Нина Смагина
Проектная деятельность со старшими дошкольниками. Мини-музей группы «Кукла из бабушкиного сундучка»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Кукла из бабушкиного сундучка»
(старший дошкольный возраст)
Кто в детстве в куклы не играл,
Тот и счастья не видал.
(народная мудрость)
Проект мини-музей народной традиционной куклы
«Кукла из бабушкиного сундучка»
(старший дошкольный возр
Публикация «Проектная деятельность со старшими дошкольниками, Мини-музей группы „Кукла из бабушкиного сундучка“» размещена в разделах
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Куклы. Мини-музеи кукол
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
ст)
1. Название проекта Кукла из бабушкиного сундучка.
2. Тематическое поле социализация
3. Проблема: Откуда к нам пришла кукла?
4. Цель : Приобщение детей к истокам русской культуры на примере народной традиционной куклы.
5. Задачи :
Приобщать детей к общечеловеческим ценностям;
Воспитывать у детей интерес к культуре своих предков;
Воспитывать у детей гордость за свою страну, ее историю;
Знакомить детей с особенностями народного быта;
Воспитывать интерес к рукотворному миру, нравственные чувства, бережное отношение к результатам труда сверстников и взрослых;
Развивать доказательную речь, умение задавать вопросы описательного характера, обогащать словарный запас детей;
Активизировать познавательную деятельность, зрительную, тактильную и слуховую память;
Формировать представление детей о взаимозависимости человека и природы, знакомить с отражением природных явлений в фольклоре;
Развивать мелкую моторику детей;
Привлечь внимание родителей к истории нашей страны при помощи в изготовлении экспонатов музея, участии в совместных досугах, посиделках.
6. Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги по реализации проекта) на основе изученных проблем выбрать с детьми тему для проекта, составить план- схему проекта, привлечь специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта, сбор, накопление материала, включение в план схему проекта образовательной деятельности, игр и других видов детской деятельности, домашние задания для самовыполнения, открытые мероприятия.
7. Описание продукта, полученного в результате проекта создание мини-музея народной традиционной куклы «Кукла из бабушкиного сундучка»; совместные посиделки с родителями воспитанников с организацией мастер-класса по изготовлению народных кукол; проведение детьми подготовительной группы экскурсий для детей других групп ДОУ.
8. Вид проекта Информационно-творческий.
9. Состав участников воспитатели, дети подготовительной группы, родители, специалисты.
10. Интеграция образовательных областей вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.
Образовательная область «Физическая культура»
Содержание: Проведение народных подвижных игр на прогулке, занятиях физической культурой, досугах, праздниках.
Задачи:
Содействовать гармоничному физическому развитию детей.
Формировать у детей осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Воспитывать желание самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры и упражнения со сверстниками
Образовательная область «Здоровье»
Содержание: Пальчиковая гимнастика по темам; развитие мелкой моторики при изготовлении традиционной куклы : завязывание, скручивание, свертывание, разглаживание, сборка бус и т. д. ;
Беседа на тему: «Как закалялись на Руси»; рассматривание иллюстраций «Русские богатыри».
Задачи:
Способствовать становлению устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни.
Формировать представлений о здоровье, его ценности, полезных привычках, мерах профилактики и охраны здоровья.
Образовательная область «Безопасность»
Содержание: Создание плаката «Как правильно пользоваться ножницами, иглой и другими острыми предметами».
Задачи:
Формировать умения самостоятельного безопасного поведения в повседневной жизни на основе правил безопасного поведения.
Образовательная область «Социализация»
Содержание: Сюжетно-ролевая игра «Семья»; сюжетно-ролевая игра «Экскурсия по музею»; рассматривание карты мира; рассматривание альбома «Народный костюм»; сбор пословиц и поговорок о семье, маме, отце, уважении взрослых, послушании.
Задачи:
Создать условия для развития умения сотрудничать со сверстниками: формировать собственную точку зрения, выяснять точку зрения своего партнера, сравнивать и согласовывать.
Образовательная область «Труд»
Содержание: Изготовление кукол; сбор материала (в т. ч. природного) для дальнейшего изготовления кукол; беседа «Как я дома помогаю»; дидактическая игра «Профессии» (выбор орудий труда; шнуровка «Противоположности» (выбор орудий труда; беседа о труде взрослых на Руси.
Задачи:
Формировать у детей отчетливые представления о роли труда взрослых в жизни общества и каждого человека.
Образовательная область «Познание»
Содержание: Беседа про быт русского народа, праздники; составление рассказа о месяцах и времен года с использованием народных примет; Дидактические игры на классификацию предметов (мебель, посуда, предметы быта, продукты питания, предметы одежды); Игра «Рост и количество членов семьи», «Логический домик» с блоками Дьениша и палочками Кюизенера; Д/и «Где куколка лежит» (ориентировка в пространстве, соотнесение модели и схемы); рассматривание иллюстраций о сборе урожая злаковых культур; д/и «Одень куклу»
Задачи:
Поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми окружающих предметов, установление связи между ними.
