Анастасия Афанасьева
Проектная деятельность в коррекционной работе. Проект «Моя дружная семья»
Проект «Моя дружная семья»
Семья - поистине высокое творенье.
Она заслон надёжный и причал.
Она даёт призванье и рожденье.
Она для нас основа всех начал.
(Е. А. Мухачёва)
Вид проекта : информационно - творческий
Продолжительность проекта : краткосрочный
Участники проекта : дети старшей группы, учитель-логопед, родители воспитанников.
Актуальность проблемы:
Публикация «Проектная деятельность в коррекционной работе, Проект „Моя дружная семья“» размещена в разделах
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Семья. Проекты
- Темочки
В воспитании ребёнка семья занимает центральное место, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. Для любого человека очень важно знать историю своей семьи, чувствовать себя частью большого рода, гордиться своими предками.
Ознакомление детей с понятием «семья» невозможно без непосредственной поддержки самой семьи. Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни - основная обязанность родителей. Родители являются первыми педагогами. Именно родители должны дать понять ребенку, что он часть семьи, что это очень важно.
Беседы на занятиях, наблюдения за детьми в свободной деятельности показали, что не все дети знают о своей семье, кем работают их родители и бабушки с дедушками, и даже как их зовут, мало - кто из детей разбирается в родственных связях, не могут назвать семейные праздники и традиции.
Исходя из этой проблемы, возникла идея создания проекта «Моя семья», который даст возможность познакомиться с семьями воспитанников, приобщить детей к семейным традициям и обычаям, повысить интерес и самих родителей к ценностям семьи.
Цель проекта : формирование у детей представления о семье, семейных традициях через организацию разных видов деятельности.
Задачи проектной деятельности :
- расширять представления детей о своей семье, родственных отношениях, профессиях членов семьи;
- обогащать словарный запас детей, развивать связную речь;
- развивать коммуникативные навыки и творческие способности детей, познавательный интерес, любознательность, фантазию в процессе совместной деятельности взрослых с детьми;
- способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада;
- воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека;
Предполагаемый (ожидаемый) результат:
Метод проекта даст возможность сделать познавательный процесс интересным и увлекательным, а детям в доступной форме усвоить предложенный материал. Организованная деятельность, в рамках проекта, позволит детям узнать больше о своей семье : о членах семьи, семейных традициях и праздниках, будут заложены основы чувств гордости за свою семью, уважения, любви и заботы к её членам, а также будет способствовать укреплению детско - родительских отношений.
Формы реализации проекта :
- наблюдение;
- непосредственно - образовательная деятельность :
чтение художественной литературы;
рассматривание наглядного материала, иллюстраций, книг, просмотр мультимедийной презентации о семье;
совместные игры со сверстниками (речевые, дидактические, пальчиковые игры);
- художественная деятельность;
Связь с другими видами деятельности :
Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Стратегия осуществления проектной деятельности :
Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы ДОУ, внутри детского сада.
Обеспечение проекта :
- Учебно - методическое сопровождение: детская художественная литература, методическая литература, дидактические игры, мультимедийная презентация;
- Материально - техническое сопровождение: цифровые образовательные ресурсы, персональный компьютер;
Этапы работы над проектом :
Этап первый. Подготовительный.
- определение уровня сформированности познавательных процессов, возможности детей в познании семьи, ее членах, семейных традиций, праздников;
- определение цели, задач проекта, изучение программно-методического обеспечения;
- составление перспективного плана, основных направлений деятельности;
- подбор литературных произведений, иллюстраций, игр о семье;
Этап второй. Основной.
- создание условий, побуждающих детей к познавательной и творческой деятельности;
- реализация плана и основных направлений проекта;
Этап третий. Заключительный.
- подведение итогов;
- выставка детского творчества, семейных работ;
- презентация проекта.
Основные направления познавательной и творческой деятельности :
Деятельность учителя-логопеда :
- разработка планов занятий (уточнение и расширение представления ребёнка о самом себе (он член семьи; имеет внешнее сходство с родителями и другими родственниками; цвет волос, глаз; у него есть обязанности по дому; он должен хорошо знать свою фамилию, имя, отчество, свой день рождения и т. д.);
- подбор наглядно - дидактических пособий (мнемотаблицы, картины, настольно - печатных («Что такое хорошо, что такое плохо?», «Кто кем был?», речевых игр («Скажи ласково», «Подбери слова», «Угадай профессию» и др, демонстрационного материала, художественной литературы;
- разработка (поиск и оформление информации) буклета по теме «Я и моя Семья»;
Работа с детьми :
- речевые игры;
- чтение и обсуждение произведений о семье;
- разъяснение и заучивание пословиц, поговорок, стихов о семье;
- беседы по картинам;
- составления рассказов о семье с использованием мнемотаблиц;
- рассматривание семейных фотографий, закрепление имен, отчеств, профессий родителей и других членов семьи
- рассматривание альбомов, презентации, обсуждение семейных праздников, традиций в семье;
Деятельность совместно с родителями:
- создание родителями с детьми сборника с рассказами, стихотворениями, пословицами и поговорками о семье или мини-альбомов «Моя семья» (по выбору родителей);
- организация выставки детских рисунков на тему «Наша дружная семья», творческих работ (сборники, мини-альбомы);
Результат реализации. Совместное участие в проектной деятельности помогло нам познакомиться с семьями, семейными традициями. Проект стал прекрасным поводом, родителям и педагогам, поразмышлять о роли семьи в жизни ребенка, об успешности в целом ребенка при поддержки семьи в современных условиях. У родителей появилась заинтересованность к образовательной деятельности учителя-логопеда, повысился уровень педагогической образованности. В результате работы над проектом дети получили углубленные знания о своей семье, получили представление о родственных отношениях, развивали свои речевые навыки. И главный результат, заключается в усвоении ребенком вечной ценности: любви к родным и близким.
Результатом проекта считаю, удовлетворенность от общения, проделанной работы, совместных дел.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ.
- Веракса Н. Е, Васильева М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» - М. : Мозаика - Синтез, 2010 г. ;
- Ветохина А. Я. «Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Методическое пособие для педагогов - СПб. : «ООО М. : «Детство-пресс», 2010г. ;
- Мартышин В. С. «Твоя родословная» Мартышин В. С. Учебное пособие. М. : Школьная пресса,2000г. ;
- Ривина Е. К. «Знакомим дошкольников с семьей и родословной» Пособие для педагогов и родителей. М. : Мозаика - синтез,2008г. ;
- https://pedsovet.su/liter/5924_knigi_o_semie_dlya_detei
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2024/01/03/kartoteka-zagadok-pro-semyu
- https://www.romanticcollection.ru/relation/family/stihi-pro-semyu
-https://www.maam.ru/detskijsad/poslovicy-i-pogovorki-o-seme-955660.html
- https://vurnary-centr.soc.cap.ru/banneri/semjya-eto-glavnoe/poslovici-i-pogovorki-o-semje-sbornik-luchshih-pos
- https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-vo-podgotovitelnoi-grupe-moja-semja.html
- https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-moja-semja-s-detmi-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html
https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/meropriyatia/proiektnaiadieiatielnostmoiasiemia