Александра Кивалина
Проект «Здоровье — самое дорогое, что есть в моей жизни» (Здоровьесберегающие технологии в ДОУ)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Белоберезковский детский сад комбинированного вида «Родничок»
Самое драгоценное у человека – здоровье. Здоровье нельзя купить, но сформировать его и сохранить на долгие годы может каждый из нас.
Темочки:
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2019
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценности человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего детства ценить, беречь и укреплять здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, будущие поколения будут более здоровыми и развиты не только личностно, интеллектуально, но и духовно, и физически.
Увеличение числа детей с адаптивными трудностями, нарушениями в эмоционально-личностной сфере, с негативными поведенческими особенностями в настоящее время определяет необходимость поиска новых приёмов работы с детьми дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте у ребёнка складывается характерный личностный стиль отношений с окружающими, и очень важно, формируется представление о самом себе, развивается самооценка. Формирующееся в этот период эмоционально-чувственное отношение к жизни, к людям, к самому себе и наличие или отсутствие стимулов к активной самореализации составляют неизгладимый отпечаток на дальнейшем жизненном стиле человека.
Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в саду. В этом деле нет мелочей. Вся жизнедеятельность ребёнка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранении и укреплении здоровья. Здоровье ребё нка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических, а так же от качественного взаимодействия семьи и ДОУ. Целью оздоровительной работы в ДОУ является сохранение устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.
Обозначенная выше проблема ставит дошкольным учреждением следующую цель.
Цель проекта : формирование у ребёнка осмысленного отношения к здоровому образу жизни.
Задачи:
1. Пропаганда здорового образа жизни.
2. Развитие потребности ребёнка в знаниях о своём здоровье.
3. Воспитывать бережное и заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
4. Устанавливать тесную взаимосвязь родителей и воспитателей в воспитании здорового образа жизни.
5. Использование нетрадиционных технологий в сохранении и стимулировании здоровья.
Участники проекта : дети, воспитатели группы, инструктор по физическому воспитанию, родители.
Формы реализации проекта : беседы, занятия, самостоятельная деятельность детей, «Гимнастика маленьких волшебников» - нетрадиционные методы работы с детьми по профилактике заболеваний, игры «Лечимся сами», работа с родителями, анкетирование.
Продолжительность: в течение месяца.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение уровня физической подготовленности детей.
2. Повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья детей, а так же заинтересованности и активности участия родителей в жизнедеятельности ДОУ.
3. Изменение уровня заболеваемости детей в течение месяца.
Этапы проектирования :
1. Подготовительный:
а) Блиц-опрос детей «Что я знаю о своём здоровье» (Результаты опроса показали, что у детей низкий уровень сформированности здорового образа жизни).
б) Анкетирование родителей «О заболеваемости детей и их причины». По результатам родителей выявлен низкий уровень сформированности здорового образа жизни у детей. Многие родители не соблюдают режим питания, нарушают режим дневного сна. Следствие нарушения сна ребёнка является раздражительность, плаксивость, быстрая утомляемость ребёнка. Всё это приводит к ослаблению детского растущего организма.
Таким образом, была поставлена цель ежедневно проводить с детьми подвижные игры с учётом какой-либо проблемы (на формирование правильной осанки, на преодоление плоскостопия, а так же регулярно проводить консультации с родителями, как тематические, так и индивидуальные, о здоровом образе жизни.
2. Основной:
Этот этап осуществляется на протяжении месяца.
Работа с детьми.
Комплексно-целевая работа по формированию здорового образа жизни детей средней группы.
Самопознание – мой организм.
Важно уточнить знания детей о названии и местоположении разных органов чувств и частей тела у себя, о понятии «здоровье» и «болезнь». Дети могут назвать органы и части тела.
Чем отличается здоровый человек от больного.
Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний:
- Гигиена тела. Кожа, её функциональное назначение. Уход за кожей, волосами, ногтями.
- Гигиена полости рта. Общее представление о ротовой полости. Уход за зубами.
- Гигиена деятельности и двигательной активности.
Режим дня. Активный и пассивный отдых. Гигиена органов зрения, слуха.
Ребё нок должен:
• быть опрятным, регулярно выполнять гигиенические процедуры;
• иметь навыки правильной чистки зубов;
• соблюдать режим дня, уметь распознавать признаки утомления, в том числе и зрительные;
• уметь использовать «пассивную» защиту (отдельная посуда, мытьё рук, знать для чего делаются прививки).
Питание и здоровье – основа жизни
Важнейшие пищевые источники, как происходит пищеварение. Представление об основных пищевых веществах, их значения для здоровья. Непереносимость отдельных продуктов и блюд. Правила поведения за столом.
Гигиена питания
Мытьё овощей и фруктов. Правила ухода за посудой. Должен уметь соблюдать элементарные правила режима питания, пользоваться столовыми приборами.
Ежедневные оздоровительные мероприятия
Физкультурные занятия 3 раза в неделю (инструктор).
Гимнастика после дневного сна (ежедневно – воспитатели).
Прогулки с включением подвижных игр (ежедневно – воспитатели).
Музыкально-ритмические занятия 2 раза в неделю (муз. рук.).
Пальчиковая гимнастика 3-4 раза в день (воспитатели).
Оздоровительный бег, физкультура на улице (физ. инструктор 1 раз в неделю).
Оздоровление фитонцидами.
Чесночно-луковые закуски. Обед. В течение дня (воспитатели).
Лечебно-оздоровительная работа.
Гимнастика для глаз. В течение дня (воспитатели).
Проветривание помещения 2 раза в день, когда дети гуляют (воспитатели).
Точечный массаж (после сна, дети, каждый день).
Лечебно-дыхательная гимнастика (каждый день, в течение дня, воспитатель).
Гимнастика для осанки (каждый день, в течение дня, воспитатель).
Йога в игре (после сна, дети, каждый день).
Дыхательная и звуковая гимнастика (каждый день, в течение дня, воспитатель).
Сказкотерапия (индивидуально, психолог, воспитатель).
Закаливание с учётом состояния здоровья детей.
Воздушные ванны (ежедневно, воспитатели).
Прогулки на воздухе (ежедневно, воспитатели).
Хождение босиком по «дорожкам здоровья» (ежедневно, воспитатели).
Обтирание (после сна, воспитатели).
Анализ теории и практики работы с семьёй выявил ещё одну проблему на современном этапе – организация совместной деятельности родителей и детей по приобщению к здоровому образу жизни. И одной из главных задач в ДОУ стоит задача создания условий для развития нормальных отношений в семье через различные формы: информирование родителей о содержании работы ДОУ, вовлечение родителей в жизнь детей, пропаганду здорового образа жизни. Предполагается ведение поиска путей сотрудничества, планируется проведение традиционных и нетрадиционных форм по привлечению родителей к проблемам физического воспитания и оздоровления детей, для развития коммуникативных качеств, совместное посещение спортивных мероприятий.
3. Заключительный этап
В результате реализации данного проекта, поставленные задачи были реализованы в полном объёме. Повысился уровень физической подготовленности детей, об этом можно судить по результатам сформированности культурно-гигиенических навыков: 95% детей самостоятельно, без напоминаний, умываются, моют руки перед едой и после посещения туалета. 95% самостоятельно приводят себя в надлежащий вид: причёсываются, следят за одеждой и обувью. 100% самостоятельно выполняют культурно-гигиенические процессы (культура еды). 100% детей выполняют закаливающие процедуры.
Родители проявили большую заинтересованность в данном направлении, это выразилось и в желании проводить совместные спортивные развлечения с детьми, оказывать помощь разного рода: изготовление своими руками «дорожки пробуждения»; приобретение и изготовление своими руками спортивного инвентаря.
Сравнительный анализ диаграмм уровня заболеваемости показал, хоть и незначительное (3%, снижение случаев заболеваемости ОРВИ, среди часто болеющих, и 4% среди здоровых. Работа в данном направлении не может быть ограничена рамками какого-то времени, а требует постоянства. Поставленную задачу нужно решать систематически продуманной работой по всем обозначенным направлениям.
Перспективное планирование работы на основном этапе проекта
Октябрь.
1-я неделя. Тема: «Здоровье человека»
Цель: Развивать понятия о влиянии здоровья на образ жизни человека.
• Учить заботиться о своём здоровье.
• Воспитывать привычку ЗОЖ.
• Анкета: «О здоровье всерьёз».
2-я неделя. Тема: «Познай себя», «Что у меня внутри».
Цель: воспитывать ответственность за своё здоровье, помочь осознать необходимость следить за своим здоровьем, уметь замечать болезни. Помочь осознать необходимость медицинских обследований. Продолжать знакомить детей со своим телом.
• Профилактика плоскостопия: папка-передвижка.
• Работа по оздоровлению зрения.
