МААМ-картинки

Проектная деятельность «Берёза, моя берёзонька» в подготовительной группе

Фаниса Нартдинова
Проектная деятельность «Берёза, моя берёзонька» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Проектная деятельность «Берёза, моя берёзонька»

Изгагина Маргарита Алексеевна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

Подготовительная к школе группа № 9

Аннотация

Важным направлением развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении является его нравственное воспитание и развитие.

Публикация «Проектная деятельность „Берёза, моя берёзонька“ в подготовительной группе» размещена в разделах

Цель нравственного воспитания дошкольников - формирование нравственных качеств: гуманности, трудолюбия, гражданственности, коллективизма. Особая роль в нравственном воспитании, особенно в воспитании патриотизма, отводится природе, так как родная природа постоянно окружает ребёнка и понятна ему. Дети учатся сопереживать природе, олицетворять её. Поэтому в наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.

Проектная деятельность «Берёза, моя берёзонька» посвящена изучению русской берёзы. Актуальность работы заключается в том, что образ берёзы окружает нас повсюду. Берёзки растут у нас в лесу, на улицах нашего города, о берёзах слагаются стихи. А почему? Чем важна берёза для человека? Почему она занимает такое важное место в нашей жизни?

Целью проекта является выявление значения берёзы в истории России, в жизнедеятельности людей.

Дошкольник выступает активным участником проекта, который изучает литературные источники и интернет-ресурсы, учится самостоятельно анализировать информацию, делает выводы, обобщает накопленный опыт. Помощниками являются воспитатель и родители.

Итогом работы стала брошюра «Люблю берёзку русскую», в которую вошли стихотворения, пословицы, приметы, загадки, рассказы о берёзе.

Использовались следующие методы исследования: наглядный (рассматривание иллюстраций, энциклопедий, использование ИКТ, словесный (чтение познавательной литературы, сказки, беседы, наблюдение.

Содержание.

Берёза, русская берёза, белая берёза, русская красавица. Ею можно любоваться бесконечно. И трудно сказать, когда она бывает красивее: весной или летом. Зимой или осенью.

В целом, тема показалась очень интересной и актуальной для меня. Красавицей русских лесов называют берёзу. Трудно найти дерево, равное ей по красоте. Стройная, с тонкими поникшими ветвями и говорливой нарядной листвой.

Белоствольная берёзка –

Символ Родины моей.

Нету деревца другого

Сердцу русскому милей.

На поляне, на пригорке

Под окном, среди полей

Белокорые берёзки –

Символ родины моей.

В процессе работы стали возникать вопросы: Почему её называют красавицей русских лесов? Что означает слово берёза? Какое она имеет значение в истории России? Где применяется берёзовая древесина? И я решила найти ответы на эти вопросы.

Цель: изучить значение берёзы в жизни людей и в истории нашей страны.

Задачи:

• собрать информацию о берёзе (происхождение названия, значение в истории России, применение);

• подобрать и проанализировать литературные и фольклорные произведения о берёзе.

Объект исследования: берёза.

Предмет исследования: процесс наблюдения и изучения березы.

Методы исследования: поиск информации, анализ результатов, наблюдение.

Значения названия березы.

Свою исследовательскую работу я начала с изучения литературы и определила несколько значений названия берёзы :

1. Русское слово «берёза» очень древнее. В праславянскую Эпоху (до VIII в. н. э.) это слово звучало как bersa. Корень «бер» означает ясный свет, светлый, белый.

2. Латинское наименование дерева Betula. В основе его лежит слово batula, от глагола batuere, переводимого как “бить” или “сечь” — напоминание о горькой судьбе не очень радивых школьников в прошлом, которым случалось отведывать “березовой каши”.

3. Русское название берёзы лингвисты связывают с глаголом беречь. Это обусловлено тем, что славяне считали берёзу даром богов, оберегающим человека.

Наша белоствольная берёза – единственное в мире растение, с белым стволом. Ярко-белый цвет её коре придает органический краситель бетулин. Любопытно, что береста ее состоит из клеток, так тесно спаянных между собой, что они образуют прочный, почти пробковый слой, непроницаемый для воды и газов.

Берёза любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, её всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой-невестой.

Древние славяне считали, что в дереве живут души умерших людей, поэтому его почитали. На Руси берёза считалась покровительницей девушек и молодых женщин.

Почему же именно берёза пользовалась такой популярностью? Она всегда сопутствовала русскому человеку. Летом в тени можно было укрыться от солнца, зимой березовые дрова хорошо согревали избу, на бересте в древности писали, из нее же плели туеса, короба и шкатулки.

А сколько древнеславянских обрядов и обычаев связано с березой! Дерево тщательно оберегали - повсеместно существовал запрет ломать берёзу. Он не соблюдался только в праздник Семик, в момент бурного роста растительности, когда возникала возможность передать силу дерева земле, что являлось жизненно необходимым для земледельца. Поверье тесно переплелось с христианским праздником Троицы, впитавшим в себя всю языческую обрядность. Об этом поётся в знаменитой русской народной песне «Во поле берёзка стояла» …я пойду-пойду погуляю, белую березу заломаю. Как и для чего "заламывали" берёзу?

Выбирали молодое гибкое деревце и пригибали (заламывали) ствол и ветви к земле, в надежде, что дерево передаст ей свои магические свойства. Земля, получив в дар от берёзы силу, должна была стать особенно плодородной. Кроме этого, совершали множество обрядов. Девушки украшали берёзы разноцветными лентами, связывали деревца в арки, водили хороводы, обносили венки из веток вокруг полей, деревень, вносили в дом. Пели песни, которые носили характер магического заклинания на урожай.

Берёза была надежным оберегом от злых духов. Берёзовые ветки клали под крышу дома, чтобы предотвратить попадание молнии. В огороде и в поле ими отпугивали грызунов и птиц. Воткнутые перед дверями хлева или сарая ветки ограждали домашний скот от нечистой силы и ведьм. Традиционный в русской бане берёзовый веник символизировал очищение и исцеление.

С берёзой было связано немало народных примет. Чтобы узнать, какое будет лето, присмотритесь к берёзам. Если весною берёза перед ольхою лист распустит, то лето будет сухое. Если ольха наперед – мокрое. Из березы течет много сока – к дождливому лету. Листья осенью начинают желтеть с верхушки – ждите ранней весны, снизу – поздней, а если равномерно – средней.

В поэзии и изобразительном искусстве береза, как часть русского пейзажа, стала ассоциироваться с родным домом, с малой родиной, с русской глубинкой. Особую силу эти ассоциации приобрели в кругу русской эмиграции, представители которой, читая стихи С. А. Есенина, испытывали особую тоску по покинутой Родине.

Распространение берёзы.

В ходе исследования и анализа литературы у меня возник вопрос: а почему берёза является одной из самых распространенных древесных пород?

Оказывается потому, что она может расти почти на любых почвах, начиная от очень сухих и бедных песков и кончая болотами, где избыток воды и много питательных веществ.

Берёза устойчива к газу и пыли. Она имеет большое значение для очистки воздуха, поэтому успешно применяется в озеленении, в создании рекреационных зон.

Почему берёзу называют «деревом-пионером»? Она первая захватывает любой клочок земли: заброшенные пашни, пожарища. Берёзу можно встретить даже на карнизах старых каменных домов.

Применение берёзы.

Изучив дополнительную литературу, я узнала, что с давних пор берёза пользуется на Руси особым почетом и уважением. Связано это не только с тем, что белоствольная лесная красавица стала своеобразным символом весны, света, любви к родине, но и с её многочисленными полезными для человека свойствами.

Берёзовые веники. Истопится банька, запарится кипятком в тазике веничек и поплывет аромат по баньке. И заходит, захлещет по телу берёзовые ветки, разожжет кожу паром до красного цвета. А вместе с ним вон и вся хвороба уходит из тела.

Берёзовая метла. Даже дворник не обошел вниманием нашу березку. Лучшая метла – из берёзовых веток, она гибкая, прочная и удобная в работе.

