Валентина Сагалакова
Проектная деятельность в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Задача проектной деятельности : поддержка интересов ребёнка, реализация его собственных замыслов, развитие познавательной активности и креативности детского мышления, приобретение опыта самостоятельной деятельности ребёнка, его талантов, интересов и предпочтений.
Проектная деятельность имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Публикация «Проектная деятельность в детском саду» размещена в разделах
Основные этапы работы над проектами :
1. Целеполагание: помогаем ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени;
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели;
3. Выполнение проекта – практическая часть;
4. Подведение итогов - определение задач для новых проектов.
Виды проектной деятельности :
1. Исследовательский проект, чаще всего носит индивидуальный характер и способствует вовлечению ближайшего окружения ребенка (родителей, друзей, братьев и сестер) в сферу его интересов.
В исследовательской проектной деятельности можно выделить следующие этапы:
- создание ситуации, в ходе которой ребенок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи. Педагог создает одну и ту же проблемную ситуацию для всех детей, и в итоге формулируется общий исследовательский вопрос. Так, вопрос о том, откуда берется огонь, может обсуждаться всей группой. Первый этап заканчивается формулировкой вопроса. - ребенок оформляет проект. Родители помогают дошкольнику, но организатором проекта является ребенок, поэтому взрослые выполняют вспомогательную функцию, следуя его замыслу и наблюдая за тем, чтобы он полноценно реализовывал каждый этап проекта. Первая страница проекта посвящается формулировке основного вопроса исследования: родители пишут надпись, ребенок помогает украсить страницу – защита проекта. Ребенок вместе с родителями или один рассказывает о проделанной работе.
- педагог организует выставку проектов и придумывает различные задания и интеллектуальные игры для закрепления и систематизации материала, представленного в детских проектах. В процессе работы над исследовательскими проектами обогащаются знания детей, они начинают добывать их самостоятельно, привлекая все доступные средства.
2. Творческий проект, в нем создается новый творческий продукт. Творческий проект чаще всего осуществляется коллективно или совместно с родителями.
Проект является долгосрочным. Этапы реализации: - подготовительная работа, в ходе которой педагог формирует возможные темы проектов, связанные со значимыми социальными ситуациями в жизни детей и взрослых. Это могут быть праздники, сезонные изменения, социальные вопросы (например, оказание помощи пожилым людям) и т. д. - определяются мотивы участия детей в предстоящей деятельности. Если педагог выяснил, что тот или иной праздник может быть положен в основу коллективного проекта, то на данном этапе следует рассказать детям о нем и обсудить отношение к нему детей. В ходе обсуждения дети делятся своими идеями по поводу предстоящего проекта.
-дети высказывают свои идеи реализации проекта. -педагог предлагает детям зарисовать свои идеи. После того как дети зарисуют собственные идеи, они должны подумать о том, что необходимо для ее реализации.
- дети показывают свои работы ребятам, рассказывают о своих рисунках, отвечают на вопросы воспитателя и ровесников. В результате ребенок должен понять, что в продукте его деятельности должно быть отражено, почему он создал этот проект.
- связан с информированием родителей. Для этого идея проекта (рисунок) и название вывешиваются на стенд. - педагог вместе с детьми организует работу по реализации общего замысла. Для этого дошкольники (в зависимости от содержания проекта) делятся на рабочие группы (например, одна группа детей вырезает картинки, другая – наклеивает и т. д., взрослые решают технические проблемы. - педагог продумывает, как представить полученный продукт. Как уже говорилось, проектная деятельность предполагает социальную презентацию, которая направлена на то, чтобы показать ребенку значимость его усилий для окружающих.
- осуществляется презентация продукта творческого проекта. Творческая проектная деятельность важна тем, что отражает интересы ребенка.
3. Нормативная проектная деятельность. В нормативной проектной деятельности надо выделить следующие этапы: - педагог выявляет такие ситуации, которые, во-первых, достаточно часто повторяются, а во-вторых, характеризуются нежелательными формами поведения детей.
- педагог инициирует обсуждение вариантов поведения в той или иной ситуации и тех нежелательных последствий, которые могут возникнуть, второй этап определяет пространство возможностей данной ситуации. -педагог просит детей изобразить нежелательные последствия неприемлемого поведения. При этом дети могут рисовать самые необычные сюжеты. Такие символические рисунки позволяют дошкольникам сформировать отрицательное отношение к ситуации, благодаря ее проживанию в воображаемом плане.
