Смолич Ирина
Проектная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста на тему «Насекомые нашего участка»
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста на тему
«Необходимо вводить малыша в окружающий мри природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для него, чтобы он рос исследователем, облагораживал и закалял волю»
В. А. Сухомлинский
Вид проекта : познавательно-творческий.
Сроки реализации проекта : среднесрочный – месяц август
Публикация «Проектная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста на тему „Насекомые нашего участка“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Оформление детских садов
- Проекты по благоустройству территории участков детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Участники проекта : дети средней. группы, педагоги, родители воспитанников.
Постановка проблемы: как в капле утренней росы искрится и переливается всеми красками огромное солнце, так в любом крохотном жучке, в любой невзрачной букашке отражается богатство, красота и бесконечное разнообразие огромного мира насекомых. Впервые мы встречаемся с насекомыми в раннем детстве. И от того как происходит эта встреча, зависит дальнейшее отношение к разным ползающим и летающим букашкам, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Во время прогулки дети увидели насекомых Реакция ребят была неоднозначной Были и такие ребята, которые предложили уничтожить насекомых. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.
Сформировалась проблема: у детей отсутствуют знания о насекомых участка детского сада.
Вопросы к детям по предлагаемому проекту :
- каких насекомых мы можем увидеть на участке нашего детского сада?
- нужны ли насекомые?
-какие насекомые тебе нравятся?
- пользу или вред приносят насекомые?
Актуальность: Насекомые – самая многочисленная группа на нашей планете. Мы считаем, что детям всегда интересно смотреть на полет шмеля, порхание бабочки, слушать стрекотание кузнечика. Детям хочется узнать - зачем же пчела кружит над цветком, как устроен муравейник, чем питается божья коровка. Но большинство современных детей редко общаются с природой. Проект поможет узнать детям больше об этой группе животных и научить правильному отношению к ним. Проект направлен на то, чтобы дети научились беречь и любить окружающий мир. И начать эту работу необходимо с самых маленьких обитателей нашей природы – насекомых. Они могут летать, ползать по потолку вниз головой, бегать по воде… Кроме того они способны ни с того ни с сего больно ужалить или незаметно заползти под одежду. Но насекомые могут превратиться из опасных страшилок в забавных и интересных друзей, если начать с ними общаться и творчески подойти к знакомству с ними. Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно. Остановитесь, оглянитесь вокруг… Любое насекомое, независимо от его размеров и роли в природе при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным. Поэтому эта тема важна и актуальна.
Цель проекта : познакомить детей с некоторыми насекомыми участка детского сада; учить правильному обращению с ними.
Задачи проекта :
Формировать у детей элементарные представления о насекомых участка (бабочка, муравей, пчела, кузнечик, стрекоза, муха, божья коровка,;
Способствовать развитию речевого общения, обогащению и расширению словаря;
Развивать коммуникативные навыки;
Формировать умение видеть прекрасное в природе;
Развивать творческие способности детей;
Воспитывать бережное отношение к природе родного края;
Развивать эмоциональную отзывчивость;
Привлекать родителей к сбору материала для проекта;
Побуждать родителей к совместной творческой деятельности с детьми;
Развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал;
Пополнить предметно-развивающую среду макетом «Насекомые нашего участка», библиотечку книгами, дидактическими и настольными играми.
Ожидаемый (прогнозируемый) результат проектной деятельности :
Владеют обобщающим понятием «насекомые»;
Знают и называют насекомых (бабочку, муравья, пчелу, кузнечика, стрекозу, божью коровку, муху). Находят сходства и различия;
Имеют простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев, способах передвижения (прыгает, летает, бегает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет, где и как зимуют насекомые;
Знают о пользе и вреде, которую приносят людям и растениям;
Бережно относятся к природе, стремятся к правильному поведению по отношению к насекомым;
Воспитаны чувства отзывчивости на красоту родной природы.
Формы и методы работы:
познавательные занятия, целевые прогулки, самостоятельные и коллективные наблюдения, рассказы, беседы, разучивание произведений устного народного творчества, чтение художественной литературы, дидактические игры.
