Елена Мелешко
Проектирование музыкально-образовательной среды в старшей группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
В результате проведенных наблюдений за самостоятельной деятельностью детей было установлено, что дети много времени проводят в игровом уголке, который оборудован по принципу подбора игр по игровым зонам: «семья», «кафе», «магазин». В отдельных нижних ящиках находится строительный материал, которым дети с удовольствием пользуются во время игр. Особое пристрастие дети проявляют к сюжетообразующим наборам – это игровые макеты с «насельниками» (тематическими наборами фигурок-персонажей, которые размещены в коробках рядом с макетами: «Африка», «море» и т. д.
Публикация «Проектирование музыкально-образовательной среды в старшей группе детского сада» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Оформление детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Старшая группа
- Темочки
Вместе с тем, к зоне музыки дети даже не подходят. В музыкальном уголке хоть и есть музыкальный центр, но расположен он высоко на шкафу, детям недоступен. Там же находятся две кассеты с детскими песнями. Из музыкальных инструментов в группе есть один металлофон, палочки для игры на нем отсутствуют.
Результаты наблюдений выявили необходимость осуществления целенаправленной педагогической работы по организации предметно-развивающей музыкальной среды в группе.
Работу по решению этой задачи педагогический коллектив нашей группы совместно с родительским комитетом условно разделил на два этапа.
Первый этап был посвящен теоретической проработке этого вопроса, а второй этап предполагал практическую работу по проектированию музыкально-образовательной среды в группе.
На первом этапе были изучены работы одного из основателей педагогики среды С. Т. Шацкого, который рассматривал среду как средство освоения детьми культуры с двух позиций, имея в виду материальную и нематериальную составляющую среды (вслед за Л. Н. Толстым он называл ее «духом школы», эмоциональным подъемом, который настраивает детей на творческий труд).
О проблеме значимости среды в развитии творческих способностей ребенка говорил В. А. Ясвин, который показал, что педагоги должны учитывать не только среду учреждения, но и особенности семей воспитанников, в том числе взаимодействия с ребенком в процессе домашнего музыкального воспитания.
С. Л. Новоселова разработала требования к развивающей предметной среде, которые обосновываются тем, что способность к творчеству коренится в интересе ребенка к предметному миру близких ему людей, в ориентировке на новизну, в первичном экспериментировании с игрушками и инструментами, в любознательности, интересе.
В результате изучения работ В. А. Ясвина, С. Л. Новоселовой, А. Г. Гогоберидзе и других авторов, нами были выявлены ошибки, которые мы допустили в организации музыкальной среды в группе.
Чтобы исправить ситуацию, мы в первую очередь обратились к родителям детей нашей группы с целью содействия в обогащении музыкального опыта детей. Так, с родителями была проведена беседа на тему «Наши музыкальные таланты», где было рассказано о влиянии музыки на человека, и о том, что песенное творчество, в частности, способствует гармоническому развитию личности. Родителям была предложена анкета на выявление музыкальных предпочтений детей.
Вопросы для анкеты:
- Как часто в вашем доме звучит музыка?
- Какие именно произведения звучат?
- Охотно ли ваш ребенок реагирует на музыку?
- Знаете ли вы музыкальные предпочтения своего ребенка?
- Часто ли ваш ребенок выражает желание послушать музыку?
- Слушаете ли вы с ребенком детскую музыку?
- Вы поете (танцуете) с ребенком?
Родителям было предложено домашнее задание «Наш гимн», направленное на развитие песенного творчества их ребенка (Задание заключается в подборе родителями совместно с ребенком песни, которая может стать гимном семьи.) Выбранные песни мы расположили в последствие на «Стенд гимнов» в музыкальном уголке.
Для обогащения музыкального опыта детей мы провели ряд бесед, посвященных детскому песенному репертуару, в ходе которых детям было рассказано о том, что многие композиторы сочиняют песни специально для детей. Так появились песни: «Песенка мамонтенка» (В. Шаинский – Д. Непомнящая, «Мы- маленькие дети» (Е,Крылатов – Ю. Энтин, «Бабушка и внучек» (В. Шаинский – Э. Успенский). В ходе бесед дети рассказывали о своих любимых песнях, выразили желание принести кассеты в детский сад для совместного прослушивания. Так появилась мини-фонотека в группе.
Рассматривая вопрос введения песен в повседневную жизнь детей в детском саду, мы обратили внимание на рекомендации А. Г. Гогоберидзе. Автор предлагает «превратить» на время группу в музыкальный город Песенбург, где постоянно звучат песни. Они сопровождают детей всюду: и когда они играют, и когда рисуют, и когда моют руки, и когда ложатся спать. Автор предлагает песни, в которых отражается режим дня ребенка в детском саду.
При проектировании группового пространства мы пробовали несколько вариантов планировки. В результате обсуждения остановились на варианте, который наиболее соответствовал требованиям к созданию музыкальной среды.
Уголок музыки был организован таким образом, что в нем были визуально представлены все виды детской музыкальной деятельности :
- восприятие музыки - мы оформили выставку иллюстраций к детским песням, на которых изображены главные герои детских мультипликационных и художественных фильмов; подготовили фланелеграф по типу нотного стана и прилагающихся к нему нот, разбитых на ритмические группы (фланелеграф может использоваться детьми в игровой деятельности, например в сюжетно-ролевой игре «Музыкальное занятие»); оборудовали «Стенд гимнов», куда расположили выбранные родителями и детьми песни ;
- воспроизведение музыки – музыкальный центр мы расположили в соответствии росту ребенка, это – своего рода центр караоке, использование которого помогает заучиванию слов и мелодий; поместили синтезатор, с помощью которого можно разучивать простейшие песни или наигрывать им мелодии из детского репертуара. Мы разрешили детям пользоваться синтезатором, магнитофоном и кассетами с мелодиями тех песен, которые постоянно звучат в группе (детей научили включать магнитофон, вставлять кассеты);
- музыкально-творческая деятельность - разместили разнообразные музыкальные инструменты, развивающие игры и игрушки: («Музыкальный магазин», «Волшебный волчок», «Музыкальная шкатулка» и т. д.).
Игровой материал для некоторых музыкально-развивающих игр мы сделали вместе с детьми. Например, для игры «Музыкальный магазин» дети изготавливали из картона «пластинки», наклеивали на них картинки, отображающие содержание определенных детских песен. Во время игры «продавец» предлагает купить пластинку, «ставит» пластинку, «включает» ее, т. е. сам исполняет песню. От выразительности исполнения, чистоты ее звучания будет зависеть, понравится ли песня покупателям.
В результате проведенной работы по проектированию музыкально-обогащенной среды в группе можно констатировать, что:
1. группа соответствует требованиям проектирования развивающей среды;
2. появилась разная целевая направленность музыкального материала;
3. наличие в группе музыкального материала, стимулирующего детское творчество;
4. изменилось содержание художественной самостоятельной деятельности детей;
5. возникла удовлетворенность педагогического персонала проделанной работой.