Иванова Елизавета Александровна
Проект «В мире классической музыки»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
В этом высказывании звучит мнение музыканта XIX века. Возникает вопрос: а как сейчас воспринимается классическая музыка. Достаточно ли она понятна в современном мире? В разных странах и у разных народов всегда считалось, что музыка обладает сильным воздействием на внутренний мир человека. Она может доставить наслаждение или напротив, вызвать сильное душевное волнение; способна побуждать слушателя к размышлениям и открывать перед ним неизвестные ранее стороны жизни. Именно музыке дано выразить глубокие чувства, которые порой невозможно описать словами.
Публикация «Проект „В мире классической музыки“» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Школьные, ученические проекты, исследовательские работы
- Темочки
Формирование основ музыкальной культуры детей - актуальнейшая задача сегодняшнего дня. В настоящее время люди часто не умеют слушать и слышать не только природу или музыку, но и друг друга. Поэтому сегодня, как никогда актуальны вопросы музыкального воспитания детей. Важно развивать целостное художественно-эстетическое восприятие мира уже в дошкольном возрасте. И здесь нам помогают шедевры классической музыки.
Классическая музыка обладает мощным ресурсом для прочувствованного и осознанного восприятия музыки, дает детям возможность выразить свои впечатления в различных проявлениях творчества. А главное, она приоткрывает детям дверь в храм искусства. С помощью классической музыки, можно дать детям нравственные понятия: доброта, отзывчивость, любовь к Родине, сопереживание; формировать доброжелательное отношение к животным; воспитывать чувство прекрасного, уметь видеть красоту природы и оберегать ее.
Роль и значение музыкального искусства в обществе исключительно велика, поскольку музыка служит уникальным по своей природе средством коммуникации; она передает мысли, чувства, идеи, объединяет самые различные слои населения. Дошкольное детство - период, наиболее благоприятен в отношении становления музыкальности. Ранние музыкальные впечатления достаточно глубокие и оставляют отпечаток на всю жизнь. Порой они становятся основным импульсом для дальнейшего эстетического развития ребенка, о чем свидетельствуют воспоминания композиторов, выдающихся музыкантов-исполнителей. Воспитание слушателя, способного отличить подлинную красоту высокого искусства от дешевой, низкопробной подделки, должно начинаться уже в дошкольном детстве, поскольку именно этот возраст является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости.
Восприятие (слушание) музыки - один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В нем дети приобретают большой объем музыкальных впечатлений, учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать ее. Основываясь на анализе психолого-педагогической литературы и результатах собственных наблюдений, можно сделать выводы, что необходимо способствовать накоплению детьми опыта восприятия музыкальной классики, способности передать музыкальные образы в движении, формированию у воспитанников музыкальных эталонов.
Таким образом, возникла необходимость разработки проекта «В мире классической музыки», реализация которого способствует приобщению детей дошкольного возраста к музыкальной классике. Интерес к классической музыке никогда не иссякнет, так как ее возможности безграничны. Именно классическая музыка является некой магической связью поколений. Каждый человек находит в классике что-то необходимое для себя: одухотворенность, успокоение, гармонию, отклик на свои чувства и ответы на сложные вопросы. Классическая музыка, безусловно, была, есть и будет актуальна в современном мире.
Возрастная группа: 6-7 лет
Цель и задачи проекта :
Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к музыкальной классике, формирование начал музыкально-художественной культуры, формирование творческой личности ребенка через развитие его музыкальных способностей.
Цель достигается в процессе решения поставленных задач.
Задачи:
• Развивать творческое воображение у дошкольников средствами слушания музыки.
• Расширять представления о классической музыке и композиторах.
• Вызвать и поддерживать интерес к музыке, сопереживание музыке, проявления эмоциональной отзывчивости, развивать музыкальные способности, воспитывать эстетические чувства.
• Побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления исполнительской, творческой деятельности (в образном слове, рисунках, движениях, инсценировках).
• Взаимодействовать с родителями на принципах партнерства и сотрудничества, для формирования единого образовательного пространства развития личности ребенка.
• Сформировать у родителей активную позицию в музыкальном воспитании и образовании детей.
Сроки реализации: 1 месяц
Участники: дети подготовительной группы
Основные формы реализации проекта :
• Интервьюирование детей - «Что ты знаешь о классической музыке?»
• Индивидуальные беседы с детьми «Мои любимые классические музыкальные произведения».
• Рассказ воспитателя о творчестве композиторов М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, М. И. Глинки, о создании альбома М. П. Мусоргского «Картинки с выставки»
• Анализ продуктивной деятельности (рисунки) «В гостях у сказки» «Времена года. Весна».
• Анкетирование родителей - «Классическая музыка в вашей семье».
• Доминантные занятия по слушанию музыки;
• Слушание музыки в режиме дня
• Работа с познавательной литературой;
• Продуктивная деятельность (изодеятельность); рисование образов после прослушивания музыкальных композиций.
• Музыкальные викторины;
• Релаксационные паузы;
Этапы проекта :
• 1 этап - подготовительный;
• 2 этап - реализация проекта;
• 3 этап - презентация проекта.
1 этап - подготовительный
- Введение музыкальных минуток в группе (прослушивание классических композиций в группе).
- Обеспечение взаимодействия с родителями воспитанников детского сада по реализации проекта (информационные стенды, беседы, анкетирование, консультации, изготовление атрибутов, картин к итоговому мероприятию).
- Подготовка методической литературы.
- Подбор иллюстративного материала.
- Подбор музыкального материала.
-Подбор и создание мультимедийных презентаций
- Подбор развивающих игр, упражнений по пластике, мимике, логоритмике.
- Разработка сценария итогового мероприятия Музыкального спектакля «В музее оживших картин»
2 этап - реализация проекта
Совместная деятельность педагога с детьми.
- Чтение рассказов о жизни и творчестве композиторов классиков «Музыкальные страницы»
- Показ презентации «Симфонический оркестр»
- Показ презентации «Времена года».
- Показ презентации «Волшебный мир музыки Сен-Санса» и слушание произведений автора
- Слушание произведений из альбома «Картинки с выставки» - «Нянина сказка», «Танец невылупившихся птенцов», «Баба Яга», «Гномы» М. П. Мусоргского; «Прогулка» С. Прокофьева, «Камаринская» М. И. Глинки, «Аквариум» Сен-Санса, «Детский альбом» П. И. Чайковского.
- Организация выставки рисунков детей совместно с родителями «Мы рисуем музыку»
- Проведение НОД «Эти разные оркестры»
- Организация выставки детских рисунков на тему «Детский альбом» П. И. Чайковского;
- Разработка информационных листов для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с классической музыкой дома;
- Обогащение предметно-развивающей среды картинами, альбомами, портретами композиторов.
Совместная деятельность педагога, детей и родителей.
• Пропаганда знаний о влиянии классической музыки на развитие ребёнка для родителей воспитанников (индивидуальные беседы, рекомендации, анкетирование).
• Оказание информационной и методической помощи, родителям.
• Изготовление атрибутики к спектаклю, костюмов.
3 этап: Презентация проекта
Представление Музыкального спектакля «В музее оживших картин» с участием всех детей данной группы для родителей и других педагогов.
Ожидаемые результаты:
• Накопление детьми музыкально-слухового опыта, его расширение и обогащение в процессе знакомства с различными музыкальными произведениями.
• Закрепление знаний инструментов, узнавание тембра инструментов.
• Умение детей через рисунок понять и представить образ и настроение музыкального произведения.
• Умение словами рассказывать про услышанную музыку.
• Умение воспринимать музыкально-художественный образ, узнавать мелодию по отдельным фрагментам произведения.
• Образная речь, активный словарь должен пополниться новыми словами.
• Привлечение родителей к слушанию классической музыки дома и рисование рисунков вместе с детьми по мотивам музыкальных произведений.
