Неля Кутуева
Проектирование процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста начальных представлений о некоторых видах спорта
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Актуальность темы
С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди дошкольников. Это связано с массой негативных явлений современной жизни: тяжелыми социальными потрясениями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения, недостаточной материальной базой образовательных организаций и воспитательного потенциала семьи.
Публикация «Проектирование процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста начальных представлений о некоторых видах спорта» размещена в разделах
Одним из приоритетных направлений реализации стратегии дошкольного образования в современных условиях выступает сохранение и укрепление здоровья детей средствами развития в системе организаций дошкольного образования физической культуры и спорта, активного внедрения здоровьесберегающих технологий, развития здоровьесберегающей среды.
Одной из задач физического развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155) является развитие двигательной деятельности, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта.
Двигательная активность способствует совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма – нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, улучшению физического развития детей, воспитанию морально-волевых качеств. Очень ценно, что организованная двигательная деятельность способствует воспитанию у дошкольников положительных черт характера, создает благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе. Она может быть организована летом и зимой на открытом воздухе, что является эффективным средством для закаливания ребенка. В дошкольном возрасте потребность в двигательной активности является естественной, начальные представления о некоторых видах спорта позволят дошкольникам самостоятельно организовать двигательную деятельность, способствуют развитию интереса к занятиям спортом.
В этом году наша страна приняла участие в Олимпийских зимних играх, что требовало огромной подготовки к этому событию. Были построены спортивные комплексы, стадионы, у молодого поколения повысился интерес к занятиям различными видами спорта.
Проведенный анализ педагогической и методической литературы, а также выявленные недостатки педагогической практики показывают, что существует ряд противоречий:
1. между требованиями ФГОС ДО к условиям реализации ООП ДО и реальным состоянием условий в отечественных муниципальных детских садах для физического развития дошкольников;
2. не выполняется реальный объем двигательной активности детей в течение дня (спортивные игры, спортивные праздники);
3. недостаточный уровень теоретической и практической подготовки воспитателей в вопросах здоровьесбережения дошкольников.
Профессиональная проблема: как организовать образовательный процесс в старшей группе, направленный на формирование у детей старшего дошкольного возраста начальных представлений о некоторых видах спорта.
Задачи, решение которых обеспечит новый образовательный результат, направленный на решение проблемы.
1. Обозначить пути формирования начальных представлений о некоторых видах спорта у детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить содержание представлений о видах спорта, доступных для осознания и освоения детьми старшего дошкольного возраста.
3. Разработать механизм, обозначив методы, средства, приемы и формы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста начальных представлений о некоторых видах спорта.
4. Определить возможные достижения детей, в результате реализации разработанного механизма.
МЕХАНИЗМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Механизм формирования начальных представлений о некоторых видах спорта у детей старшего дошкольного возраста
Компоненты моделей Модели организации воспитательно-образовательного процесса в логике ФГОС ДО
Совместная деятельность педагога и детей Условия для самостоятельной деятельности детей Сотрудничество
с родителями
ОД Режимные моменты
Целевой компонент 1. Задачи, ориентированные на получение детьми когнитивного опыта
1.1 Формировать у детей начальные представления о видах спорта, входящие в легкую атлетику (бег, прыжки, метание)
1.2 Дать представления о технике безопасности при выполнении основных движений
1.3 Познакомить детей с историей Олимпийских игр.
2. Задачи, ориентированные на получение детьми эмоционального опыта
2.1 Формировать у детей устойчивый интерес к легкой атлетике.
2.2 Воспитывать потребность к двигательной активности в семье.
2.3 Обеспечить взаимодействие дошкольного учреждения с семьей через физкультурные досуги и праздники с элементами легкой атлетики.
3. Задачи, ориентированные на получение детьми опыта действий
3.1 Формировать элементарные умения организовывать среду для выполнения основных движений (бег, метание, прыжки).
3.2 Развивать физические качества как выносливость, ловкость, быстрота реакции
3. 4 Упражнять в технике выполнения основных движений: бег, метание, прыжки.