Образовательная область «Коммуникация»
Содержание: Беседа «Встречаем гостей» (по правилам этикета); Экскурсия в музей (совместно с родителями); Составление творческих рассказов «Что мы видели в музее», «Как я помогаю дома»; составление загадок про времена года, праздники; проведение экскурсий детьми данной группы для детей ДОУ (конец года).
Задачи:
Развивать умение игрового и делового общения со сверстниками и взрослыми, желание участвовать в совместной коллективной деятельности;
развивать монологическую связную речь; формировать умение включать в рассказ знакомые пословицы, потешки, народные песенки.
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
Содержание: Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасная»; чтение стихотворений: о народных куклах, рукоделии, народных праздниках; заучивание стихотворения
М. А. Пожаровой «Тряпочная кукла»; заучивание потешек, песенок на тему быта русского народа.
Задачи:
Поддерживать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к книге, способствовать углублению читательских интересов.
Образовательная область «Художественное творчество»
Содержание: Изготовление несложных народных кукол в подарок; составление костюма будущей куклы из цветной бумаги; рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам; инсценировка потешек, песенок.
Задачи:
Побуждать и поддерживать личностные проявления в процессе ознакомления с искусством и собственной творческой деятельности (самостоятельность, инициативность, индивидуальность)
Образовательная область «Музыка»
Содержание: Использование русских народных песен, попевок, закличек в играх, досуге, музыкальных концертах, в хороводных играх; знакомство с русским песенным фольклором, использованном в бытовых ситуациях и на праздниках.
Задачи:
Использование музыкальных произведений как средства обогащения представлений детей культуре русского народа.
11. Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта сбор информации, обращение к специалистам и т. п.
12. Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта наглядные материалы:
плакаты, иллюстрации, картинки, карточки, музыкальные записи народных песен, хороводов; материал для изготовления экспонатов музея.
Перспективно - тематический план работы в мини-музее
народной традиционной куклы
Месяц: сентябрь
Тема: Человек. Части тела.
НОД: Знакомство детей с традициями русского народа, с историей возникновения традиционной куклы.
Мероприятие с родителями: Выставка экспонатов мини-музея «Народная традиционная кукла»
Итоговое мероприятие с детьми: Выставка детских работ по рисованию «Моя любимая кукла».
Месяц: октябрь
Тема: Продукты питания
НОД: «Осенние посиделки». Развитие интереса к культуре русского народа через знакомство с куклой «Крупеничкой»
Мероприятие с родителями: Участие в посиделках, мастер-класс по изготовлению куклы «Крупенички»
Итоговое мероприятие с детьми: Выставка детских аппликаций с использованием крупы.
Месяц: ноябрь
Тема: Одежда. Головные уборы.
НОД: Знакомство с элементами русского народного костюма, используемых в нарядах традиционных кукол.
Мероприятие с родителями: Оформление стенда для родителей «Русский народный костюм»
Итоговое мероприятие с детьми: Фольклорный досуг
«Ах, мой красный сарафан».
Месяц: декабрь
Тема: Зимние Забавы. Новый год.
НОД: Знакомство с традициями народного быта.
Приберём избу к празднику.
Празднование Нового года на Руси.
Чудесный сундучок.
Мероприятие с родителями: Помощь в оформлении групповой комнаты к празднику. Мастер-класс по изготовлению куколки на счастье.
Итоговое мероприятие с детьми: Выставка детских работ «Как встречали новый год на Руси».
Месяц: январь
Тема: Домашние птицы и животные.
НОД: «Мы мороза не боимся». Знакомство с традициями зимних праздников.
Русские народные игры с домовенком. Знакомство с куклой Коза.
Мероприятие с родителями: Информация для родителей «Традиции праздника на Руси».
Итоговое мероприятие с детьми: Спортивный досуг на основе народных игр.
Месяц: февраль
Тема: Семья. Наша Армия.
НОД: Знакомство с народными традициями внутри семьи. Кукла Подорожница
Мероприятие с родителями: Информация для родителей «Вся семья вместе, так и душа на месте.»
Итоговое мероприятие с детьми: Выставка детских работ «Моя семья»
Месяц: март
Тема: Женский праздник.
НОД: Знакомство с традициями семьи. Почитание матери и отца. Кукла Берегиня.
Мероприятие с родителями: Информация для родителей «Женщина – Берегиня дома»
Итоговое мероприятие с детьми: Выставка рисунков «Нет милее дружка, как родная матушка».
Месяц: апрель
Тема: Весна. Огородно-садовые работы.
НОД: Знакомство с традициями весенних праздников. Изготовление куклы Масленица.
Мероприятие с родителями: Участие родителей в празднике «Масленица»
Итоговое мероприятие с детьми: Праздник «Масленица»
Месяц: май
Тема: Весна. Моя Родина.
НОД: Продолжение знакомства с традициями весенних праздников на Руси. Знакомство с куклой Русалка.
Мероприятие с родителями: Весенние посиделки, мастер-класс по изготовлению куклы Русалка.
Итоговое мероприятие с детьми: Совместная выставка кукол, изготовленных детьми и родителями.