Ольга Голубушкина
Проектная деятельность в старшей группе «Если не можешь улететь в космос, сделай так, чтобы он прилетел к тебе»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта :
«Если не можешь улететь в космос, сделай так, чтобы он прилетел к тебе»
Вид проекта : познавательно-игровой
Возраст детей: старшая группа
Период выполнения проекта : краткосрочный (2 недели)
Участники: воспитатель, дети, родители, музыкальный руководитель
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие
Проблема:
Публикация «Проектная деятельность в старшей группе „Если не можешь улететь в космос, сделай так, чтобы он прилетел к тебе“» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Космос. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
1. Недостаточное внимание родителей к российскому празднику - День космонавтики.
2. Поверхностные знания детей о космосе, первом человеке, полетевшем в космос, о существовании праздника в России - День космонавтики.
Актуальность:
Апрель - месяц перемен. Меняется погода, меняется одежда, меняется облик городов. Середина апреля напоминает нам об огромном достижении нашей страны - 12 апреля мы отмечаем День космонавтики и 55-летие первого полета человека в космос.
Интерес к Космосу есть у каждого человека и он пробуждается весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вспомните свое детство, как интересно было смотреть в ночное небо.
Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос?
Метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях.
В основе данного проекта лежит интерес дошкольников к познанию, стремление к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и необходимо удовлетворить потребности детей, что в свою интеллектуальному, эмоциональному развитию. Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств (гордость за российских космонавтов – первооткрывателей космоса, нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений и т. д.).
Реализуемый проект по доминирующему методу: информационно-ориентированный; по содержанию: детско-взрослый, внутри группы.
Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми
Задачи:
1. Продолжать расширять представление детей о космосе. Рассказать детям об интересных фактах и событиях.
2. Дать детям представления о том, что Вселенная – это множество звёзд. Солнце – это самая близкая к Земле звезда. Уточнить представления о планетах, созвездиях.
3. Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю. А. Гагариным.
4. Воспитывать чувство гордости за свою Родину, уважение к труду людей, работа, которых связана с освоением космоса
5. Привлечь родителей к выставке творческих работ: «Этот удивительный космос»
Этапы реализации проекта :
Подготовительный (28.03.2016 – 01.04.2016)
- Подбор методической литературы по теме
- Подбор художественной литературы по теме
- Подбор и изготовление (создание) дидактического материала, наглядных пособий (альбомы для рассматривания, картины, картотеки пальчиковых и подвижных игр, материалов для экспериментирования, презентаций, буклетов для родителей
Основной (04.04.2016 – 15.04.2016)
Образова
тельные области Задачи Содержание
Социально-коммуникативное развитие - Развивать социально-личностные качества каждого ребё нка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий
- Побуждать детей к развертыванию сюжета сюжетно-ролевых игр
- Стимулировать использование предметов-заместителей, атрибутов, изготовленных своими руками
- Развивать творческое воображение
- Развивать способность согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников
- Воспитывать умение работать в одной команде, сопереживать и радоваться успеху, решать проблему сообща Сюжетно-ролевые игры:
- «Космическое путешествие» (приложение 1)
- «Космодром» [2,с. 45]
Народная игра:
- «Луна и солнце» (приложение 2)
Хороводная игра:
- «Звездный хоровод» (приложение 3)
Отгадывание загадок (приложение 4)
Составление фантазийного рассказа о неизведанной планете
Ситуативные разговоры
Пластический этюд «Парим в космосе» (приложение 5)
Познавательное развитие
- Дать детям элементарные знания о том, что Вселенная – это множество звёзд. Солнце – это самая близкая к Земле звезда.
- Познакомить детей с понятием “планета”. Познакомить детей со строением Солнечной системы.
- Дать элементарные знания о Луне – спутнице Земли.
- Дать детям элементарные представления о Земле; о материках, морях и океанах, познакомить с моделью земли – глобусом
- Объяснить детям соотношения размеров Солнца и Земли
- Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле.
- Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю. А. Гагариным.
