Шапортова Ольга
Проект «Здоровый дошкольник — здоровое будущее»
Краткая аннотация
Разработка проекта продиктована стремлением создать максимально благоприятные условия для формирования здоровье сберегающей образовательной среды, удовлетворить образовательные, духовные потребности воспитанников, их родителей, в полной мере использовать творческий потенциал коллектива. Проект «Здоровый дошкольник – здоровое будущее» носит просветительский, творческий характер. Он создан с целью изменения существующего отношения к своему здоровью среди всех участников образовательного процесса детского сада через пропаганду здорового образа жизни, возможность практически повлиять на осознанный выбор в пользу здорового образа жизни, жизненные установки и ценностные ориентиры. Он направлен на повышение информированности участников образовательного процесса детского сада, профилактике болезней. Своевременно полученная информация может заставить людей задуматься о своем здоровье, выступить основой принятия решений об изменении отношения к формированию здорового образа жизни. Прогнозируемая модель личности воспитанника – личность, умеющая разумно организовать свой досуг и жизнедеятельность, стремящаяся к физическому и психологическому здоровью и совершенству.
Публикация «Проект „Здоровый дошкольник — здоровое будущее“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Тема проекта: «Здоровый дошкольник - здоровое будущее»
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
Вид проекта: долгосрочный.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
Актуальность
Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны люди творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей. Быть здоровым – естественное стремление человека. Здоровье означает не только отсутствие болезней, но и психическое и социальное благополучие.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (пункт 2.6) физическое развитие включает становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, при формировании полезных привычек и др.)
В настоящее время пути и средства оздоровления детей-дошкольников сводятся в основном к комплексу профилактических мероприятий, т. е. утверждается принцип «Здоровье – это отсутствие болезней». Учеными доказано, что здоровье человека только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем наполовину – от образа жизни. Сегодня установлено, что 40% заболеваний взрослых берут свое начало с дошкольного возраста.
Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего «Я», правильное отношение к миру, окружающим людям – все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу.
Проблема
Здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.
В этих условиях особенно важной становится задача сохранения и укрепления здоровья детей в процессе дошкольного образования и воспитания. Дошкольнику необходимо познать особенности своего организма, возможные патологии здоровья и пути их исправления; основы управления собственным здоровьем и выживания в современных условиях жизни, т. е. уже с раннего возраста ребенок должен стать для себя врачом, психологом, физиологом, учителем, психотерапевтом, тренером. Он должен получить базовые знания, которые помогут ему в дальнейшей жизни.
Несмотря на то, что в последние годы создано немало технологий по формированию здорового образа жизни, на современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению здоровья детей.
Отсюда понятно, насколько важно, начиная с раннего детства, воспитывать у детей активное отношение к своему здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.
Цель проекта: создание условий для воспитания у детей созидательного отношения к своему здоровью.
Задачи проекта:
Для детей:
Оздоровительные задачи:
Подводить детей к сознательному умению быть здоровыми, внимательными и чуткими.
Создать условия для организации оптимальной двигательной активности, обеспечение каждому ребенку физической и психологической комфортности, активное общение со сверстниками и взрослыми.
Формировать представление об организме, воспитывать потребность заботится о своем здоровье.
Повышать двигательную активность детей.
Образовательные задачи:
Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни, стремление к сохранению и укреплению своего здоровья;
Формировать целостное понимание здорового образа жизни;
Учить детей чувствованию и ощущению здорового образа жизни как неотъемлемой части существования.
Развивающие задачи:
Развивать память, внимание, пространственное воображение, логическое мышление;
Развивать познавательно-речевую активность детей.
Воспитательные задачи:
Воспитывать умение бережного отношения к своему организму, оценивать себя и свое состояние;
Воспитывать любознательность и стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
Для родителей:
Повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании здорового ребенка через вовлечение их в совместную деятельность.
Для педагогов:
Развивать профессиональную компетентность.
Длительность проекта: 2 года.
