Деконская Екатерина
Проект «Здравствуй, гостья Зима!» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Здравствуй, гостья Зима!» Актуальность темы: успешное обучение детей в детском саду напрямую зависит от познавательного и творческого развития детей в разных видах деятельности. Данный проект позволяет в условиях ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в зимнее время года. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием из личного опыта. В ходе реализации данного проекта дети учатся самостоятельно искать информацию, проводить практическую работу, делать соответствующие выводы, у них развиваются речевые навыки. Тип проекта : Познавательно-исследовательский, творческий
Публикация «Проект „Здравствуй, гостья Зима!“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2021
Период выполнения проекта : декабрь, январь (краткосрочный с 09.12.2019г. по 31.01.2020 г.)
Предмет проекта : явления природы зимой. Цель проекта : формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о живой и неживой природы зимой. Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней.
Задачи проекта : - расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность; - создавать условия для выявления свойств и качеств снега и льда; - развить любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность. - Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу. - Развивать интерес родителей к жизни детского сада. - Расширять и активизировать словарный запас детей. Проведение диагностических исследований: Ожидаемые конечные результаты: Изучая природу нашего края и наблюдая за сезонными изменениями в природе, птицах их приспособлениях к условиям зимы. Способствует развитию познавательной активности, творческих способностей детей, их воображения, логического мышления, умения замечать изменения в природе, коммуникативных качеств, экспериментальной деятельности превращения воды в лёд, льда и снега в лёд. Привлечение родителей к оформлению приёмной к Новому году, украшение группы своими руками к новогоднему празднику.
- Участники проекта : Дети, воспитатели, родители воспитанников. Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие. Образовательные: расширять детский словарь: «проказница, чародейка, запорошила, серебристый, вьюжная»; упражнять в умении согласовывать имена существительные с именами прилагательными; совершенствовать умение детей использовать в речи сложные предложения разных видов; Развивающие: Развивать диалогическую речь: умение участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы. Развивать мышление, зрительную память, внимание, музыкальный слух. Воспитательные: Воспитывать чувство восхищения красотой зимнего пейзажа, углубить знания детей о взаимосвязи человека и природы. Оздоровительные: укреплять физическое и психическое здоровье детей. Технологии и оборудование: - компьютер, телевизор, интернет, магнитофон, - художественная литература в соответствии с возрастом; - материалы для художественного творчества детей (клей, цветной картон, цветная бумага, мишура). При работе над данным проектом были использованы информационно-компьютерные технологии Цель: использования инновационных технологий заключается в том, что современное инновационное пространство предлагает новые технологии, способные повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей. Для чего были использованы в проекте инновационные технологии? Потому, что таковы новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных технологий (компьютер, интерактивная доска, магнитофон). Из выше, сказанного можно сделать вывод, что технологический подход, то есть новые педагогические и инновационные технологии гарантируют их успешное обучение в школе. В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребёнка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания.
Содержание проекта. Проект представляет собой деятельность по развитию умственных способностей детей. В процессе экспериментальной деятельности дети учатся логически и творчески подходить к процессу. Расширяются возможности для творческой деятельности для выполнения заданий. В свободной деятельности предлагается использование нетрадиционных техник при выполнении работ по замыслу, для этого в группе созданы условия и необходимые материалы. Дети учатся «глубже» воспринимать такие виды искусства, как живопись, литературу, музыку.
Схема реализация проекта.
1. Первый этап – подготовительный:
- Изучение уровня знаний по данной теме;
- Определение задач;
- Подбор игр, песен, художественной литературы.
Дети:
- дидактические игры, подвижные игры.
- разучивание стихов, песен.
- аппликация, эксперименты
2. Второй этап - практический
- Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.
- Познакомить с процессом превращения воды в лёд, льда и снега в воду.
3. Третий этап - заключительный
- Привлечение родителей к оформлению приёмной к Новому году, украшение группы своими руками к новогоднему празднику.
