Светлана Бабурова
Проектная деятельность с детьми разновозрастной группы «Осень разноцветная»
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность с детьми разновозрастной группы «Осень разноцветная»
Проект по
социально – коммуникативному, познавательному, речевому, художественно – эстетическому и физическому развитию, направленный на психическое и физическое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Разработали:
Бабурова. С. В,
Цитата по теме:
". Прикосновеньем осень осенит
всё то, что было неприкосновенно".
Б. А. Ахмадулина
Публикация «Проектная деятельность с детьми разновозрастной группы „Осень разноцветная“» размещена в разделах
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Проблема:
Осень – это не просто время года, это время, когда все живое на Земле готовится к переходу от жаркого лета, к холодной зиме. Осень - это не только слякоть, пронизывающий холод. Осень - это золотая крона деревьев, багряная и шуршащая листва под ногами, бабье лето. Дошкольники хотят знать, как природа готовится к лютым морозам, как готовятся к зиме животные, птицы, насекомые, как ведут подготовку к зиме люди? А сколько всего можно интересного узнать, благодаря этой удивительной поре. Наверное, мы взрослые уже не так воспринимаем окружающий мир, как наши дети - мы потеряли веру в волшебство и сказку.
Тема проекта:
«Осень разноцветная»
Актуальность:
Мир природы - не может не тронуть человека любознательного, открытого к прекрасному. Наша задача - помочь ребёнку-дошкольнику открыть мир окружающей природы. В последнее время остро стоит вопрос экологии окружающей среды, поэтому на занятиях с детьми необходимо прививать любовь к природе и бережное отношение к ней. Чтобы любить природу, ее надо знать, а чтобы знать, необходимо изучать и наблюдать за изменениями, происходящими в природе. В процессе познания природы не только формируются и развиваются эстетические чувства и вкусы, но и чувство ответственности за свои поступки. Если ребенок научится наблюдать за природой, то он научится и ценить окружающий его мир. В связи с этим, главная задача – учить детей наблюдать и делать выводы из своих наблюдений. Любой проект - это плод раздумий и поисков интересных форм совместной деятельности взрослых и детей, это отражение мировоззрения участников проекта, в том числе творческого и экологического. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем. Иногда самостоятельно он не может найти ответы на интересующие его вопросы. Чтобы помочь ребёнку, организовывается проектная деятельность.
Цель:
Формировать эстетическое восприятие окружающего мира.
Задачи проекта:
Образовательные:
- расширить и систематизировать знания детей об осени;
- привлечь внимание к окружающим природным объектам;
- пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Хлеб».
- расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созревающих в осенний период;
Развивающие:
- развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
- развивать связную речь, навыки общения со взрослыми и сверстниками.
- формировать умение применять полученные знания в повседневной жизни.
- развивать мелкую моторику кистей рук, мышление внимание, память и пр.
Воспитательные:
- воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
- приобщать родителей к совместной творческой деятельности с детьми.
Проект будет использоваться в следующих видах деятельности:
игровой, двигательной, продуктивной, творческой, совместной.
Новизна проекта
в активном использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь.
В проект включены все ОО: деятельность их интегрируема.
Период проведения проекта
в рамках перспективно-тематического планирования блок «Краски осени». Темы «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Хлеб», «Перелетные птицы» с 12.09.2022 - 14.10.2022 года
Материал и техническое оборудование:
подбор художественного, иллюстрированного, игрового материала, картотека дидактических, подвижных игр, разработка информационного материала для родительского уголка, пополнение развивающей предметно-пространственной среды. Комплексное перспективно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности в разновозрастной группе на 2022 - 2023 учебный год, ИКТ.
Участники проекта:
1. Дети и родители разновозрастной группы (5 - 7лет)
2. Воспитатели: Бабурова. С. В.
3. Музыкальный руководитель: Лебедева. А. С.
4. Физ. инструктор: Ярошенко. О. П.
5. Учитель – логопед: Прохоренко. М. А
Вид проекта:
групповой, краткосрочный - 1 месяц (12.09.2022 - 14.10.2022)
Тип проекта…
исследовательский, познавательно-речевой.
Методы:
наглядный, словесный, практический, интерактивный, исследовательский.
Форма:
-ситуативный диалог.
-ознакомительная беседа с родителями и детьми на создание психологически-комфортной обстановки, рассчитанной на дифференцированный подход к каждому ребенку при реализации проекта;
-экскурсии по осенним аллеям парка;
- проведение НОД по данной направленности;
-чтение стихов, рассказов по теме
-рассматривание репродукций картин русских художников;
- творческая мастерская по изо-деятельности;
- дидактические игры;
- проведение релаксационных пауз с использованием музыкальных средств во время режимных моментов;
-конкурсы;
-выставки детских работ;
-консультации для родителей;
-культурно-досуговая программа «Осеннее настроение»
- культурно-досуговая программа «День добра и уважения»
Мероприятие
(НОД, культурно – досуговые мероприятия, беседы, чтение и т. д, но обязательно интегрируемые.
1. Ситуативный диалог «Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?», «Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?», «Почему я люблю (не люблю) осень?»
