Наталья Колягина
Проектная деятельность «Буду природе другом»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : «Буду природе другом».
Актуальность и педагогическая целесообразность проекта.
«Человек, конечно, хозяин природы, но не в смысле
её эксплуататора, а как её понимающий и
несущий нравственную ответственность за
сохранение и совершенствование в ней всего
живого и прекрасного»
А. Арсеньев
Публикация «Проектная деятельность „Буду природе другом“» размещена в разделах
Вопрос взаимоотношений человека и природой не потерял своей актуальности в наше время. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха, земли, последовавшие в результате интенсивной производственной деятельности и потребительского отношения человека и природы, угрожают здоровью и жизни людей в настоящем и будущем.
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии достижения высокого уровня экологического воспитания человека, которое начинается в дошкольный период.
Идея приобщения человека к природе, к её познанию имеет глубокие корни. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Я. А. Каменский, К. Д. Ушинский видели в природе могучий источник знаний.
Логика природы доступна ребёнку. Ему легче обнаружить связи и отношения в мире природы, чем в других областях действительности. Природа постоянно окружает ребёнка, очень рано входит в его жизнь. Малыш начинает знакомиться с нею ещё до того, как произносит первые слова. Во время прогулок можно всесторонне развивать ребёнка, воспитывать у него многие положительные качества, которые будут нужны ему в жизни. Малыш должен не бездумно смотреть на природу, а видеть и понимать природные явления и связь между ними, причинную зависимость. В общении с родной природой воспитывается любовь к Родине, желание трудиться.
С раннего детства формируются убеждения человека, и мы должны в этом возрасте закладывать фундамент социальной убеждённости, а оно формируется и укрепляется в труде. Известно, что понимание природы рождается впервые как чувства, прежде всего - как эстетическое чувство, т. к. природа является основой красоты, источником музыки, поэзии и живописи. Поэтому человек, по настоящему почувствовавший и понявший сердцем красоту природы, будет оберегать и охранять её как источник радости и счастья. Таким образом, восхищение красотой природы, охрана её и рациональное природопользование - неразрывные звенья в цепи экологического воспитания.
Важнейшим звеном экологического воспитания являются дошкольные учреждения, т. к. именно в детстве, особенно в дошкольном возрасте, человек близок к природе, и именно в этом возрасте велика роль воспитания и обучения.
Необходимо показать детям уникальность, красоту и универсальность природы. Природа - среда жизни всех существ, включая человека; объект познания, удовлетворения его этических и эстетических потребностей; и только затем - объект человеческой потребности. Мы должны охранять природу не потому, что она нам что-то даёт, а потому, что она самоценна.
Вышеизложенная проблема является наиболее актуальной для всей дошкольной педагогической системы.
Экологическое воспитание дошкольника является важнейшей частью его мировоззренческого и личностного развития.
Экологическое воспитание дошкольников означает формирование сознательного отношения к окружающей природной среде с целью сохранения и рационального использования природных ресурсов. Главной целью экологического воспитания является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой.
Экологическая культура человека проявляется в его отношении к Природе, в умении обращаться с ней. Формирование этой культуры длительный процесс, который обычно начинается в семье и продолжается в детском саду. Цель формирования экологической культуры дошкольников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к Природе. Достижение этой цели возможно при условии систематической работы, как в детском саду, во время основной образовательной деятельности, так и во время дополнительной образовательной деятельности, с помощью кружков, по формированию у детей системы знаний, направленных на познание законов Природы и общества. При формировании у детей потребности в общении с Природой и готовности к природоохранительной деятельности.
Направленность и сроки реализации проекта
Данный проект является долгосрочный, он рассчитан на два года. Проект реализуется за счет углубления приоритетного направления, учетом с регионального компонента; носит познавательно-речевую направленность.
Проект реализуется в образовательной области «Познание». В процессе реализации программы происходит интеграция с такими образовательными областями как: безопасность, здоровье, художественное творчество, музыка, социализация, коммуникация, труд.
Цель и задачи проекта
Цель проекта : Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.
Задачи проекта :
Обучающие:
• Познакомить с происхождением и многообразием форм жизни, существенными признаками, потребностями, приспособленностью к среде.
• Знакомить с различиями живого и неживого; флорой и фауной края.
• Дать представление о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов в природе, способствовать формированию понимания ребёнком того, что Земля – наш общий дом, а человек- часть природы.
• Формировать готовность к активной природоохранной деятельности, т. е. обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основной программы, практической деятельности детей по изучению и охране окружающей среды.
Развивающие:
• Развивать у детей эмоционально положительное отношение к живой природе, на красоту и совершенство живых форм.
• Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение).
• Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.
Воспитывающие:
• Воспитывать у детей понимание красоты природы родного края и нравственного отношения к ней, формирование представления о человеке как части природы.
• Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы.
• Формировать положительное отношение к самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды.
Возрастные особенности детей 5-6лет
Старшие дошкольники проявляют большой интерес к природе : животным, растениям, камням, различным природным явлениям и др. Дети этого возраста любят наблюдать явления природы, устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. В этом возрасте совершенствуются умственные способности детей: более устойчивым, целенаправленным и дифференцированным становится восприятие, произвольными – память и внимание, появляется способность анализировать и обобщать, продолжает развиваться образное мышление и интенсивно формируется логическое мышление. Дети лучше понимают речь взрослого, символическое обозначение предметов и явлений; начинают рассуждать, делать умозаключения, строить предположения. Все это позволяет усложнять содержание экологического воспитания.
