МААМ-картинки

Проектирование комфортной образовательной среды для развития и воспитания детей дошкольного возраста

Марина Склярук
Проектирование комфортной образовательной среды для развития и воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация. Статья рассматривает важность создания комфортной образовательной среды для детей в дошкольных учреждениях. Статья отмечает значимость организации развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в детском саду. Она подчеркивает, что педагоги дошкольного образования постоянно ищут способы эффективной организации РППС, которая бы стимулировала развитие и становление личности ребенка. Авторы считают, что организация коворкинг-пространства в детском саду является одним из эффективных методов для достижения этой цели. Они рекомендуют организовывать коворкинг-пространства с учетом тематических недель возрастной группы или детского сада, чтобы создать привлекательную образовательную среду и стимулировать активность детей в образовательном процессе.

Темочки:

Ключевые слова: дошкольное образование, развитие, воспитание, образовательная среда, проектирование, комфорт, дети, дошкольный возраст.

Каждый ребенок уникален, и ему необходимо предоставить возможность идти своим собственным путем развития. В современном мире система дошкольного образования придает особое значение личностно ориентированному взаимодействию между педагогом и детьми. Поэтому в детском саду должны создаваться условия, которые способствуют проявлению каждого ребенка в качестве индивидуальности и развитию его творческого потенциала.

В настоящее время мир меняется, а вместе с ним меняются и дети. Сегодня многие пытаются определить, какова сущность современных детей. Официально термина "современные дети" пока не существует. Однако в нашей современной жизни ритм ускоряется, информация становится перенасыщенной, а повседневные нагрузки значительно возрастают как для взрослых, так и для детей. Настоящее общество меняется, и вместе с ним изменяется и сознание наших детей.

От того, насколько хорошо организована образовательная среда, зависят не только физическое благополучие, но и когнитивное и эмоциональное развитие детей.

Прежде всего, комфортная образовательная среда должна быть безопасной. В дошкольных учреждениях необходимо предусмотреть систему безопасности, включающую контроль доступа, экстренные выходы, средства пожаротушения и специально оборудованные комнаты для медицинских процедур. Физическое окружение также должно быть безопасным для детей, с низкими ступеньками, закругленными углами и не острыми предметами.

Кроме того, проектирование комфортной образовательной среды должно учесть потребности и возможности развития детей. Например, образовательные организации должны быть оснащены соответствующими для дошкольного возраста игрушками, книгами и другими материалами, которые способствуют развитию различных навыков и интеллектуальных способностей. В помещениях должны быть созданы уголки для чтения, конструирования, рисования и других деятельностей, которые стимулируют развитие фантазии, творческого мышления и моторики детей.

Также важно учесть, что образовательная среда не ограничивается только внутренними помещениями. Дети дошкольного возраста должны иметь доступ к учебным площадкам с различными элементами спорта и играми на открытом воздухе. Наличие игровых площадок, скамеек, удобных мест для отдыха и обеда, зеленых насаждений также важно для комфорта и хорошего самочувствия детей.

Кроме того, образовательная среда должна быть насыщена стимулирующими элементами, которые способствуют развитию внимания, памяти, логического мышления, речи и других когнитивных навыков. Наличие интерактивных досок, компьютеров, игр и развивающих материалов помогает создать привлекательную образовательную среду, что способствует активности и участию детей в образовательном процессе.

Не менее важно обеспечить комфорт в плане социальных отношений. Педагогические кадры должны быть заботливыми и эмоционально доступными для детей. Комнаты должны быть организованы таким образом, чтобы дети могли комфортно взаимодействовать друг с другом, работать в малых группах и иметь возможность чувствовать себя частью коллектива. Безусловно, важна также наличие мест для индивидуальных занятий и отдыха.

В. А. Сухомлинский писал: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». И с этим нельзя не согласиться. Высказывание идеально отражает необходимые требования к условиям, в которых ребенок может успешно развиваться. Ребенку необходимо доступное и безопасное пространство для своего творчества и фантазий, где он может выражать и развивать свое воображение и творческие способности. Игровая и физическая активность также являются ключевыми компонентами развития ребенка. Они помогают формировать физическую выносливость, координацию, ловкость, а также обучают взаимодействию с другими детьми и развитию социальных навыков.

Так, успешному развитию ребенку способствует решение двух основных задач: организация доступного и безопасного пространства и учет личного опыта ребенка.

И мы считаем, что эти задачи успешно решаются через правильно организованную развивающую предметно-пространственную среду (далее – РППС) в детском саду.

