Клюшова Татьяна
Проект «Зимняя мозаика» в подготовительной группе
Познавательно-оздоровительный проект в подготовительной к школе группе детского сада муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №197» комбинированного вида
МБДОУ «Детский сад № 197»
Выполнила:
Клюшова Т. Н.
г. Барнаул
2021
1.1. Пояснительная записка
Публикация «Проект „Зимняя мозаика“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Проект спроектирован с учетом ФГОС ДО, особенностей образовательного учреждения, региона. В законе – ФЗ «Об образовании…» ст. 2 ч. 9 под образовательной Программой понимается «комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты, организационно - педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим ФЗ, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов».
Проект разработан в соответствии с ФГОС ДО, и построен на основе основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2016.).
Физическое воспитание ребенка является одним из ведущих направлений формирования здорового образа жизни. В дошкольном учреждении здоровье ребенка и его физическое развитие занимает центральное место в программе обучения и воспитания. В настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растет доля умственной нагрузки и в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития.
В дошкольном возрасте проявляется наибольшая двигательная активность ребенка, поэтому очень важно при помощи физических упражнений развивать ее и поддерживать на протяжении продолжительного времени. Упражнения и подвижные игры, способствуют развитию у ребёнка двигательных навыков и оказывают значительное влияние на нормальный рост и развитие всех органов и тканей.
Но одним из обязательных условий формирования здоровья ребенка является культура здоровья семьи. Дома же родители предпочитают занять ребенка спокойными играми. Чаще всего это просмотр телевизора или игра на компьютере. Многие родители осознают, что недодают своим детям внимания и заботы и объясняют это нехваткой времени, усталостью, плохим самочувствием. Конечно, работать и одновременно воспитывать ребенка - задача не из легких. Но бывает и так, что за оправданиями скрывается отсутствие мотивации заниматься своим ребенком, что можно объяснить нехваткой элементарных знаний по педагогике, психологии, валеологии. Отсюда вытекает важная проблема: недостаточное внимание семьи в вопросах, связанных с укреплением здоровья ребенка через его физическое воспитание. Создание развивающего пространства совместно с родителями позволяет увеличить двигательную активность детей, обогащать знания детей и родителей о зимних видах спорта, углублять интерес к спортивным играм и упражнениям.
Цели и задачи реализации Проекта
Цели:
- повышение социального статуса дошкольного образования;
- обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
- формирование представления о том, что здоровье – главная ценность человеческой жизни, развитие двигательной активности и навыков здорового образа жизни у детей через активное участие родителей.
Задачи:
-создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
-объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
-формирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности;
-расширение и закрепление знаний детей и родителей о зимних видах спорта, о здоровом образе жизни;
-повышение педагогической культуры родителей в области физического развития; -формирование у детей потребности к физическим упражнениям и подвижным играм, навыкам здорового образа жизни, представление о безопасном поведении зимой.
Формы работы с родителями
1. Вовлеченность в проект позволяет всем членам семьи стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, открыть неизвестные стороны собственного ребенка, испытать чувство удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
2. Оформление папки- передвижки «Как одевать детей на прогулку зимой?», «Зимние виды спорта».
3. Оформление фотовыставки «Ах, как весело зимой!». Привлечение родителей к сбору фотографий для фотовыставки. Привлечение родителей к постройке снежного лабиринта, горки для катания на санках.
4. Консультации для родителей: «Как выбрать вид спорта?», «Физическое развитие ребенка: с чего начать?», «Почему нужно учить детей кататься на лыжах», «Здоровый образ жизни в семье», «Совместные занятия спортом детей и родителей».
5. Подготовка буклета для родителей «Спорт – это жизнь!»
План реализации проекта
Вид проекта : познавательно-оздоровительный.
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Участники проекта : дети подготовительной к школе группы, педагоги, родители.
Сроки реализации проекта : 11.01.21 г. - 29.01.21 г.
Формы реализации проекта :
НОД (рисование, лепка, познавательное развитие, физическое воспитание)
Наблюдение за природой
Чтение художественной литературы
Работа с родителями
Игровая деятельность
Трудовая деятельность
Самостоятельная деятельность детей
Методы проекта :
Словестный: беседы, чтение художественной литературы, объяснение (рисование, игровая деятельность, музыка, работа с родителями (беседы, консультации)
Практический: показ (рисование, аппликация, лепка, рисунки детей самостоятельной деятельности, готовые работы НОД
Наглядный: иллюстрации картинок, выставки детских работ, наблюдение за живой природой, презентация «Зимние виды спорта», «Зимние забавы»
Предполагаемый результат: оборудование снежных построек на участке, повышение двигательной активности детей на прогулке; развитие творческих способностей детей; сплочение их в совместной деятельности;
1 этап.
Первый этап - подготовительный
-подбор методической и художественной литературы, наглядно-дидактического материала, разработка консультаций и рекомендаций для родителей, конспектов НОД, развлечений, совместных мероприятий с родителями, разработка перспективного планирования по выполнению поставленных целей и задач.
2 этап.
Основной
-Введение детей в проблемную ситуацию, доступную их пониманию и близкую по имеющемуся у них опыту.
-Формирование устойчивого интереса к тематике проекта.
-Непосредственное внедрение в совместную деятельность воспитателя и ребёнка всех образовательных областей для реализации поставленных целей и задач по теме проекта.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Содержание работы над вторым этапом проекта :
Образовательные области.
Физическое развитие: Развлечение для детей «Снеговик на зимнем празднике». Оздоровительная гимнастика «Зимний лес». Подвижные игры «Мороз - красный нос», «Снежинки и ветер», «Птички в гнездышках», «Два мороза», игры – эстафеты «Кто быстрее на санках?», «Кто быстрее на лыжах?», «Кто дальше бросит снежок?».
Игровые упражнения «Снежинки кружатся», «Поймай снежинку», «По снежному лабиринту».
Скольжение по ледяным дорожкам. Ходьба по снежному валу. Игра в снежки. Катание с горки на санках - «ледянках».
Художественно-эстетическое развитие: Русская народная игра «Зимний хоровод»; драматизация сказки «Заячья избушка». Разучивание песен: «На санках», «Бубенцы звенят». Работы по аппликации на темы: «Рукавички с белоснежным узором», «Кружатся снежинки». Работы по рисованию на темы «Деревья в снегу», «Снежный лес». Лепка из пластилина на темы «Снеговик», «Зайчик», «Мой любимый вид спорта», «Спортивный инвентарь». Постройки из снега «Горка», «Домик для зверей».
Речевое развитие: Рассматривание сюжетных картин «Зимний лес», «Катаемся на санках», «Зимний пейзаж», «На горке». Составление описательных рассказов по картинам. Заучивание стихотворений о зиме. Использование пословиц, поговорок о зиме, объяснение их смысла.
О. Высотская «На санках», В. Берестов «Гололедица», А Босев «Трое», М. Познанская «Снег идет», Д. Чуяко «Сосульки», Н. Мигунова «Снежинки», А. Яшин «Покормите птиц зимой», В. Хорол «Зайчик», О. Высотская «Елочка», А. Барто «Снег сегодня белый-белый…»; сказки: Зимовье зверей», «Рукавичка», «Лиса и волк». Составление рассказов о видах спорта. Беседа «О, спорт, ты мир!», «Спорт – это здоровье». Обогащение словаря спортивными терминами.
Социально-коммуникативное развитие: Дидактические игры «Времена года», «Где спрятались витамины?», «Светофор здоровья», «Кто, где живет?», «Зима - лето», «Ты покажи – я отгадаю», «Назови спортсмена».
Настольно-печатные игры: «Подбери картинку», «Чей домик?», «Чей малыш?», «Дикие и домашние животные», «Найди пару», «Разрезные картинки», лото «Спорт».
Познавательное развитие: НОД «Лучики здоровья», НОД по физической культуре. Наблюдение за состоянием погоды, за снегом (сыпучий, мягкий, липкий). Наблюдение за деревьями, за зимующими птицами, прилетающими к кормушке. Опыты со снегом и льдом. Наблюдение за явлениям природы, типичными для зимы (иней, снег, гололед, метель). Беседа на тему: «Зимние виды спорта», «Если хочешь быть здоров…», «Опасный лед», беседы о спорте. Наблюдение за сосульками (длинные, острые, тяжелые, состоят изо льда, нельзя подходить к домам, на крышах которых висят большие сосульки; нельзя брать снег и сосульки в рот, т. к. может заболеть горло).
3 этап.
Заключительный
Обобщение результатов работы; оформление конечного продукта; итоговое мероприятие; презентация проекта. Анализ результативности.