Людмила Архипова
Проектная деятельность «Люди, прославившие Россию»
Формирование компетентностей в старшей логопедической группе
1. Название проекта : «Люди прославившие Россию»
2. Тематическое поле: Минин и Пожарский – герои, творившие историю Российского государства.
3. Проблема, сформулированная детьми и воспитателем: дети не знают историю нашей страны, героев Российского государства, нет демонстрационных и дидактических материалов, художественной литературы для ознакомления с прошлым нашей страны.
4.1. Цель проекта дошкольников : 4. 2. Цель работы над проектом для воспитателя :
Публикация «Проектная деятельность „Люди, прославившие Россию“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Сформировать знания о героях России – Минине и Пожарском, которые спасали государство от врагов, организовав ополчение.
Создание мозаики «Минин и Пожарский» из крупы. Создание, совместно с родителями макета древней Москвы из спичек.
Создание мозаики «Минин и Пожарский» из крупы с детьми.
5.1. Задачи работы над проектом для дошкольников : 5.2. Задачи работы над проектом для воспитателя :
Обогащение знаний детей об истории нашего государства, о героях спасавших Россию от польских интервентов, организаций, народного ополчения Руси: о защите Москвы, освобождения захватчиков.
Подбор фотографий и иллюстраций (совместно с родителями) на эту тему. Сбор информации о героях Российского государства Минине и Пожарском, о том, что они сделали для страны в тяжелое время.
Обогатить и расширить знания детей о тяжелых временах нашего государства, о единении народа под предводительством Минина и Пожарского.
6.1. Описание продукта, полученного детьми в результате выполнения проекта : 6.2. Описание результата работы детей над проектом :
Рассматривание фотоиллюстраций. Выставка макета сделанного родителями совместно с детьми; мозаика, выполненная детьми. Слушание стихов, пословиц, рассказов о прошлом нашего государства. Дети получили новые знания об историческом прошлом России, ее героях.
Познакомились: со стихами,
посвященными Дню Единства; пословицами, заключившими в себе мудрость веков о войне и мире. Систематизировали полученные знания.
7. Тип проекта : исследовательско – творческий
8. Разделы программы, содержание которых включено проект :
8.1. Основной раздел программы:
Раздел: Тема:
ОО «Художественно-эстетическое развитие» Ручной труд: мозаика из крупы «памятник Минину и Пожарскому», макет «древняя Москва»
8.2. Другие разделы:
Раздел: Тема:
ОО «Познанавательное развитие»
Подраздел «Формирование» целостной картины мира, расширение кругозора» Формирование элементарных представлений об истории нашего государства через знакомство с произведениями искусств (живопись, легенды, художественную литературу).
Воспитание чувства гражданской принадлежности, патриотических чувств.
ОО «Речевое развитие» Н. Майданик «Единство навсегда», «День народного единства», «Призывная», «Мудрость веков о войне и мире» (пословицы). Л. Н. Гулеилев «От Руси до России». Главы: «Смутное время», «Воссоединение», «Спасители Отечества». А. Лаушкин, Д. Володихин «Москва XVI-XVII веков» (энциклопедия для детей).
ОО «Художественно – эстетическое развитие» Рисование: «Салют в День Единства».
Аппликация: «Древний Кремль».
ОО «Речевое развитие» Пополнение и закрепление словаря по теме: Минин и Пожарский.
Развитие свободного общения с взрослыми и детьми.
Совершенствование диалогической и монологической речи
ОО «Физическое развитие» Физкультминутка «Ратники». Спортивно – развлекательная игра «Защитники Отечества»
9. «Надпредметная» информация, необходимая детям для выполнения проекта :
Область человеческих знаний Необходимая информация
Интернет ресурсы;
Музей истории России;
Произведения искусства;
Телепередачи;
Художественная и историческая литература (книги).
История развития Российского государства на начало XVI века.
Рассказы о героях того времени: о Минине и Пожарском, их ратных подвигах, их значении в организации народного ополчения, руководства им, освобождении, государства от польских интервентов
10. Количество дошкольников, участвующих в проекте 10 человек,
11. Материально–технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта : спички, клей ПВА, цветной картон, ножницы, мелкие игрушки «солдатики». Рамка, цветной картон, крупа (рис, пшено, гречка, горох). Фотографии, иллюстрации памятника Минину и Пожарскому, гордость смоленская «Капитуляция польского гарнизона в Москве». Обсуждение письма патриарха Гермогена «сабля Пожарского» пожалованная ему за освобождение Москвы в 1612 году.
Художественная литература: стихи Н. Майданик, пословицы «Мудрость веков о войне и мире»; рассказы о Минине и Пожарском.
12. Планируемое время и деятельность детей и воспитателя на различных этапах проекта :
Этап Содержание деятельности детей на различных этапах проекта Содержание деятельности воспитателя на различных этапах проекта
Поисковый этап Участие детей с родителями в поиске информации о прошлом России (начало XVII века, Минине и Пожарском из разных источников.
Подбор фото и иллюстраций, мелких игрушек. Поиск научно - документальной информации о развитии России XVII века.
Подборка материала для создания макета «Москва XVII век».
Аналитический этап Участие детей в занятии «Герой Государства Российского». Беседа о Минине и Пожарском, рассмотрение иллюстраций по теме: пазлы «Ночная Москва», 3Д пазлы «Кремль».
Выявление проблемы: недостаточно знаний об историческом прошлом нашей страны, людях, прославивших наше государство, недостаточно сформированы патриотические чувства и гражданское самосознание. Проведение занятия «Герои государства Российского».
Беседа о Минине и Пожарском (кем были, что сделали для России).
Демонстрация иллюстраций, обсуждение.
Выделение проблемы совместно с детьми и определение средств реализации проекта.
Практический этап Создание макета «древняя Москва» (совместно с родителями).
Изготовление мозаики «Памятник Минину и Пожарскому» (из разных круп).
Сбор 3Д пазлов «Кремль».
Рисование: «Салют в День Единства».
Аппликация: «Древний Кремель». Совместное с детьми оформление макета.
Помощь детям в работе над мозаикой из крупы, и в сборе 3Д пазлов.
Презентационный Тематический вечер совместно с родителями на тему «Прошлое нашего государства. Герой освободительной борьбы от польских интервентов».
Использование макетов, мозаики, стихов, рассказов детей и родителей. Демонстрация макета, мозаики из крупы, 3Д пазлов.
Организация тематического вечера.
Контрольный Самооценка детей собственной деятельности в проекте.
Оценка совместной работы с родителями. Помощь детям. Стимулирование их умственной деятельности к самоанализу и самооценке, к анализу работ товарищей.
13. Организационные формы работы дошкольников над проектом :
Форма работы:
Групповое обсуждение
Самостоятельная работа
Консультации с воспитателем
Консультации с экспертами (работник музея)
Экскурсия
Экспериментирование
Другие формы работы:
Выставка детских работ
Чтение художественной литературы
Викторина на тему: «Минин и Пожарский»
Совместная деятельность с родителями детей
Совместная деятельность детей с воспитателем
14. Форма проведения презентации: макет «Москва деревянная», мозаика из крупы
«Памятник Минину и Пожарскому», 3Д пазлы.
15. Критерии оценки выполнения проекта :
15.1. Креативность;
15.2. Разнообразие;
15.3. Актуальность;
15.5. Эстетичность.