Левкоева Ксения Руслановна
Проектная деятельность по экологии «Хранимиры. Хранители природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проектной работы.
1. Названия проекта : «Хранители природы».
2. Руководители проекта : Левкоева Ксения Руслановна
3. Направление: познавательная деятельность.
4. Направления близкие к теме: ознакомление с окружающим, развитие речи, изобразительная деятельность, сенсорное развитие, экологическое воспитание.
Публикация «Проектная деятельность по экологии „Хранимиры, Хранители природы“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июль 2021
5. Возраст детей: данный проект рассчитан на детей 5-6 лет.
6. Состав проектной группы : дети старшей-подготовительной группы.
7. Тип проекта : творческо-исследовательский.
8. Проблема: Недостаточный уровень знаний детей об экологии.
9. Цель проекта : Формирование экологической культуры – совокупности экологического сознания, экологических чувств, экологической деятельности.
10. Задачи проекта :
Обучающие:
1. Учить детей быть ответственными за свои поступки.
2. Формировать культуру поведения в природе.
3. Обогащать представления об окружающем мире.
Развивающие:
1. Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение).
2. Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы.
2. Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.
Подходы к образовательному процессу основаны на педагогических принципах обучения и воспитания.
• Принцип добровольности
• Принцип адекватности (учёт возрастных особенностей детей).
• Принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и умений.
• Принцип доступности (весь предлагаемый материал должен быть доступен пониманию ребёнка).
• Принцип обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от занятия).
• Принцип ориентации на успех.
• Принцип взаимоуважения.
• Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания (индивидуальный подход, система поощрений, опора на семью).
• Принцип связи обучения с жизнью.
• Принцип креативности (творчества) и коллективности.
• Принцип научности содержания и методов образовательного процесса.
• Принцип опоры на интерес (все занятия интересны ребёнку).
11. Необходимое оборудование: наглядный, иллюстрированный материал, подбор художественной литературы по теме, материал для художественного творчества, оборудование и продукты для экспериментирования, дидактические игры, словесные игры.
12. Актуальность проекта
Подготовительный к школе возраст – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.
Мой опыт работы показал, что не всегда дети правильно поступают по отношению к животным, к природе, хотя на занятиях окружающего мира этому отводится главная роль.
Таким образом, идея создания дополнительной программы экологического воспитания возникла не случайно. Я надеюсь, что данная программа поможет мне формировать культуру поведения детей в природе, научить их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины.
Проект “ Хранители природы” разработана для детей 6-7-ми лет.
Диагностика уровня развития экологических представлений
у детей дошкольного возраста
Экологическое воспитание в дошкольных учреждениях является одним из важнейших условий формирования грамотных и воспитанных людей, с раннего возраста реализующих в своем поведении и деятельности принцип гуманного, бережного и заботливого отношения к природе, что в свою очередь способствует появлению поколения с экоцентрическим типом мышления, стремящегося преодолеть кризисные экологические явления.
От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей планете.
Экологическая ответственность напрямую связана с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленное последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим.
Система дошкольного воспитания включает большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования в направлении роста и развития экологической культуры. Организация успешной работы по экологическому воспитанию детей невозможна без определения уровня развития экологических представлений у детей дошкольного возраста.
Ниже представлены методики диагностирования экологических представлений у детей дошкольного возраста.
Методика№1 «Добровольные помощники»
(методика С. Н. Николаевой)
Методика состоит из трех этапов, которые последовательно усиливают и конкретизируют способы выявления детских побуждений, степень направленности их на природу.
Цель методики: выявить уровень сформированности положительного отношения детей к объектам природы. Наблюдения за реакциями детей на взаимодействие с объектами природы.
1 этап. Воспитатель всю неделю перед выходом детей на прогулку демонстративно громко, чтобы слышали все, объявляет: «Ребята, я сейчас буду убираться в уголке природы, поливать цветы (небольшая пауза, потом мы пойдем гулять». Задача воспитателя – увидеть общую и частную реакцию детей на объявление и на дальнейшую деятельность взрослого в уголке природы. Воспитатель должен заметить следующие особенности в поведении детей:
1) все ли «оторвутся» от своих дел (затихнут, посмотрят на говорящего, кто вообще не среагирует на объявление;
2) что будут делать дети, когда воспитатель пройдет в уголок природы и начнет уборку :
- продолжать играть или заниматься своим делом;
- подойдут к взрослому и будут смотреть, что и как он делает;
- захотят включиться в его деятельность.
