Надежда Костял
Экологический проект «Птицы на кормушке» в средней группе.
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : информационно-творческий.
Участники проекта : дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
Срок реализации проекта : краткосрочный (одна неделя).
Актуальность проекта.
В холодное время года зимующим птицам очень трудно добывать себе пищу. Природный корм исчезает, но потребность в нем возрастает, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Задача взрослых - прививать детям интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, учить беречь окружающий мир.
Публикация «Экологический проект „Птицы на кормушке“ в средней группе,» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель проекта : Формирование знаний детей о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, о роли человека в жизни птиц, бережного отношения к ним. Воспитание любознательности, пытливости, интереса к живому миру.
Задачи проекта :
• расширять кругозор детей о зимующих птицах, живущих в нашей местности зимой
• развивать речь, коммуникативные способности, мыслительные операции и психические процессы ребёнка
• способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.
• активизировать умение родителей осуществлять экологическое воспитание детей
• формировать у детей умение видеть в воспитателях и родителях своих помощников
I этап – подготовительный (информационно-накопительный)
1. Постановка проблемы: «Как помочь птицам выжить в зимний период?»
2. Обсуждение цели, задач с детьми и родителями.
3. Подбор необходимой литературы по данной теме.
4. Выбор форм работы с детьми и родителями.
5. Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
6. Организация развивающей, познавательной, предметной среды.
II этап – основной (практический).
Перечень мероприятий для реализации проекта.
1. Наблюдение за птицами на кормушке : синицей, вороной, снегирем, воробьем, голубями, их внешним видом и повадками. Наблюдение за поведением птиц на участке, рассматривание и сравнение следов птиц на снегу.
2. Труд: подбор корма для птиц, кормление птиц.
3. Беседы: «Что мы знаем о птицах», «Почему зимующие птицы не улетели в тёплые края?»
, «Польза, приносимая птицами», «Как живут наши пернатые друзья зимой», «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?».
4. Чтение художественной литературы: Н. Сладков «Сорока и снегирь», «Тайна чёрного дятла»; Л. Воронкова «Птичьи кормушки»;
В. Сухомлинский «Как синичка меня будит»; О. Григорьева «Синица»,
А. Яшин «Покормите птиц зимой»; И. Тургенев «Воробей», М. Горький «Воробьишко». Заучивание и чтение стихотворений о зимующих птицах; обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.
5. Дидактические игры:
«Один - много», «Назови ласково», «Счет птиц», «Четвертый лишний», "Угадай птицу по описанию", «Чей хвост?», «Кто что ест», «Узнай по голосу», «Собери картинку», «Где чье гнездо?».
7. Подвижные игры
«Совушка», «Воробушки и автомобиль», «Воробушки и кот», «Птички и птенчики», «Перелет птиц», «Птички и кошка», «Вороны».
8. Слушание песен и музыки:
Аудиозапись «Голоса птиц». Музыкально - дидактическая игра «Птицы и птенчики», муз. и сл. Е. Тиличеевой проведение имитационных игр, связанных с игровой передачей образов – птиц, разучивание песен по теме проекта, проведение упражнений на развитие слуха и голоса.
9. НОД
«О тех, кто умеет летать», составление описательных рассказов о зимующих птицах(5-6 предложений) с использованием модели, схемы.
10. Художественно-творческая деятельность:
Рисование «Снегири на ветке».
Аппликация «Птичка - синичка».
Лепка «Птицы на нашем участке».
11. Работа с родителями:
Консультации для родителей: «Из чего можно сделать кормушку для птиц», «Как научить ребенка заботиться о птицах?»
12. Пальчиковые игры:
«Птичья кормушка», «Я зимой кормлю всех птиц», «Дятел», «Воробей».
III. Презентационно – завершающий.
1. Конструирование и изготовление кормушек для птиц.
2. Выставка творчества детей «Наши пернатые друзья» .
Занятие-беседа с детьми среднего дошкольного возраста «Почему зимующие птицы не улетели в тёплые края?».
Программное содержание:
- формировать у детей обобщённое представление о зимующих и перелетных птицах;
- закреплять умение правильно объяснять причины перелета и зимовки птиц (стало холодно, насекомые исчезли, следовательно, птицы улетают на юг). У зимующих птиц клюв толстый, крепкий, они могут питаться разнообразной пищей, в том числе и твёрдой, следовательно, они остаются зимовать;
- учить детей находить признаки, отличающие птиц от животных;
- использовать модели в качестве вспомогательного средства для активации познавательной деятельности, формировать навыки графического моделирования;
- воспитывать любовь к природе.
Словарная работа: названия зимующих и перелетных птиц, модели, клюв, пасть, животные.
Материал к занятию: изображение птиц и летучей мыши, схемы-модели.
Методические приё мы: загадки, логические загадки, вопросы к детям, работа со схемами, художественное слово.
Ход занятия:
На ветках дерева – птицы.
