Марина
Проектная деятельность в ДОУ: цели, задачи, особенности организации
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность в ДОУ является уникальным способом обеспечения сотворчества, сотрудничества взрослых и малышей. Она позволяет реализовывать личностно-ориентированный подход к воспитанию и образованию.
Проектная деятельность в ДОУ способствует развитию творческих способностей дошкольников, превращает их в активных участников всех событий, происходящих в детском саду.
Значимость.
Проектная деятельность в ДОУ по ФГОС является обязательным инструментом работы воспитателей.
Публикация «Проектная деятельность в ДОУ: цели, задачи, особенности организации» размещена в разделах
На данный момент подобный метод рассматривается как цикл инновационной деятельности. Он является перспективной педагогической технологией.
Проектная деятельность в ДОУ обладает определенной структурой, признаками, выполняет несколько функций. Отметим, что данный метод не заменяет образовательную и воспитательную программу, используемую для детей дошкольного возраста, а дополняет ее.
Функции.
Проектная деятельность в ДОУ – это деятельность по продумыванию и организации педагогического процесса в рамках конкретной темы, обладающей социально значимым результатом. Данная педагогическая технология способствует освоению дошкольником окружающей среды.
Технологии проектной деятельности в ДОУ предназначены для развития творческой свободной личности, адаптированной к социальным условиям.
Понятие метода.
В настоящее время его считают самым ярким, развивающим, значимым методом. Это объясняется тем, что проектно-исследовательская деятельность в ДОУ является универсальным инструментарием, позволяющим гарантировать системность, направленность, результативность.
Метод проектов - это сумма познавательных и учебных приемов, позволяющих решать определенную проблему в ходе самостоятельных действий дошкольников.
Детская проектная деятельность в ДОУ предполагает презентацию полученных результатов, то есть способствует развитию у подрастающего поколения навыков публичной защиты.
Подобное обучение можно рассматривать как способ организации педагогического процесса, базирующийся на взаимодействии с окружающей средой, постепенной практической работе по достижению намеченной цели.
Основа технологии.
Организация проектной деятельности в ДОУ связана с идеей о направленности познавательной работы дошкольников на результат, достигаемый в ходе сотрудничества с педагогом, родителями. Работа над конкретной проблемой предполагает применение необходимых умений и знаний в определенных образовательных областях, что является отличным стимулом для саморазвития, самосовершенствования.
Педагогический процесс в ДОУ организуется с учетом возрастных особенностей малышей, их познавательной активности.
В качестве объекта проектирования рассматривается образовательная программа, факторы воспитательного процесса, способствующие достижению поставленных целей.
Цель проектной деятельности в ДОУ – выстраивание индивидуальных образовательных и воспитательных траекторий для каждого дошкольника.
Ребенку сложно в таком возрасте самостоятельно выявить противоречия, сформулировать проблему, поставить цель. Именно поэтому детское творчество сопровождается поддержкой воспитателя, родителей. Мамы и папы помогают малышам не только с поиском информации, но и сами могут включаться в образовательный процесс.
Подобное сотрудничество способствует установлению атмосферы доверия между взрослыми и детьми, сопричастности мам и пап к успехам своего малыша.
Так как в качестве ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте выступает игра, в ДОУ планируют и реализуют разнообразные игровые и творческие проекты.
Цель и задачи.
Младший и старший дошкольный возраст предполагает решение двух типов проектировочных задач:
• социально-педагогических;
• психологических.
Второй вариант проектирования связан с образовательными процессами в рамках конкретного возрастного интервала: освоения способов деятельности, формирования навыков, а также социализации и взросления дошкольников.
Для решения подобных задач применяется метод проекта, являющийся основой успешного обучения, воспитания, развития детей дошкольного возраста. Основным предназначением проектной методики в ДОУ является развитие творческой раскрепощенной личности ребенка, способной к успешной адаптации в социуме.
Общие задачи развития дошкольников.
В зависимости от возраста выделяют:
• обеспечение психологического здоровья и благополучия малышей;
• формирование познавательных способностей;
• развитие творческого воображения;
• совершенствование коммуникативных навыков.
Основные задачи, которые педагог ставит при работе с детьми младшего дошкольного возраста:
• Введение малышей в игровую проблемную ситуацию, где ведущая роль принадлежит педагогу.
• Эксперименты для детей – способ развития предпосылок для поисковой деятельности.
• Формирование поисковых навыков, способствующих разрешению проблемной ситуации (совместно с воспитателем).
Задачи, которые ставит в работе педагог для детей старшего дошкольного возраста:
• Формирование условий для интеллектуального роста.
• Развитие умений для самостоятельного разрешения предложенной проблемной ситуации.
• Развитие желания вести конструктивную беседу в ходе совместной проектной деятельности.
Сложно представить себе современное дошкольное образовательное учреждение, в котором бы не использовались разные варианты проектной деятельности. Оптимальными и наиболее результативными для ДОУ считаются коллективные виды, направленные на вовлечение в творческую работу максимального количества дошкольников.