Формы и режим образовательной деятельности :
Непосредственно образовательная деятельность по экологии (по подгруппам, фронтально, индивидуально);
- индивидуальная работа с ребенком;
- тематические мероприятия;
- дидактические игры;
- интегрированная деятельность.
Основой для разработки проекта по экологическому воспитанию стали:
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой). М. : Мозаика – Синтез, 2010г,
- «Мы» - Программа экологического образования детей/ Н. Н. Кондратьева и др. – СПб: Детство - пресс, 2010.
- Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. - М. : Мозаика-Синтез, 2009.
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от 29 мая 2013г., СанПиН 2.4.1.3049-13
Ожидаемые результаты
Во время экологического воспитания у детей развиваются такие интегративные качества как:
• Эмоционально - отзывчивый – воспитывать умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира, всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка.
• Активный, любознательный – развивать желание изменить что-либо вокруг себя в лучшую сторону (не бросать мусор на улице). Воспитатель должен дать детям почувствовать, что даже от их посильных, на первый взгляд незначительных, действий зависит, каким будет окружающий мир. Ребенок должен понимать и свою ответственность за состояние окружающей среды.
• Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе – воспитывать патриотизм, ребенок имеет представление об окружающем мире родного края. Знает животных и растения, занесенные в красную книгу Оренбургской области.
• Способный управлять своим поведением и планировать свои действия – Воспитывать культуру поведения на экскурсии и в общественных местах, познакомить с правилам поведения при проведении эксперимента.
• Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. Учить ребенка жить в гармонии с окружающим миром, учить детей вести здоровый образ жизни.
• Овладевший, необходимыми умениями и навыками. Формировать представление о мире природы, формировать навыки бережного отношения к природе. Формировать готовность к активной природоохранной деятельности, расширять экологические представления дошкольника.
Условия реализации проекта.
• Создание в группе условий для становления экологической субкультуры детей: уголок природы, где происходит наблюдение и уход за комнатными растениями; оборудование для экспериментирования; живой уголок, где дети ведут наблюдение и уход за аквариумом; экологическая тропа на территории детского сада.
• Использование разнообразных видов детской деятельности;
• Координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи, обеспечение участия семьи в жизни группы детского сада и дошкольного учреждения в целом.
Принципы проекта :
1. Непрерывности и преемственности содержания, в котором материал располагается в последовательности с учетом возрастающей детской компетентности.
2. Интеграции содержания образовательных областей, которая позволит охватить не только конкретное содержание, но и целостную картину мира.
3. Развивающего характера обучения, основанного на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении обобщенных способах действия.
Участники проекта :
- дети
- воспитатели
- родители
Руководитель проекта : воспитатели Колягина Н. В.
План реализации проекта.
№ п/п Мероприятия Ответственный Сроки
1. Подготовительный этап (август – сентябрь)
1.1 Сбор методической, периодической художественной литературы по данной теме. Воспитатели группы, родители. Июнь-сентябрь.
1.2 Организация в группе познавательно – экологической среды. Воспитатели группы Июль- сентябрь.
1.3 Анкетирование родителей. Воспитатели группы Июнь – сентябрь.
1.4 Диагностика детей на начало проекта. Воспитатели группы Сентябрь.
1.5 Родительское собрание «Участвуем в проекте «Буду природе другом». Воспитатели группы Сентябрь.
2. Деятельный этап.
2. 1 Цикл занятий:
- «Путешествие в мир живой природы»
- «Каменный уголь и мел»
- «Что нас окружает»
- «Вода во круг нас».
- «Письмо дождевого червя». Воспитатель Октябрь- апрель.
2.2 Художественные выставки детей.
- «Лето»
- «Осень»
- «Зима»
- «Весна»
Воспитатели группы, родители. Сентябрь-май
2.3 Опытно- экспериментальная деятельность :
- «Как вода приходит в дом». «Определение возраста рыбы». «Чудесные свойства магнита». «Как увидеть воздух». Воспитатели группы, родители. В течение всего проекта.
2. 4 Организация сезонных выставок:
- «Дары осени».
- «Зима пришла».
- «Весенние переливы».
- «Здравствуй, Лето!». Воспитатели группы. В течение проекта.
2.5 Занятия с детьми по плану. Воспитатели группы. В течение всего проекта.
2. 6 Создание коллекций:
- семян;
- гербария;
- камней;
- почвы. Воспитатели группы, родители. Декабрь- апрель.
2.7 Чтение экологических сказок. Воспитатели, родители, дети группы. В течение всего проекта.
2. 8 Проведение дидактических игр: - «Найди дерево по семенам».
- «В Красной книге или нет?».
- «Хищник - добыча».
Воспитатели группы. В течение всего проекта.
2.9 Выпуск экологических плакатов. Воспитатели, родители, дети группы. Март.
3.0 Разучивание с детьми стихов, загадок, песен о растениях. Воспитатели группы. В течение всего проекта.
3. Заключительный этап (апрель - май).
3.1 Оформление выставки детских работ с природного материала. Воспитатели группы. Апрель.
3.2 Проведение КВН «Весна»,
КВН «Зима не лето - в шубу одета» Воспитатели группы. Апрель.
3.3 Выставка рисунков «У природы – нет плохой погоды…» Воспитатели группы, родители. Апрель.
Критерии отслеживания результативности:
1. Сформированные представления у детей об экологических объектах, их значимости в жизни человека.
2. Умение обобщать собственный опыт исследовательской работы в творческой деятельности.
3. Бережное отношение детей к природе.