Елена Маврова
Проект здоровьесберегающей направленности для детей старшего дошкольного возраста «В здоровом теле — здоровый дух»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы.
Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии с природой, самими собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства. В связи с этим важной задачей для педагогов и родителей является формирование у детей старшего дошкольного возраста потребности в сохранении своего здоровья и укреплении его посредством использования здоровьесберегающих технологий с целью приобщения их к здоровому образу жизни.
Публикация «Проект здоровьесберегающей направленности для детей старшего дошкольного возраста „В здоровом теле — здоровый дух“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Возраст детей : 5-7 лет (средний, старший дошкольный возраст)
Тип проекта : краткосрочный.
Сроки проведения: июнь – июль, август (7 недель)
Цель проекта :
Создание условий для активного отдыха и оздоровления детей, реализации их потребностей в игре, общении, двигательной активности, познавательной деятельности по образовательным областям «Физическое развитие» и «Здоровье» через организованную предметно-пространственную среду.
Задачи проекта :
1. Создать условия для укрепления здоровья детей, способствовать их физическому развитию путём активизации движений и целенаправленного общения с природой.
2. Формировать у детей навыки здорового образа жизни, закреплять культурно-гигиенические навыки;
3. Развивать потребность детей в двигательной активности, закреплять двигательные навыки, полученные на занятиях физкультурой, развивать эмоциональную сферу детей, творческие способности.
4. Продолжать работу по созданию предметно - развивающей среды.
5. Повышать компетенцию родителей по ЗОЖ в семье.
Целевая аудитория: дети, родители (законные представители) воспитанников, воспитатели.
Ожидаемые результаты.
Для детей :
1. Сформируется познавательный интерес детей к физкультуре и спорту;
2. Дети начнут осознанно относиться к своему здоровью и здоровому образу жизни; укрепится их здоровье;
3. У воспитанников появится потребность в выполнении здоровьесберегающих упражнений и подвижных игр в самостоятельной деятельности;
4. Повысится двигательная активность детей.
Для родителей :
1. Активизируется позиция родителей как участников педагогического процесса;
2. Повысится компетентность родителей в необходимости ведения здорового образа жизни.
Здоровьесберегающие технологии :
• утренняя гимнастика на воздухе;
• ритмические гимнастики «Зарядка», «Веселые путешественники», «Солнышко лучистое».
• физкультминутки: «Чтоб расти нам смелыми!», «Раз – подняться, потянуться», «Головою три кивка» и др. ;
• гимнастика для глаз;
• самомассаж лица «Маленькие волшебники» для профилактики простудных заболеваний;
• дыхательные упражнения: «В лесу», «Сова», «Одуванчик», «Дровосек» и др. ;
• беседы по ЗОЖ, безопасности жизни;
• игровые ситуации по ЗОЖ, безопасности жизни;
• игровые тренинги;
• подвижные игры;
• пальчиковая гимнастика;
• игры на асфальте;
• игры и упражнения в самостоятельной двигательной деятельности;
• физкультурные развлечения и физкультурные досуги;
• спортивно-музыкальные праздники;
• просмотр презентаций о здоровом образе жизни; летних видах спорта.
• чтение художественной литературы о ЗОЖ;
• создание условий для повышения двигательной активности детей на свежем воздухе путем расширения ассортимента выносного материала, в том числе нетрадиционного;
• осуществление различных видов закаливания в течение дня:
-воздушные ванны;
-солнечные ванны;
-умывание лица и рук до локтей, ног прохладной водой;
-ходьба босиком по массажным коврикам после сна;
-ежедневно ходьба по тропе здоровья (поверхность разного грунта);
-сон с доступом свежего воздуха;
• индивидуальная и подгрупповая работа с детьми по закреплению основных видов движений на прогулке;
• включение в меню свежих фруктов, соков.
Подготовительный этап.
-Изучение методической литературы по темам: «Здоровье», «Традиционные и нетрадиционные средства оздоровления детей дошкольного возраста», «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми».
-Разработка проекта, постановка проблемы, определение целей, задач.
-Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями.
-Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми.
-Составление сценариев развлечений, презентаций для детей.
-Оформление консультаций для родителей по теме проекта.
Перспективный план физкультурно-оздоровительной работы с детьми :
Тематические дни Создание условий для двигательной деятельности Взаимодействие с родителями
по проекту
Физкультурно-спортивные мероприятия Совместная деятельность с детьми Индивидуальная самостоятельная деятельность детей
Международный день защиты детей
• Музыкально-спортивный праздник в форме квеста «В поисках золотого ключика»
• • Разучивание ритмической гимнастики «Солнышко лучистое».
• Мп/ игры: «Найди и промолчи», «Ловишка с лентами», «Мы весёлые ребята, «Ровным кругом».