Критерии и показатели эффективности проекта : - ---Умение внимательно изучать природу нашего края и наблюдать за сезонными изменениями в природе, за пернатыми друзьями зимой. -Углублённость знаний и представлений об объекте, проявление познавательного интереса в повседневной жизни. Итоги проекта : Созданы условия и предпосылки для развития творческой деятельности и творческой самореализации, экспериментирования, цветом. Проявляют творческую активность при создании творческих работ, испытывают положительные эмоциональные чувства от деятельности и полученного результата. Вызван интерес к пернатым друзьям и помощи, когда мороз. Заинтересованность родителей в развитии творческих способностей детей и создании творческих работ. План работы над проектом :
I этап – подготовительный: Создание необходимых условий для реализации проекта. Разработка и накопление методических материалов. Создание развивающей среды. Подбор художественной литературы по теме. Разработка мероприятий II этап – основной (практический) : Фенологические наблюдения.
Занятия. Тема: «Зимующие птицы»
Дидактические игры: «Найди ошибки» (чего не бывает зимой) «Найди по следу» «Найди такую же снежинку» «Разведчики» (заметить, что изменилось в природе) “ Угадай, на что похожи?” (узоры на окнах) Беседы. «Почему мне нравится зима». «Как звери в лесу зимуют». «Как зимуют домашние животные» «Как человек помогает зимой животным в лесу». «Помоги птицам». «Зачем зимой снег» «Осторожно! Зимние травмы» «Как заботиться о здоровье зимой». «Откуда идёт снег». Программы: “Прогноз погоды” – телепередача об основных признаках сезонных изменений в неживой природе, календаре народных примет. “Диалоги о животных” – телепередача о сезонных изменениях в жизни животных. “Здоровье” – телепередача о технологиях укрепления здоровья зимой и способах оказания первой медицинской помощи. Рассматривание репродукций картин русских художников по теме «Зима». Опыты и эксперименты. Целевые прогулки. Экологическая тропа ДОУ. В зимний парк. Чтение художественной литературы: Н. Сладков «Суд над декабрём» В. Одоевский «Мороз Иванович»; К. Бальмонт «Снежинка» В. Зотов «Клёст», «О птицах»; В. Бианки «Кто к кормушке прилетел?», «Синичкин календарь», С. Маршак «Двенадцать месяцев»; Бр. Гримм «Госпожа Метелица».
Загадки о зимних явлениях в природе. Пословицы и поговорки о зиме.
Творческая мастерская. Вырезывание снежинок. Лепка снежинки. Вернисаж: «Зимушка». Рисование: «Деревья в инее». «Зимняя ночь» Работа с родителями: «Суперстоловая для птиц». Изготовление кормушек для птиц. Оформление папки-передвижки «Прогулки зимой». Оформление информации в родительский уголок: «Зимние травмы» Труд на участке. Подкармливание птиц. Расчистка дорожек от снега во время прогулки. С помощью воспитателя посыпать дорожки песком. Очистить вместе с воспитателем место для игр от снега. На прогулке совместно с воспитателем собирать снег в кучи и свозить для построения снеговиков. Физкультурные досуги: «Физкультурный досуг зимой» Третий этап заключительный: Обработка результатов по реализации проекта. Конкурс кормушек «Суперстоловая для птиц». Организация птичьей столовой» «Лакомка» на территории детского сада. Акция «Птицы – наши соседи на земле» : раздача листовки с призывом подкармливать и помогать птицам, зимующим в нашем городе. Выставка рисунков «Зимушка-зима». Фенологические наблюдения – зима. Неживая природа. Здравствуй, гостья-зима! Просим милости к нам. 1. Наблюдение за состоянием погоды. Определить, какая она (пасмурная, хмурая, зимняя, морозная, ветреная, солнечная, скучная, радостная и т. д.)