Несомненно, педагоги дошкольного образования находятся в постоянном поиске способов эффективной организации РППС, которая стала бы движущей силой развития и становления личности ребенка, выявления и развития его способностей. А организация коворкинг-пространства полностью этому способствует.

Целью коворкинг-пространства в детском саду является создание определенного места для взаимодействия участников образовательного процесса.

Мы считаем, что организовывать коворкинг-пространство можно согласно тематическим неделям возрастной группы или детского сада. К примеру, по теме недели «Весна» в коворкинг-пространство можно поместить костюмы бабочек и цветов, декорировать стены картинами цветущих деревьев и цветов, разместить стол для рисования с изображением весенней природы, проводить мастер-классы по созданию цветов из пластилина или бумаги. Для старших детей можно организовать также дополнительные мероприятия, связанные с темой весны, например, семинары о растениях и их уходе или виртуальные экскурсии в парки для изучения растительности. Таким образом, коворкинг-пространство станет интересным и образовательным местом для детей, где они смогут познакомиться с разными темами и развивать свои творческие и познавательные навыки.

Также можно организовать коворкинг-пространство для ознакомления с жизнью и творчеством поэтов или писателей. Организация коворкинг-пространства к примеру, 145-летию Павла Бажова в детском саду имеет следующую суть:

- Предоставить детям возможность погрузиться в творческую атмосферу работы над проектами, вдохновленными произведениями Павла Бажова.

- Поощрить творческое мышление и самовыражение детей через художественные и литературные активности.

- Развить коммуникативные навыки и способность работать с другими людьми в команде.

- Позволить детям лучше понять и оценить народные традиции и культуру, которые представлены в произведениях Павла Бажова.

- Содействовать осознанному выбору и самостоятельному творческому развитию детей.

- Создать атмосферу, где дети могут почувствовать себя частью богатого культурного наследия, представленного Павлом Бажовым.

В данное коворкинг-пространство можно включить раскраски по сказам (не сказкам) Павла Бажова. Это позволит развивать детям развивать творческие навыки, а также познакомиться с персонажами и сюжетами сказов автора.

Для развития внимания и наблюдательности, а также углубления знаний детей о произведения автора можно включить различные дидактические игры.

Актуальным будет предоставление возможности прочитать вслух понравившееся произведение или биографию П. П. Бажова.

Также мы советуем поместить в коворкинг-пространство QR-коды, чтобы послушать произведения того или иного автора, используя свои индивидуальные устройства. Как правило, это можно включить уже в работу с родителями. Родители вместе с детьми смогут насладиться оригинальным исполнением произведений писателя или поэта и вовлечься в их мир ещё глубже.

В заключение, проектирование комфортной образовательной среды для детей дошкольного возраста является неотъемлемой частью образовательного процесса. Внимание к безопасности, учет потребностей и возможностей развития, насыщенность стимулирующими элементами и создание благоприятных социальных отношений помогут обеспечить оптимальные условия для эффективного развития и воспитания детей.

Публикации по теме:

Мастер-класс по теме «Проектирование предметно-развивающей среды в ДОО в соответствии с ФГОС в рамках недельного проекта»Мастер-класс по теме «Проектирование предметно-развивающей среды в ДОО в соответствии с ФГОС в рамках недельного проекта» Фестиваль методических находок. Осенняя сессия, 2018 г. Направление «Социально-коммуникативное развитие воспитанников в условиях реализации.

Итоги работы по самообразованию «Проектирование предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС до»Итоги работы по самообразованию «Проектирование предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС до» Анализ организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС в подготовительной к школе группе(2017-2018 уч. год).

Проектирование парка «Экологик». Конспект образовательной ситуации в подготовительной группеПроектирование парка «Экологик». Конспект образовательной ситуации в подготовительной группе Тема педагогического опыта: «Экологический парк». Фрагмент опыта: «Формирование эколого-экономических представлений у детей старшего дошкольного.

Консультация для воспитателей «Создание образовательной среды для музыкальной деятельности детей дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Создание образовательной среды для музыкальной деятельности детей дошкольного возраста» «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектирование комфортной образовательной среды для развития и воспитания детей дошкольного возраста
Опубликовано: 8 января 2025 в 10:44
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектирование комфортной образовательной среды для развития и воспитания детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Марина Склярук (УИ 887289) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
15 февраля 2025 суббота
Православный праздник Сретение!
День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества
Праздник гиппопотама!
16 февраля 2025 воскресенье
Хвала русскому валенку!
Играем в домино!
Сегодня дошкольник - завтра избиратель!
Совушка - мудрая головушка!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД