Татьяна Рыженкова
Проектная деятельность как инновационная форма работы в детском саду
▼ Скачать +Заказ
Несомненно, метод проектов является одним из перспективных методов и его необходимо рассматривать как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, и как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника.
Проект представляет собой ряд практических заданий, которые постоянно усложняются, это побуждает ребёнка совершенствовать и повышать знания. Ребёнок проявляет активность, его никто не побуждает к деятельности, деятельность является потребностью самого ребёнка.
Публикация «Проектная деятельность как инновационная форма работы в детском саду» размещена в разделах
Можно выделить ряд преимуществ, участия ребенка в проектной деятельности :
1. Проектная деятельность помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов (если то, что наиболее значимо для ребенка еще и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию).
2. Развитие оригинальности мышления. Всевозрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.
3. Проектная деятельность позволяет ребёнку проявить свою собственную познавательную инициативу и оформить ее в виде культурно значимого продукта (все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности, вырабатывается умение обсуждать различные вопросы и принимать совместное решение на основе этого обсуждения).
Проектная деятельность является условием приобретения знаний и умений. Знания и умения, в свою очередь, - это средства достижения цели, а не сама цель. Поэтому очень важно для педагога сформулировать цель проектной деятельности, грамотно простроить этапы совместной работы с детьми.
Цель задает педагог, но в проектной деятельности дети видят не только то, что его действия привели к осмысленному результату, но и то, что для этого результата дети проделали ряд операций (нарисовали, сконструировали …., слепили, объединили отдельные результаты своей деятельности единым сюжетом). А это очень важный момент в формировании умения планировать свои действия. Для формирования указанного умения важно по завершении работы проговорить с детьми, так называемые, этапы работы по проекту. Дети должны выделить те операции, действия, которые впоследствии позволили создать конечный продукт. Это способствует и формированию умения проводить посильный анализ результатов своей деятельности с подачи взрослого.
Важную роль в реализации проектной деятельности играет развивающая предметно-пространственная среда. Создавая её в рамках проекта, педагог провоцирует инициативу деятельности детей игровым оборудованием, дидактическими играми, и другими элементами РППС.
Организация различных видов деятельности в рамках одной темы способствует развитию интересов детей, впоследствии является основой поддержки инициативы детей; решает весь спектр задач развития игровой деятельности.
Итогом проектной деятельности всегда является продукт. В данном случае продукт имеет как субъективную ценность (игровое пространство для детей, так и объективную (пополнение развивающей предметно-пространственной среды).
Таким образом, проектная деятельность является условием эффективного планирования воспитательно-образовательного процесса:
• с точки зрения формирования системы представлений;
• с точки зрения реализации всех направлений развития детей в рамках темы;
• с точки зрения ее потенциала в развитии детей с опорой на их ближайшую зону развития;
• с точки зрения реализации требований Федерального государственного стандарта дошкольного образования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Работая по проектной деятельности, не только дети проявляют свои способности, применяют свои знания, раскрывают свои возможности и узнают новую информацию, но и педагог из «транслятора готовых знаний» превращается в участника проекта, вместе с детьми находить ответы на вопросы, открывает новые знания для себя.