Татьяна Ломтева
Проект «Здравствуй, сказка!» для воспитанников 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст воспитанников : 5– 7 лет Срок реализации программы: 2 месяца.
МБОУ Верховская ООШ дошкольная группа
Проект
«Здравствуй, сказка"
Возраст воспитанников : 5 – 7лет
Срок реализации программы: 2 месяца.
Автор: воспитатель
Ломтева Татьяна Андреевна.
с. Верховское. 2018 год.
Актуальность.
Публикация «Проект „Здравствуй, сказка!“ для воспитанников 5–7 лет» размещена в разделах
Развитие детской речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Снижающийся уровень бытовой культуры, бедное, безграмотное «говорение», агрессивно-примитивная речь – все это создает предпосылки и прямую угрозу языковой катастрофы.
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка. А сказка как сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы с детьми младшего школьного возраста.
Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребенка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир, развивает воображение, воспитывает. Процесс общения ребёнка с книгой – это процесс становления в нём личности. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней. Но, как известно, современные дети всё чаще проводят своё время за компьютерными играми, просмотром телепередач и всё реже читают книги.
В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребёнка взять в руки книгу. Слово «читатель» по отношению к детям младшего дошкольного возраста условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения – всё это во власти взрослого. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим, увлечённым читателем или встреча с книгой в дошкольном возрасте мелькнёт случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребёнка. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В книгах заключено особое очарование: книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.
Для повышения интереса к книге, любви к чтению разработала проект «Здравствуй, сказка!», развивающий устойчивый интерес к чтению сказок как произведению искусства. Проект знакомит детей с сокровищем народной мудрости – русской народной сказкой. Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания. Благодаря сказке дети познают мир не только умом, но и сердцем. И не только познают, но и откликаются на события и явления окружающего мира, выражая свое отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и не справедливости. В ходе проекта дети приобретают коммуникативные умения, вовлекаются в активную творческую деятельность, развивается речь, внимание, знания об окружающем, интерес к книге. Все эти факты послужили разработке данного проекта.
Целью проекта «Здравствуй, сказка!» является:
развитие речи, устойчивого интереса ребёнка к сказкам, как виду искусства; бережное отношение к книге.
Задачи:
воспитывать грамотного читателя, приобщая детей к книжной культуре;
воспитывать бережное отношение к книге как результату труда многих людей;
воспитывать интерес к художественной литературе;
воспитывать доброту, дружбу, доброжелательность, честность, справедливость;
воспитывать умение различать добро и зло на примере сказочных героев;
воспитывать интерес к народному творчеству.
развивать выразительную, образную диалогическую речь детей, приобщать к чтению;
развивать культуру речи, логическое мышление, творческую активность, внимание, память;
развивать устойчивый интерес к сказке как к произведению искусства;
развивать звуковую сторону речи, выразительность.
познакомить с традицией семейного чтения;
знакомить детей со сказками;
научить осуждать жадность, трусость, зависть;
научить понимать занимательность сюжетов сказок, особенность их языка;
научить детей слушать сказки и понимать их содержание.
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный этап:
Изучение психолого-педагогической и научно-методической литературы по теме проекта.
Начальная диагностика
2. Организационный этап:
Познакомить администрацию с проектом.
Разработка конспектов занятий.
Создание материальной базы (изготовление пособий для оснащения педагогического процесса, пополнение методической и художественной литературой).
3. Основной этап:
Реализация проекта.
Промежуточная диагностика.
4. Заключительный этап:
Подведение итогов реализации проекта (отчет по проекту).
Заключительная диагностика.
Принципы проекта.
Основополагающий принцип – принцип развивающего обучения, ориентированный на потенциальные возможности каждого ребенка и формирование способностей, интересов, склонностей, положительных взаимоотношений между детьми.
Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.
Принцип доступности предполагает соотнесение содержания характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности детей.
Принцип наглядности – «золотое правило дидактики» - основная информация усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие.
Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
1. Тематическое планирование.
№ Название темы Количество часов
1 Занятие «Что такое сказка» 1
2 Занятие. Встреча со сказкой «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят» 1
3 Занятие «За Коньком – Горбунком в сказку русскую войдем»» 1
4 Занятие «Путешествие в волшебную страну сказок». 1
5 Занятие «Сказка, сказка, я тебя знаю» 1
6 Занятие «Слушай тихо и гляди, сказка, в гости приходи!» 1
7 Занятие «В гостях у сказки» 1
8 Занятие. Игра - викторина «Большие буквы» «Сказка «Золушка» 1
9 Занятие «Сказка ложь, да в ней намек» 1
10 Занятие «Хоровод сказок» 1
2. Основные формы реализации проекта.
Структура занятий предполагает ориентацию воспитанника на творческий потенциал познания сказок, развитию речи, мышления путем разнообразных форм работы: занятия, викторины, игры.
1. Занятие «Что такое сказка»
План – проект :
1. Организационный момент.
2. Мотивационно – ориентировочный этап: загадка «Сказка».
3. Основная часть:
1) Информация о сказках, композиция сказки (присказка, зачин, завязка, концовка).
2) Знакомство со сказкой «Курочка Ряба».