- Посмотрите, сколько птиц к нам прилетело сегодня! Кого вы узнаёте? По каким признакам? (Дети показывают и называют)
- Да, много птиц, но у всех есть один общий признак. Подумайте. (Зимующие) Повторим это слово вместе.
- Почему эти птицы смогли зимовать вместе с нами, не улетели на юг? (У них толстый клюв, крепкий, они могут питаться разнообразной пищей, в том числе и твёрдой)
- Давайте внимательно рассмотрим этих птиц, что у них есть? (Голова, туловище, клюв, ноги, перья, хвост, крылья)
- Теперь сядем за столы и всё это изобразим на схеме.
- Дети, вчера мы с вами спорили: «Летучая мышь – это птица или зверь?» Давайте попробуем это узнать. (Голова, туловище, ноги – 4. Перья есть? Нет. Шерсть, крылья – есть, клюв – нет, пасть с зубами, выкармливает детёнышей молоком) Зарисуем это в нашей схеме. (Один ребёнок у демонстрационной доски)
- Теперь аккуратно зачеркнём общие признаки (голова, тело, крылья) и делаем вывод: «Птицы – это животные, у которых два крыла и две лапы. Для того, чтобы летать и ходить, тело покрыто перьями, рот у птиц – клюв, выкармливают птенцов насекомыми».
- Молодцы! Отдохнём?
Встают в круг.
- Девочки, мальчики, вокруг себя повернитесь, в зимующих птиц превратитесь!
- (Физкультминутка)
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышла птичка полетать,
Про кого мы загадаем,
Эти птички полетают
а) «Озорной мальчишка в сером армячишке по двору шныряет, крошки собирает». (Воробьишки летают, чирикают, клюют зёрнышки)
б) «А вот маленькая птичка, желтогрудая синичка, звонко песенки поёт, сало вкусное клюёт». (Вылетают синички, летают, поют «синь, синь, синь»)
в) «Красногрудый, чернокрылый, любит зёрнышки клевать, с первым снегом на рябине он появится опять».
г) «Носит серенький жилет, но у крыльев черный цвет, видишь кружат 20 пар и кричат «кар, кар, кар»».
- Быстрый зимний день кончается, птичьи игры прекращаются.
- Зимующие птицы вокруг себя повернитесь, в мальчиков и девочек превратитесь.
Дети садятся на ковёр, релаксация, звучит музыка.
- Давайте закроем глаза и послушаем. Что вы услышали? Голоса каких птиц вы слышали?
- Почему мы не слышим голоса этих птиц сейчас? (Они улетели в теплые края и еще не прилетели)
- Как эти птицы называются? Давайте скажем все вместе! (Перелётные)
- Дети, а вы помогали птицам зимой? (Высказывания детей)
- Как хорошо, что закончилось это трудное время для птиц, и насупил первый весенний месяц март.
- В марте, словно подарок женщинам к 8 марта, прилетают с юга грачи и скворцы.
- 17 марта – массовый прилёт грачей.
- 22 марта – праздник «сороки» - 40 птиц возвращаются в родные края.
- А к нам перелётные птицы уже вернулись. Каких птиц вы здесь узнали? (Среди прочих есть и провокационные изображения)
- Ну, перелётные птицы, ждём вас с нетерпением!
Конспект занятия по рисованию
«Снегири на ветке»
Цель: Формировать умение отражать в рисунке снегиря. Уточнить представление о внешнем виде снегиря (особенности строения, окраска). Вызвать интерес к рисованию птиц на ветке. Воспитывать любознательность, художественный вкус, интерес к занятию рисованием.
Материалы и оборудование: бумага А4, гуашь, кисточка для рисования.
Предварительная работа:
наблюдение за птицами, прилетающими на участок, рассматривание изображений птиц на иллюстрациях, фотографиях. Чтение и разучивание стихов о птицах, знакомство с силуэтами различных птиц; беседа с детьми о зимующих птицах, о том, как человек помогает птицам зимой.
Ход НОД
Звучит музыка: пение птиц в лесу.
Воспитатель: Что вы слышите?
Дети: звуки пения птиц.
Воспитатель: Действительно пение птиц.
Воспитатель:
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
Дети: Снегирь
Воспитатель:
Что за чудо: в зимний день,
Оживилась вся сирень.
Красногрудые комочки,
Зашумели как листочки.
Будто красных роз букеты,
На сирень забросил ветер.
Стайки дружных снегирей
Крошки кушают на ней.
Вова с маленькой Танюшкой
Птичкам сделали кормушки.
Воспитатель: Зима славится своими белыми тонами. В белом царстве особо выделяется яркой окраской снегирь — певчая птица рода снегирей. Снегирь выглядит нарядным – он всегда в красном. Лесные территории особенно нравятся птице, ведь именно в лесу она выводит птенцов. Снегирь по габаритам примерно такой же, как воробей. Телосложение имеет плотное. Природа наделила снегиря клювом толстым, широким.
