ирина фадеева
Проектная деятельность как практико-ориентированная технология социального партнерства (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
«Проектная деятельность как практико-ориентированная технология социального партнерства» (из опыта работы).
Выбор темы продиктован актуальностью решения вопросов социальной компетентности дошкольников через тесное взаимодействие с семьёй, социальными институтами. В моей работе отражены основные подходы моей деятельности, моё взаимодействие с воспитанниками, педагогами, родителями, социумом и результативность работы на разных этапах воспитания, образования и развития. Достигнутые результаты устойчивы и стабильно высоки.
Публикация «Проектная деятельность как практико-ориентированная технология социального партнерства (из опыта работы)» размещена в разделах
Преимуществом данного направления в своей работе считаю то, что проектная деятельность предоставляет детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей, дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия. Работа выстраивалась в условиях обычного дошкольного образовательного учреждения городского округа город Выкса, успешно зарекомендовала себя в работе с дошкольниками 4-6 лет.
Научно-исследовательской основой в вопросах социализации дошкольников явились исследования концепции В. В. Давыдова, Л. С. Выготского, Н. Н. Поддьякова, А. А. Усовой, которые отмечают, что ребёнок дошкольного возраста способен усваивать и понимать систему информации о социальном мире, для осуществления проектной деятельности - педагогические взгляды современных педагогов– новаторов: Л. А. Венгера, Б. П. Никитина, А. В. Запорожца, Т. И. Ерофеевой, Джона Дьюи.
С помощью анкетирования исследовался уровень знаний родителей группы по данной теме.
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. ФГОС ДО нацелен на повышение социального статуса дошкольного образования (П. 1.5.1., на формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей (П. 1.6.8.).Социально-коммуникативное развитие направлено на развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; на формирование основ безопасного поведения в социуме (П. 2.6.)
Основное противоречие, решаемое в опыте, - это противоречие между возрастающей потребностью общества в позитивной социализации детей и существующими традиционными подходами к социальному развитию детей в дошкольных учреждениях, не позволяющими в полной мере формировать начальную социальную компетентность детей.
Выход из противоречия – целенаправленная организация в ДОУ проектной деятельности, которая будет способствовать целостному развитию ребенка – дошкольника, успешной социализации, раскрытию индивидуализации детей, гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями.
Методологической и теоретической основой опыта явились для меня : «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью»-осознание ребенком самого себя как представителя человеческого рода (С. А. Козлова, О. А. Князева, С. Е. Шукшина и др.) , вопросы “социальной компетентности” ребёнка (Е. П. Арнаутова, Н. А. Разганова и др., метод проектов в идеях отечественных ученых 20-х гг. : Б. В. Игнатьева, С. Т. Шацкого, В. Н. Шульгина, Н. К. Крупской, М. В. Крупениной.
Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в социальный мир людей, поэтому целью моей работы стало :
воспитание социально адаптированного ребёнка, успешно взаимодействующего в любом коллективе, умеющего планировать свою деятельность самостоятельно.
Задачи:
Формирование у детей умения грамотно планировать свою деятельность для достижения цели;
Расширение возможностей для формирования собственного жизненного опыта общения детей с окружающим миром;
Объединение усилий педагогов и родителей в вопросе социально- личностного развития детей;
Развитие познавательных способностей, творческого воображения, мышления, речи и коммуникативных навыков.
Ведущая педагогическая идея заключается в создании системы комплексного взаимодействия, сотрудничества, сотворчества детей и взрослых через применение технологии проектирования, вовлечение всех субъектов в социально-значимую деятельность, способствующая целостному развитию ребенка-дошкольника.
Проект (буквально "брошенный вперед")
Метод проектов это :
Метод практического и целенаправленного действия, который открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с социальной средой;
Один из немногих методов, выводящий педагогический процесс из стен ДОУ в социальную среду;
Активизирует знания, совершенствует личностные качества ребенка, способствует их практическому применению во взаимодействии с окружающим;
Технология, идущая от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующих детскую самостоятельность, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста - от проекта к проекту;
Сочетает коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе;
Формирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении творческой, личностно и общественно значимой деятельности;
Реализует принцип сотрудничества детей и взрослых
Основные направления работы в проектной деятельности :
Пополнение предметно-развивающей среды;
Вовлечение семей в образовательный процесс;
Активное многофункциональное взаимодействие с социальными партнерами, общественными организациями и учреждениями города;
Построение проектного взаимодействия на основе личностно-ориентированной модели воспитания;
Создание банка данных;
Обобщение и распространение опыта работы на муниципальном, региональном и федеральном уровне;
Внедрение новых форм и методов работы.
