Наталья Колесникова
Проектная деятельность как эффективное средство обучения и воспитания детей с OB3
▼ Скачать
Проектная деятельность как эффективное средство обучения и воспитания детей с OB3.
Колесникова Н. В., учитель—логопед,
ГКOУ AO «Школа-интернат № 7 для обучающихся с OB3» Астрахань, Россия
Основной закон детской природы можно выразить так: дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и односторонностью.
К. Д. Ушинский.
Публикация «Проектная деятельность как эффективное средство обучения и воспитания детей с OB3» размещена в разделах
Из практики работы мы убедились в том, что проектная деятельность является одной из самых эффективных форм в образовании патриотического, нравственного, экологического воспитания.
Это работа, основанная на сотрудничестве детей, педагогов и родителей помогает детям стать более самостоятельными. У детей развиваются познавательные способности, речь, творческое воображение, мышление. Одной из главных задач педагога, является способствовать стимуляции мотивационной и познавательной сфер, возрастанию круга знаний посредством расширения радиуса изучаемого пространства, раскрытие творческого и нравственного пoтeнциaлa, приобщение детей к существующему социуму. Важно, чтобы ребёнок начинал осознавать себя как часть целого мира и своё место в социуме.
Практика показывает, что включение детей в проектную деятельность даёт возможность решать все выше перечисленные задачи.
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у людей, начиная с дошкольного возраста, повышения их экологической грамотности и приобщение к экологической культуре.
Основное и решающее заключается в том, чтобы ребенок не только любовался красотой окружающей его жизни, но и в меру своих сил помогал сохранять и умножать эту красоту.
В. А. Сухомлинский
Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни планеты земля — стало целью проектов : «Астрахань осенняя», «Чистый мир», «Волшебница вода».
Особое внимание уделялось формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней; формированию первых представлений о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе — начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью, а также овладению способами практического взаимодействия с окружающей средой. Всё это обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.
Цель: приобщение детей и родителей к экологически грамотному поведению по отношению к воде в быту и на природе.
Задачи:
-формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними;
-формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности, путём создания проблемных ситуаций и постановки опытов;
-развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать;
-привлечь родителей к сотрудничеству с детьми по развитию их познавательного интереса к окружающему миру.
Природа — удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь.
Участниками наших проектов являлись наши воспитанники, их родители, педагогические работники. В зависимости от возраста детей, все темы усложнялись по содержанию, задачам и способам реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные).
В проектах представлен материал для экспериментирования, интегрированные занятия, которые относятся к таким образовательным областям, как познание, изобразительное искусство, коммуникация. Виды работ:
- тематические, торжественные мероприятия;
- викторины, презентации;
-домашние работы детей в виде рисунков, газет, рефератов, плакатов, альбомов, фотоальбомов;
-голосование детей и взрослых за лучшие домашние работы; вручение грамот и призов;
- экскурсии;
- оформление информационных стендов, уголков;
Проект является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода.
Библиографический список.
1. Веракса Н. Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4—7лет / Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов. — М. : Мозаика-Синтез, 2012.
2. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. — М. : Мозаика-Синтез, 2008.
3. Горькова Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М. : ВАКО, 2005.
4. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду : пособие для работником дошкольных учреждений / А. И. Иванова. - М. : ТЦ Сфера, 2003.
5. Курскова Л. Волшебная вода / Л. Курскова // Дошкольное воспитание.
2012. - № 12.
6. Тугушева Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста / Г. П. Тутушева, А. Е. Чистякова. — СПб. : ДЕТСТВО — ГП)ЕСС, 2007.
7. Организация опытно — экспериментальной деятельности детей 2—7 лет, Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / сост. : Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. — Волгоград : Учитель, 2011.