Валентина Борисова
Проект «Лес — наше богатство»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Лес – наше богатство»
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатель, музыкальный руководитель.
Актуальность
Огромное значение в нашей жизни имеет лес. Лес дает нам необходимую древесину. В лесах живут звери и птицы, растут грибы, орехи и ягоды. Леса украшают землю и очищают воздух, поэтому к ним нужно относиться бережно, их надо охранять.
Публикация «Проект „Лес — наше богатство“» размещена в разделах
Именно в дошкольном возрасте ребенок воспринимает окружающее наиболее эмоционально, он способен сочувствовать сопереживать, искренне удивляться, на этой основе возможно и необходимо развивать в детях любовь к природе, ее обитателям. Современные дети растут в обществе потребления, большинство людей даже не осознает, какой вред окружающей среде наносит каждый человек в отдельности.
Одна из актуальных проблем нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние экосистемы. Этому способствуют лесные пожары, вырубки, выпас скота, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов, истребление лекарственных растений, разорение птичьих гнезд, и т. д. Для того чтобы экосистема была здоровой и сильной, нужно гарантировать ей охрану и защиту. Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания у людей, отсутствие системы непосредственного общения с природой.
Тип проекта: познавательно-творческий, групповой, краткосрочный (1 недели).
Цель проекта: Формировать представления у старших дошкольников о разнообразии лесов родного края, их пользе для здоровья. Познакомить с профессией лесничий. Развивать познавательные и творческие способности детей среднего дошкольного возраста; воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи проекта:
Образовательная:
-формировать представления детей о разнообразии лесов родного края.
-расширить представления детей об образе жизни лесных обитателей, анализировать,делать выводы.
-познакомить детей с полезными свойствами деревьев.
-учить устанавливать причинно-следственные связи на примере жизни животных и птиц в лесах.
Развивающая:
-развивать зрительное восприятие и мыслительные процессы в процессе наблюдения природных объектов.
-актуализировать имеющиеся у ребенка знания с целью расширения личностно-значимых проблем на деятельностной основе.
-развивать связную речь детей, учить использовать в рассказах образные слова и выражения. Развивать умение составлять законченный рассказ.
-обогащать словарный запас детей и их знания о лесе.
-развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках
Воспитательная:
-воспитывать экологическую культуру детей.
-воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
Предполагаемый результат:
Дети: формирование осознанно-правильного отношения к природе, систематизация знаний о деревьях, повышение познавательных интересов через различные виды деятельности. Ознакомились с профессией лесничий.
[b]Родители:[/b] повысится интерес у родителей к данному вопросу, расширится кругозор экологических знаний родителей.
Методы и приёмы: наглядные, словесные, игровые, практические:
- наблюдения,
- рассматривание картин, прослушивание песен и музыкальных произведений,
- беседы,
- чтение художественной литературы,
- заучивание стихов, пословиц,
- экскурсия
- опыты.
Продукты проекта: разработанные рекомендации и консультации для родителей; выставка творческих работ детей и родителей; систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме «Деревья», коллективная работа детей «Правило поведения в лесу».
Этапы реализации проекта
I. Подготовительный этап:
– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
– подбор методической литературы для реализации проекта;
–подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, репродукций картин, организация развивающей среды в группе.
II. Основной этап:
1. Беседы с детьми:
- «Здравствуй, дерево!»;
- «Какие деревья расту в нашем лесу»;
- «Как деревья помогают человеку»;
- «Как появляются деревья»;
- «Почему нужно беречь и охранять деревья»;
- «Как сберечь деревья?»;
- «Профессия которая бережет лес».
2. Ознакомление детей с художественной литературой:
Чтение: И. Семенова «Березка», «Две сосны и ель», А. Прокофьев «Наш лесок», П. Воронько «Липка»; заучивание Е. Благина : «Листья золотые».
3. Рассматривание картин с изображением деревьев в разное время года: И. Э. Грабарь «Рябинка», И. И. Шишкин «Зима», И. Левитан «Весна. Цветущие яблони», И. И. Шишкин «Дубовая роща» и беседы по их содержанию;
4. Прослушивание: запись «Голоса леса», в музыкально-поэтическом сопровождении: Е. Кочеткова «Дерево», «Дуб» и «Береза» И. Токмаковой.
5. Экскурсия:
Целевая экскурсия «За грибами за ягодами».
6. Совместная и самостоятельная художественно-продуктивная деятельность:
- рисование на тему «Дерево»;
- аппликация «Дерево осенью»;
- ручной труд «Животные леса»;
-рисование на тему «Профессия лесник»;
Коллективная работа: «Дерево, Правило поведения в лесу».
7. Дидактические игры:
1. «Что сначала, что потом». Цель: формировать представление о деревьях в разное время года; воспитывать эстетическое восприятие; бережное отношение к деревьям.
2. «С какого дерева листок». Цель: совершенствовать умение сопоставлять листья с деревьями, обогащать словарный запас.
3. «Что лишнее». Цель: развивать внимание, логику, умение сравнивать и сопоставлять.
4. «Опиши, я отгадаю». Цель: формировать правильное представление о деревьях, развивать речь детей.
9. Экспериментирование:
1. Опыт «Деревянный брусочек». Цель: ознакомление с некоторыми свойствами дерева.
10. Работа с родителями:
1. Рекомендации: «Прогулки с детьми на природу».
2. Консультация: «Будем заботиться, и беречь природу».
3. Совместная творческая деятельность: оформление выставок:
- «Осенний букет цветов»;
-«Чудесные поделки».
III. Заключительный этап
Экологическая квест-игра «Лесное путешествие»
План работы над проектом
Этапы, сроки Содержание работы Участники
I этап.
1 день 1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.
2. Подбор методической литературы для реализации проекта.
3. Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, песен и музыкальных произведений; дидактических игр, разработка бесед. Воспитатель. Музыкальный руководитель
2 день 1. Разработка рекомендаций для родителей.
2. Подбор репродукций художественных картин на данную тематику.
3. Организация развивающей среды в группе.
4. Беседа с детьми «Как деревья помогают человеку».
5. Целевая экскурсия «В лес за грибами да за шишками»
6. Нод «Дерево правил» Воспитатель
II этап.
3 день 1. Беседа с детьми «Здравствуй, дерево!».
2. Чтение и обсуждение литературных произведений:
О. Высоцкая «Наш сад».
3. Рассматривание репродукций картин И. Левитан «Весна. Цветущие яблони», И. И. Шишкин «Дубовая роща».
4. Опыт «Деревянный брусочек».
5. Рекомендации для родителей: «Прогулки с детьми на природу».
6. Экскурсия «Рассматривание деревьев на участке» Дети, родители, воспитатель
4 день 1. Беседа с детьми «Как появляются деревья».
2. Чтение и обсуждение литературных произведений:
А. Прокофьев «Наш лесок».
3. Беседа «Профессия лесничий»
4. Рассматривание репродукций картин И. Э. Грабарь «Рябинка», И. И. Шишкин «Зима».
5. Лепка «Лесные жители»
6. Работа с родителями выставка «Дары осени» Дети, родители, воспитатель
5 день 1. Рисование на тему «Дерево осенью».
3. Д/и «Что сначала, что потом».
4. Беседа с детьми «Как деревья помогают человеку».
5. Совместная творческая деятельность с родителями: выставки «Осенний букет»
6. Чтение и обсуждение литературных произведений: П. Воронько «Липка».
7. Экологическая квест-игра «По тропинкам леса» Дети, родители, воспитатель, музыкальный руководитель
Теоретическая значимость проекта: систематизация и расширение имеющихся теоретических представлений у детей о деревьях (особенности строения, произрастания).
Практическая значимость проекта: формирование экологически грамотного и безопасного для природы поведения, развитие творческих способностей детей.
Познавательная значимость проекта: формирование познавательных интересов: наблюдать, экспериментировать, анализировать, сравнивать; формирование осознанно-правильного отношения к природе: желания ухаживать беречь и любоваться красотой деревьев.
Перспектива:
В целях закрепления воспитательной ценности проекта планируется весной посадка молодых саженцев деревьев на территории детского сада совместно с родителями и уход за ними.
Список использованных источников
1. Н. В. Алешина. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Младшая группа. – М. :ЦГЛ, 2004.
2. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ, - Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2009.
3. О. А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию. – М., 2005. – 170с.
Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. – СПб. : ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2011.
4. Т. Н. Доронова. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. – М., 2001.
5. В. А. Дрязгунова. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М. : Просвещение, 1981.
6. Н. В. Ёлкина. Учим детей наблюдать и рассказывать. – Ярославль: Академия развития, 1997.
7. А. И. Иванова. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2003. – 53 с.
8. Листок на ладони: метод. Пособие по проведению экскурсий с целью экологического и эстетического воспитания дошкольников/ сост. В. А. Степанова, И. А. Королева. – СПб. : Детство-Пресс, 2004.
9. И. А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М. : «Карапуз – Дидактика», 2009.- 144с.
Приложение №1
Беседа на тему «Знакомство с профессией лесник» с икт
Цель: познакомить детей с профессией лесник
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать знания о профессии лесника.
2. Расширять представления детей о труде взрослых. Показать значение и важность каждой специальности для других людей.
3. Активизировать словарь детей: лесник, профессия, лиственный, хвойный лес. Упражнять в образовании однокоренных слов: лес – лесник, лесной.
Развивающие:
1. Развивать наблюдательность, умение находить ответы на вопросы в процессе образовательной деятельности; сравнивать, анализировать и делать выводы; рассказывать о результатах своей деятельности.
2. Развивать координацию речи с движением, укрепление здоровья.
3. Развивать психические процессы: мышление, память, восприятие, творческое воображение, слуховое внимание.
Воспитательные:
1. Воспитывать уважение к труду, интерес к природе, умение бережно расходовать всё, что даёт природа.
2. Воспитывать уважительное отношение к лесной жизни и обитателям леса.
3. Воспитывать культуру поведения в лесу.
Предварительная работа:
Составления презентация на тему «Профессия лесник».
Ход непосредственно образовательной деятельности
Воспитатель колокольчиком созывает детей в круг.
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Звучит музыка «Пение птиц».
Воспитатель: Чьи это голоса? Где их можно услышать? (Ответы детей)
- А кто живет в лесу? (Ответы детей: животные, птицы, насекомые).
- А вы знаете, кто заботится о лесе? (ответы детей)
- Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло видеописьмо.
Давайте его посмотрим (просмотр презентации «профессия лесник»)
_О ком наш фильм был? (ответы детей)
- Кто же такой лесник? Правильно, лесник – это профессия человека.
Воспитатель: Профессией называют такое дело, которым занимаются каждый день, которое полезно для других людей. Очень важно, чтобы работа была по душе, только тогда можно стать мастером своего дела.
- лесник – друг леса.
- очищает лес от мусора, поломанных деревьев.
- бережет от пожаров.
- подкармливает и лечит зверей и птиц и т. д.
Воспитатель: Хорошо! А вы знаете, чтобы стать лесником, надо много учиться, много знать, много уметь. Предположим, что вы уже выросли и отучились в Лесной Академии. Проверим, хорошими ли вы будете друзьями леса. Согласны? Тогда приготовьтесь выполнять задания.
Задание первое:
- В нашем лесу растут деревья, на которых листья только летом, осень их сбрасывают, это… (лиственный лес).
- А в нашем лесу и зимой, и летом зеленые деревья, только вместо листьев на них иголки… (хвойный лес).
Воспитатель: Справились с первым заданием.
Перед тем как приступить к следующему заданию, давайте наберемся сил.
Физкультминутка «Ветер дует»
Задание второе:
- Выберете предметы, необходимые леснику в его работе. На столе – бинокль, компас, свисток, карманный фонарь карта, рация, краски, игрушечный внедорожник. Здесь же лишние предметы, например, скакалка, мяч и др.
- Расскажите, что вы выбрали и для чего эти предметы нужны леснику. Одна компания рассказывает про один предмет, вторая продолжает про другой.
Воспитатель: С заданием справились, отлично!
Задание третье:
Игра называется «Можно – нельзя»
1. Рвать цветы охапками можно? (нельзя)
2. Сорить в лесу? (нельзя)
3. Сажать деревья? (можно)
4. Ухаживать за животными, растениями? (можно)
5. Разжигать костры? (нельзя)
6. Разрушать гнезда, муравейники? (нельзя)
- Вы хорошо знаете правила поведения в лесу.
Задание четвертое:
- Лесник должен хорошо знать всех зверей в лесу: что служит им пищей, где они живут, «читать» их следы. Поэтому следующее задание называется «Чьи следы?» (Ответы детей)
Воспитатель: Вы – настоящие следопыты.
Воспитатель: Ребята, вы совсем заданием справились. Я думаю вы сможете стать настоящими лесниками.
Я думаю, сегодня вы узнали, что лесник – это одна из важных и нужных профессий.
Рефлексия.
Если вам все понравилось и вы узнали много нового, то возьмите зеленый листочек и приклейте на дерево, а если вы испытывали затруднение на занятии, то возьмите красный листочек. Может, вы хотите больше узнать о профессии лесника, то возьмите желтый листочек.
Дорогие ребята, не забывайте и вы о том, что надо любить природу, беречь и заботиться о ней и регулярно пополнять её новыми насаждениями.
Приложение №2
Экологическая квест - игра
«Лесное путешествие»
Цель: повышение экологической культуры детей.
Задачи:
Образовательные:
• Формировать у детей элементарные экологические знания, учить детей правилам поведения в лесу; сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости её оберегать.
Развивающие:
• Развивать речь, внимание, умение анализировать вопросы и загадки;
Воспитательные:
• Воспитывать у детей природоохранное поведение, ответственное, гуманное, бережное, эмоционально – положительное отношение к природе.
Ход игры:
Лесовичок: Здравствуйте, дети. Я – старичок Лесовичок, живу в лесной чащобе. Я охраняю лес и лесных зверей, забочусь и оберегаю их.
Ребята, сегодня мы с вами отправимся на прогулку в лес! Вы знаете, что такое лес? А вы знаете, как в лесу гулять нужно? (ответы детей).
Лесовичок: Хорошо. А то есть такие дети, которые приходят в лес и начинают ветки ломать, цветы рвать, обижают птиц и насекомых, зверей пугают. Вы, наверно, тоже такие? (ответы детей).
Лесовичок: Ну, хорошо! Так уж и быть, разрешу я вам погулять, да поиграть в лесу. А за это вы мне должны найти и принести шишки. Но не простые, а золотые!
Лесовичок: А в этом вам помогут мои друзья – Лесные жители. Отправляйтесь к ним в гости! Если вы выполните их испытания, и принесете мне Волшебные шишки, то я разрешу вам гулять по лесу отныне и навсегда!
Лесовичок: А чтобы вы не заблудились, я дам вам карту, как попасть к моим друзьям – лесным жителям. Только помните: чтобы в Лесу не потеряться, держитесь за волшебную веревочку.
Между станциями дети осуществляют переход, держась за веревочку, цепочкой.
Станция 1.
Кикимора: Здравствуйте, ребята! Добро пожаловать! Знаете, кто я? (ответы детей). Я должна убедиться в том, что вы хорошо знаете правила поведения в лесу. Я буду называть действия, а вы должны отвечать: «можно», «нельзя» и поднимать зеленый или красный кружок:
• ломать ветки;
• оставлять после себя мусор;
• разорять гнезда и муравейники;
• собирать ягоды;
• уничтожать ядовитые грибы;
• разжигать костры;
• слушать пение птиц;
• громко кричать;
• рвать большие охапки цветов.
Кикимора: Молодцы, ребята, вижу, что правила поведения в лесу вы знаете, и соблюдаете их! За это дам я вам волшебную шишку (отдает шишку).
Станция 2.
Лиса: Здравствуйте, ребята! Узнали меня? (ответы детей). Я – Лисичка-сестричка. Чтобы ваше лесное путешествие проходило веселее, я предлагаю вам повторять за мной все движения и слова. Я говорю, а вы за мной повторяете. Итак, начнем!
Логоритмика «Лесною тропою»
Мы идем лесной дорогой, (обычная ходьба)
Интересного тут много,
По дорожке в лес пойдём,
Чудеса в лесу кругом: (ладони приложить к щекам, покачать головой)
Вот растёт под ёлкой гриб, (руки сложить над головой «шляпкой»)
Рябинка – пламенем горит, («фонарики» на четыре счёта)
Белка скачет скок, поскок, (прыжки)
И орешки щёлк, да щёлк. (хлопки в ладоши)
Тихо, тихо, не шумите, (палец приложить к губам)
По дорожке в лес идите; (ходьба на носочках)
Мы для леса все друзья, обижать друзей нельзя!
Лиса: Молодцы, ребята, вижу, что вы все умные и смышленые, в лесу не пропадете! За это дам я вам волшебную шишку (отдает шишку).
Станция 3.
Медведь: Здравствуйте, ребята! Добро пожаловать! Знаете, кто я? (ответы детей). А знаете, что я люблю больше всего? (ответы детей). Правильно! Я люблю мед. Вы знаете, что мед получается из цветов? Сейчас я хочу, чтобы вы мне помогли и посадили как можно больше цветов!
Эстафета «Посади цветы».
Дети встают в две команды, у каждого кегля в руках. По команде – по одному бегут до ориентира, ставят «цветок» и возвращаются обратно. Затем бежит следующий участник, и так, пока все цветы не будут посажаны. Побеждает та команда, которая быстрее всех посадит цветы и польет растения.
Медведь: Отлично справились! Столько цветов посадили! За это я дам вам награду (отдает шишку).
Станция 4.
Баба Яга: Кто это ко мне тут в гости пожаловал? Знаете, кто я? (ответы детей). Я – баба Яга Костяная нога! Вы хотите гулять по лесу? Тогда я сейчас проверю, что вы знаете о животных и птицах.
Задание «Назови одним словом»
Волк, лиса, медведь, заяц – это …звери.
Берёза, сосна, дуб, рябина – это …деревья.
Воробей, синица, дятел, ворона – это …птицы.
Клубника, малина, смородина, крыжовник – это …ягоды.
Бабочка, комар, стрекоза, муха – это …насекомые.
Ромашка, роза, тюльпан, мак – это …цветы.
Задание «Что за зверь?»
1. Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка.)
2. Когда я голодный меня не встречай,
Щелкну зубами, съем невзначай. (Волк.)
3. Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь.)
4. Лежала между ёлками подушечка с иголками
Тихонечко лежала, потом вдруг убежала. (Ёж.)
5. Рыжая плутовка, хитрая да ловкая,
В сарай попала, кур пересчитала. (Лиса.)
6. Длинноухий трусишка, залез в огород,
Увидел морковку, хвать быстро – и в рот. (Заяц.)
Баба Яга: Ребята, в лесу много разных птиц. Какую пользу приносят птицы в лесу? (Ответы детей). А вы, ребята, знаете птиц, живущих в наших лесах? Сейчас проверим.
Задание «Что за птица?».
1. Кто на елке на суку, счет ведет: ку-ку, ку-ку? (Кукушка.)
2. Верещунья, белобока, а зовут ее … (Сорока.)
3. Угадайте, эта птица скачет по дорожке,
Словно кошки не боится – собирает крошки,
А потом на ветку – прыг, и чирикнет: Чик-чирик! (Воробей.)
4. Всю ночь летает – мышей добывает.
А станет светло, спать летит в дупло. (Сова.)
5. Я по дереву стучу, червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой – все равно он будет мой! (Дятел.)
Баба Яга: Молодцы, ребята, всё правильно ответили. И птиц, и животных знаете. В лесу будете хорошо ориентироваться! Отдаю вам вашу награду (отдает шишку).
Станция 5.
Эстафета «Убери мусор».
Волк: Здравствуйте, ребята. А вы знаете, что волк считается санитаром леса? Я люблю чистоту и порядок. Скажите, если вы увидите в лесу мусор, что с ним нужно сделать? (Ответы детей). Тогда я приглашаю вас помочь мне. Нужно убрать мусор.
Перед каждой командой лежат коробочки, пакеты, пластиковые бутылки (все то, что может быть подразумевать мусор) по количеству детей в команде. Добежать, взять мусор и положить в мусорное ведро, и вернуться обратно. До тех пор, пока не кончится мусор.
Побеждает та команда, которая быстро и правильно уберет весь мусор.
Волк: Молодцы, как хорошо справились с заданием, помогли навести чистоту в лесу. Спасибо вам! Вот ваша награда (отдает шишку).
Заключительная часть:
Команды по готовности возвращаются к Лесовику и отдают ему шишки. Лесовик благодарит их, и еще раз спрашивает о правилах поведения в лесу.
Лесовичок: Что вы мне принесли? (ответы детей). Надо же! Справились! Целых 5 штук принесли! Молодцы! Значит, испытания вы все прошли. А вот теперь я хочу вас спросить о правилах поведения в лесу. Я буду показывать вам картинки, а вы отвечайте.
