Юлия Нарбекова
Проект «Лес — наше богатство» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : «Лес – наше богатсто».
Автор проекта : Нарбекова Ю. Ю.
Участники проекта : дети, родители, педагоги.
База исследования проекта : подготовительная группа №11.
Сроки реализации проекта : ноябрь-январь 2019-2020 г. г.
Вид проекта : долгосрочный
Тип проекта : познавательно – исследовательский.
Актуальность проекта
Темочки:
«Любовь к природе, как и всякая человеческая любовь, несомненно закладывается у нас с детства.»
И. Соколов-Микитин
Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Большинство людей считают лес источником продуктов жизнедеятельности или местом отдыха. И мало, кто задумывается о дальнейшей судьбе леса, о его обитателях, да и том, что вообще в лесу есть множество разнообразных жителей. После отдыха людей в лесу остаются не затушенные костры, бутылки, мусор, вся эта негативная позиция взрослых отражается на дошкольниках, так как дети в первую очередь берут пример с родителей. Статистические данные говорят о том, что из-за нарушений правил поведения человека на природе увеличилось число лесных пожаров. Современные дети мало общаются с природой, редко бывают с родителями в лесу, с трудом различают деревья и кустарники, не говоря уже о знаниях том, какую пользу приносит лес и почему его нужно беречь. Поэтому, чтобы сохранить леса здоровыми и красивыми, дающие нам кислород, красоту, тепло, предметы обихода, гарантировать лесу защиту, нам необходимо воспитывать экологическую культуру дошкольников с раннего возраста, формируя отзывчивость, любознательность, способность управлять своим поведением на природе.
Новизна проекта
Новизна нашего экологического проекта заключается в использовании ИКТ. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательно - образовательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру.
Гипотеза проекта :
Экологический проект «Лес – наше богатство», позволит расширить и углубить представления детей и их родителей о зелёных друзьях, о которых нужно заботиться, беречь и сохранять, научатся соблюдать правила поведения на природе.
Цель проекта :
Формирование экологической культуры дошкольников посредством изучения леса, как одному из условий жизни на Земле.
Задачи реализации проекта :
Обучающие:
• Расширить и закрепить знания и представления детей о лесе и его обитателях;
• Формировать у детей элементарные экологические знания о лесе.
• Формировать понимание последствий экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений) через ознакомление с правилами поведения на природе.
• Дать представления о последствиях неправильного отношения к лесу.
Развивающие:
• Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за деревьями и обитателями леса;
• Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие
способности.
• Развивать и поддерживать детскую инициативу и самостоятельность, познавательную активность.
Воспитательные:
• Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к лесу у детей и взрослых
• Воспитывать эстетическое восприятие, способность видеть красоту родной природы, наслаждаться красотой леса в разное время года.
• Формирование у детей культуры поведения, направленное на сохранение природных ресурсов и расширение представлений о лесе, его значении для жизни всего живого через различные виды деятельности.
Инновационная направленность проекта
Состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проекты позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.
Разработанная система применения проектного метода оказывает положительное влияние на развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к экологии.
Интеграция образовательных областей: 1. Социально-коммуникативное развитие: развитие самопознания и положительной самооценки; 2. Физическое развитие: формирование потребности в здоровом образе жизни; 3. Художественно-эстетическое развитие: овладение различными видами худ. деятельности; 4. Речевое развитие: Развитие связной речи и расширение активного словаря
Предварительная работа: картотека игр, подборка художественной литературы, альбомы и энциклопедии, фотоальбомы, репродукции пейзажей. Фильмы о природе Аудио и видеоматериалы о лесе и его обитателях.
Методы и приемы реализации проекта :
• Наблюдения за объектами и явлениями живой и неживой природы;
• Беседы;
• Опытно-экспериментальная деятельность;
• Игровая деятельность;
• Практическая (продуктивная) деятельность.
Ресурсное обеспечение проекта :
Ожидаемые результаты реализации проекта.
В результате реализации проекта у детей старшего дошкольного возраста будут сформированы следующие представления:
• Умение видеть и доказывать принадлежность растений и животных к живым организмам: питаются, двигаются, дышат и т. д.
• Умение называть животных леса, описывать особенности внешнего вида, повадки, образ жизни.
• Умение называть растения леса, описывать особенности внешнего вида, приносимую пользу.
• Умение устанавливать связи внутри системы (например, пищевая цепочка: заяц ест траву, а лиса ест зайца).
• Умение устанавливать связи между животными и растениями в условиях конкретной среды (сообщество).
• Понимание важности сохранения леса (бережном, гуманном отношении к природе).
Ожидаемый результат для родителей воспитанников от участия в проекте :
• Активное участие (предположительно 92%) родителей в реализации проекта.
• Понимание родителями важности бережного отношения к лесу.
Долгосрочные результаты реализации проекта :
В результате полученных знаний, сформированных представлений о лесе как экосистеме у детей сформируется:
• Основы экологической культуры, сознания - положительное, бережное, гуманное отношение не только к лесу и его обитателям, но и к окружающей его природной среде.
Механизмы реализации проекта.
- Активное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса;
- Формирование партнерского сообщества сотрудников МАДОУ «Детский сад №42, детей и родителей в процессе организации работы по экологическому воспитанию.
- Взаимодействие детско-родительского и педагогического коллектива МАДОУ «Детский сад №42 с образовательными и культурными структурами города.
Методы реализации проекта.
Основные мероприятия проекта.
Этапы реализации проекта «Экологического воспитания дошкольников. «Лес - наше богатство».
Деятельность по экологическому воспитанию дошкольников построена с учетом следующих принципов:
1. Доступность - содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме;
2. Гуманистичность - ребенок является активным субъектом совместной деятельности с педагогом, основанный на сотрудничестве, демократических и творческих начал;
3. Деятельность - знания, которые ребенок усваивают в процессе обучения, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности;
4. Интеграция - реализация задач происходит через познавательную, изобразительную, продуктивную деятельности: сочетание обучения и экологического воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание;
5. Системность - принцип системности предполагает преемственность программ, последовательное усвоение знаний, приобретение навыков, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на нем.
6. Непрерывность и преемственность воспитания в семье и ДОУ на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).
Ресурсы, необходимые для запуска проекта :
1. Обеспечение материально-технических условий (оформление группы, музыкального зала);
2. Подбор литературы по теме
3. Подготовка материала для продуктивной деятельности;
4. Подборка подвижных, дидактических игр,
5. Использование мультимедийного комплекса и презентаций к занятиям.
Поэтапный план реализации проекта :
1. Подготовительный этап :
Обсудить вопросы, связанные с проектной деятельностью
- Какие деревья ты знаешь?
- Какое значение они имеют в жизни человека и животных?
- Как правильно использовать лес?
- Какие меры по охране леса вам известны?
2. Основной этап:
• Теоретическая часть: составление плана мероприятий, разработка сценариев, конспектов НОД, бесед и мероприятий.
• Практическая часть:
• Беседы по теме;
• НОД по теме;
• Наблюдения за срезанными ветками березы, тополя, вербы. Зарисовки, в дальнейшим- посадка ростка на участке детского сада.
• Изготовление дидактического пособия
• Сюжетно-ролевая игра: «В гости к лесным жителям»
• Изготовление папки – передвижки для родителей: «Наша планета цветущий сад»
• Акция сбор макулатуры, с участием родителей «Сохрани дерево»
Домашние задания:
• Выставка семейного творчества «Природа и фантазия»(из коряг, веток, спилов, листьев, семян и др.
• Изготовление кормушек вместе с родителями.
• 3. Заключительный этап:
• Развлечение «Лес – наш друг».