Юлия Анкудинова
Проектирование и моделирование образовательного процесса в группе ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
В своей работе руководствуюсь следующими нормативно – правовыми документами организации воспитательно-образовательного процесса :
1. Закон об образовании РФ (Принят 10 июля 1992 года N3266-1 в ред. от 27.12.2009 N 374-ФЗ);
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. За № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования»;
Публикация «Проектирование и моделирование образовательного процесса в группе ДОО» размещена в разделах
• СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидимиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26;
• Конвенция о правах ребенка, 1989г. ;
• Конституция Российской Федерации;
• Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, совмещая ее с парциальной программой «Математические ступеньки» Е. В. Колесниковой;
• Профессиональный стандарт педагога (должностная инструкция).
Планировать непосредственно-образовательную деятельность (НОД) по формированию элементарных математических представлений в своей возрастной группе я стараюсь объединить несколько видов деятельности, связанных одной темой; организовать процесс передачи и освоения материала, отслеживая при этом уровень развития каждого ребенка, создаю условия для развития творческих способностей.
Длительность непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений - 15-20 минут, провожу как со всей группой, так и по подгруппам, а для закрепления материала (с детьми, которые затруднялись или не справились) использую индивидуальную форму работу в свободное время.
В работе я пользуюсь пособием авторов И. А. Помораевой, В. А. Позиной «Занятия по формированию элементарных математических представлений», где включены комплекс игровых заданий и упражнений [21]. Эта методика подразумевает создание ситуаций
сотрудничества, содеятельности и активизации мыслительной самостоятельности, развивает активную позицию ребенка на поиск способов решения поставленных задач.
В своей группе стараюсь выбирать интересные и нестандартные формы проведения НОД, используя разные виды деятельности для того, чтобы поддерживать внимание воспитанников, повысить познавательный интерес. В результате у детей развивается воображение, внимание, мышление, память, коммуникативные способности.
Организацию НОД я структурирую примерно следующим образом :
• В водной части создается проблемная ситуация, стимулирующая детей к поиску ее решения.
• В основной части детям даются знания необходимые для решения проблемного вопроса на основе содержания различных разделов программы с опорой на наглядность. И параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучения связной речи.
• В заключении предлагаю любую практическую работу на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.
Основные принципы, которыми я руководствуюсь, остаются те же:
• Демонстрировать позитивное отношение к ребенку, не проявляя раздражения.
• Общаться эмоционально, так как монотонная речь быстро утомляет.
• Меньше замечаний, больше похвалы.
• Находиться рядом, быть готовым к эмоциональной поддержке.
Так как современные требования к образованию дошкольников предполагают максимальное сокращение занятий (по типу уроков) и увеличение количества других форм: игры, наблюдение, беседы, обсуждения и др., поэтому знания, полученные в НОД по ФЭМП, я закрепляю в повседневной жизни в процессе организации различных видов деятельности в режимных моментах.
Особое внимание уделяю дидактическим играм, которые основаны на базе сенсорных представлений. В игровой форме раскрывается творческий потенциал у детей. Многократное повторение и закрепление изученного материала в игре позволяет каждому ребенку раскрыться и показать свои возможности.
В свободной деятельности широко использую сюжетно-ролевые игры, где создаются условия для применения математических знаний и способов действий. В ходе выполнения игровых заданий я побуждаю каждого ребенка пояснить свои действия, что и как он делал, что получилось в результате.
Интеграция умственной и физической нагрузки осуществляю на физкультуре, где четко просматривается двигательная деятельность с математическим содержанием. Практикую использование различных считалок, в которых используется порядковый и количественный счет. Порядковый счет присутствует и при расчете на «первый-второй», при команде и дозировке общеразвивающих упражнений. После проведения подвижных игр, в которых водящий ловит игроков, дети считают пойманных игроков, сравнивают, какой водящий поймал больше (меньше). Широко использую подвижные игры с математическим содержанием, например: «Эстафета парами», «Попади в круг», «Сделай фигуру», «Чья команда соберет больше мячей в корзину», «Метание на дальность» и другие. Все эти математические понятия закрепляются и на прогулке, во время подвижных игр, дети, не осознавая нагрузки считают, размышляют, думают.
На своих занятиях по художественной литературе я выбираю произведения, способствующие формирование представлений о количественных отношениях, частях суток, днях недели, временах года, величине, ориентировке в пространстве. Например, «Колобок» познакомит с порядковым счётом, «Теремок» и «Репка» помогут запомнить количественный и порядковый счёт. Также широко использую считалки, загадки, пословицы, поговорки, приметы по теме.
Учитывая, что математическое развитие может осуществляться через интеграцию с другими образовательными областями (практически всеми) из этого вытекают свои плюсы и минусы:
• При интеграции я объединяю несколько видов деятельности, одновременно ставя несколько целей, в результате работа получается объёмной, и я не укладываюсь во времени (отведённых 20 мин.);
• НОД во вторую половину дня не даёт ожидаемого результата, т. к. у детей снижена работоспособность;
• Отсутствие пособий и методической литературы с учё том ФГОС отражается на интеграции: затрачиваю много времени и усилий на планирование и организацию образовательной деятельности.
Конечно, у интеграции НОД есть и свои плюсы:
1. Возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей;
2. Экономия времени для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой
деятельности;
3. Ребёнок не успевает утомиться от количества приобретённых знаний за счёт эмоционального восприятия и перехода к другой деятельности.
Бесспорно, интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, даёт возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями, всё сводится к полноценному развитию детей.