Анна Королева
Проект «Зимующие птицы» в средней группе детского сада.
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта.
Участники: воспитатели, дети, родители.
Актуальность: в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Публикация «Проект „Зимующие птицы“ в средней группе детского сада,» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Проекты
- Птицы. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Тип проекта : по содержанию – интегративный; по уровню усвоения материала – текущий; по количеству – групповой; по срокам выполнения – краткосрочный; по виду деятельности – творческий.
Срок реализации – 1 неделя (01.12.2014 – 05.12.2014).
Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.
Задачи:
Для детей
Образовательные:
1. Формировать и расширять представления детей о зимующих птицах, их образе жизни и повадках;
2. Уточнение и расширение словаря по теме (птица, голова, крыло, хвост, синица, снегирь, ворона, воробей, сорока, летать, клевать, прыгать).
3. Поддерживать интерес детей к природе зимой.
Развивающие:
1. Развивать и обогащать речь детей, повышать эрудицию и интеллект;
2. Поддерживать стремление активно вступать в общение, высказываться;
3. Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности;
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к природе.
2. Воспитывать ответственное и бережное отношение к птицам.
Для педагогов:
1. Повысить уровень творческой инициативы педагогов.
2. Развивать способность к готовности применения современных методик и технологий для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.
3. Создать условия для результативного взаимодействия с семьями воспитанников в целях дальнейшего сотрудничества.
Для родителей:
1. Проводить работу с родителями, привлекая их к экологическому воспитанию детей в семье.
2. Способствовать формированию у родителей потребности в частом общении с детьми.
Творческий продукт проекта : выставка работ детей (творчество на тему проекта, разукрашивание рисунков, посвященных экологической тематике, разукрашивание пластилином «Снегирь».
Ожидаемые результаты:
Для детей:
- повышение знаний у детей о зимующих птицах;
- развитие способности детей отражать свои знания, впечатления, мысли и чувства в играх, изодеятельности, пении, составлении собственных рассказов;
- употребление в речи активного словаря;
- развитие интереса к коллективной работе со всеми участниками образовательного процесса.
Для педагогов:
- самореализация, повышение творческого потенциала;
- повышение компетентности в использовании современных педагогических технологий в образовательном процессе.
Для родителей:
- повышение заинтересованности родителей экологическим воспитанием детей.
- повышение уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.
Этапы.
I. Подготовка – выбор темы проекта, определение формы выражения итогов проектной деятельности.
Деятельность детей: 1. Дети совместно с воспитателем знакомятся с материалом проекта и отвечают на вопросы. 2. Совместно с воспитателем рассматривают наглядно- дидактический материал. 3. Вовлечение родителей в творческую работу.
Деятельность воспитателя: 1. Беседа в диалоговой форме с детьми о зимующих птицах, сформировать у них первые представления об особенностях жизни птиц. 2. Вызвать интерес к теме проекта. 3. Воспитывать бережное и ответственное отношение к зимующим птицам.
Деятельность родителей:поиск наглядно-дидактического материала.
II. Планирование – анализ проблемы, определение задач, средств реализации проекта, выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в группе, формулировка вопросов, на которые необходимо ответить, отбор литературы.
Деятельность детей: 1. Знакомство с планом действий:1. Художественная литература: чтение стихов, загадок, пословиц. 2. Учат стихи, посвященные зимующим птицам.
Деятельность воспитателя:1. Подборка необходимой литературы. 2. Подготовка материала к итоговому мероприятию. 3. Координация деятельности родителей по созданию совместного с ребенком творческого продукта.
Деятельность родителей: Помощь ребенку в создании творческого продукта.
III. Принятие решения – сбор и уточнение информации, обсуждение различных гипотез, выбор оптимального варианта, уточнение плана деятельности.
Деятельность воспитателя:1. Работа с информацией, дополнительной литературой. 2. Выполнение оформления проекта. 3. Оформление выставки детских творческих работ.
IV. Выполнение – выполнение проекта
Деятельность детей:1. Изобразительная деятельность: разукрашивание рисунков на проектную тематику. 2. На занятиях по развитию речи и худ. литературы читаем стихи, разгадываем загадки на тему проекта. 3. На занятии по окружающему миру рассказ «Как мы можем помочь птицам пережить зиму».
Деятельность воспитателя:1. Наблюдает за работой учащихся. 2. Активизирует словарный запас.
3. Помогает в оформлении выставки, привлекая к работе родителей.
V. Оценка результатов – оценка выполнения проекта : поставленных целей, достигнутых результатов, анализ причин недостатков.
Деятельность воспитателя: обсуждение выполнения проекта, формулировка выводов.
Приложение 1
Беседа «Как помочь птицам пережить зиму?»
Задачи: Формировать у детей представления об особенностях жизни и поведения воробьев в холодное время года. Закрепить знания о зиме. Развивать познавательный интерес к родной природе. Вызвать у детей сочувствие к птицам, которые страдают зимой от холода и голода, желание и готовность им помогать. Воспитывать бережное и заботливое отношение к животному миру.
Наглядный материал: Фотография воробья, фигурка птицы, зерна, крупа, хлебные крошки, кормушка;
Предварительная работа: Развешивание кормушек, кормление птиц, наблюдение за воробьями.
Ход занятия.
Ребята, сегодня у нас в гостях маленькая птица. Она вот в этом домике сидит. А для того, чтобы двери домика открылись, нужно отгадать загадку.
Загадка о воробье
Коротка моя песенка, вот:
Чик-чирик!
Другой никакой я не знаю.
Зимовать не улетаю,
А под крышей обитаю.
Увидев добычу, я вмиг
С крыши за нею слетаю.
Прыг-скок! Чик-чирик!
Не робей! Я бывалый …
(воробей)
Молодцы, вы правильно отгадали загадку. Это воробей. А вот и сам воробей. (Из домика достается фигурка воробья). Что же рассказывает нам воробей? Ах, вот оно что!
Ребята, какое сейчас время года? Какая погода на дворе? Как люди защищаются от холода? (Ответы детей на вопросы). А вот наш воробышек рассказывает, что у птиц нет теплых шубок и шапочек. А живут воробьи под крышами, так что домов с горячими батареями у них тоже нет. Поэтому, ребята, птицам зимой очень холодно.
- Зимой воробьи мало чирикают, а больше молчат.
- В холодную погоду воробьи меньше двигаются, чем в теплую погоду.
- В морозную погоду воробьи сидят стайкой, распушив перья и нахохлившись – так им легче согреться.
Воробьи – дружные птицы, не любят жить поодиночке. Они собираются в стайки – большие компании. В морозные дни воробьи садятся радом друг с другом, распустив перья и нахохлившись. Вот так. (Воспитатель разводит в стороны округленные руки и втягивает голову в плечи). Попробуйте нахохлиться как воробышки зимой. (Дети выполняют задание).
Подвижная игра «Тепло, холодно»
А сейчас давайте поиграем в игру «Тепло, холодно».
Вы, ребята, будете воробьями. По команде «тепло» - летайте и чирикайте, а по команде «холодно» - нахохлитесь и садитесь на корточки рядышком друг с другом. (Проводится подвижная игра).
Ребятки, взгляните за окошко.
Загадка о кормушке для птиц
В зимний день среди ветвей
Стол накрыт для гостей.
Дощечка новая,
Для птиц столовая,
Зовет обедать,
Крошек отведать.
Что это? (Ответы детей). Это кормушка. Для чего мы ее повесили? (Ответы детей). Птицам зимой не только холодно, но и голодно. Нет ни букашек, ни жучков, ни ягодок, ни травки. Тяжело зимой птицам отыскать еду. Как мы с вами можем помочь птицам пережить зиму? (Ответы детей). Вот и устроили мы с вами кормушку для птиц, чтобы помочь им пережить холодное время года. А что мы насыпаем в кормушку, чем питаются птицы? (Ответы детей).
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть зерна – и не страшна
Будет им зима.
«Спасибо вам великое».
Пальчиковая гимнастика «Воробей»
Ты малыш, воробей,
На морозе не робей.
По кормушке клювом бей,
Наедайся поскорей.
(Дети сцепляют большие пальцы и машут ладонями, имитируя полет птицы. Затем ставят округленную кисть правой руки подушечками пальцев на стол и постукивают подушечкой указательного пальца. Затем то же самое проделывают левой рукой).
Вот пойдем мы с вами сегодня гулять и насыплем в кормушки хлебных крошек, крупы, зернышек, семечек.
Приложение 2
НОД «Снегирь»
Задачи: вызвать интерес к образу птицы, желание сделать рисунок.
Материал: шаблон снегиря, цветной пластилин.
Ход занятия.
Воспитатель говорит, что наступила зима, птицы готовятся к ней. Рассказывает о том, что птицам зимой необходимо помогать.
Далее воспитатель показывает детям шаблоны снегиря, пластилин. Воспитатель напоминает, что необходимо размазывать пластилин аккуратно, не заходить за линии, делать тонкий слой. После изготовления все работы рассматриваются и отправляются на выставку.