Ожидаемый результат: в процессе взаимодействия педагог – дети – родители:
Дети:
Проявляют потребность в здоровом образе жизни, стремление к сохранению и укреплению своего здоровья;
Овладевают разнообразными знаниями о чувствовании и ощущении здорового образа жизни как неотъемлемой части существования.
Родители:
Обогащение родительского опыта по формированию у детей потребности в здоровом образе жизни;
Приобщение родителей к совместным мероприятиям.
Методы работы:
Наглядные
Практические
Словесные
Результативность проекта:
Положительная динамика состояния здоровья детей;
Повышение уровня физической подготовленности;
Благотворное влияние на развитие речи, расширение кругозора, физических и нравственных качеств, сохранение и укрепление здоровья;
Выработка единого подхода детского сада и семьи к проблеме оздоровления дошкольников.
Оценка эффективности проекта:
Наблюдение за развитием детей.
Дальнейшее развитие проекта:
Разработать план работы по формированию потребности быть здоровым с детьми в подготовительной к школе группе.
Содержание реализации проекта:
Таблица 1
Перспективный план работы педагога в средней группе
Месяц Тематика Основные задачи Форма организации
Сентябрь Изучаем свой организм Дать детям
элементарные сведения о своём организме. Убедить в необходимости заботиться и беречь свои органы (глаза, уши, руки, ноги.). ООД
Как наши уши слышат, глаза видят, рот говорит и жует Дать детям
элементарные сведения о деятельности органов осязания, обоняния Практическая
деятельность
«Можно ли Ваш образ жизни назвать здоровым?» Тест для родителей
Октябрь Чтобы быть здоровым Формировать у детей навыки личной гигиены (ухаживать за ногтями, волосами, зубами, кожей). Учить видеть красоту в чистоте и опрятности. ООД
Наша кожа чувствует Подвести детей к пониманию того, что при помощи кожи можем сказать о свойствах предмета, не видя его. Практическая
деятельность
«Самосохранительное поведение в городе» Консультация
Ноябрь Если ты заболел Объяснить детям, как важно следить за своим состоянием здоровья. Добиваться, чтобы дети в случае необходимости обращались к взрослым за помощью. ООД
Пять родительских заблуждений о морозной погоде Валеологическая газета для родителей «Будь здоров, малыш!»
Декабрь Врачи - наши помощники Расширять
представления детей о профессии врача. Учить осознанию воспринимать врачебные предписания и строго их выполнять. ООД
Мы ею пользуемся часто, хоть она как волк зубаста Подвести детей к пониманию того, что у каждого человека должны быть индивидуальные предметы личной гигиены Беседа
Январь О роли лекарств и витаминов Познакомить детей в доступной форме с лечебными средствами. Дать им сведения о нетрадиционных методах лечения. Довести до сознания необходимость лечения. ООД
«Мой любимый выходной» Фотовыставка (совместно с педагогами, родителями и детьми)
Февраль Я не трус, но я боюсь Обратить внимание детей на причины возникновения страхов (сказка «Пых», их отрицательное влияние на состояние человека. Разъяснить детям, как можно бороться со страхами. Чтобы быть спокойными и уверенными. ООД
Физкульт-ура! Создать у детей и взрослых радостное настроение, воспитывать чувство коллективизма. Спортивное
развлечение
Март И хорошее настроение не покинет больше нас Дать детям понятие, что такое настроение. Учить детей определять своё настроение и регулировать его. ООД
Когда ты вдруг чихаешь
И нос не прикрываешь. Микробы вылетают. Вокруг всех заражают. Подвести детей к пониманию того, что необходимо пользоваться носовым платком. Беседа
«Телевизор и компьютер: друзья или враги» Консультация
Апрель В гости к Петрушке Формировать у дошкольников представление о здоровом образе жизни. ООД
Май Поле чудес Приобщать детей и родителей к русским народным играм; развивать у детей координацию и ловкость движений, глазомер и умение ориентироваться в пространстве. Физкультурный праздник (совместно с родителями)
Таблица 2
Перспективный план работы педагога в старшей группе
Месяц Тематика Основные задачи Форма организации
Сентябрь «Я умею прыгать, петь, смотреть, слушать, есть, дышать, думать.» Познакомить детей с внешним строением тела, с возможностями тела, организма. Воспитывать чувство гордости, что я - человек.