• Оздоровительные традиции в семье : ежедневные прогулки, походы.
3-я неделя. Тема: «Влияние здорового образа жизни на красоту тела».
Цель: дать представление о влиянии на внутренние органы образа жизни человека : питание, полезные – вредные привычки.
- Опасность грязных рук
- Почему нельзя грызть ногти
- Твой внешний вид
- Чистота тела
- Мои чистые игрушки
- Организация сна
• Консультация для родителей «Вредные привычки у родителей и их влияние на развитие и здоровье ребёнка». Беседы отца и матери:
• Чтение художественной литературы.
Сочинение сказок.
Сказкотерапия: «Ожившие рисунки».
Цыплёнок и утёнок (картинки) любят рисовать. У цыплёнка (картинка) есть краски, а у утёнка карандаши. Цыплёнок (картинка) нарисовал котёнка (картинка) и дерево (картинка, а утёнок (картинка) нарисовал собачку (картинка, будку и косточку. Когда котёнок (картинка) проходил мимо будки и косточки, собака (картинка) залаяла и побежала за ней. Котёнок (картинка) прыгнул на дерево. Цыплёнок (картинка) был рад, что нарисовал дерево. И ещё он радовался, что не нарисовал себя на этом рисунке. Почему цыплёнок был рад, что не нарисовал себя?
4-я неделя. Тема: «Пища – здоровая и вредная».
Жирные продукты и здоровье;
- Главные правила еды
- Витамины и здоровье
Цель: Учить осознанно подходить к своему питанию. Помочь осознать, что рекламируют не самые полезные продукты. Учить отличить полезные продукты. Здоровье зависит от правильного питания.
• Встреча с медицинским работником «О пользе и вреде продуктов».
• Изготовление альбома: «Правильное питание».
• «Вкусные посиделки».
• Конкурс салатов.
• «Я мамин помощник».
Консультация для родителей
Закаливание. «Одежда – здоровьесберегающий фактор для жизни детей»
Анкета для родителей: «О здоровье всерьёз»
1. Соблюдаете ли вы режим?
2. Важен ли дневной сон для здоровья детей?
3. Является ли нарушение дневного сна причиной раздражительности, утомляемости, плаксивости?
4. Важны ли для здоровья детей различные игры, упражнения, так же и спортивного характера?
5. Согласны ли вы принять участие в месячном проекте «Здоровье – самое дорогое, что у меня есть»?
Чтение книг: К. Чуковский «Мойдодыр», «Как Стобед улитку проглотил» и т. д.
Закаливающий массаж подошв:
Закаливающий массаж подошв, как эффективный вид закаливания, рекомендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимулировании активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делается ежедневно.
«Гимнастика маленьких волшебников»
1. Гимнастика после сна.
- «Потягивание». Выполняется лёжа. Тянем правую ногу вперёд, левую руку вверх, затем левую ногу вперёд, правую руку вверх. На выдохе произносим: «Ид-да-а». Это должно вызвать чувство удовлетворения. Делать 5-6 раз.
- «Массаж живота – «Скульптор замешивает глину»». Поглаживаем живот по часовой стрелке, пощипывание, похлопывание ребром ладони и кулачком.
Цель – улучшить работу кишечника.
- «Массаж в области груди». Выполняется сидя, ноги согнуты «по-турецки». Поглаживаем область грудной клетки со словами: «Я милая, чудесная, прекрасная». (Воспитываем бережное отношение к своему телу, учим любить себя).
- «Лебединая шея». Поза та же. Поглаживаем шею от грудного отдела к подбородку. Вытягиваем шею, похлопываем по подбородку, любуемся длинной, красивой шеей лебедя.
- «Чебурашка». Поза та же. Лепим уши для Чебурашки, поглаживаем ушные раковины, лепимушки внутри по бороздкам (воздействуем на точки кишечника, выходящие на ушные раковины).
- «Массаж головы». Поза - сидя на коврике, ноги расставлены на ширине плеч. Прорабатываем активные точки на голове сильным нажатием пальцев («моем голову»). Как «граблями», ведём к середине головы, затем расчёсываем пальчиками волосы, спиральными движениями ведём от висков к затылку.
- «Лепим красивое лицо». Поза - сидя на ковре, ноги «по-турецки». Поглаживаем нос, щёки, лоб, крылья носа, чтоб кожа была упругой. Надавливаем пальцами активные точки переносицы, середину бровей, разглаживаем брови, глаза, глаза, похлопываем по щекам, подёргиваем нос.
