Нина Бутвина
Проект «Здоровье — наше богатство»
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная совместная деятельность взрослых и детей.
Название проекта : “Здоровье – наше богатство!”.
МБДОУ «Детский сад №81» г. Иркутска
Автор проекта : воспитатель Бутвина Нина Николаевна.
Вид проекта :. информационно-практико-ориентированный,творческий.
Участники проекта : дети, родители, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре,медсестра.
Возраст детей: 6-7 лет.
Продолжительность проекта : долгосрочный (8 месяцев).
Дата старта проекта : 01.10.2019.
Публикация «Проект „Здоровье — наше богатство“» размещена в разделах
Девиз проекта : «Быть здоровым – здорово!»
Актуальность проекта : Самый драгоценный дар, который человек получил от природы – это здоровье. Какой совершенной не была бы медицина, она не может избавить каждого от болезней. «Здоровье каждому человеку даёт физкультура, закаливание, здоровый образ жизни!» - эти слова принадлежат великому отечественному хирургу, учёному, академику Н. М. Амосову.
Дошкольный возраст считается важным для физического, психического и умственного развития ребёнка. В этот период закладываются основы его здоровья. Так как дошкольное учреждение является первой ступенью общественного воспитания, то именно на нас возлагаются как воспитательные, так и оздоровительные задачи.
Основной задачей оздоровительной работы в дошкольном учреждении является укрепление здоровья, физического и психического развития дошкольника. В дошкольном возрасте необходимо формировать у детей осознанное отношение к своему здоровье, понимание необходимости бережно относиться к своему организму, правила заботы о нём и стимулировать развитие навыков личной гигиены.
Поэтому важно решить проблему сохранения и укрепления здоровья дошкольников, а также повысить недостаточный уровень знаний у родителей; заинтересовать их в организации двигательной деятельности детей.
Цель проекта : охрана и укрепление здоровья детей.
Задачи проекта :
• Формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье.
Дать представление о ценности здоровья; формировать желание вести здоровый образ жизни., умение сообщать о своем самочувствии взрослым, осознавать необходимость лечения
• Заинтересовать детей в выборе поведения, поступков, приносящих пользу здоровью.
Формировать представление о том, что зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение. Познакомить детей с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма. Дать представление о необходимости закаливания.
• Воспитание у всех участников проекта активной жизненной позиции, направленной на сохранение и укрепление собственного здоровья, создание условий для поддержания этой позиции. Привлечь родителей к совместной работе над проектом.
Ожидаемые результаты для педагога:
• Снижение заболеваемости среди детей.
• Создание благоприятной образовательной среды, способов сохранения здоровья, воспитание и развитие личности.
Для детей:
• Благотворное влияние на развитие речи, расширение кругозора, физических, нравственных качеств.
• Выработка форм поведения детей, помогающая избежать опасности для жизни и здоровья детей.
Для родителей:
• Сформировать активную жизненную позицию у участников проекта направленную на сохранение и укрепление собственного здоровья, создание условий для поддержания этой позиции.
Образовательная деятельность: познавательно-физическое развитие, художественно-речевое.
Формы проведения:
- познавательно-исследовательская деятельность;
- работа с узкими специалистами;
- экскурсия,целевая прогулка;
- игры, эстафеты, конкурсы;
- художественная литература;
- самостоятельная деятельность;
- работа с родителями.
Ожидаемый результат:
-Дети и взрослые осознали понятие “здоровье” и влияние образа жизни на состояние здоровья.
-Дети стали больше заботиться о своем здоровье.
-У детей и взрослых появилось желание вести здоровый образ жизни.
Этапы проекта :
I этап - подготовительный:
- определение темы проекта, постановка целей и задач;
- определение форм и методов работы;
- создание условий для реализации проекта;
- обмен мнениями с родителями, детьми и специалистами;
- подбор литературы и атрибутики.
II этап – основной (практический) :
- выполнение содержания темы: «Здоровье – наше богатство»;
- совместная работа с детьми, специалистами и родителями по творческо-поисковой и практической деятельности;
-проведение с детьми целевых прогулок, игр;
- экскурсия в кабинет медицинской сестры детского сада.
III этап - итоговый:
- коллективная презентация проекта;
-работа с родителями:
- музыкально-физкультурное развлечение: «Мама. Папа. Я – здоровая семья»;
- консультация: «Грипп и меры его профилактики», «Что мы должны знать о закаливании детей»; «Правильная осанка –залог здоровья детей».
- конкурс семейных газет: «Здоровый образ жизни нашей семьи».
-работа с детьми:
- викторина: «Кто больше знает о здоровье?»;
- проведение веселых эстафет;
- проведение выставки детских рисунков про здоровье.
-Изготовление коллажа «Полезные и вредные продукты»
- Изготовление коллажа «Правила здоровья»
- Составление книги-самоделки рецептов «Вкусные истории»
Этапы реализации проекта :
1 этап: Подготовительный.
