Лариса Дакшева
Проект «Знакомимся с историей и культурой татарского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Татары являются древним населением Мордовского края. В настоящее время татар в Мордовии проживает 46,3 тыс. чел., что составляет 5,21 % от населения республики. Татары компактно проживают в Атюрьевском, Ельниковском, Зубово-Полянском, Инсарском, Кадошкинском, Лямбирском, Рузаевском, Темниковском районах. В Мордовии 46 татарских, 18 смешанных населенных пунктов. 31 татарская школа, 29 школ с преподаванием татарского языка, 13 татарских дошкольных учреждений, 28 мечетей. Работает общество татарской культуры «Якташлар» (Саранск, Общество им. Ш. Камала (Рузаевский район, Саранское мусульманское религиозное общество. Издаётся «Татар газетасы» (Саранск, с 1997). Народный ансамбль песни и танца «Умырзая» (Лямбирский район, с 1963, эстрадный ансамбль «Чулпан» (Лямбирский район).
Публикация «Проект „Знакомимся с историей и культурой татарского народа“» размещена в разделах
На современном этапе развития общества проблема воспитаниятолерантности становится особенно актуальной. Первые шаги в социумсвязаны с приобщением ребенка к народной культуре. Чтобы понять и принятьиного, другую национальную культуру, необходимо изначально приобщиться кистокам своей, осознать ее духовное богатство и социальную ценность. Традиции каждого народа неповторимо своеобразны. По своейсоциальной сущности, они были специфической формой передачи знаний иопыта предшествующих поколений, т. е. особым педагогическим процессом,охватывающий в первую очередь, нравственные нормы, наколенную векамимудрость, жизненный уклад окружающей микросреды. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие впраздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ,поддерживают интерес к его истории и культуре. Погружая ребенка внациональный быт, мелодику речи, песен, мы создаем естественную среду дляовладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизнии таким образом формируем любовь к малой и большой Родине.
Цель: Приобщать детей к культуре своего народа и национальности.
Задачи:
- Воспитывать интерес и любовь к татарской национальной культуре,народному творчеству, традициям, народным детским играм.
- Воспитывать любовь к родному дому, семье, малой родине – селу, кродной земле.
- Знакомить детей с историей родного края, с истоками народноймудрости : сказками, потешками, загадками, закличками, пословицамии поговорками.
- Развивать у детей чувство причастности к традициям и бытовойкультуре татарского народа.
- Учить понимать и любить красоту произведений декоративно –прикладного искусства, восхищаться ими, с уважением относиться ктруду народных умельцев.
- Воспитывать желание создавать красоту своими руками.
Основные формы реализации проекта : занятия, экскурсии, беседы, чтениехудожественной литературы, праздники и развлечения, игровая деятельность,театрализованная деятельность, продуктивная деятельность, работа сродителями и социумом.
Познавательная деятельность.
Беседы: «Моя семья», «Мое родное село», «Кто мы, откуда? Где нашикорни?», «Мы – татары», «Что означает твое имя?», «Дом, дом, открой свою тайну»,«Любимые семейные праздники», «Умельцы села», «Татарский этикет»,«Семейные традиции».
Чтение татарских народных сказок «Как бедняк гуся делил»,
«Гульчачак», «Гульназек», «О кривой березе», «Саран и юмарт», «Куркак
юлдаш», «Шурале», «Угикыз», «Кем кочле»; сказокА. Алиша «Аерылганныаю
ашар, буленгенне буре ашар», «Утлы йомырка»; стихов, басен и сказок Г. Тукая
«Кеже белен сарыкэкияте», «Су анасы», «Жемчужины».
Знакомство с татарскими пословицами, поговорками, скороговорками,закличками, загадками, баснями, с народным юмором.
Слушание татарских песен, колыбельных песен.
Игровая деятельность.
Подвижные игры: «Почмакалыш», «Аю – буре», «Разбей горшок»,«Жмурки», «Петухи», «Продаем горшки», «Липкие пеньки», «Стрелок»,«Эбекле», «Йозекяшереш».
Хороводные игры: «Курсет эле ускенем», «Наза», «Кария – Закария»,«Амина», «Чума урдек, чума каз», «Тюбетейка», «Чат – чат».
Праздники и развлечения.
Фольклорные праздники «Навруз», «Грачиная каша», досуг «Посиделки смамами» (приобщение к традиции чаепития, конкурс татарских блюд,спортивный праздник с папами (на основе татарских игр, развлечение «Бабушкин сундучок», татарский праздник Сабантуй.
Прогнозируемый результат.
Культурные традиции и фольклор татарского народа окажет большоевоспитательное влияние на воспитанников. В результате реализации проекта удетей формируется :
- нравственно-патриотические чувства;
- основы национального самосознания;
- умение творчески применять имеющуюся информацию по различнымэлементам народной культуры;
- положительное эмоциональное отношение к произведениям татарскихписателей; предметам народной культуры.
Литература
1. Методическое пособие «Приобщение детей к культуре и традициям
татарского народа» Барда, 2002 год, составитель Ф. Н. Мурланова.
2. Н. А. Арапова - Пискорева «Мой родной дом».
3. Л. Н. Зыкова, Ф. С. Пак «Пермский хоровод».
4. Л. В. Коломийченко «Формирование межнациональной толерантности детей
дошкольного возраста в условиях поликультурного образовательного
пространстваприкамья», «Формирование основ межнациональной
толерантности в процессе социального развития и воспитания дошкольников».
5. Р. А. Файзуллина «Татарская поэзия и фольклор в детском саду».
6. Н. Исанбат «Радость малышей», «Загадки и пословицы».