Игнатьева Наталья
Проектная деятельность в образовании детей-сирот дошкольного возраста с разными стартовыми возможностями
▼ Скачать + Заказать документы
Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь
(Китайская пословица)
ОДНА ИЗ ЗАДАЧ, ПОСТАВЛЕННЫХ ПЕРЕД ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ ЦЕНТРА - РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ВОСПИТАННИКОВ.
СПб ГБУ «Центр содействия семейному воспитанию №15» для обучения детей дошкольного возраста реализует «Адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Публикация «Проектная деятельность в образовании детей-сирот дошкольного возраста с разными стартовыми возможностями» размещена в разделах
Все, без исключения дети,оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в Центре, - это дети, пережившие двойную травму: с одной стороны, плохое обращение в кровной семье и негативный жизненный опыт, с другой - сам факт разрыва с семьёй. Вследствие родительской депривации у детей отмечается отставание в развитии и поведенческая дезадаптация, а в результате отрыва от семьи разрушаются не только глубокие социальные и эмоциональные связи, но и сама способность эти связи устанавливать.
Дети, воспитывающиеся в нашем учреждении (как и в других сиротских учреждениях, по своему психическому развитию, как правило, отстают от ровесников, растущих в семье. Их психическое и физическое здоровье имеет ряд негативных особенностей, что отмечается на всех ступенях развития. У многих дошкольников из сиротских учреждений выявляются пассивность во всех видах деятельности, обеднённая речь, слабое внимание, снижение памяти. характерны специфические отклонения в развитии интеллектуальной сферы. Это выражается в задержке или отсутствии развития образного мышления, требующего внутреннего плана действия, что приводит к нарастанию трудностей в усвоении учебного материала. Следует отметить бедность речи, отставание в овладении навыками письма, чтения, счёта. У младших школьников, воспитывающихся в сиротских учреждениях, недостаточно развита способность планомерно исследовать предметы, явления, выделять их свойства. Дефект восприятия может иметь последствия не только для обучения в школе, но и для общего хода психического развития ребёнка.
Дети, лишённые семьи, лишаются и опыта самостоятельной жизни в обществе, и дело не только в том, что они не получают бытовых навыков. Прежде всего дети не получают моральной поддержки и родительской любви, что приводит к серьёзным психологическим проблемам. Дети, не прошедшие успешно основные этапы развития в семье, лишены чувства базового доверия к миру, замкнуты или, напротив, импульсивны, истеричны в проявлениях радости и боли, депрессивны.
Дети, которые воспитываются в сиротских учреждениях, испытывают различные типы деприваций: личностную, эмоциональную, социально-культурную, социально-предметную.
У них потеряна связь с прошлым и преемственность поколений. Отсутствие опыта детско-родительских отношений в связи с ранним изъятием из кровной семьи, переменой учреждений, сменой воспитателей, отсутствием взрослых, воспринимаемых как родственников, ведёт к искажённому представлению об основах полноценной жизни. Вот почему важно повышать социальную компетентность воспитанников сиротских учреждений, формировать ценностные ориентации и положительную мотивацию к обучению на примере отдельных личностей, истории страны.
К сожалению, методы и способы работы с детьми, лишёнными попечения родителей, не компенсируют неблагополучных обстоятельств их жизни, нарушений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии. А эти нарушения приводят к тому, что к большинству жизненных ситуаций воспитанники сиротских детских учреждений оказываются значительно менее подготовленными. Последствия этих нарушений негативно сказываются и в их взрослой жизни, в возможностях социализации и адаптации.
В связи с этим, особую педагогическую значимость для успешной реализации АООП ДО приобретает МЕТОД ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Воспитательный потенциал метода проектной деятельности обусловлен его спецификой:
- позволяет сформировать у детей собственный опыт взаимодействия с окружающим миром;
- выводит педагогический процесс из стен Центра в окружающий мир, природную и социальную среду
- способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром
- реализует принцип сотрудничества детей и взрослых
-обеспечивает рост личности ребенка
Реализацию проектов в Центре обеспечивает междисциплинарная команда специалистов – воспитатели, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, музыкальный руководитель, библиотекарь, педагоги доп. образования, организаторы досуга.
Стали традиционными ежегодные проекты : «Наш дом – Россия», «Пожарный – профессия героическая», «В здоровом теле – здоровый дух!», «Спасибо за Победу!»
Осенью 2021 года был реализован проект «В гостях у дедушки Крылова»
Литература:
1. Социализация детей в социально опасном положении, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Опыт учреждений социального обслуживания[Социальное обслуживание семей и детей : научно-методический сборник].//под. ред. Ю. Ю. Ивашкиной, О. В. Костейчука. - СПб. : СПбГБУ «Городской информационно-методический центр «Семья», - вып. 7- 2016.
2. Шипицына Л. М. Психология детей-сирот : Учебное пособие. – СПб. : Издательство С. -Петерб. Университета, 2005.
3. Яковлева Н. Н. Формирование коммуникативных умений учащихся с интеллектуальной недостаточностью: монография. – СПб. : СПбАППО, 2009.
4. Проектная деятельность с дошкольниками в группах различной направленности Методическое пособие ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, СПб2014
5. Джон Дьюи «Мое педагогическое кредо»