• Игровые упражнения: «Веселый обруч», «По кочкам», «Пройди с колечком на голове», «Кто дольше не упустит мяч?».
Безопасность на улицах мини-городка • Игровой тренинг «На дороге»; сюжетно-ролевая игра на площадке мини-городка.
• Физкультурное развлечение «В гости к Светофору». • Беседы о правилах дорожного движения.
• Рассматривание иллюстраций.
• Творческие рассказы «Что было бы, если…».
• Подвижные игры: «Светофор», «Красный, жёлтый, зелёный», «Тише едешь – дальше будешь», «Цветные автомобили», «Запрещенное движенье».
• Чтение С. Михалкова «Бездельник Светофор». • Дидактическая игра «Сложи дорожный знак».
и/у с лазанием в тоннель «В метро».
Сюжетно-ролевая игра «Улица нашего города».
Рисование «Дорожный знак». Создание стенгазеты «Наш друг – Светофор».
Дни здоровья Физкультурно-музыкальное развлечение «В гостях у доктора Айболита».
Подвижные дворовые игры наших бабушек и дедушек («Штандер», «Картошка», «Козёл», «Я знаю пять имён», «Светофор»).
«Весёлые старты» : эстафеты «Дружная семейка», «Кто быстрее с флажком», «Преодолей полосу препятствий» «Разложи и собери овощи и фрукты».
• Физкультурное развлечение «Где ты прячешься, здоровье?».
Мероприятие физкультурно-оздоровительной направленности с использованием ИКТ «В гостях у Мойдодыра».
КВН «Азбука здорового питания». Презентации: «Путешествие по станциям здоровья», «Полезные и вредные продукты для здоровья», «Овощи и фрукты – витаминные продукты», «В гостях у королевы Зубной щетки», «Советы Мойдодыра».
Разучивание ритмической гимнастики «Весёлые путешественники».
Беседы о здоровье : «Где прячется здоровье?», «Зачем нужна личная гигиена?».
• «Если что у вас болит, вам поможет Айболит», «С овощами, фруктами дружу – быть здоровым я хочу»,
• «Живые витамины», «Здоровая пища».
Чтение: В. Лебедев-Кумач «Закаляйся!»,
• «Воспаление хитрости» А. Милн, «Прививка» С. Михалков, «Чудесные таблетки».
• «Рассматривание иллюстраций: «Профессия врач».
• Игра-инсценировка по стихотворению А. Барто «Девочка чумазая».
• Отгадывание загадок – обманок по сказке «Айболит» К. Чуковского. Дидактические игры: «Весёлый распорядок дня», «Что полезно, а что вредно (продукты питания)».
Рисование «Полезные продукты», «Будем здоровы» (рисунки на асфальте).
Сюжетно-ролевая игра «Больница».
• Дид. игра «Помоги Айболиту собрать медицинский чемоданчик».
Лепка «Полезные продукты для здоровья».
• И/у «Канатоходцы»
«Послушный мяч».
игры с водой, песком. Консультации в родительском уголке: «Как закаливать ребенка летом».
«Организация утренней гимнастики в семье».
Создание выставки рисунков «Летние игры на воздухе».
Создание фотоотчётов в родительские уголки и в о проведении спортивных мероприятий.
Русские народные подвижные игры Проведение русских народных игр «Волк во рву», «Горелки», «Выше ноги от земли», «Ручеек», «Третий лишний», «Вышибалы», «Пустое место», «Съедобное – не съедобное», «Хитрая лиса», «Гуси-лебеди», «Выше ноги от земли».
Хороводная игра-шутка «У бабушки Маланьи».
• • Включение разученных игр в самостоятельную двигательную деятельность детей. • И/у «Подбрось, поймай – мяч не теряй», «Кто дальше?» - бросание «летающей тарелки» вдаль;
• и/у «Красавицы» (стена осанки, «Гимнастки» - упражнения с лентами, скакалками и обручами – девочки;
• и/у «Кто больше раз отожмётся от пола?», упражнения с гантелями - мальчики. Создание картотеки «Русские народные подвижные игры»
Дни спорта • Спортивный досуг «Малая детсадовская Олимпиада».
• Подвижные игры: «Мы весёлые ребята», «Ровным кругом», «Сделай так» (со схемами, «Пожарные на учении».
•
• «Весёлые старты» (эстафеты с «Гонка мяча», «Переноска арбузов», «Разложи и собери».
•
• «Весёлые старты» ( эстафеты: «Передай мяч над головой», «Преодолей полосу препятствий», «Поменяй кеглю», Пробеги – не задень», «Мяч водящему»). • Беседы: «Для чего нам нужен спорт?», «Спортивные секции нашего города».