2. Игра “Разведчики” Цель: заметить, что изменилось в природе. Побеждает, увидевший большее количество изменений. (Вокруг белым-бело, морозец, снег поскрипывает под ногами, деревья нарядились в белые шубки и шапочки.) 3. Наблюдение за местоположением солнца утром и днем. Наблюдения проводить с одного и того же места. Художественное слово: Стали дни коротки, Солнце светит мало, Вот пришли морозцы. И зима настала. (И. Суриков) 4. Когда солнышко станет пригревать сильнее, предложить детям потрогать руками предметы, нагретые его лучами: скамейку, подоконник, рукав пальто. 5. Обратить внимание детей на время восхода и захода солнца. 6. Наблюдения за длительностью светового дня и ее последовательным изменением. Фиксировать в схеме-модели сокращение (увеличение) световой части суток. 7. Декабрь. В Древней Руси декабрь называли: – студень: на всю зиму землю студит; – хмурень, т. е. пора хмурого неба и ранних сумерек; – ветрозвон и ветрозим – настоящий первый месяц зимы с ее морозами, холодными ветрами и снегопадами;
8. Поговорки. Декабрь – ночь года. Декабрь год кончает, а зиму начинает. Зимой тулуп всякому люб. 9. – медведь в берлоге накрепко засыпает. 10. – зимоуказатель. Утро красно быть декабрю ясным, снежно – быть метелям. 11. – темный день, день солнцеворота. Январь. 12. Холоден и студен первенец года, его коренной месяц – царь морозов, корень зимы, ее государь. 13. Он строгий, льдистый, ледяной, пора снеговеев. В народе про январь говорят и так: студень, снеговик и трескун, лютый и лютовей. Это месяц ярких звезд, белых троп, синих льдов, прибывающего света, месяц ясного неба. 14. Январь, говорит народ, к весне поворот: году начало, зиме середина. “Мороз” старый дед, Ему двести лет, Мост сколотил, Во всю реку намостил, А весна пришла, Мост разнесла. 15. 19. 01 – крещенье, заправские морозы. 16. 29.01 – мороз и железо рвет, и птиц на лету бьет. Пословицы и поговорки о зиме. Как зима не злится, а весне покорится. Зима без снега — лето без хлеба. Зима — не лето, в шубу одета. Зима с заморозков начинается, а капелями кончается. Два друга — мороз да вьюга. Зима лето пугает, да все равно тает. Осень богата хлебом, а зима снегом. Зимний денек — воробьиный скок. На Новый год день прибавился на заячий скок. Готовь зимой телегу, а летом сани. Береги нос в большой мороз. Мороз невелик, да стоять не велит. Детские загадки о зиме. Падают снежинки, Зазвенели льдинки. И невидимый мороз Щиплет уши, щёки, нос!- Знаю, знаю я сама! - Это к нам пришла! (Зима) Время года, время года! Когда спит кругом природа. С золотыми берегами Под пушистыми снегами. (Зима.) Дождались меня салазки! Всё вокруг бело как в сказке. И в лесу и на дворе. Все деревья в серебре. Белоснежные дома. В гости к нам пришла (Зима.) Хлопнула в ладоши - Все поля в пороше. Молвила словечко - Зазвенела речка. На дома надела шапки. Птицам зябко, греют лапки. (Зима.) На дворе трещит мороз, Он кусает больно нос, Снег на улице лежит, По нему лыжня бежит. Праздник Новый Год идёт, Детям радости несёт, Угадайте время года, Что с холодною погодой, День короткий, ночью тьма, На дворе стоит (Зима.) В холодильнике живёт. Превращает воду в лёд. Щиплет пальчики и нос. Это дедушка (мороз! Рисовать на окнах — мастер, Но не требует фломастер…Щиплет нам зимою нос, Бодрый утренний … (Мороз) Если дома я в тепле. Он рисует на стекле. Если выйду погулять. Начинает приставать. Щиплет щёки, щиплет нос Надоедливый (Мороз.) На холсте окна зимой. Пишет мёрзлою водой, Кистью водит невидимкой, Нам даря свои картинки. Белое покрывало, С неба упало, Всю зиму лежало, Землю укрывало, Весной солнце припекло, В реку ручейком стекло. (Снег) Плывут Тучи бородаты. Борода из ваты. Зимою ваты Полно у хаты. В руки взял — расстаяла. Мокрый след оставила. От ваты ничегошки. Мокрые ладошки. (Снег) Белое Одеяло