Вызвать интерес к дальнейшему познанию. ООД
«Умею – не умею» по типу «Съедобное не съедобное». Поддерживать у детей радостное настроение и чувство удивления и гордости своими почти безграничными способностями Дидактическая игра
Из чего я сделан Познакомить детей с клетками, их разнообразием и выполняемыми функциями ООД
Из чего сделан Я? Выяснить, как дети представляют себе своё Я, свой организм, свои органы. ООД по рисованию
К. Чуковский «Мойдодыр», Агния и Павел Барто «Девочка Чумазая». Закрепить с детьми культурно - гигиенические навыки Чтение художественной литературы о чистоте
Выявить участие родителей в оздоровлении детей в семье Анкетирование
родителей
Октябрь Болезни грязных рук и болезнях кожи, мерах
профилактики. Подвести детей к пониманию прямой зависимости чистоты и здоровья. Беседа с врачом
Ценности здорового образа жизни Познакомить детей с основными ценностями здорового образа жизни. Способствовать осознанию приобщению к ним. ООД
Изодеятельность на тему прочитанных произведений. Выразить своё отношение к грязнулям, как косвенными средствами, так и словесно Выставка рисунков.
Воспитывать трудолюбие, негативное отношение к беспорядку, грязи в помещении Трудовые поручения по поддержанию чистоты в группе
Кожа – помощница Закрепить, углубить полученные знания, развивать логическое мышление Досуг
Представления детей о здоровье и здоровом образе жизни Консультация
Ноябрь Скелет и мышцы Дать детям представление о том, что у каждого человека внутри есть кости, которые составляют подвижную конструкцию – скелет нашего тела ООД
Опасно – неопасно Развивать охранительное самосознание, предвидеть возможные последствия своих поступков Дидактическая игра
Поговорим о болезни Расширить и углубить знания детей о болезнях (инфекционных и простудных
заболеваниях, их вреде. Убедить в необходимости профилактики заболеваний. ООД
А. Барто «Я расту», С. Маршак «Великан» Воспитывать чувство сострадания к несчастию ближнего, желание помочь, доставить радость Чтение
Художественной литературы
Каким бывает отдых Консультация
Какую обувь покупать детям Консультация
Декабрь Изучаем свой организм Продолжать изучать с детьми строение организма. Знакомить их с функциями отдельных органов. Учить беречь свой организм и заботиться о нем. ООД
Мое сердце! Поддерживать интерес к познанию своего тела; выяснить, как представляют дети свое сердце ООД по рисованию
Больница Воспитывать уважение к профессии врача, понимать её огромную роль и важность для каждого из нас Сюжетно-ролевая
игра
Г. Х. Андерсен «Снежная королева». Дать детям
представление о людях с крепким и «живым» сердцем; вызвать желание быть похожими на людей с «живым», отзывчивым сердцем Чтение
художественной
литературы
Правила здорового сердца Помочь детям красиво и правильно оформить стену «Правила здорового сердца» Коллективная
аппликация
Здоровье - дело престижное Познакомить родителей с зональным массажем ног Консультация
Какими видами спорта можно заниматься Консультация
Январь Прислушиваемся к своему организму Учить детей внимательно относиться к своему организму, прислушиваться к нему и распознавать симптомы заболевания. Добиваться, чтобы дети о своих подозрениях своевременно сообщали взрослым. ООД
«В стране Легких» или «Путешествие воздушных человечков» Дать детям представление о том, что дыхание – это одна из важнейших функций организма Игра – занятие
Учить детей прислушиваться к себе, уметь определять свои ощущения и их причины, развивать навыки наблюдения Практические упражнения и простейшее экспериментирование
За здоровьем в зимний лес Закрепить представления о «чистом» и «грязном» воздухе; поддерживать желание заниматься зимними видами спорта Экскурсия
Уход за волосами, зубами и телом Консультация
Февраль Правила первой помощи. Уход за больным. Дать детям сведения о службе «Скорой помощи».
