Марина Склярук
Проектирование комфортной образовательной среды для развития и воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. Статья рассматривает важность создания комфортной образовательной среды для детей в дошкольных учреждениях. Статья отмечает значимость организации развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в детском саду. Она подчеркивает, что педагоги дошкольного образования постоянно ищут способы эффективной организации РППС, которая бы стимулировала развитие и становление личности ребенка. Авторы считают, что организация коворкинг-пространства в детском саду является одним из эффективных методов для достижения этой цели. Они рекомендуют организовывать коворкинг-пространства с учетом тематических недель возрастной группы или детского сада, чтобы создать привлекательную образовательную среду и стимулировать активность детей в образовательном процессе.
Ключевые слова: дошкольное образование, развитие, воспитание, образовательная среда, проектирование, комфорт, дети, дошкольный возраст.
Каждый ребенок уникален, и ему необходимо предоставить возможность идти своим собственным путем развития. В современном мире система дошкольного образования придает особое значение личностно ориентированному взаимодействию между педагогом и детьми. Поэтому в детском саду должны создаваться условия, которые способствуют проявлению каждого ребенка в качестве индивидуальности и развитию его творческого потенциала.
В настоящее время мир меняется, а вместе с ним меняются и дети. Сегодня многие пытаются определить, какова сущность современных детей. Официально термина "современные дети" пока не существует. Однако в нашей современной жизни ритм ускоряется, информация становится перенасыщенной, а повседневные нагрузки значительно возрастают как для взрослых, так и для детей. Настоящее общество меняется, и вместе с ним изменяется и сознание наших детей.
От того, насколько хорошо организована образовательная среда, зависят не только физическое благополучие, но и когнитивное и эмоциональное развитие детей.
Прежде всего, комфортная образовательная среда должна быть безопасной. В дошкольных учреждениях необходимо предусмотреть систему безопасности, включающую контроль доступа, экстренные выходы, средства пожаротушения и специально оборудованные комнаты для медицинских процедур. Физическое окружение также должно быть безопасным для детей, с низкими ступеньками, закругленными углами и не острыми предметами.
Кроме того, проектирование комфортной образовательной среды должно учесть потребности и возможности развития детей. Например, образовательные организации должны быть оснащены соответствующими для дошкольного возраста игрушками, книгами и другими материалами, которые способствуют развитию различных навыков и интеллектуальных способностей. В помещениях должны быть созданы уголки для чтения, конструирования, рисования и других деятельностей, которые стимулируют развитие фантазии, творческого мышления и моторики детей.
Также важно учесть, что образовательная среда не ограничивается только внутренними помещениями. Дети дошкольного возраста должны иметь доступ к учебным площадкам с различными элементами спорта и играми на открытом воздухе. Наличие игровых площадок, скамеек, удобных мест для отдыха и обеда, зеленых насаждений также важно для комфорта и хорошего самочувствия детей.
Кроме того, образовательная среда должна быть насыщена стимулирующими элементами, которые способствуют развитию внимания, памяти, логического мышления, речи и других когнитивных навыков. Наличие интерактивных досок, компьютеров, игр и развивающих материалов помогает создать привлекательную образовательную среду, что способствует активности и участию детей в образовательном процессе.
Не менее важно обеспечить комфорт в плане социальных отношений. Педагогические кадры должны быть заботливыми и эмоционально доступными для детей. Комнаты должны быть организованы таким образом, чтобы дети могли комфортно взаимодействовать друг с другом, работать в малых группах и иметь возможность чувствовать себя частью коллектива. Безусловно, важна также наличие мест для индивидуальных занятий и отдыха.
В. А. Сухомлинский писал: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». И с этим нельзя не согласиться. Высказывание идеально отражает необходимые требования к условиям, в которых ребенок может успешно развиваться. Ребенку необходимо доступное и безопасное пространство для своего творчества и фантазий, где он может выражать и развивать свое воображение и творческие способности. Игровая и физическая активность также являются ключевыми компонентами развития ребенка. Они помогают формировать физическую выносливость, координацию, ловкость, а также обучают взаимодействию с другими детьми и развитию социальных навыков.
Так, успешному развитию ребенку способствует решение двух основных задач: организация доступного и безопасного пространства и учет личного опыта ребенка.
И мы считаем, что эти задачи успешно решаются через правильно организованную развивающую предметно-пространственную среду (далее – РППС) в детском саду.
Несомненно, педагоги дошкольного образования находятся в постоянном поиске способов эффективной организации РППС, которая стала бы движущей силой развития и становления личности ребенка, выявления и развития его способностей. А организация коворкинг-пространства полностью этому способствует.
Целью коворкинг-пространства в детском саду является создание определенного места для взаимодействия участников образовательного процесса.
Мы считаем, что организовывать коворкинг-пространство можно согласно тематическим неделям возрастной группы или детского сада. К примеру, по теме недели «Весна» в коворкинг-пространство можно поместить костюмы бабочек и цветов, декорировать стены картинами цветущих деревьев и цветов, разместить стол для рисования с изображением весенней природы, проводить мастер-классы по созданию цветов из пластилина или бумаги. Для старших детей можно организовать также дополнительные мероприятия, связанные с темой весны, например, семинары о растениях и их уходе или виртуальные экскурсии в парки для изучения растительности. Таким образом, коворкинг-пространство станет интересным и образовательным местом для детей, где они смогут познакомиться с разными темами и развивать свои творческие и познавательные навыки.
Также можно организовать коворкинг-пространство для ознакомления с жизнью и творчеством поэтов или писателей. Организация коворкинг-пространства к примеру, 145-летию Павла Бажова в детском саду имеет следующую суть:
- Предоставить детям возможность погрузиться в творческую атмосферу работы над проектами, вдохновленными произведениями Павла Бажова.
- Поощрить творческое мышление и самовыражение детей через художественные и литературные активности.
- Развить коммуникативные навыки и способность работать с другими людьми в команде.
- Позволить детям лучше понять и оценить народные традиции и культуру, которые представлены в произведениях Павла Бажова.
- Содействовать осознанному выбору и самостоятельному творческому развитию детей.
- Создать атмосферу, где дети могут почувствовать себя частью богатого культурного наследия, представленного Павлом Бажовым.
В данное коворкинг-пространство можно включить раскраски по сказам (не сказкам) Павла Бажова. Это позволит развивать детям развивать творческие навыки, а также познакомиться с персонажами и сюжетами сказов автора.
Для развития внимания и наблюдательности, а также углубления знаний детей о произведения автора можно включить различные дидактические игры.
Актуальным будет предоставление возможности прочитать вслух понравившееся произведение или биографию П. П. Бажова.
Также мы советуем поместить в коворкинг-пространство QR-коды, чтобы послушать произведения того или иного автора, используя свои индивидуальные устройства. Как правило, это можно включить уже в работу с родителями. Родители вместе с детьми смогут насладиться оригинальным исполнением произведений писателя или поэта и вовлечься в их мир ещё глубже.
В заключение, проектирование комфортной образовательной среды для детей дошкольного возраста является неотъемлемой частью образовательного процесса. Внимание к безопасности, учет потребностей и возможностей развития, насыщенность стимулирующими элементами и создание благоприятных социальных отношений помогут обеспечить оптимальные условия для эффективного развития и воспитания детей.