Марина Просвирнина
Проект «Игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность разработки и реализации педагогического проекта.
Мир детства неразрывно связан с игрой и игрушкой. Игрушка спутник жизни ребенка, источник его радости. К. Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка - это своеобразная школа воспитания чувств ребёнка. «Дитя искренне привязывается к своим игрушкам, любит их горячо и нежно, и любит в них не красоту, а те картины воображения, которые само же к ним привязало». Так же К. Д. Ушинский подчёркивал, что именно от того, какие впечатления будут отражаться в игре ребёнка, как в ней будут применяться игрушки, будет формироваться характер и направление развития человека.
Публикация «Проект „Игрушки“» размещена в разделах
Игра, как самостоятельная детская деятельность, формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью. Игрушка, в данном случае, выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с которыми, надлежит ребёнку. Игра, как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребёнка, его личности.
Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, иной раз, требует для развития новую игрушку.
На разработку проекта повлияла необходимость ориентировать родителей на выбор игрушки и взаимодействие с ребенком в процессе игры.
Для успешной реализации поставленных задач данного проекта за основу взята модель взаимодействия педагог - дети — родители.
Цель проекта: создание условий для развития творческой и коммуникативной инициативы детей.
Задачи проекта:
• изучить научную литературу;
• выявить влияние игрушки на коммуникативное развитие;
• разработать методические рекомендации и советы родителям.
Задачи для детей:
• научить ребенка действовать с игрушками, развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка;
• познакомить детей со способами организации совместных действий с игрушками;
• формировать у ребенка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к игрушкам.
Задачи для родителей:
Привлечь родителей воспитанников к совместному с детьми продуцированию замысла деятельности с игрушкой, интересной сверстникам (создавая тем самым условия для развития детско-взрослой и детской общностей).
Задачи для педагога:
Развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.
Гипотеза:
Взрослый, особенно в раннем возрасте, является главной фигурой для ребенка при ознакомлении с окружающими его предметами, в частности с игрушками, и решающее значение для развития ребенка в раннем возрасте имеет изменение форм его общения со взрослыми, происходящее в связи с вхождением в мир постоянных предметов, игрушек.
Тип проекта: творческий, долгосрочный.
Участники проекта:
1. Педагоги: воспитатели группы, музыкальный руководитель.
2. Дети мл. группы.
3. Родители и другие члены семьи.
Ожидаемый результат в процессе взаимодействия педагог — дети - родители в реализации проекта:
дети :
• проявляют интерес к экспериментированию с различными игрушками;
• овладевают знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек;
• проявляют доброту, заботу, бережное отношение к игрушкам;
• возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности;
родители:
происходит обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье; повышение компетентности родителей при выборе игрушки.
I. Подготовительный этап:
1. Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта,
прогнозирование результата.
2. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
3. Составление перспективного плана.
II. Основной этап реализации проекта:
1. Содержание деятельности родителей:
• Изготовление игрушек — самоделок.
• Подбор игрушек для тематических выставок в д/с.
• Участие в оформлении выставок в группе. Выставка материалов ” Как я играю дома”
2. Содержание деятельности педагога:
Вхождение в тему началось с поиска ответов на вопросы:
- Чем должна быть игрушка для ребенка?
- Как оценить игровой и развивающий потенциал игрушки?
- Как выбрать то, что нужно ребенку?
- Игрушка полезная и вредная.
Игрушка забавляет и радует ребенка, вызывает положительное отношение к окружающему.
Игрушка, по образному выражению А. С. Макаренко, - «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности. С её помощью ребёнок создаёт задуманный образ, выражает свои впечатления об
окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль.
Игрушка должна помогать детям изучать окружающую конкретную действительность. Для малыша нужна игрушка, развивающая умение различать цвет, величину предметов, их материалы и т. д.
При правильных методах воспитания непосредственное общение, характерное для начала младенчества, уступает место общению по поводу предметов, игрушек, перерастающему в совместную деятельность взрослого и ребенка. Взрослый как бы вводит ребенка в предметный мир, привлекает
его внимание к предметам, наглядно демонстрирует возможные способы действия с ними, часто непосредственно помогает ребенку выполнить действие, направляя его движение.
Правильно подобранные игрушки способствуют умственному развитию детей. В народной педагогике разработана целая система игрушек, игры с которыми направлены на совершенствование сенсорики ребенка. Многие образные и дидактические игрушки побуждают детей к речевой активности, используются для обогащения словаря. Разборные игрушки, разнообразные конструкторы, упражняют детей в анализе, синтезе и обобщении. Различные мозаики способствуют развитию сосредоточенности и устойчивости внимания.
До З лет складывается ситуация ”ребенок - предмет - взрослый”. Разворачивается совершенно новая форма общения - ситуативно-деловое общение, которое представляет собой практическое, деловое сотрудничество по поводу действий с предметами. Средства общения - это привлечение внимания к предмету, обмен игрушками, обучение использования предметов по назначению, совместные игры.
К двум годам складывается первая форма общения со сверстниками эмоционально-практическая, где детей привлекает сам процесс совместной деятельности: сооружение построек, убегание, обыгрывание.