Познакомить их с правилами первой помощи в некоторых случаях. Научить детей первоначальным навыкам ухода за больным. ООД
Об удивительных превращениях пищи внутри нас Познакомить детей с пищеварительным трактом и его основными отделами; Установить связь между сердечнососудистой системой и пищеварением Игра-занятие
Путешествие на кухню Познакомить детей с трудоёмким процессом приготовления пищи; Воспитывать чувство уважения и
благодарности к людям труда Игра
В гости к тете Зубной щетке Познакомить детей с техникой чистки зубов, с правилами ухода за зубами Рассказ о зубах, правилах ухода за ними
С. Маршак «Робин - Бобин». Воспитывать в детях силу воли и чувство ответственности за других Чтение
художественной
литературы
Спорт – это жизнь Викторина с родителями
Март Конфликты и ссоры Познакомить детей с понятием «конфликт», «ссора», с причинами их возникновения и негативными последствиями для человека. Учить детей избегать ссор, находить примирение и согласие. ООД
Придумываю сны Развивать воображение, память ООД по рисованию
«Про царя в голове» или «Суперсоветчик - суперответчик» Познакомить с важным органом - мозгом, с его помощниками - нервными волокнами и спинным мозгом, с природой сновидений. ООД
Что может делать мой мозг? Закрепить и расширить представления о том, что всё, что они могут делать, они могут делать только благодаря тому, что у нас есть чудо-мозг. Занимательный досуг
Уточнить знания детей о строении, жизнедеятельности, возможности человеческого организма Дидактические игры, сюжетно-ролевые и подвижные игры
Больше внимание осанке Консультация
Апрель Добро и зло Учить детей различать добро и зло. Побуждать их совершать добрые поступки, влияющие положительно на окружающих. ООД
Каким я хочу быть Выяснить, желают ли дети быть здоровыми, заниматься спортом; быть милосердными, сочувствовать, помогать людям; стремиться никогда не унывать, быть веселыми Рассказывание детей
Выяснить, насколько осознаны полученные представления, опираются ли они на них в реальной жизни Наблюдение за поведением детей, анализ детских высказываний, суждений
Май Помоги себе сам Продемонстрировать детям, как может меняться настроение человека. Рассказать, как оно отражается на ООД
Мое здоровье - мое богатство Формировать представления детей дошкольного возраста о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни; развивать умение выделять компоненты здоровья человека и устанавливать их взаимосвязь ООД
Азбука здорового образа жизни Консультация
Путешествие на планету здоровья Воспитывать волевые качества в подвижных играх, соревнованиях, эстафетах; осуществлять взаимосвязь по физическому воспитанию детей между детским садом и семьей Физкультурный праздник (совместно с родителями)
Итоговое мероприятие:
Физкультурный праздник «Путешествие на планету здоровья»
Список литературы:
1. Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду [Текст]: Планирование и конспекты / Е. А. Алябьева. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 160 с.
2. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия [Текст] / сост. Н. И. Крылова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 218 с.
3. Казина, О. Б. Веселая физкультура для детей и их родителей [Текст]: Занятия, развлечения, праздники, походы / О. Б. Казина. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2005. – 140 с.
4. Картушина, М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 6-7 лет [Текст] / М. Ю. Картушина. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 128 с.
5. Соловьева, Н. И. Конспекты занятий, физические упражнения, подвижные игры [Текст]: Серия «Здоровый образ жизни» / Н. И. Соловьева, И. А. Чаленко. – М. : Школьная Пресса, 2007. – 65 с.
6. Тарасова, Т. А. Я и мое здоровье [Текст]: Практическое пособие для развития и укрепления навыков здорового образа жизни у детей от 2 до 7 лет. Программа занятий, упражнения и дидактические игры / Т. А. Тарасова, JI.C. Власова. – М. : Школьная Пресса, 2008. – 80 с.
7. Шебеко, В. Н. Физкультурные праздники в детском саду: Творчество в двигательной деятельности дошкольника [Текст]: Кн. для воспитателей дет. сада / В. Н. Шебеко, Н. Н. Ермак. – 3-е изд., - М. : Просвещение, 2003. – 93 с.