2. Беседы: «Почему деревья сбрасывают листья», «Что нам осень принесла»; «Осень. Что ты о ней знаешь?», «Могут ли овощи принести вред нашему здоровью?», «Удивительные предметы»: учить детей сравнивать предметы, придуманные людьми, с объектами природы и находить между ними общее (то, что не дала человеку природа, он придумал сам).
3. Рассматривание репродукций картин: И. С. Остроухов «Золотая осень», И. И. Левитан «Золотая осень», Г. Мясоедов «Осенний пейзаж», В. Поленов «Золотая осень», П. Кончаловский «Первый снег».
4. Экскурсия по участку детского сада. «Деревья и кустарники нашего детского сада», «Ищем приметы осени». Развить познавательный интерес ребенка к миру природы, привить чувство ответственности за ее сохранность, расширять представление детей о деревьях, произрастающих в нашей местности, разъяснять их значимость для жизни на земле, способствовать формированию бережного отношения к окружающей среде.
5. Цикл наблюдений: «Что было сначала, что будет потом?» (красота и богатство осенних красок на примере деревьев, растущих на территории детского сада, «Соберем семена садовых цветов», «Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?», «Чем отличается ель от других деревьев осенью?», «Почему осенью птицы прилетают к жилищам людей?», «Куда летят перелётные птицы?», «Почему исчезли насекомые?»
6. Творческая мастерская
- «Осенний ковер». Закреплять умение работать ножницами. Упражнять в вырезывании простых предметов из бумаги, сложенной вдвое (цветы, листья). Развивать умение красиво подбирать цвета (оранжевый, красный, темно красный, желтый, темно желтый и др.)
- Ваза с фруктами, ветками и цветами» (декоративная композиция).
Закреплять умение детей вырезывать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое. Учить красиво располагать изображение на листе, искать лучший вариант, подбирать изображения по цвету.
- «Корзина с грибами». Упражнять детей в передаче формы разных грибов с использованием приемов лепки пальцами. Закреплять умение лепить корзину.
-«Гроздь винограда» (налеп из пластилина). Продолжать учить детей скатывать маленькие шарики из пластилина между ладонями и расплющивать их сверху пальцем на картоне.
-«Фрукты для игры в магазин». Учить детей передавать форму и характерные особенности фруктов при лепке с натуры, использовать знакомые приемы лепки: оттягивание, сглаживание и др.
- «Вкусные дары щедрой осени». Учить детей составлять натюрморт из овощей и фруктов. Упражнять в умение использовать знакомые способы лепки при лепке овощей и фруктов.
- «Осенний букет». Учить детей рассматривать натуру, делать подготовительный набросок простым карандашом. Учить располагать изображение по всему листу: выше, ниже, правее, левее передавать цветом характерные признаки осенних листьев.
- «Рисование с натуры овощей и фруктов». Учить детей передавать характерные особенности натуры: форму овощей и фруктов, и цвет, делать подготовительный набросок карандашом. Закреплять умение красиво располагать рисунок на листе бумаги.
- «Узор из фруктов, ягод». Развивать у детей любознательность, закреплять умение составлять узор из растительных форм, располагать узор на различных формах (квадрате, полосе).
- «Праздник урожая в нашем селе». Учить детей передавать праздничные впечатления: нарядные люди, украшенные дома, машины, везущие урожай.
- «Рисование иллюстраций к сказке Д. Н. Мамина Сибиряка «Серая Шейка“» Развивать интерес к созданию иллюстраций к литературному произведению. Формировать умение выбирать эпизод, который хотелось бы передать в рисунке; создавать образы сказки (лес, лесная поляна, река и ее берега; птицы, собирающиеся в стаи, летящие в небе; лиса, зайцы, охотники, Серая Шейка).
- «Корзиночка». Закрепить умение делать выкройку кубической коробочки; располагать узор на её сторонах.
7. НОД «Во саду ли, в огороде»: расширять представления детей о многообразии мира растений; об овощах, фруктах и ягодах. Учить узнавать и называть овощи, фрукты и ягоды. Формировать общие представления о способах ухода за садово-огородными растениями. Формировать желание делиться впечатлениями.
8. Чтение художественной литературы:
- Пословицы, поговорки, загадки об осени.
- Басня И. Крылова «Стрекоза и муравей».
- И. Соколов - Микитов «Листопадничек».
- М. Пришвин «Птицы и листья».
- К. Чашева «Деревья спят».
- Ю. Тувим "Овощи".
- А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»
- А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…»
- Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной».
- Н. Егорова «Листопад».
К. Ушинского «Четыре желания», Н. Павловой «Опенки», Н. Сладкова «Почему ноябрь пегий», В. Чаплиной «Лес осенью»
- Составление описательных рассказов об овощах и фруктах.
- Творческое рассказывание по темам «Мы гуляли на участке», «Что я видел в парке?»
- Составление описательного рассказа на тему «Моя картина»
Заучивание наизусть:
- А. Фет «Ласточки пропали».
- Е. Трутнева «Осень».
