Хмара Екатерина
Мастер-класс «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры детей младшего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
"Экологическая сказка, как метод формирования экологической культуры детей младшего возраста".
Цель мастер-класса – ознакомление педагогов с технологией познания детьми элементарных экологических представлений через экологические сказки.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс „Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры детей младшего возраста“» размещена в разделах
- совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей в вопросах экологической сказки;
- способствовать творческому поиску педагогов в создании условий для формирования положительно - эмоционального отношения к экологической сказке.
Ход мастер класса:
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Свой мастер-класс я хочу начать с маленького четверостишия:
«И нельзя без сказки нам прожить друзья
Ведь со сказкой проще верить в чудеса.
Ведь со сказкой легче, отыскать нам путь.
В маленькое сердце, дверцу распахнуть».
Сегодня мы все говорим об экологическом воспитании, и в своем мастер-классе я постараюсь, познакомить вас с одной из технологий познания детьми экологических представлений через экологические сказки.
В настоящее время, в условиях ухудшения экологического состояния нашей планеты экологическое воспитание детей дошкольного возраста является актуальным. Главная задача экологического воспитания в детском саду-научить ребенка заботливому отношению к природе, бережно распоряжаться богатствами природы, воспитать защитников природы.
1 слайд:
Игра с залом: на экране появляются картинки.
- что общего между этими картинками? (экология)
2 слайд
- что общего между этими картинками? (сказка)
3 слайд
Как можно объединить эти два слова? (Экологическая сказка).
У дошкольников ещё преобладают сказочные представления о живой природе, поэтому особая роль в формировании экологической культуры ребёнка отводится экологическим сказкам. Чтение литературы, наблюдения на прогулке, обыгрывание экологических сценок способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, ребенок учится лучше понимать окружающий его мир.
«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Эти слова мы знаем с детства. И, действительно, сказка не только развлекает, она воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. С помощью сказки можно дать определенные знания детям. Причем, это происходит в ненавязчивой форме, а как бы исподволь. Например, в младшем возрасте, читая сказку «Репка», мы можем дать детям такое понятие как «организм и среда» (Что нужно для того, чтобы репка выросла? Нужна почва, семя, вода. Нужен уход за репкой). В среднем возрасте, рассказывая сказку «Заюшкина избушка», мы можем познакомить детей с состоянием воды - пришла весна, солнце стало припекать, ледяная избушка растаяла.
Можно использовать народные сказки, так как они во многом «экологичны» : в них отражается отношение людей к окружающему миру, взаимоотношение людей со средой обитания.
Экологические сказки помогают усвоить определенный материал. Например, если мы хотим выяснить, как наши дети усвоили информацию об обитателях почвы и их приспособленности к окружающей среде и друг к другу, можно придумать короткую сказку.
Интересен и такой прием работы со сказкой, как исправление ошибок. Дети с удовольствием слушают сказки и ищут неточности. Данный прием формирует у детей представление о причинно-следственных связях в природном комплексе.
А сейчас мы с вами попробуем на практике испытать несколько приемов работы с экологическими сказками. (Вам необходимо найти ошибки в данном тексте).
( Замечание: для того, чтобы эффективность понятия текста детьми была выше, с ними проводится предварительная работа, по теме, которую вы хотите обсудить. Даются термины, понятия и для закрепления можно провести такую игру).
4 слайд
Найдите ошибки в сказке
Как Тучка была в пустыне (сказка о месте, где нет воды).
Заблудилась однажды Тучка. Попала она в пустыню.
— Как тут красиво! – подумала Тучка, глядя вокруг. – Всё такое черное.
Налетел ветер, выровнял земельные холмы.
— Как тут красиво! – вновь подумала Тучка. – Всё такое ровненькое…
Сильнее стало припекать солнце.
— Как тут красиво! – в очередной раз подумала Тучка. – Всё такое холодное…
Так прошёл целый день. За ним второй, третий… Тучка всё ещё восторгалась увиденным в землянке.
Неделя прошла. Месяц. В землянке было и тепло, и светло. Солнышко облюбовало это место на земле. Ветер часто наведывался сюда.
Много было здесь – голубых озёр, зелёных лугов, пения птиц, плескания рыб в реке.
Заплакала Тучка. Нет, не видать земле ни пышных лугов, ни густых дубрав, не вдыхать её обитателям аромат цветов, не слышать ей звонкую трель соловья.