- «Массаж рук». «Моем» кисти рук, сильно трём ладошки до ощущения сильного тепла, надавливая каждый палец. Фалангами пальцев одной руки трём по ладошке другой руки. «Стиральная доска» оказывает воздействие на внутренние органы: сердце, лёгкие, печень, кишечник. Создаётся ощущение лёгкости и радости внутри организма.
- «Качалка». Лёжа на спине, подтянуть за колени ноги к животу. Раскачиваться вдоль позвоночника, затем с бока на бок. Происходит улучшение работы позвоночных дисков, выведения шлаков из организма.
- «Велосипед». Лёжа на спине, крутим «педали велосипеда» со звуковым сопровождением (ж-ж-ж). Упражнение улучшает кровообращение в ногах, восстанавливает работу кишечника.
2. Улучшаем осанку
Встать вплотную к стене, стопы сомкнуть, втянуть живот, голова касается стены, глаза закрыты, затем походить с гордо поднятой головой, плечи немного откинуть, живот подтянут (укрепление мышц спины и брюшного пресса).
- «Птица перед полётом».
Стоя, подышать спокойно, затем наклон вперёд, ногир не сгибаем, как крылья. Уронили голову, руки расслабленно упали вниз и висят свободно.
Это упражнение позволяет научить детей напрягать и расслаблять мышцы спины.
3. Психогимнастика
1. Игра «Весёлая пчёлка». Вдох свободный. На выдохе произнести звук «з-з-з». Представляем, что пчёлка села на нос, ногу, руку. Упражнение учит направлять дыхание и внимание на определённый участок тела.
2. «Остров плакс».
Путешественник попал на волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но дети плаксы отталкивают его и продолжают реветь. При этом головы должны быть подняты, брови сведены, уголки губ опущены, всхлипывание – вдох без выдоха (3-5 минут). Благодаря этому упражнению происходит насыщение крови кислородом.
3. «Холодно – жарко». Подул холодный, северный ветер, дети съёжились в комочки. Выглянуло летнее солнышко, можно загорать. Дети расслабились, обмахиваются платочками или веерами (2-3 раза). Происходит расслабление и напряжение мышц туловища.
4. Игра «Шарик». Один ребёнок имитирует работу насоса со звуковым сопровождением. Остальные дети представляют себя воздушными шариками, которые надуваются воздухом, постепенно поднимая руки вверх, надувая щёки. Напряжение в руках, ногах, мышцах шеи, лица, достигает предела. Шарик лопнул. Дети медленно расслабляют мышцы и в расслабленном состоянии потихоньку опускаются на пол.
5. Игра «Зёрнышко».
Ребёнок сворачивается колачиком, сжимается. Но вот пригрело солнышко, полил дождик, «зёрнышко» зевает широко, с удовольствием начинает двигаться, затем медленно потягивает «ножки-корешки» и «ручки-росточки» и начинает поворачиваться\, поднимаясь к солнышку.
4. Йога в игре.
1. «Поза кошечки».
Ребёнок в позе спящей кошечки (лёжа на боку, ноги согнуты в коленях и подтянуты к груди; руки согнуты в локтях, скрещены возле груди) лежит и мурлычит. «Котёнок» встаёт на колени и выгибает спинку со звуком «ш-ш-ш». Упражнение обучает приёмам саморасслабления.
2. Поза «змеи». «Змея» плотно прижата животом к полу, упор на вытянутых руках. Голова гордо поворачивается влево – вправо (шипит). Упражнение тонизирует и является профилактическим при заболевании почек.
3. «Собачка».
Исходное положение – упор на руки и ноги, ягодицы подняты кверху. «Собачка лает, виляет хвостиком». Во время влияния «хвостом» ягодицы движутся влево и вправо. Укрепляются мышцы рук и ног, улучшается кровообращение.
5. Дыхательная и звуковая гимнастика
Цель: научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.
1. Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице. Вдох левой ноздрёй, правая ноздря закрыта. На выдохе постучать 5 раз.
2. Сделать 8-10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, по очереди закрывая отдыхающую ноздрю указательным пальцем.
3. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно затянуть звуки «м-м-м», одновременно постукивая пальцем по крыльям носа.
4. Закрыть правую ноздрю и протяжно тянуть звук «г-м-м-м», на выдохе то же самое, закрыть левую ноздрю.
5. Энергично произносить «п-б». Произношение этих звуков укрепляют мышцы губ.