Новыми формами и методами моей работы стали :
Круг друзей- часть ежедневного распорядка, который проводится с детьми в определённое время, в определённом специально оборудованном месте, где мы собираемся для обмена информацией, обсуждения проблем, совместного планирования и организации своей дальнейшей деятельности в течении дня, строим перспективы на будущее.
Для вовлечения детей старшего дошкольного возраста в проектирование я использовала Модель трех вопросов
Что мы знаем? Что хотим узнать? Что сделать, чтобы узнать?.
Дети становятся равноправными участниками, помогают в выборе содержания и планировании действий.
Виртуальные экскурсии.
Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность и многое другое. В работе с дошкольниками она позволила получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства С этой новой формой работы я выступила на районном методическом объединении (март 2014г., и приняла участие во Всероссийском конкурсе, где получила диплом лауреата ( Номинация: "Творческие работы и методические разработки педагогов", Работа : "Виртуальные экскурсии - как средство речевого развития детей 5-7 лет»).
Свою работу по проектной деятельности я начала в 2013году. Шла от простого к сложному, вовлекая родителей, детский сад, социум. Первым реализованным нами проектом стал педагогический проект «Радуга лета» (2013г., по организации отдыха и оздоровления воспитанников в летний период. Он реализовывался на базе ДОУ в тесном контакте со специалистами (ИЗО; ФИЗО, сверстниками. Мы решили привлечь в реализацию своих проектов родителей. Это стало следующим этапом нашей работы. Они стали настоящими участниками общеобразовательного процесса, принимали активное участие во всех реализованных нами проектах.
Педагогический проект «Народные промыслы» - по декоративно-прикладному искусству, «Проживём один день вместе» - по подготовке и проведению дня открытых дверей в ДОУ. (ноябрь 2014г.) Совместное проведение НОД: «Народные промыслы»; «Куклы - самокрутки». Была подготовлена и проведена выставка: «Гжель, Хохлома, Дымково», которую посетили дети других групп, школьники; чаепитие «Сладкий вечер». Родители приняли участие в театральных постановках (музыкальная сказка «Репка; «Гуси-лебеди»).
Мы увлеклись проектной деятельностью, взаимодействие с социумом расширялось. Нам захотелось привлечь в свою работу образовательные учреждения нашего города, но не всегда была возможность общаться вживую, поэтому возникла новая форма работы с детьми - «Виртуальные экскурсии». Совместно с родителями нами была создана виртуальная экскурсия «Наш любимый детский сад», с которой мы вышли на контакт с другими детскими учреждениями. Они поддержали идею создания виртуальных экскурсий о своих детских садах и поделились с нами. Дети приобретали все больший опыт в проектной деятельности и стали готовы к реализации детско-творческих проектов.
Удачным приёмом послужила "Модель трёх вопросов". Первым детско-творческим проектом стал проект экологической направленности «Дадим вторую жизнь мусору» (март 2015г.). Наше активное взаимодействие с социумом продолжалось - Детский центр «Радуга» ,Дом детского творчества. В группу был приглашен педагог из ДДТ, которая провела для детей мастер-класс «Поделки из мусора» (Участники Всероссийского творческого конкурса «Рассударики»); Номинация: «Детские исследовательские и научные работы и проекты».
Масштабным проектом стал детско-творческий проект «Чтим и помним». Мы находились в тесном взаимодействии с семьёй, музеями округа, детской библиотекой, приняли участие в акциях города. (Диплом победителя 1 степени Всероссийского конкурса для детей и педагогов «Узнавай-ка»).
Детско - творческий проект «Тропинка доброты» (июнь 2015г.) был приурочен ко Дню Защиты детей. Дети приняли участие в благотворительной акции в сборе средств, для оказания гуманитарной помощи (Центр Защиты семьи и материнства «Забота», музыкальном концерте на открытии детской площадки «Смешарики»(Диплом победителя 2 степени Всероссийского конкурса для детей и педагогов «Золотая рыбка»).
Детско - творческий проект по безопасности «Это должен знать каждый» был реализован нами в октябре 2015года. В рамках этого проекта прошли встречи с интересными людьми. В группу были приглашены сотрудники ОГИБДД ОМВД России, ВДПО, посетили пожарную часть-56.
Наблюдая развитие детей во всех 5 областях: умение планировать свою деятельность; выстраивание партнерских отношений; готовность решать проблемные ситуации; проявление интереса, инициативы; умение анализировать, пришла к выводу, что в ходе проведенной мной работы значительно повысилась личностная активность воспитанников. Дети развили такие качества как: самостоятельную организованность, инициативность, личностную мотивацию, которые помогут успешной адаптации к условиям жизни в школе и требованиям учебного процесса. (ФГОС ДО)
В ходе реализации проектов воспитанники принимали участие в конкурсах, мероприятиях. Хочется отметить: Богатова Тимофея, занявшего 3-е место во Всероссийском конкурсе «Вопросита» ( Блиц-олимпиада: «В стране волшебных сказок»); Крошкина Клима (1-е место Международный интернет-конкурс рисунков «Зимние забавы»).
Транслируемость практических результатов в проектной деятельности : с детьми - участие в конкурсах, мероприятиях, в ходе реализации проекта (в ДОУ, на муниципальном и др. уровнях); презентация продуктов детской деятельности (выставки, фотоотчеты, коллажи и пр.).
С родителями - наглядная информация (объявления, информационные стенды); консультации (индивидуальные, групповые); «Роль семьи в реализации метода проектов в ДОУ» 2014г. ,«Методы, повышающие познавательную активность дошкольников»2015 г.
С педагогами - индивидуальные консультации по проектной деятельности; выступление на педсоветах по темам: «Партнерство ДОУ и семьи в проектной деятельности» 2013г., «Работа с социумом» (из опыта работы) 2015г., использование созданной базы данных (НОД, фотоальбомы, картотеки, презентации и т. д.).
Педагогическое сообщество-публикация материалов на различных интернет сайтах (персональном интернет-сайте <a href = "https://nsportal.ru/fadeeva-irina-evgenevna" > ; на интернет-сайтах: https: //rassudariki.ru, «Узнавай-ка» u-konk@yandex.ru,«Золотая рыбка» zlt-rybka.ru, на сайте www.gordost-russia.ru).
Нельзя не отметить использование в своей работе ИКТ технологий : презентации, виртуальные экскурсии, общение в системе он- лайн, выступление на педсовете из опыта работы по теме : «Использование ИКТ для формирования открытого информационного пространства ДОУ» от 19.11.2014года, участие в вебинаре «Использования ИКТ в ежедневной практике детского специалиста».
Галкин Гриша, Устинова Александра приняли участие в конкурсе ОМК «Мы – дети Победы».
Реализация наших проектов освещалась в СМИ. Участие в митинге, посвященному 70-летию Великой Победы: «Огонь – символ памяти, огонь - символ жизни» транслировалось по Выксунскому телевидению; получили Благодарственное письмо от Общественной организации городского округа г. Выкса за участие в музыкальном концерте ко дню защиты детей (Детско - творческий проект «Тропинка доброты» июнь 2015г.). Итогом моей деятельности стал «Аналитический отчет воспитателя по организации проектной деятельности в ДОУ за 2014-2015уч. г.» (диплом победителя 3-е место «Гордость России» www.gordost-russia.ru ,июль 2015г).
Возраст детей на сегодняшний день- 6лет, поэтому считаю нужным продолжить работу в данном направлении. Перспектива:
Реализация проекта «Скоро в школу» (открытый показ итогового мероприятия, выступление на педсовете, февраль 2016г.
Создание виртуальной экскурсии «Наша Матрешка»(март 2016г.)
Детско-творческий проект «Русская матрешка - по городам и странам» апрель2016г., который поможет рассказать о нашей национальной игрушке детям в других городах и странах (апрель2016г).
Закончить мне бы хотелось словами доктора педагогических наук Светланы Акимовны Козловой:
“Конечно, дошкольник ещё не способен целенаправленно воспитывать себя, но внимание к себе, постепенное осознание себя и своих возможностей будут способствовать тому, что он приучится относиться внимательно к своему физическому и психическому здоровью. Осознав себя, научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли. И став школьником, сможет более осознанно воспринимать события, явления, факты социальной действительности”.
Список используемой литературы.
1. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. — М., 1998; Мой мир: Приобщение ребенка к социальному. миру. — М. 2000; Козлова С. А. Концепция социального развития ребенка дошкольного возраста. // Теоретические проблемы воспитания и обучения дошкольников: Сб. науч. трудов. -М., 2001 .