Зоя Чурикова
Проект «Здоровые ножки шагают по дорожке»
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье- это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Забота о здоровье ребенка и взрослого человека, стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.
Публикация «Проект „Здоровые ножки шагают по дорожке“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Массажные коврики, дорожки здоровья
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно возрастает. Еще В. А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». «Здоровье - это вершина, которую должен каждый покорить сам» - так гласит восточная мудрость. Задача педагогов - научить детей покорять эту вершину.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим.
Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного, прививать ценностное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
Анализируя статистику заболеваемости наших воспитанников, мы пришли к выводу, что проводимых оздоровительных мероприятий в ДОУ было недостаточно, в семьях воспитанников не всегда уделяется должное внимание здоровому образу жизни. Анкетирование родителей показало, что несмотря на полную осведомленность и положительную мотивацию, значительная часть семей не находит ему места в своей жизни.
Следует отметить, что успешность данного проекта зависит от системного подхода образовательного учреждения к решению данной проблемы. Необходима скоординированная политика, декларируемая на всех уровнях функционирования и управления образовательного учреждения и подкрепленная комплексным планом действий.
В связи с этим, для формирования у детей мотивации навыков здорового образа жизни, повышать уровень знаний и обогащать опыт родителей о здоровом образе жизни через взаимоотношение с воспитателями группы мной был подготовлен проект : «Здоровые ножки шагают по дорожке»
Актуальность проекта :
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка. Поэтому дошкольные учреждения и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. Именно в семье и детском саду на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье. Ведь здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
Задачи проекта :
Для детей:
1) укреплять и охранять здоровье детей;
2) формировать потребность в соблюдении навыков гигиены;
3) дать представление о ценности здоровья, формировать желание вести здоровый образ жизни.
-для педагогов:
1) установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах о здоровом образе жизни;
2) создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки в проблемы друг друга;
3) активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
-для родителей:
1) дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми, о соблюдении навыков гигиены и т. д. ;
2) способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми;
3) заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье.
Автор проекта : Чурикова З. В.
Вид проекта :
(практико-ориентированный, исследовательско -творческий, информационный.)
Участники проекта : воспитатели, дети первой младшей группы и их родители, инструктор по физической культуре.
Ожидаемый результат:
1) усвоение детьми основ здорового образа жизни; понимание детьми значимости здоровья в жизни каждого человека; проявление заботы и уважения к своему здоровью и здоровью окружающих;
2) снижение показателя заболеваемости;
3) положительная динамика показателей физического развития детей.
4) формирование отношения детей и их родителей к своему здоровью как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни
Продолжительность:
Среднесрочный.
Сроки реализации:
октябрь 2018-январь2019.
Этапы реализации проекта : •
1 этап – Аналитический.
Задача этапа: диагностика уровня физического развития детей; анкетирование и беседа с родителями, наблюдение за поведением и состоянием здоровья детей, в повседневной жизни. Беседа с медицинской сестрой; анализ ситуации; определение основных целей проекта, разработка планов работы с детьми и родителями по формированию ЗОЖ, оздоровительного образования через проведение совместных досугов, спортивных праздников, развлечений и др.
• 2 этап – Практический.
Задача этапа: создание комплексной оздоровительной системы работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, обновление и расширение здоровьесберегающей среды в группе, привлечение родителей к предстоящей оздоровительной работе в инновационном режиме.
• 3 этап – Основной.
Задачи этапа: формирование у родителей и воспитанников ответственности в сохранение собственного здоровья.
• 4 этап – Заключительный.
Задачи этапа: Оформление методических материалов и разработок организации работы по ЗОЖ. Изготовление «Дорожек здоровья».
Механизмы оценки результатов: наблюдения, анкетирование, беседа с педагогами, родителями, самоанализ, педагогическая диагностика.
В ходе проекта были реализованы такие мероприятия:
«Будь здоров, малыш!»
Модель оздоровления состоит из 3 блоков и решает весь комплекс задач оздоровительных, образовательных, развивающих и вос-питательных.
Оздоровительные задачи обеспечить всестороннее и гармоничное развитие физических качеств детей; способствовать функциональному раз-витию органов и систем организма; содействовать формированию гармо-ничного телосложения, правильной осанки; закаливать детей, используя естественные факторы природы (солнце, воздух и вода, различные традиционные и современные методики; способствовать сохранению поло-жительного психо-эмоционального состояния детей; обеспечить физическую готовность детей к школе.
Образовательный задачи: совершенствовать жизненно необхо-димые двигательные навыки (ходьба, бег, лазание, метание и т. д.). Разви-вать скоростные качества, координацию, выносливость. Формировать элементарные знания по гигиене, анатомии и физиологии человека, валеологии, технике движений, правилам соревнований, спортивных игр и т. д.
Развивающие задачи: обеспечивать интеллектуальное, и физическое развитие дошкольников; способствовать развитию воли, целеустремленности; формировать позитивные качества характера; способствовать эмоциональному развитию.
Воспитательные задачи: воспитывать привычку соблюдать режим дня, выполнять правила личной гигиены, желание ежедневно заниматься физическими упражнениями; воспитывать эстетические потребности ребенка.
Взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития ребенка:
Индивидуальные консультации, совместные мероприятия с детьми, совместное изготовление «дорожек здоровья». Оформление информационных стендов на тему:
«Полезные привычки» :
-личная гигиена (КГН и навыки самообслуживания);
- правильное питание;
-режим дня;
Так же воспитателями ежедневно проводились здоровьесберегающие мероприятия :
Утренняя гимнастика:
1 часть:
Дыхательная гимнастика;
Дыхательная и звуковая гимнастика
2 часть:
Общеразвивающие упражнения;
Танцевальные упражнения;
Использование элементов ритмики
Перед занятиями:
антистрессовый массаж.
Физкультминутки на занятиях:
Дыхательные упражнения;
Пальчиковая гимнастика;
Гимнастика для глаз;
Динамические паузы;
Утренняя прогулка:
Дыхательная гимнастика.
Оздоровительная ходьба и бег.
Подвижные и спортивные игры
Перед обедом
Дыхательная гимнастика;
Пальчиковая гимнастика;
Упражнения на развитие мелкой моторики
Артикуляционная гимнастика
Игровой самомассаж;
После сна
Гимнастика пробуждения;
Ходьба с использованием нестандартного физкультурного оборудования (предупреждение плоскостопия, профилактика осанки).
Оздоровительный массаж с помощью сухого обтирания
Дальнейшее развитие проекта. В результате данного проекта будет создана эффективная система работы в ДОУ, по сохранению и укреплению здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни, которая обеспечит комплексное решение оздоровительных, образовательных, развивающих и воспитательных задач, а также совершенствование и модернизацию образовательного процесса с дошкольниками.