Марина Мижераунис
Проектная деятельность «Развитие математических способностей дошкольников посредством сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд № 1. Тема проекта «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через сказку».
Накопив достаточный интересный материал по теме «Воспитание сказкой», мне захотелось уделить особое внимание ФЭМП. Я решила проблему «Развитие элементарных математических представлений через сказку» осуществлять, применив проектный метод,
Публикация «Проектная деятельность „Развитие математических способностей дошкольников посредством сказки“» размещена в разделах
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Проекты, проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Не случайно еще К. Д. Ушинский отмечал, что у хорошего учителя урок математики – это урок и сельского хозяйства, и домашней экономики, и рисования. Вот и я связала для своих дошколят математику с окружающей жизнью детей через сказку. Ведь для детей сказки – это их жизнь. Тем более во многих сказках математическое начало находится над самой поверхностью.
Наша цель – читая сказки, научить ребенка осознанно относиться к своим чувствам, переживаниям, к своему внутреннему миру, способствовать развитию самосознания ребенка, побуждать его к творчеству, развивать умение управлять своими чувствами, особенно бурными и импульсивными.
Главное – создать условия, поле активной деятельности, чтобы чувства, испытанные ребенком во время чтения художественной литературы, проявлялись в окружающей реальности, в разных видах детской деятельности.
Слайд № 2.
Актуальность: Математика всегда считалась для дошкольников трудной работой. Поэтому важно дать почувствовать ребенку, что он сможет понять, усвоить не только частичные понятия, но и закономерности в математике при помощи сказки.
Слайд № 3. Тип проекта. Творческо-игровой. Долгосрочный.
Участники проекта. Дети 6-7 лет подготовительной группы,
воспитатели группы, родители.
Этапы проектной деятельности :
1. Целеполагание (выбор темы, постановка цели, задач).
2. Разработка плана проекта.
3. Выполнение проекта ( подбор произведений: сказок; подбор тем НОД, методические разработки конспектов НОД, сценариев дидактических игр, развлечений, КВН, родительских собраний, сбор материала, классификация).
4. Подведение итогов (презентация проекта на районном конкурсе «Выставка методических идей»).
Слайд № 4.
Цель:
накопление и обогащение чувственного опыта детьми при знакомстве со сказочными героями в познании многих сторон математической действительности
Задачи:
формировать элементарные математические знания и сенсорные эталоны у детей в ходе освоения образовательной области «Познание» через сказку;
развивать у ребенка интерес к математической стороне действительности, образно-схематическое и логическое мышление;
стимулировать развитие высокого уровня коммуникативной компетентности на примере сказочных героев;
познать радость при преодолении трудностей;
обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.
Слайд № 5.
Содержание ЭМП, которые усваивают дети, вытекает из основ самой математики, ее основополагающих понятий. Особое значение имеют накопление и обогащение чувственного опыта, который становится первой ступенькой в познании многих сторон математической действительности. А вот обучать всем этим математическим премудростям можно по-разному.
Ключом при реализации этих задач является организация целенаправленной интеллектуально-познавательной деятельности.
Она включает в себе ЛАТЕНТНОЕ (скрытое, РЕАЛЬНОЕ (прямое) и ОПОСРЕДОВАННОЕ обучение.
ЛАТЕНТНОЕ обучение – обеспечивает накопление спонтанного, чувствительного и информационного опыта, благодаря которому создается база ясных и неясных знаний (по Н. Н. Подъякову).
РЕАЛЬНОЕ обучение – осуществляется в форме специально организованной познавательной деятельности, где использование сказочных ситуаций позволяет расширить представления, переносить знания и способы деятельности в новые условия. Главное – активизировать интерес ребенка к познанию.
ОПОСРЕДОВАННОЕ обучение предполагает использование игровых проблемно-практических ситуаций.
На основе выше сказанного я пришла к выводу : знания, данные в занимательной форме, в форме сказки, игры, усваиваются детьми быстрее, проще и легче, чем те, которые сопряжены «бездушными» упражнениями.
Слайд № 6.