Сама «уборка» может быть непродолжительной или вообще инсценировкой – это лишь способ выявить реакцию детей. Ребятам, которые проявили желание помочь, воспитатель дает несложное поручение. Завершив «уборку», воспитатель сразу же записывает в диагностическую тетрадь картину поведения детей, выделяет тех, которые среагировали иначе, чем все.
2 этап. Воспитатель ежедневно делает это же объявление, но выразительно добавляет вопрос – приглашение оказать ему помощь. Педагог опять наблюдает общую картину поведения детей, замечает реакцию определенных ребят, включает в диагностическую тетрадь.
3 этап. Воспитатель делает все так же, как и на предыдущих неделях. Только за помощью обращается к конкретным ребятам, которые, как он уже установил, совсем равнодушны к делам воспитателя и обитателей уголка природы. Но при этом оставляет за ними право выбора, помогать или не помогать взрослому. Педагог опять наблюдает поведение, их реакции, а затем делает запись в диагностическую тетрадь.
Высокий уровень
Дети откликаются на сообщение воспитателя. Дети реагируют с инициативой – предлагают свою помощь.
По результатам наблюдений воспитателя за реальным поведением детей, их поступками, деятельностью, характером взаимодействия с растениями и животными ближайшего окружения, в наблюдении за игрой, рисованием, высказываниями, дети проявляют различные чувства и эмоции: сочувствие и сопереживание, познавательную заинтересованность, радость от восприятия красоты природы, позитивных изменений в мире растений и др.
Положительные отношения проявляются в делах и поступках:
- добровольное и заинтересованное участие в уходе за растениями уголка природы; отсутствие агрессивных и разрушающих действий.
- в вербальных проявлениях: дети задают вопросы, делают сообщение, охотно слушают пояснения, чтение книг, рассматривание иллюстраций.
Средний уровень
Дети реагируют на сообщение воспитателя, отрываются от своих дел, подходят к взрослому, смотрят, что и как он делает, задают вопросы. Иногда высказывают желание включиться в деятельность взрослого. Дети иногда проявляют сочувствие и переживание к живым существам ближайшего окружения. Дети по просьбе воспитателя участвуют в уходе за обитателями уголка природы, в совместном труде в природе. У детей отсутствует агрессивное действие по отношению к объектам природы.
Уровень ниже среднего
Дети не реагируют на сообщение воспитателя, продолжают заниматься своими делами. По результатам наблюдений воспитателя за поведением детей, их поступками, характером взаимодействия с растениями и животными ближайшего окружения, высказываниями, дети не проявляют познавательную заинтересованность, сочувствие, переживание по отношению к объектам природы. Наблюдаются агрессивные и разрушающие действия, направленные на живые существа ближайшего окружения.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема занятия Цель занятия
СЕНТЯБРЬ
1. Знакомство с экологическим
кружком и мини-лабораторией. Познакомить с героями книги «Хранимиры».
Познакомить детей с работой экологического кружка и назначением детской мини-лаборатории.
2. Живое и неживое. Понимание значения природы в жизни человека и формирование бережного отношения к окружающему миру, умение видеть красоту природы, чувствовать себя ее частью. Учить детей различать живую и неживую природу, выделять их отличительные особенности.
3. «Дети» леса».
(Грибы и ягоды) Познакомить с разнообразием грибов и ягод, растущих в наших лесах. Научить различать съедобные и несъедобные грибы, составить правила сбора грибов.
4. Экскурсия в парк. Наблюдение за осенними явлениями в природе. Сбор природного материала.
ОКТЯБРЬ
5. Изготовление панно из сушеных листьев.
Учить детей при изготовлении картины использовать природный материал. Воспитывать желание любоваться красотой созданного.
6. Строение растений. Познакомить детей с основными частями растений. Учить их выделять.
7. В гостях у Хруль. Уточнить и расширить представление детей о лесе; познакомить детей с ярусами смешанного леса; развивать у детей интерес к познанию природы, к открытию её тайн; воспитывать наблюдательность и положительное отношение к окружающей природе.
8. Изготовление модели «Этажи леса»
Учить детей устанавливать связи явлений, делать выводы. Уточнить представления детей о жизни животных в лесу, кто в какой нише («этаже») находится.