9. Д/И «Хлопай в ладоши», «Доскажи словечко», «Осенние слова», «Какая бывает осень?».
10. П / И У медведя во бору», «Совушка», «Перелет птиц», «Раз, два, три, названный лист бери», «Кто быстрее соберёт листья», «Соберем осенний букет», «Поедем в лес», «Вершки и корешки», «Совушка».
Эстафета «Собери осенний букет».
- Пальчиковая гимнастка «Вышел дождик погулять», «Листочки», «Здравствуй, осень золотая», «Осень» и др.
физкультминутка «Мы – осенние листочки», «Мы пойдем в огород», «В землю зернышко попало», «Ветерок»; «Капуста», «Аист», «Капуста», и др.
дыхательная гимнастика «Ветерок».
11. Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Магазин цветов», «На прогулке в осеннем лесу».
12. Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени.
13. Труд: Совместное украшение группы к осеннему празднику, сбор природного материала на прогулке и гербария, посильное оказание помощи в уборке листьев с площадки.
15. Прослушивание музыкальных произведений П. И. Чайковский «Времена года», А. Филиппенко «Танец осенних листочков», А. Вивальди «Осень», И. Кореневский «Осенью, В. Тюльпанова «Сказочный лес». Хороводная игра «Что нам осень принесла», песни «Дождик» (сл. Ю. Верижников, «Осень-раскрасавица» (Муз. и сл. Г. Азаматова-Бас)
16. Выставка совместных творческих работ с родителями «Осенний вернисаж». Привлечь и заинтересовать родителей созданием совместных работ с осенней тематикой.
https://www.maam.ru/detskijsad/fototchet-o-vystavke-tvorcheskih-rabot-osenii-vernisazh.html
17. Консультация родителей Папка – передвижка «Осень - чудная пора». «Золотая Осень», «Осени месяцы». Консультации для родителей «Как не болеть в детском саду». Консультации: «Закаливание, профилактика простудных и инфекционных заболеваний», «Профилактика гриппа у детей».
Памятки: «Рекомендации родителям по верхней одежде ребёнка в осенний период», «Осенние пословицы». http://12600.maam.ru/maps/news/135681.html
18. Культурно-досуговая программа «Осеннее настроение» воспитать уважение к труду людей, любовь к родному краю, развивать творческие способности, активность.
https://6820.maam.ru/maps/news/550620.html
19. Культурно-досуговая программа «День добра и уважения»
https://6820.maam.ru/maps/news/550364.html
20. Конкурс «Золотая осень».
21. Фотоотчет «Осень, осень, в гости просим»
https://6820.maam.ru/maps/news/543821.html
Фотоотчет «День добра и уважения»
https://6820.maam.ru/maps/news/550364.html
Фотоотчет «Осеннее настроение»
https://6820.maam.ru/maps/news/550620.html
Фотоотчет о выставке творческих работ «Осенний вернисаж»
https://www.maam.ru/detskijsad/fototchet-o-vystavke-tvorcheskih-rabot-osenii-vernisazh.html
В ходе реализации проекта «Осень разноцветная»
Предполагаемые результаты были достигнуты:
1. Расширение представлений об осени, как времени года (сезонных изменениях в природе, признаках осени, ее дарах, подготовке к холодам животных и растительности).
2. Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем.
3. Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.
4. Отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой).
5. Активизация и обогащение словарного запаса детей по теме проекта, формирование умения правильно формулировать предложения, составлять рассказы по предложенному материалу; знание стихотворений об осени.
6. Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия детей.
7. Воспитание чувства любви к родной земле и желание бережно относиться к дарам природы.
8. Формирование активности и заинтересованности в образовательном процессе детей у родителей.
Используемая литература:
- Рабочая программа по организации деятельности в разновозрастной группе (5-7 лет) на период 2022 -2023 учебного года. Разработана на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы под общей редакцией Н. Е. Вераксы. Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Бабуровой. С. В.
- С. Н. Николаева. Ознакомление дошкольников с неживой природой - Педагогическое общество России, Москва 2005.
- Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., М. : ТЦ Сфера, 2011. – 192 с.
-Ольга Соломенникова. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в подготовительной группе детского сада Конспекты занятий,
-План работы с родителями разновозрастной группы на 2022–2023 учебный год Светлана Бабурова.
- Т. Г. Кобзева, Г. С. Александрова «Организация деятельности детей на прогулке». – Изд. 2-е – Волгоград: Учитель, 2013г.
- В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду: подготовительная группа». - М: Мозаика- синтез, 2015г
- «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» В. А. Дрязгунова Москва Просвещение 1981
- «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Т. С. Комарова Москва «Просвещение» 1991
- «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста» Р. И. Жуковская Москва «Просвещение» 1981
- Развивающие занятия с детьми 6-7 лет. / Под ред. Л. А. Парамоновой. М. : ОЛМА Медиа Групп, 2014.
- "Экологические проекты в детском саду" -Масленникова О. Н., Филиппенко А. А. - Волгоград: Учитель, 2013 г.
- Бондаренко Т. М. «Комплексные занятия в подготовительной группе» 2008.