Светлана Караваева
Проектная деятельность «Каждой пичужке по кормушке» (экологический проект)
▼ Скачать + Заказать документы
1слайд
Экологический проект в подготовительной к школе группе
«Каждой пичужке по кормушке».
Автор проекта : воспитатель Караваева Светлана Владимировна
МДОУ№15 г. Тейково Ивановская область
2 слайд
1. Вид проекта : познавательный.
2. Участники проекта : дети подготовительной к школе группы, воспитатель, родители.
3. Срок реализации: долгосрочный.
3 слайд
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Публикация «Проектная деятельность „Каждой пичужке по кормушке“ (экологический проект)» размещена в разделах
Согласно ФГОС одной из важнейших задач подрастающего поколения является развитие нравственных качеств ребёнка. И один из основных принципов дошкольного образования – поддержка инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности. То, что взрослый человек считает не столь важным, для ребёнка может быть очень значимым. Поэтому, в дошкольном учреждении мы стараемся вести работу от желания детей. Они проявляют интерес, инициативу, мыслят нестандартно, интересно.
Проектная деятельность, как одна из форм работы с детьми, как нельзя лучше подходит для реализации поставленной задачи.
Проект «Каждой пичужке по кормушке» возник по инициативе детей. В конце осени, когда выпал первый снег, ребята заметили, что на нашем участке стали появляться птицы. Конечно, детей это заинтересовало. Они стали наблюдать за птицами и поняли, что они прилетают к нам за помощью. Мы поговорили на эту тему исовместно разработали план работы. Наш проект стартовал.
4 слайд
Цель проекта :
• расширение и обогащение знаний детей о зимующих птицах;
• формирование представления о добывании пищи зимующими птицами
• формирование представлений о жизни птиц зимой;
• создание оптимальных условий для развития творческой активности и положительного эмоционального состояния ребенка через организацию совместной познавательной и продуктивной деятельности.
• воспитание желания заботиться о птицах, охранять их;
• развитие у дошкольников чувства эмпатии ко всему живому;
• привлечение взрослых членов семьи к изготовлению кормушек.
5 слайд
Задачи проекта :
Для детей:
• Обучение умению ставить цель, планировать работу.
• Формирование и развитие детской фантазии, творческого воображения.
• Воспитание чувства отзывчивости и ответственности, гуманного отношения к птицам, желания помочь маленьким и слабым существам, попавшим в беду.
• Вызвать у детей желание убедить взрослых членов семьи в необходимости оказания помощи зимующим птицам. Принять участие в изготовлении кормушек.
Для родителей:
• Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, работать с воспитателями в тесном контакте.
• Знакомство с консультациями: «Ребёнок и природа», «Экологическое воспитание детей».
Для воспитателя:
• Развитие социально-профессиональной компетентности и личностного потенциала воспитателя.
• Развитие умения находить с родителями и детьми общий язык. Поддерживать инициативу обеих сторон.
6 слайд
Участники проекта :
• Воспитатель подготовительной к школе группы;
• дети подготовительной к школе группы;
• родители и другие члены семьи.
Виды работы:
Беседы, сюжетно – ролевые и дидактические игры, игровые ситуации в процессе образовательной деятельности, экскурсии. Практическая деятельность. Организованная и неорганизованная деятельность, совместная и самостоятельная деятельность.
7 слайд
Методы исследования:
Получение информации из литературы, сети Интернет, презентаций, воспитателя и родителей.
Ожидаемый результат:
• Дети понимают, почему нужно оберегать птиц в зимнее время года;
• Расширены и систематизированы знания о зимующих птицах;
• Повышена активность участия родителей в практической деятельности совместно с детьми и воспитателем.
8 слайд
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
Подготовительный этап: беседы, создание предметно - развивающей среды, рассматривание обучающих карточек «Зимующие птицы» и др., чтение художественной литературы, создание проблемно – игровых ситуаций.
Практический, основной этап: наблюдение, практическая работа, экспериментирование.
Заключительный этап: вызвать у ребят желание помогать пернатым.
9 слайд
Подготовительный этап:
• Подбор художественной литературы, наборов обучающих карточек, загадок, народных примет. Подбор материалов для ЛЭПБУКА. Выбор материалов для книжки-малышки «Зимующие птицы».
• Беседа:
«Почему для птиц наступили трудные времена с приходом зимы?»
• Чтение и заучивание стихов о птицах. Просмотр мультфильма «Гадкий утёнок», «Серая Шейка» и др.
10, 11, 12 слайды
Практический, основной этап:
Сюжетно-ролевые игры:
«Воробушки и автомобили", "Кот и воробьи", "Гуси-гуси", «Птички и кошка», «Воробушки и кот», «Воробьи и кошка».
Дидактические игры:
«Подбери пару», «Собери картинку», «Выбери правильно: кто с нами зимует?», «
Подвижные игры:
«Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках», «Прыгуны», «Гуси-лебеди», «Быстрей по местам», «Лягушки и цапли», «Птичка и клетка», «Сокол и голуби», «Совушка» и др.
Аппликация: «Красавец-снегирь», «Синичка», «Птицы на ветке».
Изобразительная деятельность : «Поможем друзьям птицам», «Лесные птицы» (клёст, сова, «В парке кормим птиц».
Лепка: «Любимая птица», «Птичка в гнёздышке».
Интерактивные игры: «Узнай кто?», «Чей домик?», «Кто что ест?».
Экспериментирование: «Чем интересно птичье перо?», «Какой корм любят птицы?».
Просмотр мультимедийных презентаций: «Зимующие птицы», «Чем покормим птиц зимой».
Наблюдения:
«Какие птицы прилетают на кормушку?»
Цель: учить детей, рассматривая птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам; познакомить с их названиями.