• Презентация «Летние виды спорта», «Что такое спорт?».
• Рассматривание альбомов: «Спорт», «Летние виды спорта», «Всё о спорте».
• Дидактические игры «Подбери спортивный инвентарь к виду спорта», «Расскажи о виде спорта», «Подбери схему к виду спорта».
• Упражнения на мышечное расслабление: «Тряпичная кукла», «Штанга».
• Рисование «Мой любимый вид спорта». • И/У «Целься точнее», «Перебрось – поймай», «Подбрось, поймай – мяч не теряй», «Забрось мяч в баскетбольную корзину»; «Лесенка – чудесенка» -
• «Из норки в норку» Сбор материала для оформления альбома о летних видах спорта.
Индивидуальные консультации с родителями о спортивных секциях города.
День экологии Физкультурное развлечение «Звери, птицы, насекомые – наши добрые знакомые».
Пальчиковая гимнастика «Пчела», «Солнышко», Логоритмика «Кузнечики».
Подвижные игры: «Ручеек», «Капельки и тучка», «Удочка», «Медведь и пчёлы», «Море волнуется», «Совушка», «Бездомный заяц», «Лягушки и цапля».
• Беседы: «Друг или враг: лекарственные и ядовитые растения», беседы-рассуждения «Что будет, если…».
• Рисование «Куда приведёт нас лесная тропинка».
• «Ягоды и грибы» (рисунки на асфальте).
• Рассматривание иллюстраций и рассказы об овощах и фруктах.
• Дидактическая игра «Опиши, я отгадаю». И/у «Кузнечики» - (прыжки из обруча в обруч). «Бег сороконожек».
«Муравьишки» (ходьба по канату, «По дорожке на одной ножке».
Дни мяча
• Физкультурный досуг «Путешествие на Планету весёлых мячей».
• • • Презентация «Путешествие мяча с древности и до наших дней», «Спортивные игры с мячом».
• Рассматривание видеозаписей игр нашей команды по мини-футболу.
• Подвижные игры с мячом: «Лови мяч тот, кого назвали», «Школа мяча», «Ловишка с мячом», «Назови овощ (фрукт, предмет одежды и т. д.)».
• Проведение эстафет с мячом. • И/у «Кто дальше бросит мяч?».
• «Кто больше раз подбросит мяч?»
• «Сколько раз ударю в бубен, столько раз подбросить мяч нужно».
• «Попади мячом в корзину».
• «Перебрось через перекладину мяч» (индивидуально и в паре).
Для мальчиков – игровые упражнения – элементы игры в футбол.
Дни физкультур-ника
• Викторина «Физкультура и спорт и 50 загадок о нем»
• П/ и: «Мы веселые ребята», «Найди пару», «Попади в цель», «Сбей кеглю», «Кто быстрее до флажка», «Ловишка с ленточками».
• Рассматривание книг, альбомов о спорте
• Театрализованная деятельность по сказке «Мойдодыр» К. Чуковского
• Чтение: «Про Мимозу» С. Михалкова, «Маленький спортсмен» Е. Багрян
• Рисование «Мы любим физкультуру». И/у «Стойкий оловянный солдатик», «Аист».
«Забей гол в ворота», «Пас ногой» - элементы игры в футбол.
«Кто дольше не упустит мяч» - элементы игры в баскетбол; «Мяч через сетку» - элементы игры в волейбол. Оформление газеты «За здоровьем всей семьёй».
«Придумываем новые игровые упражнения с различным физкультурным инвентарём». • Стимулирование детей на развитие творчества в самостоятельной двигательной деятельности. Придумывание детьми различных двигательных упражнений с физкультурным стандартным и нестандартным оборудованием. Создание видеоматериалов «Наше творчество». Выкладывание видео и фотоматериалов в вайбер в группы родителей.
Итоговое мероприятие «В здоровом теле – здоровый дух».
Пополнение РППС с участием родителей и воспитателей :
1. Изготовление картотеки «Русские народные подвижные игры».
2. Создание выставки рисунков «Летние игры на воздухе».
3. Создание фотовыставки «За здоровьем всей семьей».
4. Сбор материала для оформления альбома о летних видах спорта.
5. Создание творческих мастерских совместно с детьми.
6. Создание игр на асфальте.
7. Изготовление нетрадиционных пособий для индивидуальной деятельности по развитию основных движений, оздоровлению.
Используемая литература:
1. Миронычева С. Ю, Смирнова Л. Б. Физкульт-ура! – Н. Новгород, 2017.
2. Е. Р. Железнова. Оздоровительная гимнастика и подвижные игры для старших дошкольников – ДЕТСТВО ПРЕСС – 2013.
3. Л. Н. Цымбалова. Подвижные игры для детей - М., 2009.
4. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления. – М., 2000.