людмила егорова
Проектная деятельность в ДОУ как основа изучения финансовой грамотности дошкольников
Чтоб не стало дитя, лишь беспомощным ртом,
Приучайте его с детства заниматься трудом.
Чем он раньше познает, как хлеб достается-
Тем полезнее в жизни ему дальше придется.
В наше время дети включаются в финансовую жизнь семьи еще в дошкольном возрасте. Малыши так или иначе сталкиваются с миром финансов, обсуждают ли мама с папай повышение цен или прибавку к заработной плате, или же в магазине игрушек, когда игрушка слишком дорогая, а родители не могут ее купить. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной, общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Публикация «Проектная деятельность в ДОУ как основа изучения финансовой грамотности дошкольников» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Передовые страны мира на протяжении длительного периода осуществляют программы обучения финансовой грамотности с раннего возраста детей. Самой передовой страной в области повышения финансовой грамотности детей является Сингапур. Банки в этой стране начинают работу с детьми в пяти летнем возрасте. В США с 6 лет дети получают банковские карты и производят покупки.
Каждый человек имеет право быть финансово благополучным. Чтобы это произошло первые шаги в освоении финансовой грамотности необходимо делать с детских лет в сопровождении воспитывающих взрослых.
Эффективным способом решения проблемы формирования предпосылок финансовой грамотности у детей дошкольного возраста является метод проектной деятельности.
Проектная деятельность предполагает формирование навыков поисковой работы, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; развития желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Чтобы помочь детям войти в социально-экономическую жизнь, нами был разработан проект, где целью было создание условий для формирования основ финансовой грамотности для дошкольников через организацию совместной деятельности детей и родителей; вовлечение родителей в процесс совершенствования знания детей по основам финансовой грамотности.
Задачи проекта :
- повысить профессиональную компетенцию педагогов;
- заинтересовать детей в получении новых знаний по финансовой и экономической грамотности;
- вовлечь в активное взаимодействие педагогов, воспитанников и родителей;
- развивать познавательны интерес к вопросам финансовой грамотности и применение этих знаний на практике;
- воспитывать разумный подход к своим желаниям сопоставляя их с возможностями бюджета семьи.
Планируемые результаты:
- приобретение детьми новых знаний социально – экономического характера;
- приобретение правильных навыков рационального распределения доходов семьи;
- развития мышления через умение анализировать, обобщать, выделять главное;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- участие родителей в совместной деятельности;
- повышение педагогической культуры родителейв проблеме взаимодействия с детьми по экономическим вопросам.
Сроки и реализация проекта :
1. Подготовительный этап:
- методическая и организационная подготовка проекта (октябрь, ноябрь 2021г).
2. Практический этап:
- формирование элементов финансовой грамотности дошкольников в ходе практической работы; непосредственное осуществление мероприятий проекта (декабрь, апрель 2022г).
3. Заключительный этап:
- подведение итогов;
- диагностика уровня финансовой грамотности дошкольников;
- изучение мнения родителей о результативности проекта;
- оформление результатов проекта в виде методических материалов (май 2022г).
Основные мероприятия проекта, которые уже проведены:
1. Диагностика знаний детей по финансовой грамотности.
2. Опрос родителей по осведомленности о методах развития финансовых знаний и умений, о готовности родителей заниматься этим вопросом.
3. Занятие с детьми «Путешествие в страну «Экономика», «Семейный бюджет».
4. Квест- викторины по русским народным сказкам.
5. Викторины по экономическому воспитанию «Путешествие в денежную страну», «Финансовая школа».
6. Обобщение опыта работы в семье по развитию финансовой грамотности.
7. Консультации для родителей: «Содержание образования по финансовой грамотности дошкольников», «Азы финансовой грамотности в семье».
8. Чтение художественной литературы: по экономической составляющей содержания «Теремок», «Сказка о рыбаке и рыбке»; о потребностях и возможностях «Лиса и волк»; сказки, раскрывающие понятие «Деньги» - «Муха Цокотуха», «Огниво» и д. р.
9. Игры с экономическим содержанием: «Хочу надо», «Купи другу подарок», «Угадай где продается» и д. р.
Проект идет полным ходом. Впереди мероприятия по изучению значимости и необходимости рекламы (занятия, игры, просмотр видео материалов); мероприятия на темы «Что такое конкуренция», «Как устроен банк», «Учимся планировать», «богатство и бедность».
Конечно, как и любой другой проект, наш проект подразумевает итоговый продукт. Мы для себя определили его в сфере пополнения предметно развивающей среды по вопросу финансовой грамотности дошкольников.
Это будет:
1. Игры по финансовой грамотности дошкольников (как приобретенные, так и изготовленные совместно детьми и родителями).
2. Книжки малышки «Сказки по финансовой грамотности дошкольников» (дети и родители).
3. Буклет для дошкольников по финансовой грамотности.
Таким образом, формируя предпосылки финансовой грамотности детей дошкольного возраста посредствам проектной деятельности, мы научим их понимать, что деньги не безграничны и зарабатываются трудом, а покупки следует планировать.
Метод проектов нацелен не на применение уже имеющихся знаний, а приобретение новых, т. е. ориентирован на зону актуального и ближайшего развития. Кроме того совместная работа над проектом обеспечивает накопление опыта взаимодействия детей друг с другом, ставит ребенка в позицию ответственности перед собой и другими, сотрудничать и оказывать содействие.
Использование метода проектной деятельности способствует развитию таких качеств как честность, настойчивость, самостоятельность, аккуратность, бережливость, способствующих формированию экономически воспитанной личности.