Берёзовые дрова. Березовые дрова самые жаркие, долго горят и не стреляют из огня угольками. Например, охотника застала ночь в лесу. Он идет на поклон к березе, срубит сырую стволину, разделит на 3-5 чурок длиной по метру и этого ему хватит на всю зимнюю ночь.

Берёзовая древесина. Из березовой древесины делают фанеру, лыжи, мебель, сувениры.

Берёзовая кора – береста. Береста – готовая бумага. Из бересты плели лапти, туфли, корзины.

Вывод

Таким образом, после проведенного исследования я нашла ответы на свои поставленные вопросы. Берёза является не только красавицей наших лесов, она дерево-символ нашей родины России, её древесина очень важна в жизнедеятельности людей. Также в ходе работы я узнала, что берёза ещё и известный лекарь. Свое следующее исследование я посвящу изучению целебных свойств берёзы.

Заключение

Я считаю, что человек должен бережно относиться не только к берёзовым рощам, но и заботиться о тех деревьях, которые растут возле его дома. Много деревьев беспощадно истребляются. Природой нужно не только любоваться, но и охранять, приумножать ее, чтобы она в любое время года радовала нас своей красотой.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Проектная деятельность в подготовительной группе «Знакомство с татарской культурой» Проектная деятельность в подготовительной группе  «Знакомство с татарской культурой».          Культуру России невозможно себе представить.

Детская проектная деятельность в подготовительной логопедической группе «Творческая лаборатория Фиксиков. Юные конструкторы»Детская проектная деятельность в подготовительной логопедической группе «Творческая лаборатория Фиксиков. Юные конструкторы» Паспорт проекта. Руководители проекта:Воспитатели группы: Седова Н. В. ; Филиппова Н. С. Аудитория: дети подготовительной логопедической.

Проектная деятельность «Русь хлебосольная» в подготовительной группеПроектная деятельность «Русь хлебосольная» в подготовительной группе Проектная деятельность. Тема " Русь хлебосольная"подготовительная группа. Актуальность. Актуальность этой темы состоит в том, почему «Хлеб.

Проектная деятельность в подготовительной группеПроектная деятельность в подготовительной группе Сегодня хотели бы поделиться своим новым проектом. С ребятами и учителем- логопедом мы провели в группе кратковременный проект " Мыльная.

Проектная деятельность «Наша страна Россия» в подготовительной группеПроектная деятельность «Наша страна Россия» в подготовительной группе В этом году с детьми подготовительной группы мы участвовали в городском конкурсе проектов и наша тема была "Наша страна Россия". И хочу.

Проектная деятельность в подготовительной группе «Знакомство дошкольников с творчеством датского сказочника Г. Х. Андерсена» «Знакомство дошкольниковс творчеством датского сказочника Г. Х. Андерсена» Тип проекта: групповой, познавательный, информационно-творческий,.

Проектная деятельность в подготовительной группе «О чем расскажешь ты, улица моя» Проектная деятельность по теме «О чем расскажешь ты, улица моя» Горжусь тобой и почитаю, Тебя, любимая страна, Что ты взрастила маму с папой,.

Проектная деятельность в подготовительной группе «Шнурок-нырок». Обучение шнурованию и завязыванию бантов. ФотоотчетПроектная деятельность в подготовительной группе «Шнурок-нырок». Обучение шнурованию и завязыванию бантов. Фотоотчет Проектная деятельность в подготовительной группе 9 (Воспитатель Арапова О. М.) В рамках проекта " Шнурок-нырок " по обучению завязывания.

Проектная деятельность в подготовительной группе «Этот загадочный космос»Проектная деятельность в подготовительной группе «Этот загадочный космос» «Космос» Вид проекта: обучающий, информационный. Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели). Участники проекта: воспитатель, дети,.

Проектная деятельность в подготовительной к школе группе «Мы — будущие защитники Отечества!» Проблема: В последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная деятельность «Берёза, моя берёзонька» в подготовительной группе
Опубликовано: 5 мая 2019 в 13:47
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектная деятельность «Берёза, моя берёзонька» в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Фаниса Нартдинова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД