МААМ-картинки

Проектная деятельность в детском саду

Валентина Сагалакова
Проектная деятельность в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

Задача проектной деятельности : поддержка интересов ребёнка, реализация его собственных замыслов, развитие познавательной активности и креативности детского мышления, приобретение опыта самостоятельной деятельности ребёнка, его талантов, интересов и предпочтений.

Проектная деятельность имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Публикация «Проектная деятельность в детском саду» размещена в разделах

Основные этапы работы над проектами :

1. Целеполагание: помогаем ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени;

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели;

3. Выполнение проекта – практическая часть;

4. Подведение итогов - определение задач для новых проектов.

Виды проектной деятельности :

1. Исследовательский проект, чаще всего носит индивидуальный характер и способствует вовлечению ближайшего окружения ребенка (родителей, друзей, братьев и сестер) в сферу его интересов.

В исследовательской проектной деятельности можно выделить следующие этапы:

- создание ситуации, в ходе которой ребенок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи. Педагог создает одну и ту же проблемную ситуацию для всех детей, и в итоге формулируется общий исследовательский вопрос. Так, вопрос о том, откуда берется огонь, может обсуждаться всей группой. Первый этап заканчивается формулировкой вопроса. - ребенок оформляет проект. Родители помогают дошкольнику, но организатором проекта является ребенок, поэтому взрослые выполняют вспомогательную функцию, следуя его замыслу и наблюдая за тем, чтобы он полноценно реализовывал каждый этап проекта. Первая страница проекта посвящается формулировке основного вопроса исследования: родители пишут надпись, ребенок помогает украсить страницу – защита проекта. Ребенок вместе с родителями или один рассказывает о проделанной работе.

- педагог организует выставку проектов и придумывает различные задания и интеллектуальные игры для закрепления и систематизации материала, представленного в детских проектах. В процессе работы над исследовательскими проектами обогащаются знания детей, они начинают добывать их самостоятельно, привлекая все доступные средства.

2. Творческий проект, в нем создается новый творческий продукт. Творческий проект чаще всего осуществляется коллективно или совместно с родителями.

Проект является долгосрочным. Этапы реализации: - подготовительная работа, в ходе которой педагог формирует возможные темы проектов, связанные со значимыми социальными ситуациями в жизни детей и взрослых. Это могут быть праздники, сезонные изменения, социальные вопросы (например, оказание помощи пожилым людям) и т. д. - определяются мотивы участия детей в предстоящей деятельности. Если педагог выяснил, что тот или иной праздник может быть положен в основу коллективного проекта, то на данном этапе следует рассказать детям о нем и обсудить отношение к нему детей. В ходе обсуждения дети делятся своими идеями по поводу предстоящего проекта.

-дети высказывают свои идеи реализации проекта. -педагог предлагает детям зарисовать свои идеи. После того как дети зарисуют собственные идеи, они должны подумать о том, что необходимо для ее реализации.

- дети показывают свои работы ребятам, рассказывают о своих рисунках, отвечают на вопросы воспитателя и ровесников. В результате ребенок должен понять, что в продукте его деятельности должно быть отражено, почему он создал этот проект.

- связан с информированием родителей. Для этого идея проекта (рисунок) и название вывешиваются на стенд. - педагог вместе с детьми организует работу по реализации общего замысла. Для этого дошкольники (в зависимости от содержания проекта) делятся на рабочие группы (например, одна группа детей вырезает картинки, другая – наклеивает и т. д., взрослые решают технические проблемы. - педагог продумывает, как представить полученный продукт. Как уже говорилось, проектная деятельность предполагает социальную презентацию, которая направлена на то, чтобы показать ребенку значимость его усилий для окружающих.

- осуществляется презентация продукта творческого проекта. Творческая проектная деятельность важна тем, что отражает интересы ребенка.

3. Нормативная проектная деятельность. В нормативной проектной деятельности надо выделить следующие этапы: - педагог выявляет такие ситуации, которые, во-первых, достаточно часто повторяются, а во-вторых, характеризуются нежелательными формами поведения детей.

- педагог инициирует обсуждение вариантов поведения в той или иной ситуации и тех нежелательных последствий, которые могут возникнуть, второй этап определяет пространство возможностей данной ситуации. -педагог просит детей изобразить нежелательные последствия неприемлемого поведения. При этом дети могут рисовать самые необычные сюжеты. Такие символические рисунки позволяют дошкольникам сформировать отрицательное отношение к ситуации, благодаря ее проживанию в воображаемом плане.

- педагог просит детей по очереди рассказать о своих рисунках и о тех последствиях, к которым может привести обсуждаемая ситуация. В результате беседы у детей создается обобщенное эмоционально окрашенное представление о данной ситуации.

-педагог предлагает детям подумать над тем, как нужно себя вести, чтобы избежать нежелательных последствий. После того как каждый ребенок выскажет свое мнение, педагог обращается к детям с предложением выбрать одно из предложений в качестве правила. При необходимости педагог корректирует его.

- педагог просит детей зарисовать это правило так, чтобы оно было понятно всем. При этом правило ни в коем случае не должно быть запрещающим, поскольку иначе оно будет подавлять, а не побуждать инициативу детей. - дети объясняют, что они нарисовали. Перед педагогом стоит задача понять, в какой мере в рисунке ребенка представлены необходимые детали. В ходе обсуждения воспитатель акцентирует внимание детей на этих деталях и предлагает дошкольникам на их основе создать окончательный «знак» правила. Этот знак должен содержать как минимум два компонента: указание на признак ситуации и адекватный способ действия. - выполнение «знака» правила всеми детьми и включением его в книгу правил. В этот альбом наклеиваются основные знаки, которые дети придумали для разных ситуаций. Под каждым рисунком педагог подписывает соответствующее правило.

