Анна Петрова
Проектная деятельность в младшей группе «Весна идет, весне дорогу»
Тема проекта : «Весна идет, весне дорогу»
Тип проекта : познавательно-исследовательский
Группа : третья младшая группа «Цветочек»
Сроки реализации: март – начало мая
Участники проекта : дети младшей группы, воспитатели, родители.
Публикация «Проектная деятельность в младшей группе „Весна идет, весне дорогу“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Актуальность темы: Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть её красоту.
Ознакомление дошкольников с природой — это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте.
Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у дошкольников глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов.
Проблема: недостаточно сформированы элементарные представления о весне, знания о весенних изменениях в живой и не живой природе. Дети не умеют сравнивать различные периоды весны, не воспитано заботливое отношение к пробуждающийся природе. У детей нет представления о первых цветах весны. Дети владеют небольшими знаниями о перелетных птицах, об их жизни в весенний период. Дети не умеют устанавливать простейшие связи между условиями наступающего времени года и поведения животных, птиц, состоянием растительности.
Цель проекта : Формирование представлений детей о весеннем времени года, стимулирование поисковой деятельности в процессе сбора информации по данной теме.
Задачи:
Образовательные:
• Расширять знания детей о весне, ее признаках и явлениях, с учетом региональных особенностей.
• Формировать умение получать сведения о растениях путем проведения опытов.
• Расширить представления детей о растениях, как представителях живого в мире природы, понимание связи между средой обитания и особенностями строения.
Развивающие:
• Формировать навыки художественного исполнения различных образов в художественном творчестве и играх.
• Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки, продуктивную деятельность, творческие способности, воспитание творческой инициативы, бережного отношения к окружающей среде.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к родной природе, желание больше узнать о природе своего края, о природном разнообразии родной страны
• Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства.
Предполагаемый результат
Воспитанники:
Расширен кругозор об особенностях растительного мира Саратовской области, о мире живой природы и сезонных изменениях.
Выделяют наиболее характерные сезонные изменения в природе; Знают некоторых птиц; Проявляют бережное отношение к природе. Участвуют в сезонных наблюдениях.
Педагоги:
Повысят профессиональную компетентность в вопросах проектирования педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации ФГОС по теме проекта.
Овладеют методами и приёмами создания модели комплексно-тематического планирования на основе интегративного подхода по теме проекта.
Обеспечат условия для усовершенствования методической базы по данной теме.
Родители:
Проявят интерес к совместной деятельности с ребенком.
Станут активными участниками реализации проекта.
Повысится мотивация к сотрудничеству.
Список использованных источников
1. Программа "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с ФГОС. М. : Мозаика-Синтез, 2014.
2. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. : Мозаика-Синтез, 2013. 112 с.
3. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. - 2-е изд., испр. и доп. / В. В. Гербова. – М. : Мозаика-Синтез, 2010.
4. Дыбина О. Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе детского сада. / О. Б. Дыбина. – М. : Мозаика-Синтез, 2012.
5. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. /Е. С. Евдокимова. – М. : ТЦ Сфера, 2006. 64 с.
6. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. / Т. С. Комарова. – М. : Мозаика-Синтез, 2013.
7. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Вторая младшая группа / авт сост. О. П. Власенко [и др. ]. – Волгоград: Учитель, 2016. 292 с.
8. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа / О. А. Соломенникова. – М. : Мозаика-Синтез, 2015.
9. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду : планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. М. : Карапуз—дидактика. 2007. 144 с.
Работа с родителями
Мероприятия Сроки
Заседание родительского клуба «Творческие способности детей» 2 неделя марта
Привлечение родителей к организации предметно-развивающей среды в группе в течение марта
Буклет «Экологическое воспитание детей в семье» 3 неделя марта
Рекомендации для родителей «Организация воспитательно – образовательной деятельности ребенка в режиме самоизоляции». с 26 марта – по окончании проекта
Консультация для родителей «Игры с детьми на прогулке в весенний период» 4 неделя апреля
Участие родителей с детьми в творческой выставке «Весна-Красна» 1 неделя мая
Реализация проектной деятельности
№ п/п
Мероприятия Интеграция обр областей
Цель
Ответственные
Сроки
выполнения
I подготовительный этап
1 Формирование проблемы
Диагностика детей по теме «Что такое весна?»
Изучение методико-педагогической литературы по данной теме Педагоги 1 неделя марта
2 Ознакомление родителей с темой проекта Ввести в тему проекта, ознакомить со сроком и способами реализации Педагоги
родители 1 неделя марта
3 Обновление РППС
Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала Повыситься интерес родителей к жизни и деятельности детей в группе
Расширить и пополнить предметно-пространственную среду группы Педагоги
родители в течение марта
II основной этап
1 Беседа «Приметы весны»
РР
ПР Цель: уточнить представления детей о приметах весны, активизировать словарь по теме. Педагоги 1 неделя марта
2 Подвижные игры: «Скворечники», «Солнышко и дождик», «Поймай комара», «Птички и птенчики», «Через ручеек», «По ровненькой дорожке!», «Веснянка» ФР Цель: учить выполнять движения по сигналу воспитателя, находить свое место на площадке; упражнять в ходьбе и беге. Педагоги
Родители в течение реализации проекта
3 Физ. минутки «Красна весна», «Мишка вылез из берлоги», «Дует ветер с высоты», «У медведя во бору», «Будем мы весну встречать», «Птички», «Дождик» ФР
РР Цель: снять усталость и напряжение; внести эмоциональный заряд;)совершенствовать общую моторику; выработать четкие координированные действия по взаимосвязи с речью; Педагоги
Родители в течение реализации проекта
4 «Уборка сухих веток и травы на клумбе (на площадке, у дома)» СКР Цель: Приучать детей к чистоте и порядку, вызывая желания трудиться в коллективе. Педагоги
Родители в течение реализации проекта
«Назови ласково»
Ассоциация «Весна»
РР
ПР Цель: продолжать учить детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением. Педагоги
2 неделя марта
5 Игры-забавы: «Солнечные зайчики», «Плывут кораблики», «На прогулке» ПР
РР
ФР Цель: обеспечить профилактику эмоционального перенапряжения у детей, доставить радость. Педагоги
Родители в течение реализации проекта
6 «Одень куклу на прогулку» РР
ПР
СКР Цель: учить называть предметы одежды; подбирать одежду по сезону; развивать речь, внимание, память. Педагоги
3 неделя марта
7 Пальчиковые игры «Подснежник», «Росточек», «Кораблик», «Насекомые», «Весна», РР Цель: развитие мелкой моторики рук Педагоги
Родители в течение реализации проекта
8 НОД Лепка «Дождя не боимся» ПР
ХЭР
РР Цель: Продолжать учить детей приемам техники лепки, упражнять в умении раскатывать и расплющивать пластилин, формировать умение раскатывать пластилин придавая форму колбаски, развивать мелкую моторику пальцев рук,
воспитывать усидчивость, терпение, умение трудиться Педагоги
Родители 1 неделя апреля
9 ОЭД «Зачем зайчику другая шубка?»
