Татьяна Косенкова
Проектная деятельность «История пряника»
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд. Название проектной деятельности.
Проектная деятельность, как инновационная форма работы с детьми дошкольного возраста по приобщению к истокам русской народной культуры, путем художественно-эстетического развития.
2 слайд. Цель, задачи.
Публикация «Проектная деятельность „История пряника“» размещена в разделах
Цель: Формирование представления о художественной ценности пряника, как одного из значительных и выдающихся проявлений народного творчества; сохранение традиции изготовления пряников; создание условий для развития интереса к народному творчеству, культуре и традициям.
• Задачи:
• Знакомить детей с традициями русского народа через историю возникновения пряника;
• Формировать представление о разнообразии продуктов используемых для приготовления данного блюда.
• Формировать умение готовить и украшать пряники;
• Обогащать словарный запас: история, традиции, скалка, пряности, пряник, стряпать, ярмарка и т. д.
• Развивать творческие способности у детей дошкольного возраста в процессе лепки изделий из пластической массы.
• Развивать художественно – эстетический вкус, память, внимание, моторику, глазомер.
• Формировать интерес и эстетическое отношение к традициям русского народа; содействовать развитию воображения и чувства меры при украшении пряника.
• Побуждать к использованию в речи фольклора (пословицы, поговорки, потешки).
• Воспитывать интерес к русским народным традициям через взаимодействие с семьями воспитанников;
• Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми и взрослыми; привычку трудиться сообща;
• Поощрять опытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации.
3 слайд. Актуальность.
Дети - главная ценность семьи. Родительский долг состоит в ответственности за то, чтобы в семье вырос достойный человек, здоровый физически и духовно. В семье закладываются знания о традициях и корнях своего народа. Прикосновение к истории своего народа и семьи вызывает у ребенка сильные эмоции. Поэтому я решила разработать проект под названием «Традиция нашей семьи — приготовление русских пряников». Я вела работу в этом направлении через взаимодействие с семьями моих воспитанников. В результате работы над проектом была поставлена следующую цель: донести до родителей понимание, что знание и поддержание народных и семейных традиций способствует воспитанию в детях любви к своей родине, семье, повышает уровень духовных и культурных ценностей, а так же способствует художественно-эстетическому развитию детей через приготовление русского пряника.
4 слайд.
Проект долгосрочный.
Вид проекта познавательно- исследовательский, творческий.
Участники: педагоги, дети, родители.
• Этапы:
• Подготовительный:
• изучение истории возникновения русского народного пряника, рецептов его приготовления;
• изучение русских народных традиций.
• Практический:
• взаимодействие с семьями, приготовление данного блюда.
• Итог:
• обмен полученным опытом, трансляция полученного продукта.
5 слайд.
Пряник — символ праздника.
С пряниками было связано много народных обычаев и традиций.
Например, традиция печь пряники пришла в нашу семью от моей бабушки Анны Петровны. Каждый год перед Рождеством она со своими детьми выпекала пряники. Пряники не только съедали, ими украшали новогоднюю елку и еще раздавали детям во время колядок. В Рождественские святки самым ценным подарком для колядовщиков был пряник — как символ благополучия, процветания, богатства.
6 слайд.
Эту замечательную традицию моя мама Надежда Васильевна сохранила и передала ее мне. На этом слайде вы видите, как моя мама передает секреты приготовления пряника.
7 слайд.
Я передаю знания своим детям. Продолжив поддерживать традицию выпекания пряников не только в рождество, но и в другие праздники. Ведь семейные традиции сплачивают и укрепляют духовную атмосферу семьи.
На этом слайде вы видите мою семь за приготовлением пряников к празднику. Самая любимая часть приготовления пряника у нас – роспись глазурью и украшение пряников различными бусинками и кондитерскими посыпками. А самым большое удовольствие служит, то что этот пряник можно не только съесть, но и дать в подарок своим друзьям и родным.
Занимаясь дома приготовлением пряников со своими детьми, я увидела, как они загораются идеями и фантазируют. От приготовления дети получают заряд положительных эмоций на долгое время. В детском саду я решила создать кулинарный кружок, на котором дети старшего возраста будут изучать азы приготовления простых блюд. Туда же я включила пряник. Проведя одно такое занятие по приготовлению пряника к празднику «День матери», я заметила, как дети были увлечены процессом. Это меня подтолкнуло к разработке проекта под названием «Традиции нашей семьи – приготовление русских пряников».
8 слайд.
Первым делом мы с ребятами приступили к изучению истории самого пряника. Ребята узнали, что первые пряники на Руси назывались «Медовый хлеб». И что в старину существовало всего три вида пряника :
9 слайд.
