Словесные игры: «Какой, какая, какие?», «Из чего- какой» (горка из снега-снежная и т. д., «Скажи наоборот».
Чтение художественной литературы:
М. Пришвин «Этажи леса» В. Бианки «Лес зимой», «Письмо простое и письмо с хитростью» Г. Скребицкий «На лесной полянке» В. Архангельский «Летят пушистые снежинки» Э. Успенский «Проказы старухи зимы» Н. Носов «На горке» Русские народные сказки: «Зимовье зверей», «Заяц-хваста», «Два мороза». Литературные сказки: «Морозко», «Двенадцать месяцев», «Мороз Иванович», «Снегурочка». Зарубежные сказки: «Снежная королева», «Щелкунчик».
Выставка книг о зиме.
Стихи, загадки, пословицы о зиме. Гуляет в поле, Да не конь.
Летает на воле, Да не птица. Ответ: Вьюга
* * *
Назовите-ка, ребятки, Месяц в этой вот загадке:
Дни его – всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет, Мы встречаем Новый год. Ответ: Декабрь
* * *
Ну, когда же Новый Год К нам с подарками придет? -
Пусть пришел бы к детворе Он пораньше - в. Ответ: Декабре
* * *
Дни его - всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет - Мы встречаем Новый Год. Ответ: Декабрь
* * *
Ее всегда в лесу найдешь, Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж, Зимою в платье летнем.
А к нам придет Под Новый год -
Ребята будут рады, Хлопот веселых полон рот:
Готовят ей наряды. Ответ: Елка
* * *
Колкую, зеленую Срубили топором.
Колкую, зеленую Принесли к нам в дом. Ответ: Елка новогодняя
* * *
Кого раз в году наряжают? Ответ: Елка
* * *
Я прихожу с подарками, Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная, На Новый год я главная! Ответ: Елка новогодняя
* * *
Красавица какая – Стоит, светло сверкая,
Как пышно убрана… Скажите, кто она? Ответ: Елка новогодняя
* * *
Всю зиму лежал у плетня за избой
В серебряных ножнах кинжал голубой.
Ответ: Замерзший ручей
* * *
Чтобы осень не промокла, Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стекла, Сделал снежными сады. Ответ: Зима
* * *
Тройка, тройка прилетела, Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица, Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом - Все покрылось серебром. Ответ: Зима
* * *
Кто знает верную примету, Высоко солнце, значит лето.
А если холод, вьюга, тьма И солнце низко, то …. Ответ: Зима
* * *
Не хворала, Не болела, А белый саван надела. (Зима)
Снег на полях, лёд на водах, Вьюга гуляет. Когда это бывает? (Зимой)
Шьет пуховые перины, Разукрасил все витрины? (Зима)
Кто, угадай-ка, седая хозяйка? Тряхнула перинки –
Над миром пушинки. (Зима)
Наступили холода: Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь: В спячку впал в бору медведь.
Скажет пусть кто знает, Когда это бывает? (Зима)
Пословицы
Август собирает, да вот зима всё проедает.
Больше снега — больше хлеба.
Большой иней зимой - лето выдастся тяжкое для здоровья.
Быстрая оттепель - летом дождей не жди.
В Крещенье метель - будет и на Пасху метель.
В Крещенье прорубь полна — жди большой разлив.
В Рождество на крылечке, сидеть в Пасху у печки.
В теплой зимней шубке и морозы как шутка.
В зимний холод всякий молод.
В начале зимы шел сильный снег, в начале лета пойдет сильный дождь.
Воробьи дружно чирикают - это к теплу.
Вороны и галки садятся к югу клювами - к теплу, на север - к холоду.
Вьюги да метели да к февралю налетели.
Где придется зимовать, там и на печи лежать.
Готовь сани летом, а телегу зимой.
Гром зимой — жди сильные холода.
в конце февраля — к долгой весне.
Днем был сильный мороз, а к вечеру потеплело — жди долгую стужу.
Дым из трубы столбом — к холодам.
Если в начале зимы был сильный снег, то в начале лета будет сильный дождь.
Если к вечеру первого февраля на небе много звезд, то зиме еще долго стоять.
Если зимой вьюги - летом ненастье.
Если зимой сухо и холодно, то и летом будет сухо и жарко.
Если зимой тепло - летом будет холодно.
Если зимою вьюги, то летом жди ненастий.
Если зимою иней - то летом роса.
Если зимою сухо и холодно, летом сухо и жарко.
Если зимою тепло - летом холодно.
Если зимою шумит лес - ожидай оттепели.
Коли в мае береза перед ольхой лист распустит, лето будет сухое; если ольха наперед — мокрое.
Коли в мае дождь, будет и рожь.
Когда в мае цветет черёмуха — всегда живет холод.
Матушка весна всем красна.
Вешней воды никто не уймет — вода путь найдет.
стихи
Пришла зима И. Черницкая
Пришла зима веселая С коньками и салазками,
С лыжнею припорошенной, С волшебной старой сказкою.
На елке разукрашенной Фонарики качаются.
Пусть зимушка веселая Подольше не кончается!
А. С. Пушкин
Зима. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик, В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив; Шалун уж отморозил пальчик:
Ему и больно и смешно, А мать грозит ему в окно.