- Рассказать детям о первых живых существах в космическом пространстве, собаках
НОД: «Сколько звезд на небе?» [2,с. 22]
Беседы:
«Неизвестная Вселенная» [2,с. 8]
«Планеты солнечной системы» [2,с. 12]
«Первооткрыватели космоса» [2,с. 41]
Рассматривание изображений планет, созвездий, макета Солнечной системы, иллюстраций и книг по теме “Космос”
Показ презентации:
- «О космосе детям»
Наблюдение:
- за небом - за солнцем
Настольно-печатные дидактические игры:
- «Разрезные картинки»
- «Космическое судоку»»
- «Найди такую же ракету, планету»
- «Определи по тени»
Эксперименты: (приложение 6)
- с глобусом и лампой «День и ночь»
- с бусиной и шаром «Солнце и земля»
Конструирование:
- «На космодроме»
Оригами: (приложение 7)
- «Ракета»
Речевое развитие - Продолжать развивать речь, как средство общения в повседневной жизни и в игре
- Активизировать речь детей словами: космодром, космонавт, скафандр, расширяя и уточняя знания детей об окружающем
- Развивать умение связно, последовательно составлять рассказы
- Продолжать учить изменять имена существительные по числам; находить родственные слова; подбирать прилагательные к существительным; согласовывать местоимения с существительными, образовывать имена прилагательные от существительных НОД: «Почему бывает день и ночь, лето и зима?» [2,с. 52]
Заучивание стихов о космосе
(приложение 8)
Сочинение рассказов на тему «Космические истории»
Дидактические игры:
- «Земля – планета, на которой мы живем» [4,с. 6]
- «От колесницы – до ракеты» [4,с. 6]
- «Почему бывает день и ночь» [4,с. 7]
- «Почему звезды разные» [4,с. 8]
- «Ракета» [4,с. 9]
- «Как устроен дом космонавтов» [4,с. 9]
Художественно – эстетическое развитие
- Совершенствовать умение изображать «Космос», передавать характерные особенности
- Развивать творческие способности детей, желание отражать свои впечатления в рисунках, поделках
- Учить детей воплощать в реальности свои фантазии
- Закреплять навыки коллективной работы – умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу
- Познакомить с разнообразием художественной литературы по теме: «Космос»
- Формировать эстетическое отношение к окружающему миру через музыку и движение
- Учить слышать и понимать музыкальный образ, характер и настроение, выраженные в музыке НОД: «Среди планет» [2,с. 16]
НОД: «Ракеты в космос полетели» (коллективная аппликация)
Чтение художественной литературы:
1. Кащенко В. «Найди созвездия» [6]
2. Бороздин В. «Звездолетчики» [5]
3. Паникова Е. А. «Беседы о космосе» [2, с. 17,27,72-87]
4. Стихотворения о космосе, о первом полете человека в космос и др. (приложение 9)
Музыка
Слушание
«Марш космонавтов» А. Рыбников
«Мы дети галактики»
«Звездная песня неба» Г. Белов
«Трава у дома» Мигуля В., Поперечный А.
«Наш Звездолет» Емельянова О.
Пение
«Марш юных космонавтов», муз. Т. Шутенко, сл. В. Антоновой (приложение 10)
развитие - Развивать двигательную активность, координацию движений, крупную и мелкую моторику обеих рук
- Развивать ловкость, быстроту, силу, выносливость
-Воспитывать желание совершенствовать свои физические качества, целеустремленность Комплекс утренней гимнастики: «Космонавтом быть хочу» (приложение 11)
Пальчиковая гимнастика: (приложение 12)
- «Мы космический отряд»
- «Будем в космосе летать»
- «Чудесная книга созвездий»
- «Метеоритный дождь»
Дыхательная гимнастика: (приложение 13)
- «Покорители космоса»
Физическое Гимнастика для глаз: (приложение 14)
- «Звездочка»
- «Космос»
Физкультминутки: (приложение 15)
- «Космос»
- «Космонавт»
Подвижные игры: (приложение 16)
- «Ракетодром»
- «Космонавты»
Работа с родителями:
• Папка-передвижка: «12 апреля – День космонавтики»
• Домашнее задание:
- «День Космонавтики». Задания для формирования первоначальных представлений о космосе, Вселенной, движении планет солнечной системы.
- поделки на тему: «Удивительный космос»
Итоговые мероприятия проекта :
• Развлечение на тему: «День космонавтики на планете Земля»
• Выставка творческих работ детей и родителей: «Удивительный космос»
Список используемой литературы:
1. Атлас Земли, М., 2003
2. Беседы о космосе, методическое пособие, Паникова Е. А., Инкина В. В., Москва, творческий центр «Сфера», 2010.
3. Большая энциклопедия для дошкольника, М., 2002
4. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. «Грамматика в играх и картинках», СПб, 2005г.
5. Бороздин В. «Звездолетчики», М., 1963г.
6. Кащенко В. «Найди созвездия», М., 1978г.
7. Космос, серия «Узнай мир», Афонькин С. Ю. С-Пб «БКК», 2010г.
8. Мир знаний. Космос, сост. Г. И. Белов, М., ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2010г.
9. Скоролупова О. А., Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Покорение Космоса», Москва «Скрипторий 2000», 2002г.