•Изучить и проанализировать имеющиеся в научной литературе подходы к формированию у дошкольников здоровье сберегающего поведения;
• Выявить уровень знаний о здоровом образе жизни у участников проекта и круг и интересов, соблюдение элементарных правил ЗОЖ (дети подготовительной группы и их родители).
• Определение темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
• Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
2 этап: Реализация.
Этап включал в себя интеграцию образовательных областей: «познание», «социализация», «безопасность», «здоровье», «коммуникация», «физическая культура», «чтение художественной литературы», «художественное творчество», «музыка», которая осуществлялась в процессе организации совместной деятельности взрослого с ребенком и самостоятельной деятельности детей.
Работа с детьми:
Непосредственно образовательная деятельность:
Тема: “Что такое здоровье?”.
Цель: Систематизировать знания детей о составляющих понятия “здоровье”, воспитывать чувство ответственности за своё здоровье. Экскурсия в мед. кабинет.
Тема “Режим дня”.
Цель: воспитывать необходимость соблюдения режима дня.
Тема: “Гигиена - залог здоровья!”.
Цель: формировать представление о значении соблюдения гигиены в жизни людей; воспитывать навыки гигиены.
Тема: “Одежда и здоровье”.
Цель: воспитывать осознанное отношение к подбору одежды по погоде.
Тема: «Здоровье и питание».
Цель: расширять и уточнять представление детей о питании, продолжать учить правилам культурного и безопасного поведения за столом, воспитывать желание употреблять полезную для здоровья пищу, заинтересовать детей в сохранении и укреплении собственного здоровья и вести здоровый образ жизни.
Тема: «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу».
Цель: Научить ребёнка заботиться о своём здоровье.
Тема «Даёт силы нам всегда витаминная еда».
Цель: закрепить знания детей о рациональном питании; соблюдение детьми правил питания
Тема: «Витамины укрепляют организм».
Цель: закрепить знания о необходимости наличия витаминов в организме человека; воспитывать у детей культуру питания, чувство меры.
Тема: “И вкусно, и полезно!”.
Экскурсия на кухню детского сада. Цель: воспитывать осознанное отношение к результатам труда других людей.
Тема: «Все профессии важны, все профессии нужны».
Цель: расширять и обогащать представления детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях.
Тема: “Карта полезных продуктов”.
Цель: систематизировать полученные знания о полезных продуктах; воспитывать умение применять полученные знания.
Тема «Микробы».
Цель: Формировать представление детей о микробах, способах их распространения и передачи, познакомить со способами защиты организма от болезней. Уточнить представления о роли физкультуры и закаливания в борьбе против микробов и вирусов.
Тема: “Аптекарский огород”.
Цель: воспитывать трудолюбие.
Тема: Мяч и я – друзья.
Цель: Развивать психофизические качества: выносливость, ловкость, чувство взаимоуважения и коллективизма.
Тема «Тема «Цветок здоровья».
Цель: Формировать у детей сознательную установку на здоровый образ жизни, используя современные здоровье сберегающие технологии Непосредственно Образовательной Деятельности (крио - терапии, арттерапии, сказка- терапия).
Тема: «Сохрани своё здоровье сам».
Цель: Воспитывать привычку к здоровому образу жизни. Подводить детей к пониманию необходимости здорового образа жизни.
расслабление и дыхание. Дать детям возможность самостоятельно принять решение по защите своего организма от вредного дыма.
Тема: «Путешествие в страну ОБЖ».
Цель: Закрепить понятие ОБЖ, формировать умение правильно действовать в экстренных ситуациях, обобщить знания о правилах техники безопасности в быту и правилах поведения на улице.
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов.
Ежедневная профилактическая работа:
Утренняя гимнастика, профилактическая гимнастика (дыхательная, осанка, плоскостопие, зрение)гимнастика пробуждения, проветривание, закаливание, физкультминутки, подвижные игры.
Беседы:
Общение: «Чтоб здоровым быть всегда, нужно заниматься!».
«Витамины я люблю - быть здоровым я хочу», «Как помочь себе и другому?», «Как устроено наше тело?», «Почему люди болеют?», «Как работает наш организм?», «Кто и как заботится о твоём здоровье?», «Как создать хорошее настроение?», «Если хочешь быть здоров?»
«Беседа о здоровье, о чистоте» Решение провокационных вопросов, проблемных ситуаций
Беседа-игра, включающая прибаутки, используемые при мытье рук умывании (потешки).
Игры:
Сюжетно ролевые игры:
«Больница», «Поликлиника», «Аптека», «Скорая помощь», «Центр здоровья», «Кафе», «Детский сад», «Семья».
Дидактические игры:
«Кому что нужно», «Мой день», «Оденем куклу на прогулу», ««Часы здоровья», «Умею - не умею», «Угадай, кто позвал», «Найди пару», «Угадай на ощупь», «Правила гигиены», «Хорошо или плохо», «Вредные или полезные», «Это можно или нет», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Опасно не опасно», «Азбука здоровья» и другие.
Подвижные игры
: «Тишина», «Ручеек», «Узнай, кто позвал», «Капкан», «Перетягивание каната», «Замри» «Спорт для мальчиков и девочек», «Опасные ситуации», «Чей кружок быстрей соберется». «Найди на ощупь названную часть тела».
Игры на развитие двигательного творчества:
)«Кулак-ребро-ладонь» «Придумай – покажи». «Зарядка веселых мышат». «Зеркало». «Угадай – повтори», «Делай как я».
Игры– драматизации: инсценировка отрывков: К. Чуковский «Мойдодыр», «Айболит», «Федорино горе». «Овощной карнавал». «Хрюша и Степашка».
Театрализованная игра-зрелище «Витаминная семья»
(Досуг по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста)
Рассматривание альбомов «Виды спорта»; «Азбука здоровья».
Заучивание стихов, пословиц, поговорок о здоровье.
Чтение художественной литературы: В. Бондаренко «Где здоровье медвежье»,
В. Беспалов «Голубая льдинка» ,С. Афонькин «Как победить простуду?»
и «Откуда берется болезнь?» В. Голявкина «Про Вовкину тренировку»,
С. Афонькина «Как стать сильным?» и «Зачем делать зарядку?» К. Чуковский «Мойдодыр», «Айболит», «Федорино горе», В. Радченко «Олимпийский учебник», С. Прокофьев «Румяные щеки», М. Безруков «Разговор о правильном питании», Г. Зайцев «Приятного аппетита», «Крепкие – крепкие зубки», А. Кутафин «Вовкина победа», А. Барто «Я расту» и «Девочка чумазая».
Работа с родителями:
- Консультации «Здоровый образ жизни семьи», «Иммунитет и способы его укрепления», «Режим дня», «Двигательная активность и здоровье дошкольника», «Плоскостопие», «Советуем посадить дома», «Разумно есть - долго жить!», «Поговорим о воде».
- Индивидуальные беседы о физических умениях и навыках каждого ребенка, о значимости совместной двигательной деятельности с детьми и т. д.
- Памятки для родителей: «Профилактика плоскостопия у детей», «Здоровье – главное богатство человека», «Дыхательная гимнастика», «Игры нашего двора», «Профилактика нарушения осанки у детей», «Культура еды», «Гимнастика для глаз», «нетрадиционные методы закаливания», «Волшебные точки», «Быть здоровым – это здорово!».
- Картотека «Подвижные игры».
- Родительское собрание «Укрепление и сохранение здоровья детей»
- Выпуск газеты: (конкурс семейных газет) : «Здоровый образ жизни нашей семьи».
- Выставка книг для детей и родителей о ЗОЖ.
Ожидаемый результат:
1. Ознакомление детей с важнейшими анатомо-физиологическими понятиями (строение тела человека, первоначальные представления о строении и функциях органов).
2. Развитие умения обосновывать и соблюдать правила гигиены.
3. Развитие умения сознательно вырабатывать полезные привычки правильного поведения.
4. Обучение детей правильному поведению в экстренной ситуации, умению избегать опасных положений.
5. Развитие интеллектуальных способностей по переносу знаний на конкретные ситуации жизни человека.
6. Содействие становлению форм естественного поведения – соблюдение правил личной гигиены в повседневной жизни детей.
7. Привлечение родителей к активному участию в решении организационных задач.
8. Повышение педагогической культуры родителей и их заинтересованность в ЗОЖ.
Показатели эффективности:
- Снижение заболеваемости среди детей.
- Знания детей и осознанное понимание значимости ЗОЖ, желание заботиться о своем здоровье.
- Умение детей в выборе поведения, поступков, приносящих пользу здоровью.
- Сформирована активная жизненная позиция у большинства участников проекта направленная на сохранение и укрепление собственного здоровья, создание условий для поддержания этой позиции.
Промежуточный результат:
- Оформление выставки рисунков: «Быть здоровым – здорово!»
- Проведение с детьми викторины «Кто больше знает о здоровье?»;
- Изготовление коллажа «Полезные и вредные продукты»
- Изготовление коллажа «Правила здоровья»
- Составление книги-самоделки рецептов «Вкусные истории»
3 этап. Заключительный.
- Коллективная презентация проекта;
-Проведение спортивного праздника «Мама,Папа, я-дружная семья».
-Конкурс домашних стен -газет «Здоровый образ жизни нашей семьи».
Список используемой литературы.
1. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006 (Логопед в ДОУ).
2. Блинова Г. М. Познавательное развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2009. (Вместе с детьми).
3. Ковалева Г. А. воспитывая маленького гражданина… : Практическое пособие для работников ДОУ. – М. : АРКТИ, 2003 – (Развитие и воспитание дошкольника).
4. Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. СПб. : «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2005.
5.
6. Шилаева Г. П., Журавлёва О. М., Сазонова О. Г. Правила поведения для воспитанных детей. – М. : Филологическое общество «СЛОВО»; Эксмо, 2007.
7. Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье : Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2008.- (Вместе с детьми).