- педагог просит детей по очереди рассказать о своих рисунках и о тех последствиях, к которым может привести обсуждаемая ситуация. В результате беседы у детей создается обобщенное эмоционально окрашенное представление о данной ситуации.
-педагог предлагает детям подумать над тем, как нужно себя вести, чтобы избежать нежелательных последствий. После того как каждый ребенок выскажет свое мнение, педагог обращается к детям с предложением выбрать одно из предложений в качестве правила. При необходимости педагог корректирует его.
- педагог просит детей зарисовать это правило так, чтобы оно было понятно всем. При этом правило ни в коем случае не должно быть запрещающим, поскольку иначе оно будет подавлять, а не побуждать инициативу детей. - дети объясняют, что они нарисовали. Перед педагогом стоит задача понять, в какой мере в рисунке ребенка представлены необходимые детали. В ходе обсуждения воспитатель акцентирует внимание детей на этих деталях и предлагает дошкольникам на их основе создать окончательный «знак» правила. Этот знак должен содержать как минимум два компонента: указание на признак ситуации и адекватный способ действия. - выполнение «знака» правила всеми детьми и включением его в книгу правил. В этот альбом наклеиваются основные знаки, которые дети придумали для разных ситуаций. Под каждым рисунком педагог подписывает соответствующее правило.
В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.
Выделяют другие виды проектов :
- информационные,
- игровые,
- приключенческие,
- практико-ориентированные.
По характеру содержания:
-включают ребенка и его семью,
- ребенка и природу,
-ребенка и рукотворный мир,
- ребенка, общество и его культурные ценности.
По характеру участия ребенка в проекте :
- заказчик,
- эксперт,
- исполнитель,
- участник от зарождения идеи до получения результата.
По характеру контактов:
- осуществляется внутри одной возрастной группы,
- в контакте с другой возрастной группой,
- внутри ДОУ,
- в контакте с семьей,
- учреждениями культуры,
- общественными организациями (открытый проект).
По количеству участников:
- индивидуальный,
- парный,
- групповой,
- фронтальный.
По продолжительности:
- краткосрочный,
- средней продолжительности,
- долгосрочный.
При выборе тематики проекта следует ориентироваться на следующие критерии: -доступность; - социальная направленность; - воспитательная направленность; - научность; - соответствие возрастным особенностям; - интегративность; - ориентация на "зону ближайшего развития".
В своей работе с детьми я использую метод проектов и исследовательскую деятельность. Педагогу, обратившемуся к методу проектов, следует помнить, что проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, при этом проблема должна быть актуальна для участников проекта, они должны быть мотивированы. Чтобы каждый участник был заинтересован в получении результата, деятельность должна быть посильна дошкольникам, соответствовать интересам и возможностям каждого.
Метод проектов связан и с некоторыми трудностями, которые не стоит упускать из вида:
1. индивидуально-ориентированная система организации работы
– каждый участник выполняет свою часть работы, обусловливает необходимость перехода от фронтальной формы прямого обучения к индивидуальной форме проблемного и исследовательского видов обучения, следовательно, педагогу необходимо заинтересовать ребенка-дошкольника, оказать помощь в поиске информации; 2. затратность по времени, материалам – большинство проектов требует тщательной подготовки;
3. необходимость продуктивного взаимодействия с родителями, специалистами для оказания консультативной помощи родителям в ходе проекта.
Практика показывает, что при применении метода проектов наблюдаются :
• высокая активность воспитанников;
• интенсивная самостоятельная познавательная деятельность дошкольников;
• повышение личностной ценности реализованных проектов;
• увеличение глубины и объема полученных знаний, приобретенных умений.
Таким образом, сущность проектной деятельности заключается в том, что ребенок в процессе работы осваивает особое умение – самостоятельно приобретать новые знания в процессе решения жизненных проблем.
Литература:
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников : Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М., 2014.
Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М., 2006.
Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 72 с.
Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ : от теории к практике. – М., 2010.
Ступницкая М. А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами. – Ярославль, 2008.
Журнал «Воспитатель» № 9 – 2016.
Журавлёва В. Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Волгоград 2008.
Масленникова О. М. Экологические проекты в детском саду. В соответствии с ФГОС ДО. Волгоград. Издательство «Учитель» 2015.
Воронкевич О. А. «Детские экологические проекты» Санкт – Петербург.
Виноградова Н. А., Панкова Е. П. «Образовательные проекты в детском саду».
Киселева Л. С. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения».
Штанько И. В. «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»