В раннем возрасте дети начинают пристально интересоваться друг другом: они наблюдают друг друга, обмениваются игрушками, пытаются демонстрировать друг другу свои достижения и даже соревноваться. Самый эффективный стиль общения детей в дошкольном возрасте, когда взрослый и дети стоят по отношению друг к другу с позиции дружеского понимания. Именно такой стиль общения вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание значения сотрудничества в совместной деятельности. Игра оказывает большое влияние на развитие общения со сверстниками, необходимость объяснения со сверстниками стимулирует развитие связной речи.
Ход проекта.
1 этап: Подготовительный (разработка проекта)
Срок – с 1 сентября по 30 ноября
Сентябрь:
1. Занятие «Игрушки, которые живут в нашей группе»
2. Консультация для родителей «Игрушка в жизни ребенка».
3. Сюжетно-ролевая игра «У какой игрушки есть домик?»
Октябрь:
1. Занятие «Ознакомление с красным цветом»
2. Конструирование «Башня»
3. Чтение стихотворений А. Барто «Игрушки»
4. Дидактическая игра «Путаница»
«Как помочь ребенку организовать игру»
Ноябрь:
1. Занятие «Игрушечный поезд»
2. Консультация для родителей «Какая игрушка нужна ребенку?»
3. Подвижная игра «Курочка»
Декабрь:
1. Чтение и разыгрывание потешки «Как по снегу, по метели трое саночек летели».
2. Рассматривание елки, украшенной игрушками.
3. Лепка «новогодние подарки игрушкам»
4. Консультация для родителей «Как выбрать игрушку для ребенка»
Январь:
1. Подвижная игра «Собираем шарики».
2. Речевая игра «Идите с нами играть».
3. Выставка «Как я играю дома»
4. Консультация для родителей «Каким должен быть игровой уголок ребенка»
Февраль:
1. Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
2. Рассказ о работе доктора «Кабинет доктора».
3. Конструирование «Лесенка для зайки»
Март:
1. Инсценировка сказки «Репка».
2. Подвижная игра «Подпрыгни до игрушки».
3. Работа с родителями «Спортивный уголок».
Апрель:
1. Речевая игра «Кто рассказывает?».
2. Хороводная игра «Кто у нас хороший».
3. Лепка «Погремушка для сестренки».
4. Консультация для родителей «Играйте с ребенком в народные игрушки!».
Май:
1. Дидактическая игра «Поручения».
2. Игра-инсценировка «О чем рассказала игрушка?»
3. Итоговое мероприятие «День игрушки».
Перспективный план проекта
2 этап: Исследовательский (выполнение проекта)
срок – с 1 декабря по 29 февраля.
1. Игровая деятельность:
Сюжетно-ролевая игра «У какой игрушки есть домик»
Дидактическая игра «Путаница»
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Дидактическая игра «Поручения»
Хороводная игра «Кто у нас хороший»
2. Познавательное развитие:
«Игрушки, которые живут в нашей группе»
«Ознакомление с красным цветом»
«Игрушечный поезд»
3. Конструирование:
«Башня», «Лесенка для зайки»
4. Ознакомление с художественной литературой:
А. Барто «Игрушки»
Рус. нар. потешки «Трынцы-брынцы, бубенцы»
«Как по снегу, по метели трое саночек летели»
5. Театральная деятельность:
Инсценировка сказки «Репка»
Игра-инсценировка «О чем рассказывает игрушка?»
6. Работа с родителями:
Выставка «Как я играю дома»
Консультации: «Какая игрушка нужна ребенку?», «Игрушка в жизни ребенка», «Как выбрать игрушку для ребенка», «Как помочь ребенку организовать игру», «Каким должен быть игровой уголок ребенка», «Играйте с ребенком в народные игрушки!».
Пополнение спортивного уголка новыми игрушками (кольцеброс, мячи, волшебные коврики)
7. Продуктивная деятельность:
Лепка «Новогодние подарки игрушкам»
«Погремушка для сестренки»
8. Физическое развитие:
Подвижные игры: «Курочка», «Собираем шарики», «Подпрыгни до игрушки».
9. Музыка:
Игровое мероприятие «День игрушки».
10. Развитие речи:
Рассматривание елки, украшенной игрушками.
Речевая игра «Идите с нами играть».
Рассказ о работе доктора «Кабинет доктора».
Речевая игра «Кто рассказывает?».
З этап: Заключительный (обобщающий) срок с 1 марта по 24 мая.
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
- тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (игровую, познавательную, художественно-речевую, музыкально-игровую);
- отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами игрушек, дети проявляли интерес и желание играть с игрушками;
- возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей, дети включают в сюжет игры различные игрушки и пытаются осуществлять ролевой диалог;
- считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог - родители. Родители принимали активное участие в реализации проекта.
4 этап: Презентация.
- Выступление на педсовете: «Игра в развитии коммуникативных способностей»
- Открытое мероприятие: «День игрушки»
- Выставка: «Как я играю дома»
5 этап: Перспектива на будущее.
Разработать проект «Игрушка» во второй младшей группы.