Лепные «Козули»
Этот вид пряника считается самым древним. Они появились еще во времена древней Руси и дошли до наших дней. Сегодня такие лепные пряники являются этнографической редкостью.
10 слайд.
Печатные
Печатные пряники готовили с помощью печатных досок – специальная форма для пряников.
11 слайд.
Вырезные или силуэтные
Этот вид пряников в настоящее время называют расписные пряники. Технология изготовления этого вида заключается в вырезании ножом либо при помощи металлической и пластиковой формой фигурки из раскатанного теста. Расписываются в пряники вручную белой и разноцветной глазурью.
12 слайд.
На данный момент существует большое количество видов росписи пряников начиная от простой «бесконтурной заливки» заканчивая сложными сочетанием разных видов росписи на одном прянике.
13, 14, 15, 16 слайды.
Например, «Мокрым по мокрому», «Контурная заливка», техника Вышивка крестиком». С целью знакомства детей с видами народной росписи пряник можно расписать «Гжелью», «Хохломой» и другими видами росписи.
17слайд.
Познакомившись с историей пряника, мы приступили к изучению традиций. Пряники разделялись по назначению: подарочные, лечебные, игровые. Без них не проходило ни одно событие.
Детям к Новому году и Рождеству пеклись специальные пряничные фигурки в виде церквей, животных, деревьев, заглавных букв.
Пряникам приписывали лечебные свойства. Считалось, например, что пряники, специально изготовленные в монастырских пекарнях, обладают целебными свойствами.
Пряники небольшого размера использовали для игры. Чаще всего такие публичные игры устраивались во время ярмарок и базаров.
18, 19, 20 слайд.
После знакомства с традициями мы приступили к изучение вырезного пряника. Мы изучили рецепт, продукты из которых готовят тесто для пряника. Учились замешивать тесто, раскатывать его и вырезать пряники с помощью фигурной формой. Выпекали пряники на кухне нашего детского сада. После выпекания пряников мы приступили к их украшению. Именно это вы сейчас и видите на этом слайде.
21 слайд.
В целях приобщения детей к русским народным традициям в других группах нашего детского сада был проведен мастер – класс по росписи пряников. Мы на наш мастер – класс пригласили родителей. Организация мастер-классов в детском саду с привлечением и активным участием родителей – еще один метод организации работы с семьями воспитанников, вовлечение их в жизнь детского сада, улучшение микроклимата в семьях.
Одним из основных стимулов к обучению для детишек непременно стало то, что все приготовленные ими пряники можно будет съесть!
Мастер – класс проходил на тему «Новогодние пряники в современном стиле». За ранее были подготовлены пряники, глазурь. Родителям была предоставлена полная информация о том, как приготовить и расписать пряник. Дети вместе с мамами расписали елочный шар, снеговичка, собрали объемную елочку. В конце мероприятия родителям раздали буклеты с рецептами и технологией приготовления пряника. Было дано домашнее задание приготовить пряники дома.
22 слайд.
Вот такие пряники получились у деток дома. Я уверенна, каждый ребенок, однажды посетив кулинарный мастер-класс, и в дальнейшем еще не раз проявит интерес к приготовлению блюд и станет надежным помощником на кухне.
23, 24, 25 слайды.
Со своими воспитанниками, я так же проводила занятия в режиме онлайн. Вся работа проходила с помощью родителей. Была отправлена информация с рецептом и видео с технологией приготовления пряника и его росписью. Вот такой фотоотчет я получила после выполнения домашнего задания в режиме онлайн. Семья Олейниковой Тани и Смирнова Глеба готовили пряники к празднику «Великой Пасхи». Семья Кучерявенко Сони готовили пряники к празднику 8 Марта «Букет для мамы», а семья Поповой Кристины готовили подарок к празднику День матери «Шкатулка для мамы». С этой работай Кристина приняла участие в районном конкурсе «Кулинарный бенефис» в номинации «Дежурный по кухне» занявшая 3 место.
26 слайд.
В конце хочется сказать. Искусство росписи пряников в современном мире - это не только возможность сохранения культурных и кулинарных традиций нашего народа, но огромное поле для творчества. Эта работа позволила заложить в воспитанниках основы патриотического воспитания, любви к народному искусству пряничного дела, расширило представление воспитанников об особенностях трудах мастеров – прянишников.
Знакомство с пряничным делом помогло незаметно формировать у ребят интерес к окружающему миру, способствовало развитию чувств радости при постижении неизведанного, привитию уважительного отношения к труду и любви к народным традициям.
27 слайд. Спасибо за внимание!