на город упало. Стоят дома и замки Полные гордой осанки В белых шапках. Цветочные клумбы -В белых охапках! (Снег) Вся земля укрыта Ватой. Урожаев жди богатых. (Снег) Словно бабочка кружится И на землю спать ложится. Он холодный и пушистый, А на солнышке искристый. Он на улице лежит, По нему лыжня бежит. Но едва лучи пригреют, Он заплачет, потемнеет И бегут ручьи в разбег, Это тает зимний (Снег) На реке зимой. Паркет Прочный, скользкий, гладкий. Хоть пляши на нём сто лет! Вальсы и вприсядку. Миновали холода-Подевался он куда? (Лед). Он прозрачный и холодный, Он загадочный и плотный, А в тепле вдруг оживает, Слёзы льёт и быстро тает, Что водою слёзы льёт? Ну, конечно, это-(Лёд.) Стихи о зиме. (С. Есенин) Поёт зима — аукает, Мохнатый лес баюкает Сто звоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далёкую Седые облака. А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Воробушки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна. Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней. А вьюга с рёвом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится всё сильней. И дремлют пташки нежные Под эти вихри снежные У мёрзлого окна. И снится им прекрасная, В улыбках солнца ясная Красавица весна. Вьюга-завируха (Г. Лагздынь) Всё белым-бело от пуха! Нет порядка во дворе. Крутит вьюга-завируха Белым снегом в декабре. Крутит, мутит, завывает, Стонет, охает, поёт! Снег в сугробы навивает, Погулять нам не даёт! Опыты. Опыт №1. Почему снег мягкий? Цель. Совершенствовать знание детей о снеге. Материал. Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага. Ход. Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Приходилось носить ведёрки вдвоём. В чём дело? Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять. Вывод. Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое. Обратите внимание детей, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит. Прочтите детям стихотворение К Бальмонта «Снежинка» : Светлая-пушистая Дорогой бурною Снежинка белая, Легко проносится, Какая чистая, Не в высь лазурную,- Какая смелая! На землю просится… Лежит пушистая, Снежинка смелая, Какая чистая, Какая белая! На основе наблюдений за снегом можно провести четыре различных опыта. Я опишу один из них, а остальные можно провести аналогично. Опыт №2. Почему снег греет? Цель. Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания. Материал. Лопатки, две бутылки с тёплой водой. Ход. Предложить детям вспомнить, как их родители в саду, на даче защищают растения от морозов. (Укрывают их снегом). Спросите детей, надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев? (Нет). А почему? (В рыхлом снеге, много воздуха и он лучше сохраняет тепло). Это можно проверить. Перед прогулкой налить в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорить их. Предложить детям потрогать их и убедиться в том, что в них обеих вода тёплая. Затем на участке одну из бутылок ставят на открытое место, другую закапывают в снег, не прихлопывая его. В конце прогулки обе бутылки ставят рядом и сравнивают, в какой вода остыла больше, выясняют, в какой бутылке на поверхности появился ледок. Вывод. В бутылке под снегом вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло. Обратите внимание детей, как легко дышится в морозный день. Попросите детей высказаться, почему? Это потому, что падающий снег забирает из воздуха мельчайшие частички пыли, которая есть и зимой. И воздух становится чистым, свежим. Предлагаю детям послушать стихотворение Фета: Скрип шагов вдоль улиц белых, Огоньки вдали;