Лесовичок: Ребята, заканчивается наша прогулка. Я, думаю, вы теперь станете настоящими друзьями леса, будете беречь его и любить. Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте поблагодарим Лесовика за интересную прогулку.
Лесовик. Запомните, ребята: надо быть другом всему живому и правильно вести себя в лесу. А я тоже приготовил для вас подарки.
Лесовик дарит детям корзину с печеньем в форме грибочков.
Приложения №3
Целевая прогулка «В лес за грибами, за шишками»
Цель: создать условия для усвоения представлений об осенних изменениях в живой природе, в жизни растений и животных в связи с приходом осени.
Задачи: научить распознавать наиболее характерные явления живой природы, присущие осени; развивать обще учебные и исследовательские умения и навыки: наблюдение, сравнение, систематизация и классификация; формировать экологическое сознание, представление о взаимосвязи объектов живой природы.
Оборудование: корзинки.
Ход экскурсии
Воспитатель Сегодня мы с вами совершим прогулку- экскурсию в осенний лес и узнаем много нового о жизни природы в это время года. А для начала вспомним с вами правила поведения в лесу.
Ребята называют правила поведения в лесу: идти по тропинке, не шуметь, не рвать растения, не ломать ветки, не разрушать гнезда и муравейники и т. д.
Воспитатель: Дети, послушайте загадку и ответьте на вопрос: - Если на деревьях листья пожелтели, если в край далёкий птицы улетели, если небо хмурится, если дождик льётся - это время года как зовётся?
Дети: Осень.
Воспитатель: Правильно. А давайте вспомним признаки осени.
Дети: Деревья и трава пожелтели.
Воспитатель: Молодцы! А какие еще признаки осени вам известны?
Дети: Частые дожди, первые заморозки, листопад, отлет птиц:
Воспитатель: И самый главное.
Дети : Деревья оделись в разноцветный наряд.
Воспитатель: Давайте полюбуемся красотой осеннего леса.
(Рассматривают деревья листья)
Воспитатель: А какие деревья бывают?
Дети : (ответы детей)
Воспитатель: Давайте с вами вспомним стихотворения
(Чтения стихотворения)
Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг, послушайте лесную тишину, полюбуйтесь красотой осеннего пейзажа. Какие звуки осени вы слышите? Встаньте, прижавшись спиной к стволу дуба, и послушайте звуки осени. Расскажите о них так, чтобы мы их тоже услышали.
Дети: Листья шуршат под ногами, птицы тоскливо переговариваются, ветерок еле шелестит листвой, прошуршала мышка.
Воспитатель: Какая музыка подходит под эту осень?
Дети: Спокойная и грустная.
Воспитатель: Какое у вас ощущение от осеннего леса?.
Воспитатель: Наша экскурсия по осеннему лесу продолжается, давайте поговорим о жизни животных осенью, о том, как эти животные осенью готовятся к зиме? Начнем с медведя.
Дети: Медведь готовится к спячке.
Воспитатель: Заяц.
Дети: Заяц меняет мех с серого, летнего - на белый, зимний и более теплый.
Воспитатель: Еж.
Дети: Еж готовится к спячке.
Воспитатель: Белка.
Дети: Белка делает запасы.
Воспитатель: На нашей экскурсии мы не просто наблюдали, замечали, смотрели и слушали, но и собирали природный материал: опавшие листья разной окраски и шишек.
Воспитатель: А теперь подведем итоги экскурсии! Мы сегодня с вами изучали изменения в природе, происходящие в какое время года?
Дети: Осенью.
Воспитатель: Осень можно отличить от других времен года по каким явлениям?
Дети: Частые дожди, первые заморозки, короткий день, листопад, отлет на юг некоторых птиц, обилие грибов лесу.
Воспитатель: Что происходит с деревьями осенью?
Дети: Меняют цвет листвы, сбрасывают листву, с помощью животных и ветра распространяют семена.
Воспитатель: А как ведут себя животные осенью?
Дети: Меняют мех на более теплый, некоторые меняют окраску, готовятся к спячке, делают запасы на зиму.
Воспитатель: Какие вы молодцы! Спасибо всем большое за приятную экскурсию и за хорошую работу.