Осенью снегири сбиваются в небольшие стайки и заселяются поближе к жилищам людей. Рябина и другие, оставшиеся от щедрой осени ягоды – основная пища снегирей зимой. Странствуют они в зимнее время по паркам, садам, рощам и скверам в надежде добыть себе пропитание.
Гнезда снегири строят на маленьких елочках. Они очень хорошие и заботливые родителям. Питаются они ягодами и семенами.
Особенность снегирей заключается еще и в том, что они поют. Трель у них мелодичная, светлая и чистая. Если оказаться в лесу утром рано, до уха может донестись приятная песня снегирей. Поют не только самцы, но и самки. А ведь у других птиц этой прекрасной особенностью обладают только самцы.
Воспитатель: Посмотрите, какие снегири? На что они похожи? Какого цвета?
Дети: Снегири красивые, похожи на яблочки, красные.
Воспитатель: Для чего снегирям нужен такой крепкий и толстый клюв?
Дети: что бы доставать семена из шишек.
Воспитатель: Чем еще может питаться снегирь?
Дети: засохшими ягодами рябины, личинками.
Воспитатель: Для чего они прилетают в город?
Дети: В поисках пищи.
Воспитатель: Как мы им можем помочь?
Дети: Развесить кормушки
Воспитатель: Правильно, мы их подкармливаем, развешивая кормушки и насыпая зернышки и семечки.
Воспитатель: Рисования снегиря мы начнём поэтапно. Как вы думаете, с чего будем начинать рисование?
Дети: С туловища, голова, хвост.
Воспитатель: Правильно, какой геометрической формы и цвета туловище снегиря? Голова? Хвост?
Дети: Туловище похоже на овал, красного цвета, а голова круглая и чёрная. Хвост - немного расширяется на конце, похож на треугольник.
Воспитатель: Подумайте, как расположить птиц, чтобы снегирь поместился на листе бумаги. Но прежде, чем рисовать, мы немножко отдохнём.
Физкультминутка «Снегири»
Вот на ветках посмотри, (Руками хлопают себя по бокам)
В красных майках снегири. (Показывают грудки)
Распустили перышки (Руки слегка в стороны)
Греются на солнышке. (Шевелят пальчиками)
Головой вертят, вертят, (Повороты головой вправо, влево)
Улететь они хотят. (Бегут по кругу, взмахивая руками)
Кыш! Кыш! Улетели!
Звучит спокойная музыка «пение снегиря в лесу»
Воспитатель: А теперь приступаем к работе. Стараемся работать аккуратно, чтобы краски не смешивались между собой. Не забываем промывать кисточку. В случае затруднения, подсказываю некоторым детям по ходу занятия.
Воспитатель: Вот и закончилось наше рисование. Какие красивые снегири у вас получились. Все такие разные и прекрасные. Как называется птица, которую мы рисовали? На кого она похожа? Что есть у птицы? И т. д. В конце занятия устроить выставку «Прилетели снегири».
Конспект занятия. Аппликация «Птичка-синичка».
Цель – познакомить с новой техникой аппликации, с разнообразными возможностями использования шерстяных ниток, пайеток, поддерживать интерес к нетрадиционным видам аппликации.
Задачи :
Развитие мелкой моторики
Поддерживать интерес и любовь к творчеству
Закреплять умение аккуратно выполнять свою работу
Развивать умение работать с ножницами и клеем
Расширять знания о зимующих птицах
Предварительная работа по теме «Зимующие птицы» НОД «Окружающий мир».
Ход занятия:
Ребята, глазки вместе закрываем и куда ж мы попадаем?
Слушайте внимательно, где мы с вами оказались…
(звучит пение синички в лесу, дети отгадывают, кто это поет, открывают глаза и видят синичку - игрушка)
Синичка в гости залетела,
Друзей своих найти хотела.
Ребята, вы их не видали?
Синичке мы сейчас поможем
И смастерить друзей мы сможем.
1. Посадим наших синичек на веточки, которые сделаем из ниток. Ниточки вы можете расположить по – разному (развитие воображения, пространственного мышления). Во время работы с клеем и ножницами обращаем внимание на аккуратность при выполнении задания, умение правильно держать ножницы, аккуратно пользоваться клеем.
2. А сейчас посадим на наши веточки синичек (количество у всех разное, в зависимости от желания ребенка и времени). Во время работы повторяем полученные знания о строении птиц, о питании их в зимние время и т. д. Приклеиваем глазки синичке пайетки, хвост - делаем веер из цветной бумаги.
Физкультминутка.
Синичка наша полетела и на носик она к вам села (хватают тебя за носик, ушко и так далее, очень весело, когда происходит путаница между словами и действиями.
3. Смазываем клеем грудку синичек и засыпаем ее нитками,крыло - перышко. Украшаем нашу работу снежинками.
Вот такие красивые работы у нас получились!
Синичке друзей мы смастерили с вами,
И весело им будет летать над лесами.