Елена Спиркова
Проектная деятельность «Мини-музей «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
В этом учебном году мы реализовываем проект "создание мини-музеев в группе". Вот и моя мечта сбывается! Тем более, что поводов для создания именно музея Русской избы было и есть очень много. Самой главной причиной выбора данного направления является неугасающий интерес дошкольников к русскому быту, культуре, фольклору.
В нашем музее я постаралась представить те предметы и среду жизни русского крестьянина, которые доступны к пониманию дошкольников 4-5 лет. Мы обязательно продолжим работу в данном направлении и планов уже сегодня очень много! А сегодня мы подробно изучаем ту среду жизни русского человека, которую постарались отразить в нашем мини-музее.
Публикация «Проектная деятельность „Мини-музей „Русская изба“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты
- Русская изба
- Русская изба. Мини-музей
- Русская изба. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Копилку печатного материала по каждому объекту музея пополняю каждый день-два, так дети иногда забывают о книжном уголке, увлекаясь рассматриванием иллюстраций из жизни крестьян.
Хочу представить вам краткую презентацию нашего проекта.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Введение в проект
Россия – наша Родина. Чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять русский язык, историю и культуру, как свои собственные. Существенным содержанием русской культуры являются народное творчество и быт, созданные на протяжении многовековой истории.
Детская проблема:
При чтении русской народной сказки по «Щучьему велению» у детей возникли вопросы: Что такое русская печка? Зачем нужна в доме печка? Что такое изба? Что такое коромысло и зачем оно? Поэтому была поставлена задача - донести до сознания детей историю русского быта, устройства деревенской избы, разнообразие старинных предметов домашнего быта.
Педагогическая проблема:
В наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры. Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создание обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.
Актуальность проекта
Первые годы жизни ребёнка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо могут связать его со своим народом, со своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния – в языке своего народа, в его песнях, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт. С раннего детства ребёнок нуждается в образах, звуках, красках всё это в изобилии несёт в себе быт русского народа. Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время.
Цель проекта
Формирование представлений о русском крестьянском быте, о строении русской избы, ее внутреннем и внешнем убранстве, уважения к русской народной культуре.
Вид проекта: Ознакомительно-ориентировочный.
Участники проекта: Дети среднего дошкольного возраста, родители, педагоги.
Срок реализации: 1 год.
Новизна проекта «Русская изба»
Соответствие проекта заявленным в ФГОС принципам интеграции образовательных областей. Также, основной нитью в проекте проходит непосредственно работа с родителями.
В данном проекте можно проследить связь между образовательными областями:
• Художественно – эстетическое развитие
• Коммуникативно – личностное развитие
• Познавательное развитие
• Речевое развитие
• Физическое развитие
Проект построен по комплексно – тематическому принципу: создание макета мини – музея «Русская изба» в соответствии с темами недели.
Предмет исследования в процессе реализации проекта:
Русская изба с её внутренним содержанием (посуда, мебель, игрушки, музыкальные инструменты, русский костюм и др.)
Задачи проекта:
• Познакомить детей с устройством русской избы;
• Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;
• Познакомить с традициями русского народа;
• Познакомить с новым словом «оберег», формировать умения, навыки детей по изготовлению оберега;
• Расширять словарный запас: изба, кровля, сруб, венец, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук, лучина, коромысло;
• Изучение малых фольклорных форм (сказки, песенки, потешки, пословицы);
• Знакомство с русскими народными хороводными играми;
• Изготовить макет русской избы;
• Привлечь родителей в творческо-образовательный процесс
• Вызвать положительные эмоции, интерес к русской народной культуре;
• Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа.
Назначение музея в группе:
• Расширяет представления детей об окружающем мире
• Вызывает интерес к историческому прошлому нашей родины
• Помогает легко и непринужденно познакомить детей с народной культурой
• Помогает понять фольклорные сказки, многие реалии которых давно уже ушли из жизни не только современных детей, но и их родителей
• Способствует взаимодействию с семьями для обеспечения полноценного развития детей
Краткое содержание проекта:
• Подбор наглядного материала
• Беседы с детьми.
• Консультации, беседы с родителями «Мини-музей русской избы»
• Рассматривание иллюстраций на тему жизни в деревне.
• Рассматривание старинных предметов быта и посуды.
• Знакомство с народными обычаями и традициями
• Чтение художественной литературы.
• Продуктивная деятельность (изготовление оберега)
• Составление картотеки пословиц и поговорок
• Заучивание потешек, прибауток, закличек.
• Знакомство с русскими народными песнями
• Проведение русских народных игр в режиме дня
• Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
• Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
• Игры и творчество («Построй избу», «Укрась избу узором», «Составь узор», «Вылепи ушат» и т. п.)
Предполагаемый результат:
• Дети получат первоначальные знания об истории крестьянского жилища – избы, о её устройстве.
• Дети познакомятся со старинными предметами домашнего обихода.
• Словарный запас обогатится названиями предметов русского быта: «чугун», «ухват», «кочерга», «печь», «прялка», «веретено» и др.
• Дети научатся изготовлять оберег «куклу – пеленашку»
• Узнают русские народные хороводные игры
• Дети в игровой форме разберутся в традициях русского народа: гостеприимство, почитание старости.
• Узнают пословицы, поговорки о хлебе, о труде, о Родине.
• Положительная динамика взаимодействия с родителями.
• Положительные эмоции и взаимоотношения в группе.
• Будет создан макет мини-музей «Русская изба» (продукт проекта) пополниться предметно – развивающая среда в группе по данной теме.
ФОТООТЧЕТ "КАК МЫ РАБОТАЛИ НАД ПРОЕКТОМ"
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
ДЕКОР ЭКСПОНАТОВ МАКЕТА РУССКОЙ ИЗБЫ С ДЕТЬМИ
ВНЕСЕНИЕ И ЗНАКОМСТВО С РЕАЛЬНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ РУССКОГО БЫТА
ЗНАКОМСТВО С ИГРАМИ, ОБЫЧАЯМИ РУССКОГО НАРОДА
ДЛЯ ЗНАКОМСТВА С КОСТЮМОМ И ОБРЯДОВЫМИ КУКЛАМИ
НАШ УГОЛОК МИНИ-МУЗЕЯ В ГРУППЕ (ЭТО ТОЛЬКО НАЧАЛО)
ВСЕГДА РАДЫ ГОСТЯМ В НАШЕЙ ИЗБЕ!