Оксана Чайковская
Проектная деятельность в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотизм – что это? Можно ли дать точный ответ на этот вопрос? 20 лет назад - да, сегодня – это многовариантное понятие, трактующееся всеми неоднозначно и имеющее много различных определений. Академик Лихачев Д. С. говорил: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Публикация «Проектная деятельность в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников,» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Специфика военного города такова, что мы помним об этом ежечасно, ежеминутно, а не только в преддверии майских праздников. Видя каждый день рядом с собой людей в военной форме, понимаешь, что от нашего маленького городка может зависеть спокойствие всей России, хочется, чтобы и нашим детям была небезразлична судьба Родины. А для этого воспитывать любовь к ней надо с самого раннего детства и работа в данном направлении должна стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле.
Дошкольные образовательные учреждения, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы нравственно-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней как детей, так и родителей можно достигнуть успехов в этом направлении.
Большую помощь в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников оказывает метод проектов, так как он позволяет затронуть все виды детской деятельности и выстроить четкую систему работы. Создание и реализация проекта «Наш Озёрный – наш край – наша Россия» для детей 5-7 лет, с акцентом на краеведческий принцип образования дошкольников, цель которого является формирование чувства гордости за свою малую Родину, доказало все вышесказанное.
Система и последовательность проекта представлена в виде блоков: «Природа родного края», «Я и моя семья», «Мой любимый детский сад», «Мы любим Озерный».
Любовь к Родине формируется, в первую очередь, через любовь к природе. В блоке «Природа родного края» мы рассказывали детям о взаимосвязи живой и неживой природы, знакомили с особенностями природы нашего края, с правилами поведения в лесу. Используя экологические сказки и занятия познавательного цикла «Наука о доме», «Лес как экосистема», познакомили детей с понятием «экология», а после экспедиции в лес с удовольствием мастерили поделки из природного материала, которые были представлены на выставке «Чудесный лес». Итогом этого блока, стало проведение экологической викторины, такая форма проведения итогового занятия помогла увидеть, насколько был усвоен пройденный материал.
В процессе реализации блока «Я и моя семья» дошкольники знакомятся с историей своей семьи, ее традициями. Была проведена акция «Моя семья – моя родословная!», в которой каждая семья работала над созданием «Генеалогического древа». Эта работа заинтересовала родителей, бабушек, дедушек, ее результаты мы оформили в виде большой выставки. В беседе за круглым столом «Имя – великое сокровище» дети узнали о происхождении и значении своих имен, а родители рассказали о том, почему они дали своему ребенку такое имя. Все это помогло в формировании правильного отношения к семье, семейным традициям, в воспитании уважения к старшему поколению.
Знакомство ребенка с родным городом начинается с детского сада, с улицы, по которой он ходит в него. Дети подготовительной группы уже имеют определенные знания о работе детского сада. В проектном блоке «Мой любимый детский сад» мы их лишь уточнили, расширили и систематизировали. Проводили экскурсии по детскому саду: «Очень вкусная еда», «Не боимся мы прививок», «Много книг у методиста». Читали стихи, рисовали, составляли творческие рассказы о труде работников детского сада. Рассматривая фотографии 35- летней давности, сравнивали условия, в которых работали и воспитывались предыдущие поколения с нашими, так был создан альбом «История детского сада». Завершением работы над этим блоком стал замечательный праздник с участием родителей, воспитанников, бывших выпускников «С Днем рождения, детский сад», посвященный его 45-летию.
В проектном блоке «Мы любим Озёрный» детям было рассказано об истории возникновения нашего города, знакомили с улицами, зданиями города, с творчеством местных поэтов и художников. Приобщение к народным праздникам и традициям - важная особенность патриотического воспитания. Фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, животных. Все эти наблюдения непосредственно связаны с трудом, различными сторонами общественной жизни человека во всей его целостности и многообразии. С целью приобщения дошкольников к истории своего народа нами были разработаны сценарии таких праздников, как «Широкая масленица», «Осенины», «Веселая ярмарка» и другие. Вместе с детьми мы посетили мини-музей «Горница» соседнего детского сада, где познакомились с предметами народно-прикладного искусства, традициями русского быта. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Мы стремимся широко использовать все виды фольклора: игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки. В устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие им нравственные ценности, представления о добре и правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя с поговорками, загадками, сказками, мы приобщаем детей к нравственным общечеловеческим ценностям. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Большая работа проводилась с детьми по знакомству с народной игрушкой, были разработаны комплексные занятия познавательного цикла «Бабушкина кукла», «В Богородске городке», «Волшебная корзинка», «Кукольная мозаика». В завершение этой работы был создан мини - музей «Город мастеров».
Продолжая работу по ознакомлению с родным городом, мы с ребятами создали свой путеводитель по Озёрному. Так как мы живем в военном городке, для нас слово «патриотизм» имеет особое значение, дети часто слышат: «Служу России», «Заступаю в наряд», «Иду на боевое дежурство», поэтому для нас был очень знаменательным день 19 декабря, в этот день праздновали 50-летие Ракетных Войск Стратегического назначения. Наш детский сад принял в этом участие, был реализован проект «На страже Родины», итогом которого стал спортивный праздник «Мой папа – ракетчик». Наши воспитанники участвовали в выставке творческих работ и в фестивале народного творчества «50 лет на страже Родины». Была организована экскурсия к памятной стеле, открытой в честь юбилея РВСН.
Как и вся Россия к 65-летию Победы мы готовились заранее: оформили выставку «Дороги войны», куда вошли детские рисунки, рассказы о войне. Ребята побывали на презентации книги «Победители. Герои. Земляки», в которой опубликованы уникальные материалы об участниках Великой Отечественной войны, проживающих в ЗАТО Озёрный и в п. Выползово, среди них есть и имена прадедов наших воспитанников. В акции «Подарок ветерану» с большим энтузиазмом участвовали не только дети, но и родители. Из детских рисунков, посвященных 65-летию Победы, была оформлена «Книга памяти». Очень трогательно прошел в нашем детском саду творческий вечер для ветеранов «Мы помним вас». Сидя у «костра», взрослые и дети вспоминали песни и стихи военных лет, веселые звуки гармони перекликались с грустными аккордами гитары. В нашем детском саду прошла игра «Зарничка», приурочивая к знаменательной дате. Непосредственное участие в игре приняли обучающиеся кадетских классов, которые оказали нашим малышам поддержку и помогли преодолеть все трудности, и надо сказать, азарта и желания принести победу своей команде у всех было достаточно.
В результате проделанной работы повысилась познавательная активность дошкольников, дети стали более восприимчивы к окружающему миру, в семьях установился более тесный контакт со старшими членами семьи, укрепилась связь между детским садом и семьёй, среди родителей наметилась инициативная группа, помогающая в организации и проведении мероприятий.
Воспитание патриотических чувств, было, есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина, поэтому очень важно привить ему именно общие непреходящие человеческие ценности, давать понятия об универсальных средствах жизнедеятельности. Только равноправная, свободная в выборе личность может смело шагать вперед, занимать активную жизненную позицию.
Проектная модель позволяет удовлетворить потребность общества в активной, творчески развивающейся личности. Реализуемая в дошкольном образовании модель открывает на следующей ступени – в школе – путь к участию детей в районных, городских, региональных, а затем и международных проектах, а значит, к непрерывному гражданскому образованию.