Заключение
Как показывает практика, реализация проекта позволяет отойти от привычных стереотипов обучающих программ, повышает художественные требования к музыкальному репертуару в детском саду. В процессе реализации проекта было выявлено, что дети более увлеченно слушают классическую музыку; изменились особенности их музыкального восприятия : появилось произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения. Более глубокими и содержательными стали высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки, их образная речь. Словарь пополнился новыми словами. Дети различают и называют музыкальные произведения, композитора, определяют характер музыки, рассказывают об образе прослушанного произведения, отражают свои впечатления в рисунке, движении, пластике. Музыкальный язык - завораживающий, но непростой. И данный проект подтверждает, что педагог может не только развлечь, но и увлечь, не только заинтриговать, но и заинтересовать, научить слушать, понимать и принимать лучшее, что создано в музыке, то, что называется классикой.
Приложение
Конспект познавательного занятия к проекту "В мире классической музыки". Тема: Эти разные оркестры
Цель: знакомство со струнными музыкальными инструментами : скрипкой, балалайкой и гитарой; познакомить детей с симфоническим, русских народных инструментов и эстрадным оркестрами.
Программные задачи:
Закрепить понятия "вокальная" и "инструментальная" музыка. Дать определение оркестра.
Познакомить с определениями: классическая, народная и эстрадная музыка. Обогащать знания детей о свойствах и особенностях струнных инструментов: скрипки, балалайки, гитары.
Рассказать легенду возникновения струнных инструментов. Расширять музыкальные впечатления детей.
Обогащение словаря терминами: оркестр, дирижёр, пюпитр, музыкальный фрагмент. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.
Познакомить с расположением симфонического оркестра.
Ход занятия
Дети входят в музыкальный зал, садятся на стульчики. Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство, Осторожней, осторожней, Не спугнуть бы нам его.
Звучит "Вальс цветов" П. И. Чайковского в грамзаписи в исполнении симфонического оркестра.
- А кто исполняет эту чудесную музыку?
- Правильно, оркестр.
А на сцене будто праздник:
Серебро и медь,
Сколько труб и скрипок разных –
Трудно рассмотреть.
Кто-то вдруг из полумрака Вышел медленно на свет. Дирижёр, он в чёрном фраке, Он, как ласточка одет.
Всё блестит в сиянье света Не найти свободных мест. Мы, ребята, знаем – это Симфонический оркестр!
- Какая бывает музыка? /Вокальная и инструментальная. /
- Сегодня речь пойдёт об инструментальной музыке. Её исполняют оркестры.
- Оркестр – это коллектив музыкантов, играющих вместе на различных музыкальных инструментах. Оркестры стали появляться очень давно. Сейчас есть симфонические оркестры, русских народных инструментов, эстрадные, духовые, камерные, шумовые и т. д.
Самый богатый – симфонический оркестр. Он может исполнять разную музыку и передавать тончайшие настроения человека.
- Симфонический оркестр умеет раскрыть почти всё, на что способна человеческая речь: он может плакать, смеяться, изображать раскаты грома, щебет птиц. И всё потому, что в оркестре собраны голоса самых различных инструментов, а количество их порой достигает ста!
Показ и рассматривание схемы оркестра.
- Все исполнители расположены в определённом порядке. Впереди струнные – скрипки, виолончели, контрабасы. Далее духовые: медные – трубы, тромбоны, тубы; и деревянные
– гобои, флейты, кларнеты, фаготы. Далее ударные: барабаны, литавры, тарелки, треугольники.
В оркестре есть челеста, арфа, рояль.
Оркестр – хорошо организованное государство, которое имеет свои законы. Здесь есть свой король – управляющий оркестром, его называют дирижёр. /Показ иллюстрации. / Дирижёр может заставить оркестр играть так, как он этого хочет, хотя при этом не произносит ни одного слова. Он пользуется только палочкой. Поднимет её, стукнет легонько о пюпитр /подставку для нот/ и в оркестре воцаряется тишина. Взмахнёт палочкой – все инструменты, подчиняясь его воле, заиграют согласно и дружно.