Содержательный компонент ОД 1
Тема: «Виды спорта
ОД 2
Тема «В здоровом теле-здоровый дух»
ОД 3
Тема: «История олимпийских игр»
Итоговое мероприятие
Тема: «Азбука спортсмена»
Утро
Темы
1.«Летние виды спорта»
2. Песни :«Трус не играет в хоккей» (муз. А. Пахмутова, слова Н. Добронравов, О. Гребенников в исполнении Э. Хиля, «Олимпиада-Сочи»
(музыка и слова С. Ярушина. Непоседы)
3. Пальчиковая гимнастика «Аты-баты шли солдаты»
4. Чтение воспитателем стихотворения С. Олегова «Я с детства очень спорт люблю»
Прогулка
Темы
1. «Осенний марафон»
2. «Мы спортсмены»
Вечер
Темы
1. Творческая деятельность «Мой талисман»
2. Чтение Г. П. Шалаева «Большая книга о спорте», детская энциклопедия «Раздел о спорте»
3. Просмотр мультфильмов: «Ну погоди», сборник мультфильмов про Олимпиаду.
5. Д/ игры: «Разрезные картинки», лото, домино «Летние виды спорта»
6. Беседа: «Любимый вид спорта моей семьи»
7. С/р игра
«Мы построим стадион».
8. Чтение пословиц и поговорок.
9. Изготовление медалей для победителей эстафеты
Актуальная развивающая предметно-пространственная среда
- фотоальбом «Известные спортсмены»;
- сюжетные картинки о спорте
- плакаты на тему спорта
- размещение в книжном уголке художественных произведений по теме;
- атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Мы построим стадион»;
- детские песни о спорте;
- краски, цветные карандаши; фломастеры, листы белой бумаги, пластилин
-физкультурное, спортивное оборудование (мячи, корзины, кегли, обручи, ленты, мешочки с песком, скакалки, маски – шапочки)
Темы
1. «Национальные игры с элементами спорта».
2. «Организация двигательной деятельности детей вне детского сада».
3. «Из чего складывается наше здоровье».
4. «Спортивная семья».
Технологический (процессуальный) компонент ОД 1
Ход
1. Беседа «Здоровый образ жизни»
2. Д/игра «Убери лишнее».
3. Отгадывание загадок о спорте
4. Декламация (чтение детьми) стихов о спорте
ОД 2
Ход
1. Беседа «Спорт и безопасность»
2. Физкультминутка «На зарядку дружно встали».
3. Д/и «Волшебный куб»
ОД 3
Ход
1. Творческое рассказывание «Я –спортсмен»
2. Рассматривание фотоальбома «В гостях у олимпийцев»
3. Пальчиковая гимнастика «Моя семья».
Итоговое мероприятие
Ход
1. Спортивное развлечение «Я помню»
2. Фотоколлаж «Физкультурой занимайся»
3. Олимпийская викторина Формы организации
Методы и приемы
Утро
1. Беседа.
2. Дидактическая игра.
3. Сюжетно-ролевая игра.
4. Чтение художественных произведений.
Прогулка
1. Подвижные игры.
2. Эстафета
3. Тропа здоровья.
Вечер
1. Обсуждение пословиц и поговорок о спорте.
2. Продуктивная деятельность (рисование, лепка).
3. Просмотр мультфильмов.
4. Чтение.
5. Сюжетно-ролевая игра 6. Дидактическая игра.
Способы взаимодействия с материалами и атрибутами
Методы и приемы
- побуждение к совместному рассматриванию, обсуждению, составлению рассказов;
- побуждение к изготовлению атрибутов и материалов для сюжетно-ролевой игры;
- побуждение к изображению полученных впечатлений (того, что увидели, что запомнили, что понравилось больше всего);
- поощрение инициативы и активности детей. Формы и способы взаимодействия
- Круглый стол
- Фотовыставка
- Консультация
- Участие в оформлении тематического альбома (предоставление фотографий родителей и детей).
- составление рассказов с детьми
Результативный компонент
(возможные достижения ребенка) Имеет начальные знания о видах спорта (легкая атлетика).
Освоил правила техники безопасности при выполнении основных движений.
Стремится заниматься физкультурой и спортом.
Знает качества, которые позволили спортсменам стать победителями олимпиады.
Имеет представления об истории олимпийских игр.
УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
1. Кадровые условия: воспитатели старшей группы, музыкальный руководитель, педагог по изобразительному искусству.
2. Научно-методические условия:
«Физическая культура в детском саду» Л. И. Пензулаева. Библиотека программы «От рождения до школы» 2012 г.
3. Материально-технические условия:
- магнитофон
-проектор
- физкультурный зал
- спортивная площадка на улице
- двигательный центр в группе
- физкультурное, спортивное оборудование (мячи, корзины, кегли, обручи, ленты, мешочки с песком, скакалки, маски – шапочки)
Организационные условия
- разработка конспектов ОД, сценария итогового мероприятия;
- разработка планов-конспектов форм работы с родителями;
- подбор мультфильмов о спорте
- подбор музыкального сопровождения для спортивного развлечения