СКР
ПР
РР Цель: выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Педагоги
Родители 1 неделя апреля
10 «Ухаживаем за комнатными растениями дома» СКР
ПР Цель: формировать знания детей о приёмах ухода за комнатными растениями, о последовательности выполнения работы. Педагоги
Родители В течение реализации проекта
11 Дидактическая игра «Сложи картинку» ПР
РР Цель: учить складывать целое из частей, называть предметы, изображенные на картинках; развивать внимание, речь, умение доводить начатое до конца. Педагоги
Родители 1 неделя апреля
12 Дидактическая игра
«Что перепутал художник?» ПР
РР Цель: учить замечать несоответствия на картинках, называть их; развивать наблюдательность, смекалку, речь. Педагоги
Родители 2 неделя апреля
13 «Что такое хорошо и что такое плохо» СКР
ПР
РР Цель: уточнить представления детей об экологически правильном поведении; развивать внимание, наблюдательность, связную речь. Педагоги
Родители В течение реализации проекта
14 Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в весенний лес» СКР
ПР
РР Цель: обобщить знания детей о весенних признаках, домашних и диких животных. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, желание оказать помощь братьям нашим меньшим. Педагоги
Родители 3 неделя апреля
15 НОД Рисование «На лужайке одуванчики» ПР
РР
ХЭР Цель: Познакомить детей с новой техникой творческой деятельности – рисование вилкой. Педагоги
Родители 3 неделя апреля
17 «Назови одним словом»
РР Цель: расширять и активизировать словарный запас. Закреплять навыки словообразования имен существительных. Педагоги
Родители В течение реализации проекта
18 НОД Ознакомление с окружающим миром «Изменения в природе весной» ПР
РР
Цель: формировать представления об изменениях в природе (день стал длиннее, ночь короче); учить различать и характеризовать приметы весны, узнавать их в стихотворениях; воспитывать любовь к природе. Педагоги
Родители 4 неделя апреля
19 Чтение стихотворений «Март на пятки наступает», «Сердитый снег», «Дарит песенки весна», «Снег теперь уже не тот», «Кап-кап», «Весна», «Возвращаются певцы» РР
ПР Цель: Познакомить детей с произведениями, закрепить у детей знания о признаках весны, формировать у детей бережное отношение к природе, закрепить знания детей о правилах поведения в природе.
- закрепить знание времени года, названия месяцев;
- закрепить знание примет весны;
- развивать творческие способности;
- развивать слуховое внимание, связную речь; умение замечать меткие сравнения. Педагоги
Родители в течение реализации проекта
20 В. Степанов «По опушке шла весна», «Приметы весны»;
Успенский отрывки из рассказа «Дядя Федор пес и кот» - «Наводнение в Простоквашино», «Весна в Простоквашино»;
рассказы М. Горького «Воробьишко»; Н. Романова «Котька и птичка»;
В. Бианки «Воробей».
Сказка: «Лиса и заяц».
Стихи: А. Плещеев «Уж тает снег, бегут ручьи…»;А. Пушкин «Улыбкой лесною природа…» РР
ПР Педагоги
Родители В течение реализации проекта
21 ОЭД «Солнечные зайчики»
СКР
ПР Цель: понять причину возникновения солнечных «зайчиков». Педагоги
Родители 4 неделя апреля
22 Беседа «Какие опасности таятся весной на улице?» ПР
РР Цель: систематизация знаний о правилах поведения вблизи водоёмов весной. закреплять представления об изменениях в природе, происходящие весной Педагоги
Родители 4 неделя апреля
23 НОД Аппликация «Весенние цветы» ХЭР
ПР формировать знания детей о первых весенних цветах;
закреплять навыки работы с клеем, приемы наклеивания Педагоги
Родители 1 неделя мая
24 ОЭД «Где быстрее наступит весна» «Распускание веток вербы и березы при различных условиях» СКР
ПР
РР Цель: установить зависимость изменений в природе от сезона. Педагоги
Родители Май
25 Игра-лото
«Времена года» ПР
РР Цель: учить называть времена года по картинке; их характерные признаки; развивать связную речь. Педагоги
Родители Май
3 Заключительный этап
1 Изготовление лепбука «Весна» ХЭР
ПР Цель: обобщение результатов по итогам проекта Педагоги Май
2. Выставка детского творчества «Весна глазами детей» ХЭР
ПР
РР Развивать фантазию и творческое воображение в совместной деятельности ребенка и родителя Дети
Родители Май