- У нас тоже есть свой оркестр. Он – шумовой. Давайте поиграем в игру.
Игра "Оркестр".
- Впереди оркестра расположены струнные инструменты. А какие струнные вы знаете?
- Я познакомлю вас со струнными музыкальными инструментами, а какими – отгадайте сами.
Звучит "первый концерт" П. И. Чайковского. Показываю инструменты – дети их называют.
- А как же пришли к нам эти инструменты?
- Давным-давно наши предки на охоте стреляли из лука: натягивали тетиву и пускали стрелу. Однажды они услышали, что тетива очень красиво и звонко поёт. Так появились струны.
Все эти инструменты называют струнными, но исполняют на них разную музыку. На скрипке – симфоническую, на балалайке – русскую народную, на гитаре – эстрадную. Звучать они могут самостоятельно или в оркестрах, но в одном оркестре они никогда не играют, потому что звучат по-разному.
- Давайте послушаем небольшой отрывок – музыкальный фрагмент и вы попробуете определить инструмент, который будет звучать.
Слушание "первый концерт" П. И. Чайковского для скрипки с оркестром.
- Вы узнали музыкальный инструмент?
- Конечно, это скрипка. Недаром её за необычный звук называют королевой оркестра. музыкант, который играет на скрипке – скрипач. Она поёт человеческим голосом. Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны. Мотив журчит издалека Поёт про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив В них радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив Его названье … скрипка.
- Посмотрите, как она красива и изящна: тонкая "талия", плавные закругления. Эти отверстия на верхней доске скрипки называются эфы. К корпусу прикреплён гриф, который заканчивается завитком. На гриф натянуты струны. Очень многое в звучании зависит от смычка, который состоит из трости и древка, на который натянут конский волос.
Мы ещё не раз будем встречаться со скрипкой.
Прослушивание звучания балалайки.
- Что это за инструмент звучит? Правильно, это балалайка.
- Внимательно посмотрите на неё. Чем похожа на скрипку и чем от неё отличается? Число струн и смычок не нужен. Балалайка – щипковый музыкальный инструмент. На грифе – чёрточки для точного воспроизведения звуков. На балалайке играли на гуляньях. Пойдёмте и мы попляшем русскую пляску.
Звучит "Барыня" русская народная мелодия в исполнении оркестра русских народных инструментов.
- В оркестре русских народных инструментов звучат гармошки, балалайки, трещотки, свистульки, ложки.
- У нас есть свой ансамбль ложкарей. Послушаем их.
"Танец весёлых ложкарей" русская народная мелодия /"Яблочко"/. Прослушивание звучания гитары.
- Узнали? Правильно, это гитара. А электрогитара – главный инструмент эстрадного оркестра.
Слушание эстрадного оркестра.
- Ещё один струнный, вернее клавишно-струнный инструмент. Вы его слышите каждый раз, когда приходите на музыкальное занятие. Это пианино. Музыканты называют его фортепиано.
- Сейчас вы увидите, где находятся струны у пианино. (Открываю крышу, показываю молоточки, которые ударяют по струнам; педали).
- Фортепиано может заменить целый оркестр.
- А теперь я приглашаю вас потанцевать.
- Итак, сегодня вы узнали много нового и интересного о знакомых вам уже музыкальных инструментах.
Игровое упражнение «Где спит рыбка?»
Цель: развивать умение детей четко проговаривать текст, исполняя его ритмический рисунок. Закреплять умение изображать шумовыми инструментами длинные и короткие звуки.
Описание:
Музыкальный руководитель. Ночью темень. Ночью тишь. Дети. Тишшшь, тишшшь.
Музыкальный руководитель. Рыбка, рыбка, где ты спишь? Дети. Спишшшь, спишшь.
Музыкальный руководитель. Лисий след ведет к норе. Дети.
Изображают шумовыми инструментами шаги лисы. Музыкальный руководитель. След собачий к конуре. Дети.
Изображают шаги собаки.
Музыкальный руководитель. Белкин след ведет к дуплу. Дети.
Двигаются, как белочки.
Музыкальный руководитель. Мышкин – к дырочке в полу. Дети.
Изображают мышку.
Музыкальный руководитель. Жаль, что в речке, на воде.
Дети. Глиссандо на металлофоне вверх- Вниз.
Музыкальный руководитель. Нет следов твоих нигде.
Дети. Пожимают плечами и разводят руки В стороны.
Музыкальный руководитель. Только темень. Ночью тишь. Дети. Тишшшь, тишшшь.
Музыкальный руководитель. Рыбка, рыбка, где ты спишь? Дети. Беззвучно открывают рот.
Ритмическая игра «КАРТИНА ОЖИВАЕТ» Цель: учить составлять «Ритмический рассказ». Оборудование: картина, магнитофон, диски. Описание:
дети рассматривают картину Б. Кустодиева «Масленица». Определяют, кого и что они будут изображать. Перед слушанием музыки и имитацией движений им дается стихотворная установка на запоминание.
Чтоб картинку оживить – Всем внимательными быть. Роли мы распределим,
Все сейчас изобразим.
Прослушав музыку П. Чайковского «Масленица» из цикла «Времена года», дети определяют характер отдельных музыкальных фрагментов, соответствующих содержанию картины. Творческие задания выполняются коллективно или подгруппой. Одна часть детей изображает катание на лошадях, другая - катание на санках с горки, третья – игру в снежки, четвертая – полет птицы, пятая – музыкантов-скоморохов.
В соответствии с характером музыки действия распределяются так: Составлять «ритмические рассказы» следует с 1-2-х действий, затем увеличивать их количество. Рекомендованные картины:
И. Суриков. Взятие снежного городка. Ф. А. Васильев. Перед дождем. Оттепель.
Ритмическая игра «ТРИ МЕДВЕДЯ» Цель: развитие чувства ритма.
Демонстрационный материал: плоские фигурки медведей, раскрашенные в русском стиле.
Раздаточный материал: карточки с изображением трех медведей и кружочки.
Ход игры:
«Вы помните, ребята, сказку «Три медведя»? (Ответ детей).
В последней комнате Машенька легла на минуточку в кроватку и заснула. А в это время вернулись медведи домой. Вы помните, как их звали? (Дети отвечают). Послушайте, кто первый зашел в избушку?» (Выстукивает ритмический рисунок на инструменте на одном или двух звуках. Дети называют, кто пришел). Музыкальный руководитель выводит фигуру медведя. «Как идет мишка? Медленно, тяжело. Отхлопайте ритм ладошками, как он идет? А теперь найдите, куда положить фишку». (Дети кладут кружочки на соответствующее изображение).
Артикуляционная гимнастика.
Музыкальный руководитель делит присутствующих на две команды – "Снеговички" и "Сосульки". Затем исполняет песенку и объясняет каждой команде, какие мимические движения надо делать на те или иные слова. Со
следующим исполнением песни участники выполняют движения самостоятельно.
"Снеговички и Сосульки"
Вот Сосульки зимой удивились: (Смотрят, подняв брови и широко раскрыв глаза).
"Ах, какие же вы толстячки!"
Но на них Снеговички рассердились: (Хмурят брови, смотрят сердито).
"Не такие уж мы толстячки!"
А Сосульки ещё больше удивились: (Округляют рот буквой «о», поднимают брови).
"О, да вы ещё и сердиты!"
Снеговички ещё больше разозлились: (Вытягивают губы трубочкой, сводят брови).
"У-у-у! Мы действительно сердиты!"
Тут Сосульки свой сморщили нос: (Морщат нос, произносят слова с недовольством).
"Разговаривать с вами не будем!"
А Снеговички скривили свой рот: Кривят уголки рта, изображая возмущение.
"Мы играть с вами тоже не будем!"
Отвернулись друг от друга Толстячки и Худышки, насупились. Но ведь всем известно, что врозь-то жить скучно. Повернулись они друг к другу, подошли, обнялись и улыбнулись. Добро и дружба всегда побеждают!