3) Рассматривание иллюстраций.
4) Совместный пересказ сказки.
5) Дидактическая игра «Что лишнее?»
6) Рисование «Яичко не простое, а золотое».
4. Рефлексия.
1. Занятие. Встреча со сказкой «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», где герои попали в беду по разным причинам.
План – проект :
1. Организационный момент.
2. Мотивационно – ориентировочный этап.
3. Основная часть:
1) Слушание сказок.
2) Вопросы по содержанию сказок (выявление причин).
3) Обсуждение поведения героев сказок.
4) Высказывания детей.
5) Дидактическая игра «Расскажи сказку по картинкам»
4. Рефлексия.
2. Занятие «За Коньком – Горбунком в сказку русскую войдем»
План – проект :
1. Организационный момент.
2. Мотивационно – ориентировочный этап.
3. Основная часть:
1) Этап 1. «За Коньком – Горбунком в сказку русскую войдем»
2) Этап 2. «О какой героине говорится»
3) Этап 3. Конкурс «Лотерея»
4) Определение победителей.
5) Поощрение детей.
4. Рефлексия.
4. Занятие «Путешествие в волшебную страну сказок»
План – проект :
1. Организационный момент.
2. Мотивационно – ориентировочный этап. Письмо от Бабы Яги.
3. Основная часть:
1) Игра «Назови сказки».
2) Моделирование сказок : «Три медведя», «Маша и медведь», «Теремок», «Волк и семеро козлят».
3) Игра «Помогите!»
4) Физкультминутка «Сказки».
5) Игра «Собери сказки по картинкам»
6) Загадки о сказках, героях сказок.
7) Игра «Персонажи беседуют»
4. Рефлексия.
5. Занятие. «Сказка, сказка, я тебя знаю».
План – проект :
1. Организационный момент.
2. Мотивационно – ориентировочный этап.
3. Основная часть:
1) Сценка из сказки «Колобок» (на фланелеграфе).
2) Сценка по сказке «Теремок».
3) Игра – инсценировка по сказке «Репка».
4) Сценка «Мама коза приходит домой».
5) Сценка по сказке «Три медведя».
6) Рисование «Любимый сказочный герой»
4. Рефлексия.
6. Занятие «Слушай тихо и гляди, сказка в гости приходи!»
План – проект :
1. Организационный момент.
2. Мотивационно – ориентировочный этап.
3. Основная часть:
1) «Салат из сказок»
2) Игра «Волшебный узелок»
3) Игра «Сердце доброты»
4) Вспомни и назови прозвище сказочных героев.
5) Игра «Назови лишнее слово»
6) «Назови сказки» (по фрагментам)
4. Рефлексия.
7. Занятие «В гостях у сказки».
План – проект :
1. Организационный момент.
2. Мотивационно – ориентировочный этап.
3. Основная часть:
1тур – «Разминка».
2тур – «Веселая анаграмма»
3тур – «Выбор»
4тур – «Расставить по местам»
5тур – «Эрудит»
4. Рефлексия.
8. Занятие. Игра - викторина «Большие буквы». Сказка «Золушка»
План – проект :
1. Организационный момент.
2. Мотивационно – ориентировочный этап.
3. Основная часть:
1) Знакомство с участниками игры.
2) Испытание 1 «Составь слово из кубиков с буквами»
3) Испытание 2 «Исправь ошибки»
4) Физкультминутка.
5) Испытание 3 «Не урони»
6) Испытание 4 «Определи название цветов»
7) Испытание 5. «Составь слова»
8) Испытание 6 «Сладкоежка»
9) Супер игра.
4. Рефлексия.
9. Занятие «Сказка ложь, да в ней намек».
План – проект :
1. Организационный момент.
2. Мотивационно – ориентировочный этап.
3. Основная часть:
1) Разминка (назовите всех животных, от которых ушел Колобок)
2) «Кто это?» (мальчик, которого унесли гуси – лебеди)
3) «Что это?» (гостинцы, которые несла внучка бабушке)
4) «Почему?» (медведь сломал теремок)
5) «Продолжи» (Винни -Пух)
6) «Из какой сказки эти строки?» (яичко упало и разбилось)
7) «Театр – экспромт» (сказка «Теремок»)
4. Рефлексия.
10. Занятие «Хоровод сказок»
План – проект :
1. Организационный момент.
2. Мотивационно – ориентировочный этап.
3. Основная часть:
1) Конкурс 1. «Хорошо ли ты знаешь сказки».
2) Конкурс 2. «Ушки на макушке».
3) Конкурс 3. «Юный художник».
4) Конкурс 4.«Угадай – ка!»
5) Эстафета «Змей Горыныч».
6) Эстафета «Колобок».
7) «Полет Бабы – Яги».
8) «Телеграмма».
4. Рефлексия.
Ожидаемые результаты:
Обогащение словаря детей, совершенствование диалогической речи, использование в речи разнообразных языковых средств.
Повышение интереса детей к художественной литературе.
Разработка системы работы с книгой.
Возрождение домашнего чтения.
Приобретение коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребенка.
Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.
Обогащения эмоционально-чувственной сферы ребенка.
Приобщение детей к народному творчеству.
Список литературы:
Ресурсы Интернета.