В моей работе «Воспитание сказкой» находят место необычные математические задания, требующие от ребенка смекалки, установления взаимосвязи и взаимозависимости. И самый распространенный математический вопрос для них дошколят : «Чем похожи?», «Чем отличаются?» Найти сходство и различия – это логика, а математика без логики не существует.
Дошкольник становится старше и мы должны дать такое понятие как «Число», «Форма», «Величина». И, тут опять, я прибегаю к помощи сказки.
Любая сказка рассматривается с трех сторон:
Это – Точная сказка, когда формируем временные представления;
Фигурная сказка, когда знакомим с геометрическими фигурами и величиной;
Умная сказка, когда формируем количественные представления.
Слайд № 7.
Реализация проекта.
Непосредственная образовательная деятельность.
Совместная деятельность воспитателя и детей в режимных моментах.
Свободная деятельность детей.
Сотрудничество с семьей по теме проекта.
Презентация проекта на районном конкурсе
Слайд № 8.
План мероприятий в ходе проекта
Моделирование сказок из геометрических фигур;
Дидактическая игра по ФЭМП «Веселая репка»;
Развивающие настольно-печатные игры по ФЭМП;
НОД по формированию ЭМП у старших дошкольников «Дорога к Изумрудному городу» (образовательные области «Познание», «Социализация», «Коммуникация»);
Интегрированное занятие «Помоги Незнайке вернуть дорожные знаки» (образовательные области «Познание», «Безопасность», «Коммуникация», «Художественное творчество»);
Интегрированное занятие «Терем, терем, теремок» (образовательные области «Познание», «Физическая культура», «Социализация», «Коммуникация»);
Математический КВН «Сказочная математика»;
Интеллектуальная игра совместно с родителями «Путешествие в царство Математики».
Слайд № 9.
Знакомство с геометрическими фигурами тоже может состояться, читая сказки. Здесь я использую прием «Моделирование сказки с помощью геометрических фигур», что стало любимым упражнением моих дошколят. Моделирование сказок я осуществляю с детьми, спрятав сказочных героев в обычные на первый взгляд геометрические фигуры.
Слайд № 10.
К примеру, два занимательных круга обозначают сказку «Два жадных медвежонка». А три одинаковых по величине и цвету круга ребята сопоставляют сюжет известных сказок, делая вывод, что эти круги обозначают сказку «Три поросенка».
Слайд № 11.
Далее я предлагаю детям самим зашифровать сказки, используя разные геометрические фигуры:
- «Три медведя»
- «Волк и семеро козлят»
Слайд № 12.
- «Репка»
- «Гуси-лебеди»
Слайд № 13.
Любую сказку рассматриваем, как Умную сказку при этом формируем количественные представления у детей.
Слайд № 14.
Рассмотрим знакомство с Умной сказкой на примере сказки «Репка».
Слайд № 15.
Также при знакомстве со сказками мы узнаем, что они еще и Точные сказки, которые помогают сформировать в познании детей временные представления (времена года, года, дни недели, части суток, части дня и др.)
С этой стороной сказок мы знакомим детей в НОД, режимных моментах, в настольно-печатных, дидактических играх.
Слайд № 16.
Все полученные знания закрепляются в разных интегрированных занятиях и других мероприятиях с детьми и совместно с родителями.
Математический КВН «Сказочная математика»;
Слайд № 17.
НОД по формированию ЭМП у старших дошкольников «Дорога к Изумрудному городу» (образовательные области «Познание», «Социализация», «Коммуникация»);
Слайд № 18.
Интегрированное занятие «Терем, терем, теремок» (образовательные области «Познание», «Физическая культура», «Социализация», «Коммуникация»);
Слайд № 19.
Интегрированное занятие «Помоги Незнайке вернуть дорожные знаки» (образовательные области «Познание», «Безопасность», «Коммуникация», «Художественное творчество»);
Слайд № 20.
Интеллектуальная игра совместно с родителями «Путешествие в царство Математики»
Слайд № 21.
Спасибо за внимание! Желаю всем творческих успехов!