«Ищем птичьи следы».
Цель: установить, что на свежевыпавшем снегу остаются разные следы, птичьи следы похожи на крестики, по ним можно узнавать, какие птицы были на участке и что они делали.
«Как птицы передвигаются по земле?» (Задание детям для самостоятельного наблюдения.)
Цель: учить детей замечать особенности передвижения птиц по земле: ворона ходит большими шагами — у нее ноги длиннее, чем у воробья и голубя, воробей скачет на двух ножках; голубь делает частые шаги, оставляя на снегу красивую цепочку «крестиков»; следы могут внезапно обрываться, это означает, что птица взлетела, оставив следы от раскрытых крыльев и хвоста.
«Как птицы летают?»
Цель: обратить внимание детей на то, что птицы в полете выглядят иначе, чем на земле: у них широко раскрыты крылья, хвост, шея и ноги вытянуты; птицы летают, потому что машут крыльями, отталкиваясь ими от воздуха.
«Когда птицы бывают заметны?»
Цель: познакомить детей с явлением затаивания птиц, с их маскировочной окраской: птицы хорошо видны на фоне неба, снега, когда летят или ходят; их трудно заметить, когда они затаиваются, сидя на ветках деревьев, кустарников, особенно незаметными становятся воробьи.
Ежедневная подкормка птиц на участке создает хорошие условия для систематических наблюдений за ними.
В течение проекта проведены тематические беседы:
"Птицы и мы", "Какую пользу приносят птицы", "Повадки птиц", «Что ты знаешь о птицах?», «Почему птиц стало меньше?», «Приучите птиц зимой к кормушке» «Почему мы считаем птиц своими друзьями», «Зачем поют птицы?»
В течение проекта чтение художественно й литературы:
Н. Рубцова «Воробей» В. Звягина «Воробушки» Л. Н. Толстой «Воробей на часах» Т. Евдошенко «Зимние гости» Л. Воронкова «Птичьи кормушки» О. Григорьева «Синица» А. Яшин «Покормите зимой птиц» Б. Брехт «Зимний разговор через форточку» В. Бианки «Птичий год: зима» М. Н. Богданова «Домашний воробей» С. Шустов «Соседи по планете» С. Грибицкий, В. Чаплин «Чем дятел зимой кормится», «Зимние гости» Н. Энциклопедия «Зимующие птицы».
Игра - инсценировка по рассказам В. Бианки «Птичьи разговоры» : «Зимний разговор через форточку» «Разговор птиц зимой»; “Узнай птицу!”
Конкурс чтецов «Знакомые незнакомцы».
Экологическая газета «Птицы на кормушке» (творческая мастерская). Это интересная форма коллективной работы, в которой дети проявляют себя творческой личностью, применяют ранее полученные знания.
Рассматривание иллюстраций о птицах.
Оформление лэпбука.
Одним их эффективных и новых средств обучения, которое соответствует новым требования и целям обучения и воспитания детей в условиях реализации ФГОС является лэпбук – интерактивная тематическая папка. Он полезен и интересен тем, что его делают совместно взрослый и ребенок. Тему для нашего лэпбука мы выбрали согласно тематике экологического проекта - «Зимующие птицы».
Цель: создание условий для применения нового средства обучения детей и закрепления знаний о птицах. В лэпбуке 12 развивающих элементов, которые содержат основную информацию о зимующих птицах.
Оформление книжки – малышки:
«Зимующие птицы».
Трудовые поручения: подкармливание птиц, очистка и наполнение кормушки. Учить ребят подбирать корм с учётом того, какие птицы прилетают на участок. Поощрять стремление заботиться о птицах.
13 слайд
Деятельность родителей.
1. Консультация «Дорогою добра».
Участие в акции в рамках ежегодного Всероссийского проекта общественной организации Союза охраны птиц России. «Покормите птиц» (мастерская добрых дел).
• Номинация «Классическая кормушка». Илья Козлов с родителями.
• Номинация «Птицы на моей кормушке». Богдан Белов с родителями.
• Номинация «Птицы на моей кормушке». Дети подготовительной к школе группы и воспитатель Караваева Светлана Владимировна – кормушка на балконе группы МДОУ № 15, фото через окно.
14 слайд
3. Заключительный этап
• Расширились познавательные интересы у детей и представления о жизни птиц.
Цели:
• Формирование навыков заботливого отношения к птицам. Возникла готовность участвовать в практических делах по оказанию помощи, как птицам, так и другим животным.
• Продолжение наблюдений за птицами (вести дневник наблюдений). Продолжать вести подкормку птиц.
Дети узнали:
• какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму;
• как различить птиц по окраске;
• какие корма предпочитают птицы;
• У детей на протяжении всего проекта было положительное эмоциональное отношение к совместной деятельности с воспитателями и родителями.
Проект развивается, пополняясь новыми проблемами и способами их решения.
15 слайд
ИТОГ РАБОТЫ:
Вопросы к детям:
- Что вы узнали нового, чего раньше не знали?
-Какая работа по данной теме вам понравилась больше всего?
-Что нового вы можете предложить?
У детей появилось осознанное понятие: «Забота о братьях наших меньших».
16 слайд
Познавательная ценность:
У детей и родителей появился интерес к совместной деятельности, желание участвовать в дальнейшем проекте «Каждому скворцу – по дворцу!».
Умственная ценность:
Расширился и систематизировался объём знаний детей о зимующих птицах.
Перспектива:
Создание книжки – малышки в рисунках «Перелётные птицы».
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
• Беседуйте с детьми;
• Отвечайте на вопросы своих детей;
• Участвуйте в жизни ребёнка ежедневно;
17-25 слайды фото рабочих моментов над проектом «Каждой пичужке по кормушке».