Этапы реализации проекта :
Первый этап - подготовительный:
определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата;
изучение методической литературы;
создание предметно - развивающей среды;
подбор литературных произведений о насекомых;
подбор иллюстрированного материала по теме, альбомов, открыток;
подбор настольно-печатных игр, дидактических игр,
подбор материалов, игрушек и атрибутов для игровой деятельности;
подбор музыкальных произведений по теме;
подготовка материала для художественного творчества;
разработка НОД по теме.
Содержание работы с детьми :
диагностика;
рассматривание иллюстраций, насекомых;
беседы, наблюдения;
чтение
подвижные игры, физминутки.
Содержание работы с родителями:
беседы с родителями с целью выяснения их знаний о насекомых брянского края;
вовлечение родителей в процесс сбора материала по теме проекта;
обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;
помощь в пополнении предметно-развивающей среды;
консультирование родителей «Как привить любовь к природе».
Второй этап - реализация проекта :
Работа с детьми :
беседы: «Какие бывают насекомые?»;«Как уберечься от опасных насекомых», «Первая помощь при укусах»,«Правила вежливого поведения в лесу»,«Как насекомые издают звуки».
рассматривание иллюстраций, альбомов «Насекомые», игрушек – насекомых; рассматривание иллюстраций из «Красной книги»;
организация совместной творческой и исследовательской деятельности;
чтение стихотворений «Сверчок», «Бабочка давай дружить», «Жук проснулся»; рассказов «Что узнал дождевой червяк», «Великан на поляне»; сказок «Муха – цокотуха», «Тараканище»П. Мочалов «Как Толя муравьям помогал», В. Гаазов «Муравьиная семья»,Е. Берюхова «Не разоряйте муравейники», В. Берестов «У жука ужасно важный вид», П. Синявский «Оса», «Божья коровка», «Что бывает после ос?», «Муха»,В. Мусатов «Пчела и цветок», Г. Глушнев «Любопытная бабочка», М. Петрова «Кузнечики»,В. Орлов «Сверчок»,Н. Костарев «Светлячок». К. Чуковский «Тараканище», С. Баруздин «Пчела».
разучивание потешек о насекомых;
отгадывание загадок о насекомых;
пальчиковые игры «Божья коровка», «На полянке»;
прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», С. Прокофьева «Шествие кузнечиков», Р. Шумана «Бабочки», М. Мусоргского «Жук»;
НОД по познавательному развитию «В гости к божьей коровке»
дидактические и настольные игры: «Четвертый лишний», «Спрячь насекомое», «Кого не стало», «На полянке», «Кто что умеет делать», «Подбери признак», «Разрезные картинки; лото «Насекомые»; «Летает, ползает»;
игры с игрушками - насекомыми;
раскрашивание раскрасок на тему «Насекомые»;
художественное творчество: аппликация «Божья коровка», рисование «Бабочка», «Пчелка», коллективная аппликация «Веселый луг», лепка «Божья коровка прилетела на цветок».
дыхательные упражнения «Комарик», «Жук», «Пчелка»;
физкультминутки «Бабочка», «Кузнечики», «Вот выходим мы на луг»;
п/ игры: «Жуки», «Пчёлки», «Поймай комара", " Медведь и пчёлы».
Работа с родителями:
консультации для родителей «О роли и значении насекомых», «Укусы насекомых».
памятка для родителей «Правила поведения на природе»;
знакомство с пословицами, поговорками о насекомых;
совместное чтение родителей и детей произведений о насекомых, разучивание стихотворений;
изготовление шапочек, масок насекомых для подвижных игр;
изготовление совместно с детьми макетов «Насекомые нашего участка»
Третий этап - итоговый:
рассказ о каком-либо насекомом ;
выставка детских работ;
оформление альбома о насекомых;
итоговое мероприятие досуг «В гости к насекомым»
изготовление шапочек, масок насекомых для подвижных игр;
выставка совместных творческих работ детей и родителей «Насекомые нашего участка»
подведение итогов реализации проекта;
составление портфолио проекта.
Результаты проектной деятельности :
сформированы знания о насекомых нашего участка детского сада;
сформирован интерес к познанию фауны родного края;
сформированы чувства бережного отношения к природе;
воспитаны чувства отзывчивости на красоту родной природы,
сформированы положительно-эмоциональные и осознанные отношения к насекомым и их среде обитания.
Заложены основы экологической культуры у мл. дошк.