МААМ-картинки

Мастер-класс «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры детей младшего возраста»

Хмара Екатерина
Мастер-класс «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры детей младшего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

"Экологическая сказка, как метод формирования экологической культуры детей младшего возраста".

Цель мастер-класса – ознакомление педагогов с технологией познания детьми элементарных экологических представлений через экологические сказки.

Задачи:

Публикация «Мастер-класс „Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры детей младшего возраста“» размещена в разделах

- совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей в вопросах экологической сказки;

- способствовать творческому поиску педагогов в создании условий для формирования положительно - эмоционального отношения к экологической сказке.

Ход мастер класса:

- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Свой мастер-класс я хочу начать с маленького четверостишия:

«И нельзя без сказки нам прожить друзья

Ведь со сказкой проще верить в чудеса.

Ведь со сказкой легче, отыскать нам путь.

В маленькое сердце, дверцу распахнуть».

Сегодня мы все говорим об экологическом воспитании, и в своем мастер-классе я постараюсь, познакомить вас с одной из технологий познания детьми экологических представлений через экологические сказки.

В настоящее время, в условиях ухудшения экологического состояния нашей планеты экологическое воспитание детей дошкольного возраста является актуальным. Главная задача экологического воспитания в детском саду-научить ребенка заботливому отношению к природе, бережно распоряжаться богатствами природы, воспитать защитников природы.

1 слайд:

Игра с залом: на экране появляются картинки.

- что общего между этими картинками? (экология)

2 слайд

- что общего между этими картинками? (сказка)

3 слайд

Как можно объединить эти два слова? (Экологическая сказка).

У дошкольников ещё преобладают сказочные представления о живой природе, поэтому особая роль в формировании экологической культуры ребёнка отводится экологическим сказкам. Чтение литературы, наблюдения на прогулке, обыгрывание экологических сценок способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, ребенок учится лучше понимать окружающий его мир.

«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Эти слова мы знаем с детства. И, действительно, сказка не только развлекает, она воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. С помощью сказки можно дать определенные знания детям. Причем, это происходит в ненавязчивой форме, а как бы исподволь. Например, в младшем возрасте, читая сказку «Репка», мы можем дать детям такое понятие как «организм и среда» (Что нужно для того, чтобы репка выросла? Нужна почва, семя, вода. Нужен уход за репкой). В среднем возрасте, рассказывая сказку «Заюшкина избушка», мы можем познакомить детей с состоянием воды - пришла весна, солнце стало припекать, ледяная избушка растаяла.

Можно использовать народные сказки, так как они во многом «экологичны» : в них отражается отношение людей к окружающему миру, взаимоотношение людей со средой обитания.

Экологические сказки помогают усвоить определенный материал. Например, если мы хотим выяснить, как наши дети усвоили информацию об обитателях почвы и их приспособленности к окружающей среде и друг к другу, можно придумать короткую сказку.

Интересен и такой прием работы со сказкой, как исправление ошибок. Дети с удовольствием слушают сказки и ищут неточности. Данный прием формирует у детей представление о причинно-следственных связях в природном комплексе.

А сейчас мы с вами попробуем на практике испытать несколько приемов работы с экологическими сказками. (Вам необходимо найти ошибки в данном тексте).

( Замечание: для того, чтобы эффективность понятия текста детьми была выше, с ними проводится предварительная работа, по теме, которую вы хотите обсудить. Даются термины, понятия и для закрепления можно провести такую игру).

4 слайд

Найдите ошибки в сказке

Как Тучка была в пустыне (сказка о месте, где нет воды).

Заблудилась однажды Тучка. Попала она в пустыню.

— Как тут красиво! – подумала Тучка, глядя вокруг. – Всё такое черное.

Налетел ветер, выровнял земельные холмы.

— Как тут красиво! – вновь подумала Тучка. – Всё такое ровненькое…

Сильнее стало припекать солнце.

— Как тут красиво! – в очередной раз подумала Тучка. – Всё такое холодное…

Так прошёл целый день. За ним второй, третий… Тучка всё ещё восторгалась увиденным в землянке.

Неделя прошла. Месяц. В землянке было и тепло, и светло. Солнышко облюбовало это место на земле. Ветер часто наведывался сюда.

Много было здесь – голубых озёр, зелёных лугов, пения птиц, плескания рыб в реке.

Заплакала Тучка. Нет, не видать земле ни пышных лугов, ни густых дубрав, не вдыхать её обитателям аромат цветов, не слышать ей звонкую трель соловья.

Нет здесь самого главного – ВОДЫ, а значит, нет и ЖИЗНИ.

5 слайд

А теперь я предлагаю вам обыграть экологическую сказку «Ежик и заяц».

Ведущий: Жил был ежик. Как-то раз решил он прогуляться по лесу. День был очень пасмурный, шел дождь, но ежику это ничуть не мешало совершить утреннюю прогулку по родному лесу. Идет ежик, гуляет и вдруг ему навстречу бежит заяц.

Ежик: «Здравствуй зайчик! Ты почему такой грустный?»

Заяц:«Здравствуй ежик! А чему радоваться то, ты посмотри, какая погода, все утро дождь идет, настроение отвратительное».

Ежик: «Зайчик, ты представь, что было бы, если бы вообще не было дождя, а всегда светило солнце».

Заяц: «Было бы здорово, можно гулять, петь песни, веселиться»!