На стенах оледенелых Блещут хрустали. От ресниц нависнул в очи Серебристый пух, Тишина холодной ночи Занимает дух. Ветер спит, и всё немеет, Только бы уснуть; Ясный воздух сам робеет На мороз дохнуть. При подготовке к Новому году, когда дети рассматривают иллюстрации о празднике, они часто спрашивают, а почему Дед Мороз и Снегурочка никогда не снимают свои шубы? Здесь уместно провести такой опыт. Опыт №3. Замерзание жидкостей. Цель. Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания. Материал. Формочки с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молока, сока, растительного масла. Ход. Дети рассматривают жидкости, экспериментируют с ними и определяют различия и общие свойства жидкостей (тягучесть, способность принимать форму ёмкости). Дети выносят формочки с различными жидкостями на холод. После прогулки дети рассматривают и определяют, какие жидкости замёрзли, а какие – нет. Вывод. Жидкости замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще. Чем жидкость гуще, тем длительнее время замерзания. Когда уже установится холодная, морозная погода, детей можно удивить и порадовать таким опытом. Но необходимо заранее раскопать снег до земли, положить листок с надписью «Дети, будьте осторожны на льду!» И залить это водой. Когда всё замёрзнет, присыпать снегом и заметить это место. Опыт №4. Ледяной секретик Цель. Показать детям свойства льда, выяснить, в чём опасность льда для здоровья. Материал. Заранее подготовленный «ледяной секретик», картинки с различными ситуациями детей на льду (дети находятся на водоёме, возле проруби; дети шалят на катке и падают).
Ход. Загадать детям загадку: «Прозрачен, как стекло, а не вставить в окно». (Лёд). Предложить детям, осторожно, не торопясь раскопать снег в указанном месте варежкой. Дети находят под снегом лёд, видят подо льдом надпись. Вместе читают: «Будь осторожен на льду!». Дети отмечают, что читать легко, так как лёд прозрачный. Предлагает достать записку из-под льда. Дети отламывают кусочки льда, и выясняют, что лёд хрупкий, гладкий, скользкий. Воспитатель проводит беседу, как опасно выходить на лёд зимой, рассматривают картинки. Вывод. Лёд прозрачный, хрупкий, скользкий и этим он опасен для человека, если не соблюдать осторожность. Викторина. Кто там прыгает, шуршит, клювом шишки потрошит? Голоском речистым, чистым – Кле, кле, клее – поет со свистом. (Клест.) Пусть я птичка – невеличка, у меня, друзья, привычка – как начнутся холода, прямо с севера сюда. (Снегирь.) Кто в беретке ярко – красной, в черной курточке атласной? На меня он не глядит, все стучит, стучит, стучит. (Дятел.) Спинкою зеленовата, животиком желтовата, черненькая шапочка и полоска шарфика. (Синица.) У какой птицы в лесу есть кузница? (У дятла.). Какая птица умеет бегать по стволам деревьев вниз головой? (Поползень.) У какой птицы птенцы появляются зимой? (У клеста.) Почему клесты выводят птенцов зимой? (Много корма.) Что помогает клестам добывать корм? Почему дятел летом питается насекомыми, а зимой – семенами хвойных растений? (Зимой дятел кузнец, а летом – врач.) Выступление редакции программы “Здоровье”. Как вы думаете, ребята, почему одни люди болеют часто и тяжело. А другие редко? Почему одни все время жалуются то на головную боль, то на усталость, а другим – все ни по чем? (Они закаляются.) В зимнее время необходимо особенно заботиться о своем здоровье: Закалять свой организм, правильно питаться, употреблять витамины, заниматься спортом, правильно подбирать одежду для прогулок и занятий спортом. Послушайте советы: Постарайтесь не лениться : каждый раз перед едой, прежде, чем за стол садиться, руки вымойте водой. И зарядкой занимайтесь ежедневно по утрам и, конечно, закаляйтесь – это так поможет вам. Свежим воздухом дышите по возможности всегда, на прогулки в лес ходите, он вам силы даст друзья! Чистить зубы надо пастой. Друг зубов – зубная паста. Чтобы зубы не болели, вместо пряников, конфет ешьте яблоки, морковку – вам, ребята, наш совет. Мы открыли вам секреты как здоровье сохранить, выполняйте все советы и легко вам будет жить.