Нет здесь самого главного – ВОДЫ, а значит, нет и ЖИЗНИ.
5 слайд
А теперь я предлагаю вам обыграть экологическую сказку «Ежик и заяц».
Ведущий: Жил был ежик. Как-то раз решил он прогуляться по лесу. День был очень пасмурный, шел дождь, но ежику это ничуть не мешало совершить утреннюю прогулку по родному лесу. Идет ежик, гуляет и вдруг ему навстречу бежит заяц.
Ежик: «Здравствуй зайчик! Ты почему такой грустный?»
Заяц:«Здравствуй ежик! А чему радоваться то, ты посмотри, какая погода, все утро дождь идет, настроение отвратительное».
Ежик: «Зайчик, ты представь, что было бы, если бы вообще не было дождя, а всегда светило солнце».
Заяц: «Было бы здорово, можно гулять, петь песни, веселиться»!
Ежик: «Ага, зайчик, как бы не так. Если не будет дождика, все деревья, трава, цветы, все живое засохнет и погибнет».
Заяц: «Да ну ежик, я тебе не верю».
Ежик: «А давай проверим»?
Заяц: «И как же это мы будем проверять»?
Ежик: «Очень просто, вот держи заяц букет цветов, это тебе подарок от меня».
Заяц: «Ой, спасибо ежик ты настоящий друг»!
Ежик: «Зайчик и ты мне подари цветы».
Заяц: «Да запросто, держи».
Ежик: «А теперь зайчик пришло время проверять. Сейчас мы пойдем каждый к себе домой. Я поставлю свои цветы в вазу и налью туда воду. А ты зайчик тоже поставь цветы в вазу, но воду не наливай».
Заяц: «Хорошо ежик".
Ведущий: Прошло три дня. Ёж как обычно вышел прогуляться по лесу. В этот день светило яркое солнце и согревало своими теплыми лучиками. Гуляет он и вдруг навстречу ему заяц скачет.
Ежик: Зайчик, ты, что опять грустишь? Дождь уже давно закончился, солнышко светит, птички поют, бабочки порхают. Ты должен радоваться». Заяц: «Да чему ежик-то радоваться. Цветы, которые ты мне подарил, засохли. Мне так жалко, это же был твой подарок».
Ежик: «Зайчик, а ты понял, почему твои цветы засохли»?
Заяц: «Конечно, понял, я теперь все понимаю. Они засохли, потому что находились в вазе без воды».
Ежик: «Да дружок, все живое нуждается в воде. Если не будет воды, все живое засохнет и погибнет. А дождь – это капельки воды, которые падают на землю и питают все цветы, растения. Деревья. Поэтому нужно радоваться всему и дождику и солнышку».
Заяц: «Ежик, я все понял, спасибо тебе. Пошли вместе гулять по лесу и радоваться всему вокруг»!
6 слайд
Итак, подведем итоги, какие же этапы работы с экологической сказкой мы можем с вами теперь выделить:
1. Чтение сказок.
2. Театрализация сказок.
3. Исправление ошибок в сказках.
4. Составление новых или дополнение уже существующих сказок.
7 слайд
Антуан де Сент-Экзюпери (французский писатель, поэт) :
«Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда. Есть твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».
Вот главное правило жизни, которое должно стать главным условием существования каждого человека в этом мире. Мы в ответе не только за себя и свой дом, но и за все человечество. Заботясь о природе, защищая ее и приумножая ее богатство, мы делаем еще один шаг к процветанию.
8 слайд
Всем большое спасибо за работу. Мне было с вами легко и интересно работать. Я надеюсь, что каждый из вас открыл для себя что-то новое, увидел перспективы решения проблемы в профессиональной деятельности, и возможно ощутил преимущества экологической сказки в воспитании детей.
Список литературы:
1. Баринова Е. В. Учимся любить природу/Е. В. Баринова-Пособие. для детских садов, Ростов – на –Дону Феникс,2014.
2. Фадеева Г. А. Экологические сказки /Г. А Фадеева. - Волгоград: учитель,2003.
3. Корнилова В. М Экологическое окно в детском саду /В. М. Корнилова-Воспитатель. Москва 2008.
4. Смирнова В. В. Тропинка в природу/В. В. Смирнова. - санкт- Петербург 2001.
5. Рыжова Н. А. Экологические рассказы, сказки и праздники/Н. А. Рыжова. - Москва 2002