Ежик: «Ага, зайчик, как бы не так. Если не будет дождика, все деревья, трава, цветы, все живое засохнет и погибнет».

Заяц: «Да ну ежик, я тебе не верю».

Ежик: «А давай проверим»?

Заяц: «И как же это мы будем проверять»?

Ежик: «Очень просто, вот держи заяц букет цветов, это тебе подарок от меня».

Заяц: «Ой, спасибо ежик ты настоящий друг»!

Ежик: «Зайчик и ты мне подари цветы».

Заяц: «Да запросто, держи».

Ежик: «А теперь зайчик пришло время проверять. Сейчас мы пойдем каждый к себе домой. Я поставлю свои цветы в вазу и налью туда воду. А ты зайчик тоже поставь цветы в вазу, но воду не наливай».

Заяц: «Хорошо ежик".

Ведущий: Прошло три дня. Ёж как обычно вышел прогуляться по лесу. В этот день светило яркое солнце и согревало своими теплыми лучиками. Гуляет он и вдруг навстречу ему заяц скачет.

Ежик: Зайчик, ты, что опять грустишь? Дождь уже давно закончился, солнышко светит, птички поют, бабочки порхают. Ты должен радоваться». Заяц: «Да чему ежик-то радоваться. Цветы, которые ты мне подарил, засохли. Мне так жалко, это же был твой подарок».

Ежик: «Зайчик, а ты понял, почему твои цветы засохли»?

Заяц: «Конечно, понял, я теперь все понимаю. Они засохли, потому что находились в вазе без воды».

Ежик: «Да дружок, все живое нуждается в воде. Если не будет воды, все живое засохнет и погибнет. А дождь – это капельки воды, которые падают на землю и питают все цветы, растения. Деревья. Поэтому нужно радоваться всему и дождику и солнышку».

Заяц: «Ежик, я все понял, спасибо тебе. Пошли вместе гулять по лесу и радоваться всему вокруг»!

6 слайд

Итак, подведем итоги, какие же этапы работы с экологической сказкой мы можем с вами теперь выделить:

1. Чтение сказок.

2. Театрализация сказок.

3. Исправление ошибок в сказках.

4. Составление новых или дополнение уже существующих сказок.

7 слайд

Антуан де Сент-Экзюпери (французский писатель, поэт) :

«Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда. Есть твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».

Вот главное правило жизни, которое должно стать главным условием существования каждого человека в этом мире. Мы в ответе не только за себя и свой дом, но и за все человечество. Заботясь о природе, защищая ее и приумножая ее богатство, мы делаем еще один шаг к процветанию.

8 слайд

Всем большое спасибо за работу. Мне было с вами легко и интересно работать. Я надеюсь, что каждый из вас открыл для себя что-то новое, увидел перспективы решения проблемы в профессиональной деятельности, и возможно ощутил преимущества экологической сказки в воспитании детей.

Список литературы:

1. Баринова Е. В. Учимся любить природу/Е. В. Баринова-Пособие. для детских садов, Ростов – на –Дону Феникс,2014.

2. Фадеева Г. А. Экологические сказки /Г. А Фадеева. - Волгоград: учитель,2003.

3. Корнилова В. М Экологическое окно в детском саду /В. М. Корнилова-Воспитатель. Москва 2008.

4. Смирнова В. В. Тропинка в природу/В. В. Смирнова. - санкт- Петербург 2001.

5. Рыжова Н. А. Экологические рассказы, сказки и праздники/Н. А. Рыжова. - Москва 2002

Публикации по теме:

«Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у дошкольников». Консультация для педагогов Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у дошкольников» Домашняя Е. А., воспитатель "Не навреди!" - одна из.

Формирование начал экологической культуры у детей раннего и младшего школьного возраста Актуальность работы-Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного развития, для накопления представлений об окружающем мире.

Консультация для воспитателей «Использование природной среды как условие формирования экологической культуры детей»Консультация для воспитателей «Использование природной среды как условие формирования экологической культуры детей» В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Я глубоко убеждена, что прививать детям любовь.

Мастер-класс для педагогов «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры воспитанников» Цель мастер-класса – оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими.

Мастер-класс «Игрушка  «Травянчик» как форма воспитания экологической культуры у дошкольников» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рады приветствовать Вас. Тема мастер-класса: «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания.

Проект «Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры» Проект «Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры» Составила :Бондарь А. П. воспитатель ГБДОУ №69 Выборгского.

Проект «Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста» МКОУ «Детский дом №1 «Родник» Принято «Утверждаю» на педагогическом совете Директор МКОУ «Детский дом педагогов МКОУ «Детский дом № 1.

Русская народная сказка как метод обучения ребёнка младшего дошкольного возраста игре в шахматыРусская народная сказка как метод обучения ребёнка младшего дошкольного возраста игре в шахматы Важный вопрос, который встаёт перед родителями и педагогами дошкольного образования, как и с какого возраста лучше всего начинать обучение.

Формирование начал экологической культуры у детей младшего возраста средствами изобразительной деятельности Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности»Актуальность.

Сказкотерапия как метод формирования психологического здоровья детей дошкольного возраста Сказкотерапия- как метод формирования психологического здоровья детей дошкольного возраста. Сказка — это один из первых видов художественного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры детей младшего возраста»
Опубликовано: 29 августа 2019 в 22:39
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры детей младшего возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Хмара Екатерина (УИ 744712) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД