галина шмараева
Проектная деятельность «Рисуем пластилином» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
«В творчестве нет правильного пути,
нет неправильного пути, естьтолько
свой собственный путь».
«Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей». (Р. С. Немов) Современное демократическое общество нуждается в творческих людях ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей, и то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Публикация «Проектная деятельность „Рисуем пластилином“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Бросовый материал. Лепка
- Лепка. Методические разработки
- Лепка. Проекты
- Лепка. Техники работы с пластилином
- Подготовительная группа
- Проекты
- Темочки
Творчество – одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности. Именно творческая деятельность, по мнению Л. С. Выготского, делает человека существом, обращенным к будущему, созидающему его и видоизменяющим свое настоящее.
Проблема развития творческих способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере образования. Об этом свидетельствует большое количество публикуемых статей, методических пособий, сборников игр и упражнений.
Центральным моментом работы по развитию творческих способностей является развитие у детей умения выделять и при помощи особых средств оформлять, воплощать в пластичном материале различные образы окружающего мира. Развитию творческой активности, пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей, способствует использование нетрадиционной техники работы с пластилином - «пластилинография».
Техника пластилиновой живописи уникальна. Дети с удовольствием открывают и самостоятельно придумывают новые цвета и оттенки, используя пластилиновую палитру. Поиск цветов и оттенков сближает лепку с рисованием красками.
«Пластилинография» («графия» - создавать, изображать, «пластилин» - материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла). Принцип данной нетрадиционной техники заключается в создании лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Предметный материал художественно-творческой деятельности представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое изображение базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами.
Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.
Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми (Г. Н. Давыдова).
Проектная деятельность по пластилинографии представляет большую возможность для развития и обучения детей, так как способствуют:
- развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление;
- развитию воображения, творческих способностей;
-развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей;
- развитию самостоятельности, произвольности поведения;
- реализовывать впечатления, знания, эмоциональное состояние в творчестве.
Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Таким образом, система обучения дошкольников, направленная на формирование творчества, должна предполагать развитие у детей умения находить оригинальные способы для создания художественного образа, которое возможно через пластилинографию.
Цель проекта :
Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами пластилинографии.
Задачи:
1. Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии, развивать изобразительную деятельность детей;
2. учить основным приемам пластилинографии (раскатывание, надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание);
3. учить работать на заданном пространстве;
4. воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином;
5. воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ;
6. развивать интерес к процессу и результатам работы.
Для успешного освоения навыков пластилинографии используются следующие методы и приемы:
1. Наглядные – наблюдение, рассматривание иллюстраций, картинок;
2. Словесные – объяснение, рассказ, чтение, загадки, беседа;
3. Практические и игровые – дидактические игры, упражнения, физкультурные минутки.
Вид проекта :
Творческий.
Срок реализации проекта :
Долгосрочный с 1.10.14 г. по 30.05.15 г.
Время проведения одного мероприятия:
30 минут (один раз в неделю с одной подгруппой детей).
Участники проекта :
Воспитатели, дети подготовительной группы (две подгруппы детей по 14 человек, родители.
Форма работы: совместная деятельность детей с воспитателем.
Ожидаемый результат:
1. Дети овладеют нетрадиционными способами создания композиций из пластилина, рисования пластилином.
2. В работах детей будут преобладать новизна и оригинальность.
3. У детей будут хорошо развиты сенсорные способности, композиционные навыки, координация рук, мелкая моторика.
4. Дети смогут выполнять задания самостоятельно, без помощи педагога (самостоятельно выбирают тему, умеют планировать свою работу, выбирают выразительные средства изображения, доводят начатое дело до конца).
Отчет о проектной деятельности : в форме презентации в конце учебного года.
Перспективный план работы проектной деятельности на 2014-2015 учебный год
Месяц Тема Цель
Октябрь Мониторинг (методика определения уровня творческого воображения дошкольников (авторы Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина)
выявить способность придумывать и изображать по замыслу что-нибудь необычное, при помощи дополнительных элементов создавать различные оригинальные образы.
Ноябрь «Осенний букет» Продолжить знакомить детей с видом изобразительной техники – пластилинография; развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы, развивать чувство цветовосприятия; воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.
«Матрёшечки-подружки».
Познакомить детей с историей создания русской матрёшки, закреплять понимание взаимосвязи декоративно-прикладного искусства и русского фольклора; развивать умения отражать характерные особенности оформления матрёшки в нетрадиционной технике – обратной пластилинографии; воспитывать интерес к народной игрушке
Декабрь «Снегурочка». Добиваться реализации выразительного, яркого образа, с опорой на жизненный опыт детей; развивать образное мышление, умение использовать в работе нетрадиционную технику изображения – пластилинографию; развивать чувство формы, пропорций и цвета; вызвать яркие эмоции в ожидании праздника.
«Откуда ёлочка пришла» развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей; добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала.
Январь «Зимующие птицы». Расширять представления детей о зимующих птицах, развивать умения передавать свои наблюдения за живой природой в художественно-изобразительной деятельности; формировать навыки изображать птиц, передавать особенности внешнего облика; закреплять приёмы скатывания, расплющивания, примазывания; воспитывать бережное отношение к природе.
Февраль «Паруса» Закреплять один из приёмов лепки – цветовую растяжку, показывая его возможности для колористического решения темы и усиления её эмоциональной выразительности; развивать композиционные умения; воспитывать эстетическое отношение к природе.
«Папин Портрет» Продолжать развивать навык использования приёмов размазывания и примазывания прорисовки деталей стекой.
Март Мамочкин портрет Развивать чувство цвета композиции, способствовать развитию стремления радовать своих близких.
«Подснежники». Обучать детей воплощать в художественной форме своё представление о первоцветах; развивать умение изображать цветы при помощи пластилина, закреплять умения смешивать пластилин разного цвета для получения выразительности образа, развивать чувство формы и цвета; воспитывать бережное отношение к природе.
Апрель «Ракета» Развивать мелкую моторику пальцев рук при размазывании пластилина по поверхности деталей. Побуждать дополнять свою работу звёздами, планетами, кометами и т. д. по выбору детей. Воспитывать у детей проявление индивидуальности.
«Улица города». Дать детям представление об архитектуре города; развивать умения растягивать пластилин по поверхности, создавая рельефный объект, развивать мелкую моторику рук; воспитывать коллективные, дружеские взаимоотношения
Май Мониторинг (методика определения уровня творческого воображения дошкольников (авторы Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина)
Подведение итогов.
Совместная работа с детьми и родителями: организация выставок продуктов совместного творчества, интерьера в группе и помещениях МБДОУ; оформление картотеки дидактических игр по развитию творческих способностей дошкольников.
Работа с педагогами: Проведение мастер – класса «Чудеса из пластилина».