НОЯБРЬ
9. В гостях у Дубыни. Перелетные и зимующие птицы. Дать общее представление о разнообразии птиц, учить делить их на перелетных и зимующих.
10. В гостях у Велияр. Знакомство с воздухом. Уточнить и расширить знания детей о воздухе, его составе; рассказать об основных причинах загрязнения воздуха, мероприятиях по защите его от загрязнения; познакомить с природным явлением «ветер», причинами его возникновения.
11. Воздух и его свойства.
Дать представление о воздухе, как газообразном веществе. Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения. Помочь понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать словарь.
12. Ветер – невидимка. Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения. Рассказать о его особенностях и значении для человека и окружающего мира.
ДЕКАБРЬ
13. Жизнь в лесу зимой. Закрепить знания о жизни диких животных и птиц в лесу зимой.
14. В гостях у Леда. Свойства льда и снега. Познакомить со свойствами льда и снега. Научить детей решать познавательные задачи и делать выводы.
15. Как вести себя в природе. Закрепить у ребят знания о культуре поведения в природе. Учить их верно оценивать свои поступки и поступки окружающих. Добиваться, чтобы каждый воспитанник знал нормы и правила поведения в природе и строго следовал им.
16. Птичья столовая. Изготовление кормушек. Учить заботиться о птицах, рассказать о том, чем кормят птиц зимой. Изготовление кормушек из бросового материала.
ЯНВАРЬ
17. В гостях у Малашы. Цепочки в лесу
Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга. Дать знания о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга.
18. Посадка лука на окне. Наблюдения за луком.
Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию лука. Учить создать ситуацию опыта. Развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать эти изменения с условиями, в которых они находятся. Учить связывать причину и следствие, правильно строить суждения и делать выводы.
19. Вода-источник жизни. Свойства воды. Показать значение воды в жизни живой природы. Рассказать о том, какой путь проходит вода, прежде чем попадет в наши дома. Закрепить знания о воде и о том, как человек ее использует. Формировать привычку бережно и разумно ис-пользовать воду. Познакомить со свойствами воды.
20. Круговорот воды в природе. Обратить внимание детей на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного, интересного.
Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать делать выводы.
ФЕВРАЛЬ
21. Камни. Свойства камней. Развивать интерес к камням, умение обследовать их, называть свойства. Познакомить с речными и морскими камнями; с ценными камнями.
22. Каменный уголь. Познакомить детей со свойствами каменного угля; закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности, используя модели; испытать радость от экспериментирования, открывать новое в знакомом.
23. Путешествие в живую природу. Закрепить знания детей о живой природе, растениях, животных, рыбах, птицах, насекомых. Способствовать воспитанию бережного отношения к природе, разумного использования ее даров.
24. Цикл наблюдений за ветками в вазе.
Показать, что для срезанных веток создаются благоприятные условия. Эти условия должны повлиять на их состояние. Учить обнаруживать изменения в состоянии веток каждую неделю.
МАРТ
25. Мудрая сова. Уточнять, расширять и систематизировать представления детей о характерных признаках, особенностях птиц; расширять представления о взаимосвязях существующих в природе; воспитывать бережное отношение к птицам.
26. Кто лучше знает птиц. Закрепить знание детей о птицах: диких, домашних, зимующих, перелетных, водоплавающих, болотных, хищных птицах жарких стран и севера; умение их различать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи между различными природными явлениями, анализировать внешний облик птиц, их поведение.
27. Посадка цветочной рассады. Упражнять детей в посадке семян, рассады для цветов. Показать детям влияние условий на рост растений.
28. «Зелёная служба Малаши» - весенний уход за комнатными растениями. Пересадка комнатных растений. Учить детей по внешним особенностям растений определять их хорошее или болезненное состояние, выявлять недостающие условия и способы ухода, которые могут их восполнить. Уточнить представления о том, что есть светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые растения.
АПРЕЛЬ
29. Знакомство с почвой. Загрязнение почвы.
Познакомить детей с почвой, ее особенностями, значением в жизни растений. В результате проведения опытов, показать, что в почве есть воздух. Показать, как происходит загрязнение почвы, обсудить возможные последствия этого.
30. Знакомство с глиной. Что человек делает из глины.
Познакомить с различными изделиями из глины, дать представление об изготовлении кирпичей и их значении в строительстве.
Рассказать о том, что глина разная по цвету и качеству.
31. В гости к деревьям.
Познакомить с особенностями разных видов деревьев, взаимосвязи растений с окружающей средой, воспитывать эмоционально-положительное, бережное отношение к растениям.
32. Кора деревьев.
Уточнить с детьми понятие «кора», для чего она служит дереву; учить узнавать по внешнему виду дерево. Воспитывать любовь к деревьям, бережное и заботливое отношение к ним.
МАЙ
33. Наши насекомые.
Познакомить детей с разнообразием насекомых, выделив их отличительные общие признаки. Закрепить представления о том, что в природе нет «ненужных» созданий, в ней все целесообразно, все находится в великом равновесии. Учить детей не причинять вреда полезным видам насекомых, уметь видеть и радоваться красоте всего живущего на земле.
34. Космос. Вселенная. Звезды.
Уточнить и расширить представления детей о космосе, работе космонавтов; подчеркнуть уникальность планеты Земля, ответственность людей за ее будущее; вызвать познавательный интерес к космосу, развивать фантазию, воображение; воспитывать уважение к труду космонавтов.
35. Гуманное отношение к природе.
Познакомить детей с «напоминающими» знаками. Закрепить с детьми нормы и правила поведения в природе. Продолжать учить верно оценивать свои поступки и поступки окружающих. Развивать фантазию и творчество. Прививать любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь ее.
.36. Экологический КВН.
Проверить уровень усвоения экологических знаний и представлений к концу учебного года.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:
Сентябрь.
1 неделя: Знакомство с экологическим кружком и минилабораторией.
2 неделя: Живое и неживое.
3 неделя: «Дети» леса» (Грибы и ягоды).
4 неделя: Экскурсия в парк.
Октябрь.
1 неделя: Изготовление панно из сушеных листьев.
2 неделя: Строение растений.
3 неделя: В гостях у Хранимиров.
4 неделя: Изготовление модели «Этажи леса»
Ноябрь.
1 неделя: Перелетные и зимующие птицы.
2 неделя: Знакомство с воздухом.
3 неделя: Воздух и его свойства.
4 неделя: Ветер – невидимка.
Декабрь.
1 неделя: Жизнь в лесу зимой.
2 неделя: Свойства льда и снега.
3 неделя: Как вести себя в природе.
4 неделя: Птичья столовая. Изготовление кормушек.
Январь.
1 неделя: Цепочки в лесу.
2 неделя: Посадка лука на окне. Наблюдения за луком.
3 неделя: Вода-источник жизни. Свойства воды.
4 неделя: Круговорот воды в природе.
Февраль.
1 неделя: Камни. Свойства камней.
2 неделя: Каменный уголь.
3 неделя: Путешествие в живую природу.
4 неделя: Цикл наблюдений за ветками в вазе.
Март.
1 неделя: Мудрая сова.
2 неделя: Кто лучше знает птиц.
3 неделя: Посадка цветочной рассады.
4 неделя: «Зелёная служба Малаши» - весенний уход за комнатными растениями. Пересадка комнатных растений
Апрель.
1 неделя: Знакомство с почвой. Загрязнение почвы.
2 неделя: Знакомство с глиной. Что человек делает из глины.
3 неделя: В гости к деревьям.
4 неделя: Кора деревьев.
Май.
1 неделя: Наши насекомые.
2 неделя: Космос. Вселенная. Звезды.
3 неделя: Гуманное отношение к природе.
4 неделя: Экологический КВН.
Ожидаемые результаты
Изучив данную программу, дети значительно повысят свои знания в области экологии. Они активизируют свою интеллектуальную и познавательную деятельность, а также научатся самостоятельно оценивать экологическое состояние окружающей среды, научатся принимать решения и не оставаться равнодушными по устранению экологических нарушений, любить, ценить и оберегать окружающую их природу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Добро пожаловать в экологию. Воронкевич О. А.
2. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. Бондаренко Т. М.
3. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. Горькова Л. Г.
4. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Маханева М. Д.
5. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошк – го возраста. Тугушева Г. П.
6. Конспекты занятий по формированию у дошк-ов естественнонаучных представлений. Нищева Н. В.
7. Из чего сделаны предметы. Дыбина О. В.
8. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в д/с. Иванова А. И.
9. Детское экспериментирование. Куликовская И. Э.
10. Стихи о временах года и игры. Громова О. Е.
11. Журнал «Дошкольное воспитание»
12. Статьи из интернета.