Что ты делаешь, Зима? Р. Фархади
— Что ты делаешь, Зима?
— Строю чудо-терема!
Сыплю снежным серебром, Украшаю все кругом.
Раскружится карусель, Залихватская метель!
Постараюсь, чтоб с утра Не скучала детвора,
Чтобы елка разожглась, Чтобы тройка понеслась!
У Зимы не счесть забот: Скоро праздник — Новый год!
Сергей Есенин
Поет зима - аукает, Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую Седые облака.
А по двору метелица Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна. Воробышки игривые,
Как детки сиротливые, Прижались у окна.
Озябли пташки малые Голодные, усталые,
И жмутся поплотней. А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные Под эти вихри снежные
У мерзлого окна. И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная Красавица весна.
Зима В. Лунин
На картине у зимы Всё бело от снега:
Поле, дальние холмы, Изгородь, телега.
Но порой блеснут на ней Средь поляны ватной
Красногрудых снегирей Солнечные пятна.
Береза Сергей Есенин
Белая береза Под моим окном
Принакрылась снегом, Точно серебром.
На пушистых ветках Снежною каймой
Распустились кисти Белой бахромой.
И стоит береза В сонной тишине,
И горят снежинки В золотом огне.
А заря, лениво Обходя кругом,
Обсыпает ветки Новым серебром
Ветхая избушка А. Блок
Ветхая избушка Вся в снегу стоит.
Бабушка-старушка Из окна глядит.
Внукам-шалунишкам По колено снег.
Весел ребятишкам Быстрых санок бег.
Бегают, смеются, Лепят снежный дом,
Звонко раздаются Голоса кругом.
В снежном доме будет Резвая игра.
Пальчики застудят, - По домам пора!
Завтра выпьют чаю, Глянут из окна -
Ан уж дом растаял, На дворе - весна!
Снежинки И. Бурсов
Легкие, крылатые, Как ночные бабочки,
Кружатся, кружатся Над столом у лампочки.
Собрались на огонек. А куда им деться?
Им ведь тоже, ледяным, Хочется погреться.
Социально – коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевые игры: «У нас гости», «Устроим концерт для елочки», «Прощание с елочкой до следующего года»
Дидактические игры: «Времена года», «Узнай по описанию», «Зимние запасы», «Найдите и покормите зимующих птиц», «Когда это бывает», «Что сначала, что потом».
Дидактическая игра «Подбери слова»
– Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы отвечайте.
Мороз (что делает) — трещит, щиплет, кусает…
Метель (что делает) — вьется, бушует, воет, метет… .
Снег (что делает) — идет, летит, падает, кружится… .
Дети (что делают) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…
Зима (какая) – (холодная, снежная, морозная).
Снег (какой) — (белый, пушистый, холодный, рассыпчатый, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий).
День (какой) — (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный).
Ночь (какая) — (длинная, лунная, звездная, снежная, морозная).
Лед (какой) — (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий).
Сосулька (какая) – (холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая).
Составьте предложения о зиме по картине.
Настольно – печатные игры: «Времена года»
Трудовая деятельность : Заготовка корма для птиц, подкармливание птиц. Расчистка дорожек от снега во время прогулки. С помощью воспитателя посыпать дорожки песком. Сгребание снега лопатой, расчистка дорожек. Постройка из снега.
Беседа: «Пришел мороз – береги ухо и нос», «Если хочешь быть здоров – закаляйся»
Логические рассуждения: «Что будет, если одеться не по погоде».
Рассматривание плакатов по правилам безопасного поведения зимой.
Самостоятельная художественная деятельность : изготовление снежинок, рисование по замыслу по теме «Зима», лепка зимнего леса и его обитателей.
Слушание музыкальных произведений:
«Времена года» П. И. Чайковского, «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.
Пение: «Что нам нравится зимой»; «Новый год у ворот» Новогодние хороводы, пение новогодние песен
Досуги, развлечения:
Новогодний утренник «Новогодняя сказка»
Физическое развитие
Беседы: «Одевайся по погоде, а не по моде»
Подвижные игры: «Два мороза», «Мороз красный нос», «Зайка беленький сидит».
Игры – соревнования: «Кто быстрее украсит елочку».
Мероприятия по работе с родителями:
• Консультация для родителей «Профилактика простудных заболеваний»
• Консультация для родителей «Как сделать прогулку приятной и полезной»
• Консультация для родителей «Одежда ребенка на зимней прогулке»
• Изготовление папки – передвижки на тему «Шесть заблуждений родителей о зимней погоде»
• Конкурс семейных новогодних поделок «Новогодняя игрушка».
• Совместное творчество детей и родителей в изготовлении кормушек для птиц
Проективная деятельность :
• досуг «Новогодняя сказка»;
Результаты проектной деятельности :
• Дети имеют представление о зиме, ее признаках, приобрели новый познавательный опыт;
• знакомы с произведениями поэтов, писателей и художников на тему зимы;
• владеют расширенным словарным запасом;
• имеют представление о природе родного края;
• Знакомы с правилами с правилами безопасного поведения на природе;
• выставка творческих работ детей;
• Систематизирован литературный и иллюстративный материл по теме «Зима»;
• разработаны рекомендации для родителей;
• оформлена выставка работ «Родители+дети»;