В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

Выделяют другие виды проектов :

- информационные,

- игровые,

- приключенческие,

- практико-ориентированные.

По характеру содержания:

-включают ребенка и его семью,

- ребенка и природу,

-ребенка и рукотворный мир,

- ребенка, общество и его культурные ценности.

По характеру участия ребенка в проекте :

- заказчик,

- эксперт,

- исполнитель,

- участник от зарождения идеи до получения результата.

По характеру контактов:

- осуществляется внутри одной возрастной группы,

- в контакте с другой возрастной группой,

- внутри ДОУ,

- в контакте с семьей,

- учреждениями культуры,

- общественными организациями (открытый проект).

По количеству участников:

- индивидуальный,

- парный,

- групповой,

- фронтальный.

По продолжительности:

- краткосрочный,

- средней продолжительности,

- долгосрочный.

При выборе тематики проекта следует ориентироваться на следующие критерии: -доступность; - социальная направленность; - воспитательная направленность; - научность; - соответствие возрастным особенностям; - интегративность; - ориентация на "зону ближайшего развития".

В своей работе с детьми я использую метод проектов и исследовательскую деятельность. Педагогу, обратившемуся к методу проектов, следует помнить, что проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, при этом проблема должна быть актуальна для участников проекта, они должны быть мотивированы. Чтобы каждый участник был заинтересован в получении результата, деятельность должна быть посильна дошкольникам, соответствовать интересам и возможностям каждого.

Метод проектов связан и с некоторыми трудностями, которые не стоит упускать из вида:

1. индивидуально-ориентированная система организации работы

– каждый участник выполняет свою часть работы, обусловливает необходимость перехода от фронтальной формы прямого обучения к индивидуальной форме проблемного и исследовательского видов обучения, следовательно, педагогу необходимо заинтересовать ребенка-дошкольника, оказать помощь в поиске информации; 2. затратность по времени, материалам – большинство проектов требует тщательной подготовки;

3. необходимость продуктивного взаимодействия с родителями, специалистами для оказания консультативной помощи родителям в ходе проекта.

Практика показывает, что при применении метода проектов наблюдаются :

• высокая активность воспитанников;

• интенсивная самостоятельная познавательная деятельность дошкольников;

• повышение личностной ценности реализованных проектов;

• увеличение глубины и объема полученных знаний, приобретенных умений.

Таким образом, сущность проектной деятельности заключается в том, что ребенок в процессе работы осваивает особое умение – самостоятельно приобретать новые знания в процессе решения жизненных проблем.

Литература:

Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников : Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М., 2014.

Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М., 2006.

Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 72 с.

Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ : от теории к практике. – М., 2010.

Ступницкая М. А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами. – Ярославль, 2008.

Журнал «Воспитатель» № 9 – 2016.

Журавлёва В. Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Волгоград 2008.

Масленникова О. М. Экологические проекты в детском саду. В соответствии с ФГОС ДО. Волгоград. Издательство «Учитель» 2015.

Воронкевич О. А. «Детские экологические проекты» Санкт – Петербург.

Виноградова Н. А., Панкова Е. П. «Образовательные проекты в детском саду».

Киселева Л. С. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения».

Штанько И. В. «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»

Публикации по теме:

Фотоотчет «Игровая деятельность в детском саду»Фотоотчет «Игровая деятельность в детском саду» «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Конспект родительского собрания «Проектная деятельность в детском саду» во второй младшей группеКонспект родительского собрания «Проектная деятельность в детском саду» во второй младшей группе 1. Вступительное слово, «Приветствие». Здравствуйте, уважаемые родители. Хочу выразить надежду, что сегодняшний вечер мы проведем интересно.

Проектная деятельность в детском саду «Сказка как средство нравственного воспитания детей» АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким.

Проектная деятельность в детском саду «Почему нельзя есть снег?»Проектная деятельность в детском саду «Почему нельзя есть снег?» Тип проекта : познавательно- исследовательский. Сроки: краткосрочный. Проблема:Все дети любят, есть снег. Взрослые в один голос твердят,.

Проектная деятельность в детском саду. Видеофильм детских работ в нетрадиционной технике рисованияПроектная деятельность в детском саду. Видеофильм детских работ в нетрадиционной технике рисования Проект «Нетрадиционная техника рисования с дошкольниками» Тип проекта: кратковременный, творческий. Участники проекта: дети старшей группы.

Театрализованная деятельность в детском садуТеатрализованная деятельность в детском саду Театрализованная деятельность это самый распространенный вид детского творчества. Театрализованная деятельность в детском саду имеет свои.

Театрализованная деятельность в детском садуТеатрализованная деятельность в детском саду «Театр – это волшебный мир. Он даёт уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира.

Театрализованная деятельность в детском садуТеатрализованная деятельность в детском саду Театрализованная деятельность в детском саду. В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве,.

Экспериментальная деятельность в детском садуЭкспериментальная деятельность в детском саду Маленькие дети – прирожденные исследователи. Редкие дети не проявляют повышенный интерес к огню. Он для них и страшен и прекрасен одновременно.

Занимательная деятельность в детском саду С введение ФГОС ДО изменились требования к проведению образовательной деятельности. Каждому педагогу охота провести такое занятие, чтобы.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Проектная деятельность в детском саду
Опубликовано: 18 декабря 2022 в 17:44
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектная деятельность в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Сагалакова (УИ 3120043) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД