Валентина Касьянова
Проект «Ребенок, народная культура и традиции»
▼ Скачать + Заказать документы
Проекта : «Ребенок, народная культура и традиции»
Участники проекта : Дети, педагоги, родители воспитанников.
Направление проекта : Воспитание нравственно-патриотических чувств и интернационализма дошкольников посредством приобщения к народным традициям.
Возраст детей, участников проекта : дети средней группы.
Предмет проекта : Традиции : детского сада, семейные, народные.
Публикация «Проект „Ребенок, народная культура и традиции“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Тип проекта : поисково-творческий;
Цель: приобщение детей к ценностям и традициям русской народной культуры, и культуры народов севера.
Воспитывать интерес к национальной культуре, вызвать положительные эмоции и чувства детей в процессе познания.
Задачи:
- Дать детям представление о том, что такое “традиции”.
- Знакомить с традициями детского сада, семейными традициями, традициями разных народов;
- Развивать интерес к истории, традициям в жизни людей;
- Развивать поисковую деятельность, творческую активность, коммуникативные навыки;
-развивать познавательные интересы, любознательность, наблюдательность; знакомить с традиционными и обрядовыми праздниками
- знакомить с историей возникновения праздников, народных традиций; - развивать связную речь, активизировать словарь детей пословицами, поговорками, прибаутками, скороговорками; - воспитывать нравственные качества личности (уважительное отношение к старшим, доброта, отзывчивость, справедливость, бережное отношение к природе).
Обеспечение проекта
Материально-техническое:
Аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер.
Библиотека для детей и родителей.
Народные музыкальные и шумовые инструменты, детские народные музыкальные инструменты.
Пояснительная записка к проекту
Россия крупнейшее в мире многонациональное государство, сформировавшееся на протяжении многих столетий, которое органично вобрало в себя много разных народов, языков, религий, нравов и обычаев. Каждый человек неповторим, это индивидуальность. Если бы мы все были одинаковыми, жить на свете было бы просто неинтересно, поскольку у каждого из нас есть чему поучиться, есть что-то интересное. Но для того чтобы жить в мире и согласии, необходимо наличие таких качеств, как ответственность, сдержанность, уступчивость, доброжелательность, терпимость. Другими словами, необходимо быть толерантным по отношению к другим.
Одним из направлений работы педагогического коллектива “Теремок” является “Воспитание нравственно-патриотических чувств посредством приобщения детей к истокам русской народной культуры и традиции народов севера». Наш город многонационален, и воспитание интернациональных чувств у дошкольников имеет актуальное значение. Для того чтобы уважать традиции своего народа и других народов их нужно знать.
Наш детский сад посещают дети разных национальностей: ханты, ненцы, коми, русские, украинцы, татары и др. Педагоги нашего детского сада знают о культурах детей, посещающих дошкольное учреждение, и организуют в различных формах приобщение детей к традициям разных народов. При этом акцент делается на том, что все мы разные, но у нас общие интересы, мы нужны друг другу для содержательной, интересной, доброй совместной жизни.
Педагогический проект “ Ребенок, народная культура и традиции” представляет собой разработку плана мероприятий на 2014-2015 учебный год. Целью использования проекта является желание педагогов погрузить дошкольников в поисково-творческую работу по исследованию, поиску традиций : детского сада, семей, народов разных национальностей, представителями которых являются семьи воспитанников.
Идея проекта заключается в следующем: все мы живем в России, чтобы любить и уважать свою Родину надо знать ее историю и традиции, но Россия страна многонациональная, в ней живут разные народы, имеющие свои традиции, познакомить с которыми мы можем на примере семей воспитанников разных национальностей.
Проблема: детям не понятно значение слова «традиция».
Задача детей: узнать традиции семей, о русской избе и других строениях, их внутреннем убранстве, предметах быта, исследовать - какие дела, мероприятия, проводимые в детском саду можно назвать традицией.
Задача педагогов, с непосредственным участием родителей: продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями. Расширять представления о народных игрушках (матрешки, городецкая, богородская). Знакомить с национальным декоративно прикладным искусством. Рассказать о русской избе и других строениях, их внутреннем убранстве, предметах быта.
План мероприятий на 2014-2015 учебный год «Ребенок, народная культура и традиции» в средней группе
Тема Цель месяц
1. Досуг «Осенины».
2. Знакомство с русской избой «Как жили наши бабушки и дедушки».
3. Чтение народных сказок, пение русских частушек, пословицы, поговорки.
4. Знакомство «Народная игрушка - матрешка».
5. Посещение мини – музея «Горница собирает гостей».
6. Праздничная программа «Горница собирает гостей».
7. Конкурс выставка поделок «Русские –
народные игрушки».
8. Театрализованное представление «Зимушка -Зима».
9. Конкурс выставка рисунков детей
по русским народным сказкам.
10. Составление книги- альбома «Из истории наших экспонатов».
11. Фотоэкспозиция «Быт русского народа в старину».
12. Праздник «Посиделки с русским чаем».
13. Путешествиев прошлое «Русский национальный костюм».
14. Утренник «Здравствуй Масленица».
15. Знакомство детей с прикладным искусством разновидности берестяной посуды.
Закрепить знание песен, хороводов, игр об осени, об урожае.
Знакомить с традиционно-бытовой культурой русского народа (горница, изба, домашняя утварь).
Приобщать детей к русскому фольклору, развивать речь.
Знакомство с народной игрушкой – матрешкой, как символ русского народного искусства
Знакомить с предметами быта в горнице, и их назначением, развивать интерес к предметам рукотворного мира.
Продолжать развивать интерес к жизни в русской деревне, знакомить с русскими народными традициями, хороводами, песнями, плясками, играми
Продолжать развивать интерес к жизни в русской деревне.
Знакомить с русскими народными сказками, обогащать словарный запас.
Вызвать желание детей рисовать по мотивам русских народных сказок.
Знакомство с предметами быта в избе, и их назначением, развивать интерес к предметам рукотворного мира прошлого.
Знакомство с предметами домашнего обихода в старину, воспитывать бережное отношение к старинным вещам.
Продолжать знакомить русскими народными традициями, приобщать детей к русскому народному фольклору.
Знакомство детей с русским национальным костюмом.
Продолжать знакомить с русскими народными традициями, обогащать словарный запас.
Знакомство с прикладным искусством – возрождение искусства работы по бересте, показать необходимость берестяной посуды и ее разновидности. Сентябрь
Октябрь
Октябрь
Ноябрь
Ноябрь
Ноябрь
Декабрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Март
Апрель
Апрель
Май
Формы и методы работы:
Развитие речи, знакомство с художественной литературой
Изучение стихов о детском саде, семье, Родине. Знакомство с поэзией разных народов.
Чтение сказок разных народов.
Собрать книгу сказок “Играем в сказку».
Познавательное развитие
Знакомство с уже сложившимися традициями детского сада.
Знакомство с традициями в семьях воспитанников.
Изучение народного декоративно-прикладного искусства.
Изучение традиций народов севера.
Оформление групповых альбомов семейных традиций “А у нас традиция такая”.
Выставка “Национальные куклы”.
Игровая деятельность
Сюжетно-ролевая игра “В гостях у семьи”.
Театральная неделя “Играем в сказку” : драматизация народных сказок – совместное творчество воспитателей и родителей воспитанников.
Музыкальная деятельность
Народные праздники.
Разучивание народных песен, песен патриотического содержания.
Физическая культура
Изучение народных игр.
Неделя народной игры.
Продуктивная деятельность, рисование
Выставки детского творчества: “Народные куклы».
Участие в выставках.
Участие в театральной неделе, изготовление декораций и костюмов к спектаклям
Ожидаемый результат:
Данный проект помогает воспитателям раскрыть ребенку мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих родной город, их обычаях, традициях, фольклоре; на основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей. Через приобщение детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, формировать у них представление о себе и других как о личности.