Правда Снежана Эдвартона
Проектная деятельность как средство воспитания любви к малой Родине детей старшего дошкольного возраста
Проектная деятельность как средство воспитания любви к малой Родине детей старшего
дошкольного возраста
Правда Снежана Эдвартовна,
воспитатель МБДОУ детский сад № 250 г. Екатеринбурга
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы организации проектной деятельности по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города.
Ключевые слова:
Публикация «Проектная деятельность как средство воспитания любви к малой Родине детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Родной край, город. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Проектная деятельность, патриотическое воспитание, нравственное воспитание, младший дошкольный возраст
Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Недоверчивое отношение ко всему российскому ставит её в ряд жизненно важных и требует поиска иных подходов к воспитанию и организации обучения подрастающего поколения. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности, доброты, готовности служить Отечеству.
Патриотическое воспитание процесс формирования человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и вырос, гордящегося свершениями своего народа, его культурой.
На современном этапе дошкольное образование первый, самый важный уровень образования. В ФГОС ДО ключевым принципом является поддержка разнообразия детства, подчеркивается необходимость работы по патриотическому воспитанию дошкольников с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в обществе, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится воспитание любви к малой родине, возвращение к своим корням.
В каждом округе, регионе нашей страны есть все необходимое для патриотического воспитания дошкольников. Окружающая среда дает богатый материал для познания своего края, общения и активной деятельности детей и взрослых, воспитания базовой культуры ребенка.
Цель работы – воспитание у детей старшего дошкольного возраста любви к малой родине с помощью проектной деятельности.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
изучить теоретические аспекты воспитания нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города;
рассмотреть методику воспитания у детей старшего дошкольного возраста любви к малой родине;
изучить метод проектной деятельности в ДОУ;
провести диагностическое исследование уровня патриотического сознания детей старшего дошкольного возраста;
разработать педагогический проект системы работы по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города во взаимодействии с родителями.
Любовь ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, к улице, на которой он живет, к детскому саду, селу. Сухомлинский говорит: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке его детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».
1. Современное понимание патриотизма, или любви к Родине, характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью.
И. Е. Кравцов отмечает: «Патриотизм это любовь к своему отечеству; к родным местам («земле отцов», к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному общественному и государственному строю. Патриотизм это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимость».
Важным в аспекте проблемы воспитания патриотизма в любую историческую эпоху является общепринятое мнение о том, что этот процесс необходимо начинать в дошкольном возрасте.
Средствами патриотического воспитания дошкольников являются само окружение (природное и социальное, в котором они живут, художественная литература, музыка, изобразительное искусство, а также та или иная деятельность (игра, труд, праздники, которые отмечаются в стране и детском саду.
2. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости. Добровольность участия каждого обязательное требование и условие данной работы.
Методическую работу педагога по патриотическому воспитанию можно разделить на основные направления:
– ближайшее окружение – семья, детский сад, мир природы, деятельность людей : быт и труд жителей, промыслы и традиции края;
– культура края: архитектура, художественная среда, знаменитые земляки;
– история края: прошлое и настоящее региона – возникновение города, заповедные и памятные места, места военных событий, сведения о подвигах земляков на фронте и в тылу.
Эти направления работы тесно взаимосвязаны.
В соответствии с ФГОС ДО содержание патриотического воспитания входит во все образовательные области:
– социально-коммуникативное развитие (усвоение социальных норм и ценностей, принятых в обществе, общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками и др.);
– познавательное развитие (формирование представлений о малой родине и Отечестве, региональных традициях и др.);
– речевое развитие (знакомство с художественной литературой, художественно-эстетическое развитие (формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности через продуктивную и конструктивно-модельную деятельность);
– физическое развитие (экскурсии, прогулки, игровая деятельность)
3. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментом, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность.
Педагогический проект – это система планируемых педагогом и реализуемых в совместной деятельности педагогов, детей и родителей действий, необходимых условий и средств для достижения определенных целей. Завершается проект созданием творческих работ.
4. Реализацию метода проектов можно свести к четырем основным этапам:
1. Подготовительный (целеполагание) – определение цели.
2. Разработка проекта – составление плана деятельности по достижению цели (к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу, в каких источниках можно найти информацию и пр.).
3. Выполнение проекта – практическая часть, получение продукта проекта.
4. Подведение итогов – презентация продукта проекта, определение задач для новых проектов.
Для того чтобы увлечь этой деятельностью всех детей, родителей и педагогический коллектив, нами разрабатываются педагогические проекты воспитания любви к малой родине.
Задачи данных проектов :
1. Познакомить детей с достопримечательностями города, в котором они живут.
2. Дать детям элементарные сведения об истории России. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину. Расширять знания детей о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне.
3. Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине. Поддерживать интерес детей к событиям, происходившим в стране, формировать чувство гордости за её достижения.
4. Ознакомливали детей старшего дошкольного возраста с ближайшим окружением и родным городом.
5. Анализируя данные первичной диагностики воспитанников, мы пришли к выводу о необходимости развивать у детей интерес к истории родного края, родного города.
Для решения поставленных образовательных задач был разработан педагогический проект «Наш город».
Приобщение к малой родине начинается с эмоциональных рассказов педагога о красоте города и природе родного края в ходе экскурсий и целевых прогулок. Так постепенно у детей появляются любимые уголки в городе. От близкого окружения нужно перейти к жизни людей города и края, значимости их труда для региона, страны; показать, что край – часть большой страны. Ознакомление с героической историей и искусством края, традициями региона – возможность узнать людей, прославивших край и оставивших о себе добрую память. Узнавая о подвигах старших поколений, земляках, известных всему миру, дети начинают понимать, что Родина – святое!
Метод проекта позволил детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
6. Примечания
1 Виноградова, А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / А. Виноградова. М. : Просвещение, 1980.
2 Как научить детей любить Родину : руководство для воспитателей и учителей / авт. -сост. : Е. Ю. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова. – М., 2003.
3 Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / под ред. Н. В. Микляевой. – М. : ТЦ СФЕРА, 2013.
4 Веракса, Н. Е., Веракса, А. Н. Проектная деятельность дошкольников : пособие для педагогов дошк. учр. / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса– М. : Мозаика-Синтез, 2008.
5 Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу : пособие для педагогов дошкольных учреждений / под ред. Т. С. Комаровой, О. А. Соломенниковой. – М. : Мозаика-Синтез, 2011