6. Энергично произносить «т-д». Упражнение служит для укрепления мышц языка.
7. Высунуть язык, энергично произносить «к-г», «н-г». Укрепляются мышцы полости глотки.
8. Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только гортанно-лёгочный аппарат, но и деятельность головного мозга, а так же снимает стрессовое состояние.
«Гудок парохода»
Через нос с шумом дети набирают воздух; задержав дыхание на 1-2 секунды, с шумом выдыхают через губы, сложенные трубочкой, со звуком «у» (выдох длиннее). Упражнение учит дышать в темпе 3 - 6. Вдох короче, задержка дыхания, выдох длиннее.
«Плакса»
Ребёнок плачет со звуком «ы».
Что ты плачешь «ы» да «ы»?
Слёзы поскорей утри.
Будем мы с тобой играть
Песни петь и танцевать.
Здоровье на ладони
В настоящее время существует очень много самых различных нетрадиционных методов здоровьесбережения. Одним из таких методов является точечный массаж ладоней.
Точечный массаж очень популярен на востоке. Осмотрите свою ладонь, на ней запечатлено всё, до самой маленькой клеточки нашего организма. Известно, что при воздействии на определённые точки нашего тела можно улучшить мозговое кровообращение, активизировать психические процессы, улучшить функциональное состояние центральной нервной системы, повысить умственную работоспособность, излечить многие болезни и значительно поправить своё здоровье.
На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые, можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Кисти и стопы представляют собой самостоятельные части тела, содержащие проекцию в миниатюре, как тело в целом, как и его отдельных частей и внутренних органов. То же самое характерно и для пальцев. Они принадлежат кистям и стопам и одновременно являются независимыми системами соответствия. Таким образом, каждый палец кисти и стопы соответствует, как всему телу, так и отдельным его составляющим.
Игра «Потрём ладошки, чтобы им стало тепло».
Нельзя выполнять массаж в течение часа после еды или на голодный желудок, а так же в областях родинок, бородавок, новообразований, гнойничков, ран, повреждений кожи, ожогов.
При верном использовании такой методики занятия способствуют общему укреплению организма, усиливают остроту зрения, повышают сопротивляемость организма к различного рода инфекциям, улучшает кровообращение, положительно влияет на работу внутренних органов.
Будьте здоровы!
Профилактика плоскостопия
Комплекс мероприятий по профилактике плоскостопия.
«Обезьянки».
Мы сегодня превратимся в обезьянок. Обезьянки похожи на детей, но они все могут делать не только руками, но и ногами.
Комплекс игровых упражнений для укрепления мышц стоп.
Разминка:
1. Пошли кругом по залу. Обычная ходьба.
2. Какая высокая трава! Пошли на носочках, руки подняли вверх.
3. Вот и прошли этот участок. Обычная ходьба.
4. Болото, идти опасно. Идём строго по следовой дорожке.
5. Переходим через ручей. Ходьба приставным шагом.
6. Утята гуляют возле ручья. Ходьба на пятках, руки на плечевых суставах.
7. Какой то подозрительный шум в лесу. Идём тихо-тихо. Ходьба в полуприсяде на носках.
8. Это медведь идёт. Ходьба на наружной стороне стопы, руки на поясе.
9. Вот мы и подходим. Уже видны обезьяньи домики.
Основная часть:
1. Обезьянки показывают нам, какие у них мячики.
Исходное положение – стоя на обруче, в руках мяч. Полуприсяд, мяч подняли – вдох, исходное положение – выдох.
2. Обезьянки решили показать нам свои игрушки: сели перед своими домиками и ножками достают из домиков свои игрушки. Исходная поза – сидя.
3. Теперь обезьянки решили играть большими мячами. Исходная поза – сидя. Захват стопами большого мяча, выпрямление ног – выдох, исходное положение – вдох.
4. Обезьянки собирают свои игрушки в домик. Захват стопами мелких предметов справа и слева и перемещение их по центру перед собой.
5. Обезьянки пошли на прогулку. Вот они идут по тропинке к высокому дереву. Ходьба по массажным дорожкам.
6. Забираются по веткам дерева всё выше и выше. Лазанье по шведской стенке.
7. Идут по каменистой гряде. Ходьба по ребристой доске.
8. Обезьянки вернулись домой. Легли в свои домики. Свернулись клубочками и сами себя укачивают. Перекаты в группировке.
Заключительная часть:
Обезьянки выпрямились, расслабились, слушают, как у них отдыхают стопы.